Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2025 N 01АП-2148/2025 по делу N А43-21964/2024
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений обязательных требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2025 N 01АП-2148/2025 по делу N А43-21964/2024
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений обязательных требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2025 г. по делу N А43-21964/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2025 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Медвежий угол" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2025 по делу N А43-21964/2024, принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Медвежий угол" (ОГРН 1125260006706, ИНН 5260328508) о признании незаконным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 19.04.2024 N 2403/001-52/335-П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось товарищество собственников жилья "Медвежий угол" (далее - заявитель, ТСЖ "Медвежий угол") с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление) от 19.04.2024 N 2403/001-52/335-П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2025 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Медвежий угол" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2025 по делу N А43-21964/2024 полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Медвежий угол" ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неприменение закона подлежащего применению и неправильное истолкование закона, а также на нарушение процессуальных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ТСЖ "Медвежий угол" указывает, что в установочной части текста решения суд неправильно озвучил и исказил правовую позицию заявителя, указав, что ТСЖ "Медвежий угол" оспаривает ссылку Управления на 123-ФЗ (абз. последний лист 1). Данная трактовка не соответствует позиции ТСЖ, изложенной в иске.
Заявить жалобы настаивает, что правовая позиция ТСЖ "Медвежий угол" состоит в незаконности вынесенного предписания как ненормативного акта, вынесенного с нарушением 123-ФЗ и прав проверяемого лица. Это выражается в понуждении исполнения правовых норм (Гостов, СНиП и т.д.) которые не действовали на момент сдачи в 2007 году проектной документации по дому на утверждение и согласование (в т.ч. с МЧС).
ТСЖ "Медвежий угол" полагает, что предписание как ненормативный акт, основанный на правовых основаниях противоречащих закону не может являться законным и обоснованным. Оспариваемое предписание нарушило интересы ТСЖ "Медвежий угол" в сфере экономической деятельности, так как предъявило к нему ряд заведомо неисполнимых и незаконных требований.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение оставить без изменения.
В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя и ответчика.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 257 -
262,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно
части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (
часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 29.03.2024 N 2403/001-52/335-П/РВП, в период с 08.04.2024 по 19.04.2024 должностными лицами Управления в отношении ТСЖ "Медвежий угол" проведена плановая выездная проверка в связи с включением в ежегодный план проведения плановых проверок на 2024 год, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и официальном сайте ГУМЧС России по Нижегородской области, номер плана в ФГИС ЕРКНМ 2024066856.
В ходе проверки должностным лицом Управления проведен осмотр по месту нахождения ТСЖ "Медвежий угол" и инструментальное обследование, результаты которых отражены в протоколе осмотра от 11.04.2024 и в протоколе инструментального обследования от 11.04.2024.
По результатам проверки должностными лицами надзорного органа составлен акт плановой выездной проверки от 19.04.2024 N 2403/001-52/335-П/АВП, в котором указано на наличие выявленных нарушений
части 4 статьи 4,
части 1 и
3 статьи 6,
части 3 статьи 81,
части 2 статьи 82,
части 4 статьи 83,
пункта 1,
3 и
5 части 1,
части 4,
части 11 статьи 84;
части 1 и
7 статьи 85,
статьи 86,
части 4 статьи 103 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ);
пункта 7.20 СП 7.13130.2013,
пункта 6.6.27,
7.1.3 СП 484.1311500.2020,
пункта 7.1.3 СП 484.1311500.2020, пунктов 5.3.1, 5.3.2 ГОСТ 34442-2018,
пункта 6.4 СП 6.13130.2021,
табл. 2 ГОСТ 31565-2012,
пункт 3.3 СП 3.13130.2009,
пункта 5.1 СП 6.13130.2021,
пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020, пункта 48 табл. 3 СП 486.1311500.20,
пункта 6.4.1 ГОСТ Р 59643-2021,
подпункта "б",
"е" пункта 16,
подпункта "б" пункта 27,
пункта 50 и
52 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно:
1. при имитации сигнала "Пожар" не произошло включение систем противодымной вентиляции (открытие клапанов систем дымоудаления из поэтажных коридоров и подпора воздуха в лифтовые шахты, включение вентиляторов);
2. при имитации сигнала "Пожар" не произошло опускание лифтов на основной посадочный этаж в открытом положении;
3. автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает выдачу инициирующих сигналов управления в систему СКУД, систему инженерно-технического обеспечения здания;
4. система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей не оборудована источником бесперебойного электропитания;
5. кабельные изделия системы пожарной сигнализации не соответствуют требованиям пожарной безопасности;
6. таблички "Выход" находятся в неработоспособном состоянии;
7. при имитации сигнала "Пожар" не происходит включение СОУЭ в поэтажных коридорах 2, 15-17 подъезда N 1 и в подвале;
8. не осуществлена взаимосвязь системы пожарной сигнализации, смонтированной в помещениях мини-отеля "Easy Room", расположенного в этом же здании, с системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на проверяемом объекте. Таким образом, при возникновении пожара в помещениях, не относящихся к объекту, люди не смогут эвакуироваться в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара;
9. отсутствуют ручные пожарные извещатели у эвакуационных выходов;
10. не продемонстрирована надежность электроснабжения СПС путем отключения основного питания и переходом на резервное питание с сохранением функционирования системы в дежурном режиме;
11. в здании не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение;
12. помещения подвала не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
13. допущено размещение мебели и предметов на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, у входов на крышу (1 подъезд - 2,4-10, 14, 17 этажи; 2 подъезд - 3,5,7,16 этажи);
14. допущено использование подвального этажа для организации мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
15. допущено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых уменьшается действие автоматических систем противопожарной защиты - установлены тамбуры в коридорах первого подъезда на 5, 8, 15, 11 этажах, в коридорах второго подъезда на 7, 13, 15 этажах;
16. не организованы испытания внутреннего противопожарного водопровода;
17. руководитель организации не организовал проведение проверок задвижек с электроприводом с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
18. руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами (не хватает 15 рукавов).
По результатам проверки ТСЖ "Медвежий угол" выдано предписание от 19.04.2024 N 2403/001-52/335-П/ПВП об устранении в срок до 03.02.2025 нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Медвежий угол" обратилось в вышестоящий орган в порядке, предусмотренном
пунктом 13 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном и муниципальном контроле в РФ".
Решением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.г. Н.Новгород Красавиным А.В. от 07.08.2024 N ДОК-6839 предписание оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемое предписание является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ТСЖ "Медвежий угол" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования ТСЖ "Медвежий угол" указывает, что при проведении проверочных мероприятий не проводилось согласование времени проверки с техником, обслуживающим систему сигнализации дома, что послужило причиной возникновения ряда необоснованных замечаний, включенных в оспариваемое предписание в качестве нарушений. Должностные лица, проводившие проверку, не обладая информацией относительно установленного в доме оборудования, проводили проверку не корректно.
ТСЖ "Медвежий угол" отмечает, что при проведении проверки сначала в акте проверки, а затем в предписании были выставлены требования к противопожарному оборудованию дома, которые при проведении предыдущих проверок данного объекта сотрудниками МЧС не выставлялись и не озвучивались.
Одним из основных и системных нарушений допущенных Управлением при вынесении оспариваемого предписания заявитель считает ссылку Управления на Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который вступил в действие значительно позже согласования противопожарного оборудования дома и сдачи его в эксплуатацию, в то время как одним из критериев законности требований контрольно-надзорного органа является не только обоснованность, но и исполнимость предписания для хозяйствующего субъекта. Однако ряд требований указанных в предписании являются для заявителя неисполнимыми, поскольку указанные требования должны проводится только в период реконструкции или капитального ремонта здания.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено в соответствии с требованиями
Закона N 248-ФЗ, Закона N 69-ФЗ,
Закона N 123-ФЗ,
СП 7.13130.2013,
СП 484.1311500.2020,
СП 484.1311500.2020,
ГОСТ 34442-2018,
СП 6.13130.2021,
ГОСТ 31565-2012,
СП 3.13130.2009,
СП 6.13130.2021,
СП 1.13130.2020,
СП 486.1311500.20,
ГОСТ Р 59643-2021,
постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", вынесено при наличии законных оснований и не нарушает права и законные интересы ТСЖ "Медвежий угол", поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с
абзацем 12 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются нормами Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ к основаниям для проведения контрольных (надзорных) мероприятий относится наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с
пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Таким образом, в силу указанных норм права плановая выездная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, проведена уполномоченным лицом, с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.
Грубых нарушений при проведении проверки административным органом не допущено.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со
статьями 1,
2 Закона N 69-ФЗ пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательными требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя этот
Закон, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно положениям
статей 37,
38 Закона N 69-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
статья 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (
часть 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В силу
частей 2,
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
В силу
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу
части 3 статьи 6 Закона N 123-ФЗ при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Таким образом, при отсутствии расчетов пожарного риска либо в случае, если пожарный риск превышает допустимые значения, условием соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности будет одновременное выполнение обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом, и требований всех нормативных документов по пожарной безопасности. Расчет пожарного риска не требуется в случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и требований нормативных документов по пожарной безопасности.
В силу
части 3 статьи 81 Закона N 123-ФЗ системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.
В силу
части 2 статьи 82 Закона N 123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
В силу
части 4 статьи 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Согласно
части 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Согласно
части 4 статьи 84 Закона N 123-ФЗ в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
Согласно
части 11 статьи 84 Закона N 123-ФЗ системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно
части 1 и
7 статьи 85 Закона N 123-ФЗ в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей. Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации.
Статья 86 Закона N 123-ФЗ устанавливает следующие требования к внутреннему противопожарному водоснабжению.
Внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
части 4 статьи 103 Закона N 123-ФЗ технические средства автоматических установок пожарной сигнализации должны быть обеспечены бесперебойным электропитанием на время выполнения ими своих функций.
Требования противопожарной безопасности также установлены следующими нормативными документами:
СП 7.13130.2013,
СП 484.1311500.2020,
СП 484.1311500.2020,
ГОСТ 34442-2018,
СП 6.13130.2021,
ГОСТ 31565-2012,
СП 3.13130.2009,
СП 6.13130.2021,
СП 1.13130.2020,
СП 486.1311500.20,
ГОСТ Р 59643-2021,
постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Согласно
пункту 7.20 СП 7.13130.2013 включение оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться автоматически (от автоматической пожарной сигнализации или автоматических установок пожаротушения) и дистанционно (с пульта дежурной смены диспетчерского персонала и от кнопок, установленных у эвакуационных выходов или в пожарных шкафах). Управляемое совместное действие систем регламентируется в зависимости от реальных пожароопасных ситуаций, определяемых местом возникновения пожара в здании - расположением горящего помещения на любом из его этажей. Заданная последовательность действия систем должна обеспечивать опережающее включение вытяжной противодымной вентиляции от 20 до 30 секунд относительно момента запуска приточной противодымной вентиляции. Во всех вариантах требуется отключение систем общеобменной вентиляции и кондиционирования с учетом положений. Необходимое сочетание совместно действующих систем и их суммарную установленную мощность, максимальное значение которой должно соответствовать одному из таких сочетаний, следует определять в зависимости от алгоритма управления противодымной вентиляцией, подлежащего обязательной разработке при проведении расчетов согласно
пункту 7.18.
Согласно
пункту 6.6.27 СП 484.1311500.2020 извещатель пожарный ручной (далее - ИПР) следует устанавливать на путях эвакуации, у выходов из зданий, в вестибюлях, холлах.
ИПР не должны устанавливаться на лестничных клетках, за исключением случаев, когда данные ИПР входят в зону контроля пожарной сигнализации (далее - ЗКПС), в которой формируются сигналы управления системой пожарной автоматики (далее - СПА) и инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта в целом.
Если при проектировании системы пожарной сигнализации (далее - СПС) окончательная планировка помещений не установлена, то максимальное расстояние по прямой линии между любой точкой здания и ближайшим ИПР не должно превышать 30 м.
При наличии окончательной планировки или ее изменения ИПР следует устанавливать на расстоянии, м: не менее 0,75 - от различных предметов, мебели, оборудования; не более 45 - друг от друга внутри зданий; не более 100 - друг от друга вне зданий; не более 30 - от ИПР до выхода из любого помещения.
В местах, где ИПР могут подвергаться случайным или злонамеренным действиям (в жилых домах, зданиях образовательных организаций и др.), рекомендуется применять ИПР класса В или ИПР с откидной прозрачной крышкой, предусмотренной ТД изготовителя ИПР. ИПР следует устанавливать на стенах и конструкциях на высоте (1,5 +- 0,1) м от уровня земли или пола до органа управления (рычага, кнопки и т.п.). Корпус ИПР при углубленном монтаже должен выступать от поверхности монтажа на расстояние не менее 15 мм.
Согласно
пункту 7.1.3 СП 484.1311500.2020 СПС должна обеспечивать выдачу инициирующих сигналов управления в следующие системы (при их наличии): СОУЭ; АУПТ; СПДЗ; СПИ; СКУД; системы инженерно-технического обеспечения зданий, сооружений; АСУ ТП, ПАЗ.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 34442-2018 алгоритм работы лифта после получения сигнала о возникновении пожара в здании заключается в принудительном направлении кабины лифта на назначенный этаж (основной или альтернативный) и обеспечении выхода всех пассажиров из кабины.
Согласно пункту 5.3.2 ГОСТ 34442-2018 после получения сигнала из системы автоматической пожарной сигнализации или от ручного переключателя режима работы лифт выполняет следующий алгоритм работы: a) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения; b) все зарегистрированные ранее приказы и вызовы должны быть аннулированы; c) кнопка открытия дверей и кнопка вызова обслуживающего персонала должны оставаться в рабочем состоянии; d) в кабинах лифтов при поступлении команды на включение режима "Пожарная опасность" должен быть предусмотрен звуковой сигнал о включении режима и необходимости устранить возможные препятствия закрытию дверей. Сигнал должен быть настроен на уровень звука 35 - 65 дБА. Если двери не переходят в закрытое положение более 20 с, устройства, контролирующие наличие препятствия в дверном проеме, которые могут быть подвержены воздействию высокой температуры и/или дыма, должны быть отключены для обеспечения закрывания дверей. Звуковой сигнал выключается при закрытии дверей кабины и шахты в режиме "Пожарная опасность". Во время нахождения лифта в режимах "Ревизия", "Эвакуация пассажиров с использованием привода лифта", а также при срабатывании электрических контактов цепи безопасности при возникновении пожара в здании инициируемый звуковой сигнал информирует обслуживающий персонал о необходимости, если это возможно, перевести лифт в режим "Нормальная работа". Это позволит выполнить команду на включение режима "Пожарная опасность". Звуковой сигнал может быть прекращен после перехода лифта в режим "Пожарная опасность"; e) лифт должен работать следующим образом: 1) находящийся на любом этаже лифт с автоматическим приводом дверей должен закрыть двери и без промежуточных остановок следовать на назначенный этаж; 2) находящийся на любом этаже лифт с открытыми дверями ручного закрывания или с неавтоматическим приводом должен оставаться на этом этаже. Если двери лифта закрыты, лифт должен без промежуточных остановок следовать на назначенный этаж; 3) лифт, движущийся в направлении от назначенного этажа, должен остановиться на ближайшем возможном этаже и без открывания дверей начать движение без промежуточных остановок на назначенный этаж; 4) лифт, движущийся в направлении назначенного этажа, должен продолжать свое движение без промежуточных остановок к назначенному этажу; 5) лифт, остановившийся в результате срабатывания устройства безопасности, должен оставаться неподвижным; 6) находящийся на назначенном этаже лифт с закрытыми дверями кабины и шахты должен открыть двери кабины и шахты, оставаться на этом этаже и не принимать новые команды управления (вызовы и приказы).
В силу
пункта 6.4 СП 6.13130.2021 работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с
ГОСТ 31565 (за исключением электропроводок по 6.3 настоящего свода правил) и способом их прокладки.
В силу
пункта 3.3 СП 3.13130.2009 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже. Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям. В СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
В силу
пункта 5.1 СП 6.13130.2021 электроприемники СПЗ (системы противопожарной защиты) должны относиться к первой категории по надежности электроснабжения, кроме электроприемников СПЗ, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, для которых должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
На основании
пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение.
В силу
пункта 6.4.1 ГОСТ Р 59643-2021 регламент технического обслуживания ВПВ разрабатывается специализированной организацией.
При внешнем осмотре определяется техническое состояние ВПВ отдельных технических средств по внешним признакам (надежность крепления технических средств, отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на наружных поверхностях, состояние лакокрасочного покрытия, сохранность пломб и т.п.). При инструментальном контроле определяется техническое состояние ВПВ и отдельных технических средств измерительными средствами, номенклатура которых установлена соответствующей документацией (по давлению, расходу и т.п.). При проверке работоспособности ВПВ и отдельных технических средств определяется работоспособны они или неработоспособны, исправны или неисправны путем контроля выполнения ими части или всех свойственных им функций, определенных назначением. Проверку работоспособности ВПВ и их технических средств целесообразно проводить после ремонта или технического освидетельствования ВПВ.
Ремонт и замену изношенных и неработоспособных деталей, смену прокладок и сальников, переборку задвижек и кранов выполняют согласно плану-графику проведения регламентных работ и по мере необходимости. Все повреждения технических средств ВПВ, которые могут повлиять на надежность работы ВПВ, устраняют незамедлительно.
При проведении ремонтных работ в помещении, в котором смонтированы технические средства ВПВ, эти технические средства должны быть защищены от попадания на них штукатурки и краски, обнаруженные после ремонта на технических средствах следы краски и раствора должны быть удалены. Не допускается подвешивать на трубопроводы ВПВ какое-либо оборудование или изделия. Для обслуживания ВПВ должны привлекаться специализированные организации.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1479).
В соответствии с
подпунктами "б" и
"е" пункта 16 Постановления N 1479 на объектах защиты запрещается: использовать чердаки, технические, подвальные, подземные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности; проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций, оборудования и других предметов, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода).
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 27 Постановления N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир.
Согласно
пункту 50 Постановления N 1479 руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному клапану пожарного крана и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы их фиксации в закрытом положении.
Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
Согласно
пункту 52 Постановления N 1479 руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств, а также пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в ходе проверки, требования указанных нормативных актов при эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 165, к. 9, ТСЖ "Медвежий угол" не соблюдены.
Факт допущенных ТСЖ "Медвежий угол" нарушений требований пожарной безопасности установлен Управлением в результате проведенной проверки и подтверждается актом проверки от 19.04.2024 N 2403/001-52/335-П/АВП.
Обнаружив в результате проведения проверки нарушения требований пожарной безопасности, административный орган в силу требований
пункта 5 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ обязан был выдать ТСЖ "Медвежий угол" предписание об их устранении.
Довод заявителя об отсутствии согласования времени проведения проверки с техником, обслуживающим систему сигнализации дома, которое послужило причиной возникновения ряда необоснованных замечаний, включенных в оспариваемое предписание в качестве нарушений судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку о проведении проверки ТСЖ "Медвежий угол" было уведомлено заблаговременно до даты проведения проверки (11.04.2024), что следует из решения о проведении проверки от 29.03.2024 с которым председатель ТСЖ "Медвежий угол" Никулин Е.В. был ознакомлен 04.04.2024, о чем имеется подпись Никулина Е.В. на решении о проведении проверки. Соответственно, ТСЖ "Медвежий угол" имело возможность обеспечить при проведении проверки присутствие необходимых, по его мнению, специалистов.
Довод заявителя относительно включения ряда нарушений требований пожарной безопасности, касающихся противопожарного оборудования дома, в акт проверки и предписание, которые по итогам предыдущих проверок в отношении ТСЖ "Медвежий угол" не выявлялись судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен в силу следующего.
В силу
пункта 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Таким образом, все нарушения, выявленные при проведении контрольно-надзорного мероприятия отражаются в итоговых документах (акте проверки, предписании) вне зависимости от того указывались ли данные мероприятия в итоговых документах при ранее проведенных проверках или нет.
Заявитель полагает необоснованной ссылку Управления в оспариваемом предписании на Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", отмечая, что указанный
закон вступил в действие значительно позже согласования противопожарного оборудования дома и сдачи его в эксплуатацию.
Однако выявленные нарушения пожарной безопасности обоснованы ссылками на нормативно - правовые акты и нормативными документами по пожарной безопасности, которые не устанавливают более высокие требования, чем требования действовавшие до даты вступления в силу соответствующих положений
Закона N 123-ФЗ, что соответствует
части 4 статьи 4 указанного закона. Кроме того, характер нарушений выявленных в ходе проверки не свидетельствует о том, что для их устранения необходимо проведение реконструкции либо капитального ремонта здания.
Кроме того, заявить жалобы настаивает, что правовая позиция ТСЖ "Медвежий угол" состоит в незаконности вынесенного предписания как ненормативного акта, вынесенного с нарушением
123-ФЗ и прав проверяемого лица. Это выражается в понуждении исполнения правовых норм (Гостов, СНиП и т.д.) которые не действовали на момент сдачи в 2007 году проектной документации по дому на утверждение и согласование (в т.ч. с МЧС).
Между тем, в пункте 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В этом случае
частью 5 статьи 6 и
частью 7 статьи 64 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со
статьей 64 настоящего закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности не позднее одного года после дня вступления названного
Закона в силу.
Следовательно, требования
Закона N 123-ФЗ в рассматриваемом случае подлежат применению, поскольку дальнейшая эксплуатация рассматриваемых объектов, зданий (сооружений) в случае несоблюдения вновь установленных требований может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Таким образом, довод ТСЖ "Медвежий угол" о понуждении исполнения правовых норм (Гостов, СНиП и т.д.) которые не действовали на момент сдачи в 2007 году проектной документации по дому на утверждение и согласование отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку дальнейшая эксплуатация принадлежащих ТСЖ "Медвежий угол" помещений с нарушениями пожарной безопасности свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей, причинение существенного материального ущерба вследствие возможного возникновения пожара, выполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности, является обязательным.
При изложенных обстоятельствах, вопреки доводам ТСЖ "Медвежий угол" об обратном, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае предписание является законным и обоснованным, не нарушает законные права и интересы заявителя, что, в соответствии с
частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Все доводы ТСЖ "Медвежий угол", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 30.08.2017 N 305-КГ17-1113 указал, что неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом и не учтено при принятии судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с
частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 176,
266,
267,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2025 по делу N А43-21964/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Медвежий угол" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Н.КАСТАЛЬСКАЯ
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА