Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2025 N Ф02-1304/2025 по делу N А19-13187/2024
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу было отказано в выдаче разрешения на использование земель для соответствующих целей в связи с отсутствием проекта рекультивации земель.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подготовка проекта рекультивации не требовалась на стадии получения разрешения и этот документ не входит в перечень документации, предоставляемой в соответствии с нормами действующего законодательства.


Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2025 N Ф02-1304/2025 по делу N А19-13187/2024
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу было отказано в выдаче разрешения на использование земель для соответствующих целей в связи с отсутствием проекта рекультивации земель.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подготовка проекта рекультивации не требовалась на стадии получения разрешения и этот документ не входит в перечень документации, предоставляемой в соответствии с нормами действующего законодательства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2025 г. N Ф02-1304/2025
Дело N А19-13187/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2025 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Кушнаревой Н.П., Фирсова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2025 года по делу N А19-13187/2024 Арбитражного суда Иркутской области,
установил:
акционерное общество "Национальная башенная компания" (далее - истец, АО "Национальная башенная компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения от 22.05.2024 N 28-5062юр-исх/24.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Четвертый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28 февраля 2025 года решение суда первой инстанции отменил и принял новый судебный акт. Суд признал незаконным решение Министерства, выраженное в письме от 22.05.2024 N 28-5062юр-исх/24, на Министерство возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов АО "Национальная башенная компания".
Не согласившись с постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении требований АО "Национальная Башенная компания".
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции не учел, что размещение антенно-мачтового сооружения приведет к нарушению требований пожарной безопасности, положения законодательства применены неверно. Установка антенно-мачтового сооружения приведет к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах испрашиваемых земель, что потребует проведения рекультивации земель сельскохозяйственного назначения. При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание характер проведения работ, предоставление проекта рекультивации является обязательным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 апреля 2025 года Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа объявлен перерыв до 15.05.2025, информация о чем была своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Национальная башенная компания" 22.04.2024 обратилось в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 38:06:152301:ЗУ1, площадью 9 кв. м, расположенный по адресу (ориентир местоположения): Иркутская область, Иркутский район, 40 м северо-западнее ориентира по адресу Иркутская область, Иркутский район, д. Новогрудинина, дачное некоммерческое товарищество "Завидово", Средний проезд, участок N 3, для размещения линии связи, линейно-кабельного сооружения связи и иного сооружения связи, линейно-кабельного сооружения связи и иного сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на срок 5 лет.
Министерство, рассмотрев указанное заявление общества, письмом 22.05.2024 N 28-5062юр-исх/24 отказало в выдаче разрешения на использование земель для соответствующих целей.
В качестве основания отказа Министерство указало на то обстоятельство, что обществом при обращении за получением разрешения не представлен проект рекультивации испрашиваемого земельного участка, а также в нарушение пункта 4.14 СП 4.13130.2013, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 испрашиваемые земли находятся в границах 15-метрового противопожарного расстояния до лесных насаждений.
Ссылаясь на то, что отказ Министерства от 22.05.2024 N 28-5062юр-исх/24 не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, АО "Национальная башенная компания" обратилось в арбитражный суд иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому проект рекультивации испрашиваемого АО "Национальная башенная компания" земельного участка при обращении в Министерство является обязательным. Кроме того, по итогам рассмотрения спора суд первой инстанции счел, что в случае размещения антенно-мачтового сооружения будут нарушены требования противопожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, принял новый судебный акт, которым признал недействительным решение Министерства, изложенное в письме от 22.05.2024 N 28-5062юр-исх/24.
По итогам повторного рассмотрения дела суд апелляционной инстанции указал, что абзацем 5 пункта 4.14 СП 4.13130.2013 предусмотрена специальная норма в отношении линейного объекта, которым является антенно-мачтовое сооружение, т.е. базовая станция сотовой связи. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения следовало руководствоваться требованиями раздела 6 СП 4.13130.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования пункта 2 статьи 78 Земельному кодексу Российской Федерации в части необходимости составление проекта рекультивации, относится лишь к случаям предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения и установления в отношении него сервитута.
Поскольку АО "Национальная башенная компания" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 38:06:152301:ЗУ1, площадью 9 кв. м в специальном порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без предоставления соответствующего земельного участка и установления сервитута, суд апелляционной инстанции счел, что установленные действующим законодательством требования о необходимости подготовки проекта рекультивации участка в настоящем случае не применяются.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 2 и 3.1 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
Пунктом 11 Перечня объектов предусмотрено размещение без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута линейно-кабельных и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На территории Иркутской области нормативным актом, регулирующим условия и порядок размещения объектов, перечень которых утвержден Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, является Положение о порядке и условиях размещения объектов, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 05.06.2015 N 271-пп (далее - Положение N 271-пп).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 271-пп размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на территории Иркутской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объекта (ов), выданного исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками.
Перечень обязательных реквизитов и сведений, подлежащих указанию, приведены в пункте 9 Положения N 271-пп. Перечень прилагаемых документов определен в пунктах 10 и 11 названного нормативного акта.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что общество обратилось в Министерство с целью получения разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 38:06:152301:ЗУ1, площадью 9 кв. м для размещения на соответствующем участке антенно-мачтового сооружения сотовой связи.
Делая вывод о незаконности отказа Министерства в части ссылок на нарушение требований пожарной безопасности при размещении названного объекта на соответствующем земельном участке, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что абзацем 5 пункта 4.14 СП 4.13130.2013 предусмотрена специальная норма в отношении линейного объекта, которым является антенно-мачтовое сооружение.
Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что объекты связи отнесены к производственным объектам, в отношении которых определение противопожарных расстояний до лесных насаждений осуществляется в соответствии с абзацем пятым пункта 4.14 СП 4.13130 и требованиями раздела 6 СП 4.13130, которым таковые установлены применительно производственным объекта.
Согласно указанной норме, при определении противопожарных расстояний до лесных насаждений от объектов производственного назначения, автозаправочных станций, энергообъектов и объектов нефтегазовой индустрии, объектов транспортной инфраструктуры и линейных объектов, особо опасных, технически сложных объектов, а также объектов, размещаемых в лесах, следует руководствоваться требованиями раздела 6, СП 155.13130 и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
В настоящем деле применительно к размещению линейного объекта следовало руководствоваться требованиями раздела 6 СП 4.13130, в то время как Министерство при рассмотрении заявления применило абзац 6 пункта 4.14 СП 4.13130.2013, который предусматривает, что противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.
По итогам оценки фактических обстоятельств спора суд апелляционной инстанции пришел к выводу том, что при анализе представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории размещение объекта по указанным в заявлении координатам его место размещения невозможно соотнести с расположением в границах 15-метрового противопожарного расстояния до лесных насаждений. Также не представляется возможным не только установить само расстояние, но и состав лесного массива (хвойные, лиственные или смешанные породы), имеющий значение для определения расстояния.
Более того, антенно-мачтовые сооружения сотовой связи отнесены к числу объектов, размещение которых в силу своих характеристик допускается в лесах в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
Таким образом, позиция суда апелляционной инстанции о неправомерности отказа по основаниям несоблюдения заявителем требований противопожарной безопасности при обращении с заявлением о выдаче разрешения, является правильной. При этом доводы заявителя кассационной жалобы относительной неправильной оценки судом апелляционной инстанции представленных доказательств не могут быть приняты во внимание, поскольку выходят за рамки полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции.
Между тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда о том, что выдача разрешения на размещения объекта в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и Положением N 271-пп, не предполагает подготовку проекта рекультивации земельного участка.
По итогам оценки обстоятельств спора судами установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в подпунктах 1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Отсутствие указаний в приведенной норме на возможность размещения соответствующих объектов на основании разрешения, выданного с учетом положений постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, по мнению судам кассационной инстанции, само по себе в рассматриваемом случае не исключает необходимости подготовки проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пояснительной запиской площадь земельного участка обосновывается проектной документацией и конструктивными характеристиками планируемого к размещению сооружения. Установка антенно-мачтового сооружения предполагает ее заглубление в землю не глубину 4,2 метра (опоры устанавливаются фланцевой частью на заранее установленный и забетонированный в грунт фундамент с металлическим анкерным соединительным элементом D = 1500 мм).
Характеристики соответствующего сооружения, а также особенности его установки по существу предполагают повреждение плодородного слоя почвы в границах испрашиваемого земельного участка.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель регулируется Правилами проведения рекультивации и консервации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правила от 10.07.2018 N 800).
Пунктом 3 Правил от 10.07.2018 N 800 предусмотрено, что обязанность по разработке проекта рекультивации земель и рекультивации земель подлежит исполнению не только правообладателями земельных участков, но и лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, чья деятельность привела к деградации земель.
Пунктом 6 Положения N 271-пп также предусмотрена обязанность привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, а также выполнить необходимые работы по рекультивации для лиц, которые используют земли и земельные участки на основании разрешения, если их деятельность привела к уничтожению или порче плодородного слоя почвы.
Таким образом, обязанность по подготовке проекта рекультивации земель для лиц, использующих земельный участок на основании соответствующего разрешения на использование или размещения объекта (ов), в случаях, когда такое использование приводит к уничтожению или порче плодородного слоя почвы, прямо установлена действующим законодательством.
В то же самое время пунктом 26 Правил от 10.07.2018 N 800 предусмотрено, что лица, использующие земельный участок на основании соответствующего разрешения на использование земель или размещения объекта, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением на основании которого используются земли или земельный участок, а в случае, если указанным документом этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Кроме того, в соответствии с пунктом "д" пункта 14 Положения N 271-пп в качестве необходимых реквизитов решения на использование земель или размещение объекта является указание на обязанность лиц, получивших соответствующее решение, привести земли в пригодное состояние, выполнить работы по рекультивации, если размещение объекта привело к порче или уничтожению плодородного слоя почвы.
В то же самое время из положений пункта 26 Правил от 10.07.2018 N 800, пункта "д" пункта 14 Положения N 271-пп следует, что проект рекультивации земель подлежит разработке и утверждению после выдачи разрешения на использование земель или размещение объекта, как основания для начала осуществления хозяйственной деятельности.
Поскольку подготовка проекта рекультивации не требовалась на стадии получения разрешения, а этот документ не входит в перечень документации, предоставляемой в соответствии с пунктами 10, 11 Положения N 271-пп, отказ в выдаче разрешения на указанном этапе по основанию, связанному с его отсутствием, не может быть признан правильным.
Принимая во внимание, что выводы суда апелляционной инстанции, признавшего недействительным обжалуемый отказ, являются по существу правильными, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2025 года по делу N А19-13187/2024 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Д.ДАМБАРОВ
Судьи
Н.П.КУШНАРЕВА
А.Д.ФИРСОВ