Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.04.2025 по делу N 88-11655/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тульского областного суда от 27.11.2024 N 33-3797/2024 (УИД 71RS0029-01-2023-004325-26)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании невыплаченной ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности.
Обстоятельства: Во время чистки оружия после учебных стрельб сотрудница отдела по конвоированию УФСИН произвела случайный выстрел, вследствие чего истец получил сквозное огнестрельное ранение правого плеча. При этом ответчиком истцу не было разъяснено его право на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Тульского областного суда от 27.11.2024 N 33-3797/2024 (УИД 71RS0029-01-2023-004325-26)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании невыплаченной ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности.
Обстоятельства: Во время чистки оружия после учебных стрельб сотрудница отдела по конвоированию УФСИН произвела случайный выстрел, вследствие чего истец получил сквозное огнестрельное ранение правого плеча. При этом ответчиком истцу не было разъяснено его право на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание

Утверждение в доводах апелляционной жалобы о том, что социальные гарантии сотрудника уголовно-исполнительной системы доводились К.А. во время прохождения начального профессионального образования и в рамках служебно-боевой подготовки не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, таких доказательств не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции. Представленные документы личного дела К.А. совершенно не информативны в этом плане и не подтверждают доводов апелляционной жалобы. По результатам служебной проверки также не доведено до сведения К.А., полагающиеся ему меры социальной поддержки, в том числе, и после вступления в силу Федеральный закон N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", о чем свидетельствуют документы его личного и пенсионного дела, имеющиеся в материалах настоящего гражданского дела

ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2024 г. N 33-3797/2024
Дело N 2-284/2024
Судья Наумова Т.К.
71RS0029-01-2023-004325-26
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Алдошиной В.В., Крымской С.В.,
участием прокурора Тульской областной прокуратуры Чебоксаровой О.В.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-284/2024 по апелляционной жалобе Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области, апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2024 года по иску К.А. к жалобе Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области о взыскании не выплаченной ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
К.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Тульской области о взыскании не выплаченной ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности в размере 946150 руб. 26 коп.
В обоснование исковых требований указал, что, работая в подразделении ФСИН России по Тульской области, в период прохождения службы получил военную травму, в связи с чем установлена третья группа инвалидности.
С 19.01.2010 года он получает пенсию по инвалидности, размер пенсии на настоящее время 13118 рублей 42 копейки.
Сотрудником, отвечающим за назначении пенсии, ему не было разъяснено, что ему положена ежемесячная денежная компенсация ввиду установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с исполнением служебных обязанностей, на основании ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудника некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В начале 2023 года он случайно узнал о том, что ему положена еще и ежемесячная денежная компенсация.
Обратившись с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации, в том числе и за прошлое время, с марта 2023 года ЕДК назначена в сумме 7755 рублей 33 коп., за прошлое время не выплачена.
Между тем, в соответствии с п. 21, действовавшим на момент его выхода на пенсию по инвалидности, Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной вышеуказанным приказом Минюста РФ N от 28.10.2005 года, при назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, приведшей к досрочному увольнению по службе, по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью.
В соответствии с приказом УФСИН России по Тульской области от 07.05.2010 N, ему было выплачено только единовременное пособие. О необходимости написания и подачи заявления о ежемесячной выплате сумм в возмещении ущерба здоровью он не был проинформирован и уведомлен сотрудниками УФСИН России по Тульской области. Самостоятельно сбором и оформление документов для выплаты ежемесячной компенсации кадровое подразделение так же не занималось.
Все его координаты в отделе кадров имелись, телефоны так же имелись. Никакие письма или звонки ему не поступали, его никто не вызывал в управление ФСИН по Тульской области.
За период, с 1 января 2013 года по 28 февраля 2023 года он недополучил 946150 рублей 26 коп. ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности вследствие военной травмы.
Просил взыскать с УФСИН по Тульской области сумму выплаты ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности вследствие военной травмы за период с 01.01.2013 г. по 28.02.2023 г. в размере 946 150 руб. 26 коп.
В судебном заседании суда первой инстанции К.А. исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ФСИН России, УФСИН по Тульской области по доверенности К.К. в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований К.А. просила отказать, обращала внимание пропуск истцом срока исковой давности.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2024 исковые требования К.А. удовлетворены частично; суд взыскал с УФСИН России по Тульской области в пользу К.А. сумму ежемесячной денежной компенсации ввиду установления инвалидности вследствие военной травмы за период с 01.01.2013 по 28.02.2023 в размере 593 526 руб. 32 коп.; в удовлетворении остальной части исковых требований К.А. отказано; с УФСИН России по Тульской области взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования город Тула в сумме 9 135 руб. 26 коп.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Тульской области просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Тулы просит решение суда отменить в части взыскания с УФСИН России по Тульской области государственной пошлины в доход муниципального образования г. Тула в сумме 9135 руб. 26 коп., полагая в этой части решение постановленным с нарушением норм права.
Проверив и изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца К.А., представителя УФСИН России по Тульской области по доверенности Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Чебоксаровой О.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.А., прапорщик внутренней службы, с 20 августа 2007 проходил службу в уголовно-исполнительной системе, в должности водителя-сотрудника автомобильной службы отдела по конвоированию УФСИН.
1 декабря 2008 во время чистки оружия после учебных стрельб сотрудница отдела по конвоированию УФСИН произвела случайный выстрел, вследствие чего К.А. получил сквозное огнестрельное ранение правого плеча.
Служебной проверкой, утвержденной начальником УФСИН России по Тульской области 22 декабря 2008, установлено, что ранение прапорщиком внутренней службы К.А. получено при исполнении служебных обязанностей.
26 октября 2009 ВВК УФСИН России по Тульской области (свидетельство о болезни N было установлено получение К.А. военной травмы. К.А. признан не годным к военной службе, нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава органа УИС.
Приказом УФСИН России по Тульской области от 15 января 2010 N прапорщик внутренней службы К.А., водитель-сотрудник 2 класса автомобильной службы отдела конвоирования уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. "Ж" (по болезни) с 18 января 2010.
Выслуга лет по состоянию на 18 января 2010 в календарном исчислении - 5 лет 9 мес. 13 дней, для выплаты единовременного пособия 4 года 6 мес. 11 дней.
В соответствии с приказом Министерства юстиции от 28 октября 2005 N "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы или его близких", в редакции действовавшей на момент увольнения К.А., приказом УФСИН России по Тульской области от 7 мая 2010 N, К.А. выплачено единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания в размере 291 720 руб.
С 19 января 2010 К.А. получает пенсию по инвалидности в размере 13 118,42 руб.
12 апреля 2013 К.А. повторно установлена третья группа инвалидности по причине "военная травма" бессрочно. Причина пропуска срока, переосвидетельствования за период с 01.04.2013 г. по 11.04.2013 г. признана уважительной.
Документ о первичном установлении инвалидности истцом утерян.
Комплексная судебно-медицинская экспертиза с привлечением эксперта медико-социальной экспертизы на предмет определения в процентах стойкой утраты общей трудоспособности истца не проводилась.
1 марта 2023 К.А. обратился в УФСИН России по Тульской области с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в связи с установлением 3-ей группы инвалидности вследствие военной травмы при исполнении служебных обязанностей, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы.
Решением комиссии по вопросам выплат пособий и денежных компенсаций УФСИН России по Тульской области (протокол от 21.03.2023 г. N) принято решение о выплате ежемесячной денежной компенсации К.А. с даты обращения с заявления, с 1 марта 2023 в размере 7755,33 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 34.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 199N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции от 03.12.2011 года) в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанный закон регулирует в числе прочих, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с п. 5 ст. 12 вышеуказанного закона, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Пунктом 2 вводной части Приказа ФСИН Минюста Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 439 "Об утверждении правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей" установлено, что выплаты, предусмотренные Правилами, производить с 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 23 вышеназванных Правил, состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 по 31 декабря 2012 включительно, выплата ежемесячной денежной компенсации которым назначена и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012, с коэффициентом 1,55.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу положений ч. 1 ст. 43 вышеназванного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 данного Закона указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01 января 2012 года в размере 54 процентов, и, начиная с 01 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 1 января 2013 года составляет 56,0 процента, а с 1 октября 2013 года - 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия.
Из приведенного выше следует, что для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в период с 18 апреля 1991 года по 01 января 2012 года, размер утраченного денежного довольствия определяется с 01 января 2012 исходя из денежного довольствия, учитываемого в размере 54%, с 01 января 2013 года в размере 56%, а с 01 октября 2013 года в размере 58,05%.
Изучив личное дело пенсионера УФСИН К.А., исходя из положений вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что К.А. имеет право на ежемесячную выплату возмещения вреда причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей с 1 января 2013, а ответчик обязан назначить и производить указанную выплату в порядке, предусмотренном Правилами выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что истец был своевременно проинформирован и уведомлен сотрудниками УФСИН России по Тульской области о необходимости своевременного написания и подачи заявления о ежемесячной выплате сумм в возмещения вреда здоровью.
Самостоятельным сбором и оформлением документов для выплаты истцу ежемесячной компенсации ответчик также не занимался.
Права истца были нарушены на протяжении 13 лет, в течение которых ему не выплачивалась положенная по закону денежная компенсация.
При установленных, по настоящему делу обстоятельствах, поскольку ответчиком истцу не было разъяснено его право на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании за весь период нарушенного права истца, определив к взысканию с ответчика в пользу К.А. за период с 1 января 2013 по марта 2023 - 593 526,32 руб.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановленное судом первой инстанции решение проверяется судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления.
Апелляционная жалоба УФСИН России по Тульской области содержит довод о том, что суд неправильно оценил представленные доказательства в части разъяснения К.А. порядка сбора и оформления документов для получения ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, и довод о неправомерности взыскания с ответчика государственной пошлины.
Судебная коллегия проверяет апелляционную жалобу УФСИН России по Тульской области именно по этим доводам, не входя в обсуждение и проверку иных выводов суда первой инстанции, поскольку дополнительная апелляционная жалоба от ответчика не поступила, и представитель УФСИН России по Тульской области в суде апелляционной инстанции подтвердила, что решение суда первой инстанции обжалуется именно по этим двум доводам.
Довод апелляционной жалобы о неправильной оценке действий ответчика по разъяснению положений о порядке сбора и оформления документов по возмещению вреда здоровью, тщательно проверялся судом первой инстанции.
Утверждение в доводах апелляционной жалобы о том, что социальные гарантии сотрудника уголовно-исполнительной системы доводились К.А. во время прохождения начального профессионального образования и в рамках служебно-боевой подготовки не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, таких доказательств не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции. Представленные документы личного дела К.А. совершенно не информативны в этом плане и не подтверждают доводов апелляционной жалобы. По результатам служебной проверки также не доведено до сведения К.А., полагающиеся ему меры социальной поддержки, в том числе, и после вступления в силу Федеральный закон N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", о чем свидетельствуют документы его личного и пенсионного дела, имеющиеся в материалах настоящего гражданского дела.
Довод апелляционной жалобы и апелляционного представления относительно взыскания с УФСИН России по Тульской области государственной пошлины заслуживает внимания.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.
В этой связи на УФСИН России по Тульской области при осуществлении государственных функций распространяются положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в том случае, если оно в возникшем споре выполняет отдельные функции государственного органа.
Из материалов дела следует, что УФСИН России по Тульской области в возникшем с истцом споре выполняло функции государственного органа, а не выступало как учреждение, действующее от своего имени и в своем интересе.
Таким образом, на УФСИН России по Тульской области распространяются предусмотренные в пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ льготы по оплате государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, решение Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2024 подлежит отмене в части взыскания с УФСИН России по Тульской области государственной пошлины в доход муниципального образования г. Тула, а в обжалуемой части в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области в части доводов относительно государственной пошлины удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2024 в части взыскания с Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области государственной пошлины в доход муниципального образования город Тула в сумме 9 135 рублей 26 копеек - отменить, в остальной обжалуемой части решение Центрального районного суда г. Тулы от 13 марта 2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 декабря 2024 года