Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2024 по делу N 88-5882/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 31.01.2024 N 33-3-854/2024 (УИД 26RS0019-01-2023-001034-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 31.01.2024 N 33-3-854/2024 (УИД 26RS0019-01-2023-001034-11)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2024 г. N 33-3-854/2024
Дело N 2-853/2023
УИД 26RS0019-01-2023-001034-11
Судья р/с Миронюк С.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Савина А.Н.,
судей: Кононовой Л.И., Загорской О.В.,
при секретаре судебного заседания Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - М.
на решение Курского районного суда Ставропольского края от 26 сентября 2023 года
по исковому заявлению К. ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении периодов работы в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
установила:
К. обратился в суд с данным иском, в котором просил признать решение Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 6 июня 2023 года N 75 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости К. незаконным; обязать Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в стаж его работы согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости за периоды работы: с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года, с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года в должности диспетчера караула Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России; с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края, а также обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
В обоснование исковых требований указал, что 2 июня 2023 года, при возникновении права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", К. обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю за досрочным назначением страховой пенсии по старости, в чем ему было отказано.
В решении об отказе ответчик указал, что в сведениях, представленных работодателем спорный период работы отражен без кода особых условий труда, а также сослался, что с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в период его работы по профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края, пожарная часть не входила в структуру МЧС России, а находилась в подчинении субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
С решением ответчика истец не согласен, поскольку факт его работы в период с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года, с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года в должности диспетчера Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России документально подтвержден, поскольку должность "диспетчера пожарной связи" подпадает в список должностей утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 437. Занимаемая им в указанный период должность "диспетчера караула" соответствовала обязанностям "диспетчера пожарной связи".
Также истец указал, что ненадлежащее исполнение со стороны работодателя своих обязанностей по предоставлению в отношении него индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом особых условий труда не является виной работника и не может нарушать его право на включение периода работы в специальный трудовой стаж.
Обжалуемым решением Курского районного суда Ставропольского края от 26 сентября 2023 года исковые требования К. удовлетворены:
признано незаконным решение Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 6 июня 2023 года N 75 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости К.
Этим же решением суда на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю возложена обязанность включить в стаж работы К., дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальный трудовой стаж, периоды работы:
с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года, с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года в должности диспетчера караула Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России;
с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края.
Суд так же возложил на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность назначить К., досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его обращения, со 2 июня 2023 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает, что суд первой инстанции не дал должной оценки всем существенным и юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, в связи с чем, в соответствии со
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие стороны ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца К., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что К. 2 июня 2023 года обратился в отделение пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначением страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю N 75 от 6 июня 2023 года К. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа соответствующих видах работ (не менее 25 лет).
В требуемый стаж работы ответчиком не были засчитаны следующие периоды работы истца: с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года и с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года в должности диспетчера караула Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России, поскольку Списком N 437 должность диспетчера караула не предусмотрена, документально не подтверждено, что обязанности диспетчера караула полностью соответствуют обязанностям диспетчера пожарной связи, а также в сведениях, представленных работодателем период работы отражен без кода особых условий труда; с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края, поскольку в указанный период пожарная часть не входила в структуру МЧС России, а находилась в подчинении субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Таким образом, пенсионный орган пришел к выводу, что страховой стаж истца составляет 33 года 6 месяцев 18 дней, а согласно
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" стаж составляет 22 года 9 месяцев 11 дней, при требуемом 25 лет.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что занимаемые истцом в спорные периоды работы в данной организации должности: диспетчера караула и пожарного, подпадают под соответствующий Список должностей утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, в связи с чем, подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, так как им осуществлялась трудовая деятельность в отряде профессиональной пожарной охраны относящейся к Государственной службе Министерства внутренних дел РФ.
Согласно
статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права
(пункт 2).
Из разъяснений, изложенных в
пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что в соответствии с
частями 1,
2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверить решение суда в полном объеме, если обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими частями решения.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует по следующим основаниям.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находя их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и постановленными при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на день обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в
пункте 18 части 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального
закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Частями 2,
3 и
4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального
закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, в соответствии с
подпунктом "л" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 (далее - Список от 18 июня 2002 года N 437).
Данным Списком от 18 июня 2002 года N 437 поименованы должности: "пожарный", "начальники караула пожарной части" и "диспетчеры пожарной связи".
Указанные должности были так же поименованы и в ранее действовавшем Перечне оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы на указанных должностях не менее 25 лет, утвержденном
Приказом МВД РФ от 27 июля 2001 года N 696 (далее по тексту - Перечень от 27 июля 2001 года N 696).
Кроме Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в
пункте 15 постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным
законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается
(абзац 2).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета
(абзац 3).
В
абзаце 5 пункта 15 данного постановления так же разъяснено, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в
статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Данное правило непосредственно закреплено в
пункте 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (
пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Из положений
статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Кроме того Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно
пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствует информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в
пунктах 11 -
17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
После 1 января 1992 года необходимо подтверждение занятости в течение полного рабочего дня.
Документами, подтверждающими льготный характер работы, могут быть: выписка из индивидуального лицевого счета, табели учета рабочего времени, уточняющие справки работодателя, личная карточка формы Т-2, лицевые счета, штатные расписания, другие документы, из которых усматривается льготный характер работы.
В соответствии со
статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В трудовой книжке истца К. содержатся сведения о его переводе в связи с изменением штатного расписания с пожарного на должность диспетчера караула с 3 декабря 1999 года Пожарной части N 44, с которой он был уволен по собственному желанию с 28 апреля 2001 года, приеме его на работу с 24 августа 2001 года пожарным Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России и его переводе пожарным, освободив от должности диспетчера с 1 июня 2003 года, а с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года его работы в профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края.
Из архивной справки от 18 октября 2022 года N 1-28-91 следует, что приказом начальника Пожарной части N 44 от 3 декабря 1999 года N 118 пожарного ПЧ-44 К. переведен на должность диспетчера караула N 3 в связи с изменением штатного расписания; приказом начальника Пожарной части N 44 от 12 декабря 1999 года N 121 пожарному ПЧ-44 К. предоставлен трудовой отпуск на 24 рабочих дня с 12 декабря 1999 года за период с 17 ноября 1998 года по 17 ноября 1999 года; приказом начальника Пожарной части N 44 от 28 августа 2002 года N 56 диспетчеру ПЧ-44 К. предоставлен трудовой отпуск на 28 календарных дней с 28 августа 2002 года за период с 24 августа 2002 года по 24 сентября 2002 года; приказом начальника Пожарной части N 44 от 19 мая 2003 года N 32 К. переведен пожарным, освобожден от должности диспетчера с 1 июня 2003 года.
Таким образом, согласно представленных доказательств в спорный период: с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года и с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года истец К. занимал должность диспетчера караула Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России, то есть не поименованную вышеуказанными Списком от 18 июня 2002 года N 437 и Перечнем от 27 июля 2001 года N 696, при этом в сведениях, представленных работодателем, данный период работы отражен без кода особых условий труда.
Согласно представленного суду первой инстанции вступившего в законную силу решения Курского районного суда Ставропольского края от 4 июля 2016 года в данный период поименованную Списком от 18 июня 2002 года N 437 и Перечнем от 27 июля 2001 года N 696 должность "начальник караула" указанной пожарной части занимало иное лицо.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К. подтвердил, что он в данные спорные периоды 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года и с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года работал именно в карауле данной пожарной части, выполняя так же функции пожарника. Вместе с тем из вышеуказанных письменных доказательств следует, что на основании приказа начальника Пожарной части N 44 от 3 декабря 1999 года N 118 К. был переведен с пожарного на должность диспетчера караула с 3 декабря 1999 года, что отражено в его трудовой книжке и ему предоставлялся в данный период трудовой отпуск именно как диспетчеру караула, а приказом начальника Пожарной части N 44 от 19 мая 2003 года освобожден от должности диспетчера с 1 июня 2003 года.
Доказательств, что в спорный период: с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года и с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года истец К. занимал поименованную Списком от 18 июня 2002 года N 437 и Перечнем от 27 июля 2001 года N 696 должность "диспетчера пожарной связи" материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что занимаемая истцом К. в указанный период времени должность "диспетчера караула" соответствовала обязанностям "диспетчера пожарной связи", нельзя признать законными и обоснованными. Кроме того, в данном случае суд не учел, что согласно
пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и вышеуказанных разъяснений
абзаца 2 пункта 15 и
пункта 16 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", характер работы показаниями свидетелей не подтверждается и установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, надлежащих доказательств, свидетельствующих что периоды работы истца К. с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года и с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года в должности "диспетчера караула" подлежат включению в стаж работы К., дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" материалы дела не содержат и суду апелляционной инстанции так же не представлено.
Проверяя законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно спорного периода работы истца с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края, судебная коллегия апелляционной инстанции так же учитывает, что в сведениях, представленных работодателем, данный период работы так же отражен без кода особых условий труда.
Кроме того, суд первой инстанции не учел, что из содержания
статей 4,
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), следует, что пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом о пожарной безопасности
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868
(пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России с включением в ее состав входивших по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом. В Указе отмечено, что Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД России.
При этом из справки о реорганизации от 18 октября 2022 года N 1-28-92, выданной ГУ МЧС России по СК следует, что Управление государственной противопожарной службы УВД СК реорганизовано в Управление государственной противопожарной службы Главного управления по делам ГО и ЧС при Правительстве Ставропольского края (УГПС ГУ по делам ГО и ЧС при ПСК).
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 22 декабря 2003 года N 537-рп "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9.11 N 1390" "О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ЛПСБ.
Приказом Министра Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ЛПСБ от 14 июля 2003 года N 420 "Об основных мероприятиях по реорганизации органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, ..." УГПС УВД Ставропольского края присоединено к Главному управлению по делам ГО и ЧС при Правительстве Ставропольского края и преобразовано в Управление государственной противопожарной службы Ставропольского края Главного управления по делам ГО и ЧС при Правительстве Ставропольского края.
Таким образом, в спорный период пожарная часть N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края, а также пожарная часть N 44 Государственной противопожарной службы МВД России не входили в структуру МЧС России, а находились в подчинении субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с чем спорный период работы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года не может быть включен в специальный стаж истца.
Включение в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации вышеуказанным Списком от 18 июня 2002 года N 437 не предусмотрено.
При этом судебная коллегия апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм материального права учитывает, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, законодателем предусмотрена дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, которая основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение Курского районного суда Ставропольского края от 26 сентября 2023 года, в связи с чем полагает что оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении предъявленных истцом исковых требований по указанным им основаниям иска.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 327 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского районного суда Ставропольского края от 26 сентября 2023 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К. ФИО9 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании решения Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 6 июня 2023 года N 75 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости К. незаконным; обязании Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в стаж его работы согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости за периоды работы: с 3 декабря 1999 года по 11 декабря 1999 года, с 28 августа 2002 года по 1 июня 2003 года в должности диспетчера караула Пожарной части N 44 Государственной противопожарной службы МВД России; с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года в профессии пожарного Пожарной части N 44 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Ставропольского края, а также обязании назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, - отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчика - удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным
главой 41 ГПК РФ через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2024 года.