Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2024.11.04-2024.11.30) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 16-6483/2024 (УИД 57RS0024-01-2023-001651-30)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 16-6483/2024 (УИД 57RS0024-01-2023-001651-30)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2024 г. N 16-6483/2024
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу З. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору от 6 сентября 2023 года N 158,
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 22 февраля 2024 года,
решение судьи Орловского областного суда от 15 апреля 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Русский купец" (далее - ООО "Русский купец", общество) З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору от 6 сентября 2023 года N 158, оставленным без изменения
решением судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 22 февраля 2024 года и
решением судьи Орловского областного суда от 15 апреля 2024 года, генеральный директор ООО "Русский купец" З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, З. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) обязательными требованиями пожарной безопасности (требования пожарной безопасности) признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 названного закона).
В
статье 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности.
В силу
части первой статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
пункту 5.2.8 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" в жилых зданиях класса Ф1.3 не допускается размещать бани и сауны.
Пункт 6.3.9 СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" предусматривает требования к встроенным саунам, в том числе комплекс помещений сауны должен быть выделен в зданиях 1,2,3 степени огнестойкости противопожарными перегородками 1 типа. Комплекс парильной должен иметь обособленный эвакуационный выход наружу, не допускается устройство выходов в вестибюли, холлы, лестничные клетки, предназначенные для эвакуации людей из здания.
Из материалов дела следует, что 23 августа 2023 года в ходе проведения на основании решения от 9 августа 2023 года N N внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес> выявлены нарушения ООО "Русский купец" обязательных требований пожарной безопасности в процессе осуществления деятельности в области спорта при эксплуатации помещений спортивного клуба "<данные изъяты>", расположенного на цокольном и первом этажах в трехэтажном многоквартирном доме.
По результатам проведенной проверки постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору от 6 сентября 2023 года генеральный директор ООО "Русский купец" З. привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу заявителя на указанное постановление, судья Железнодорожного районного суда г. Орла пришел к выводу, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений спортивного клуба "<данные изъяты>" нашли свое подтверждение: арендатором ООО "Русский купец" на первом этаже размещены две сборно-щитовые сауны в мужской и женской раздевалках, которые не выделены в здании на первом этаже противопожарными перегородками 1 типа, а также из помещений раздевалок не имеется обособленных эвакуационных выходов наружу, предназначенных для эвакуации людей из здания спортивного клуба.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние З. квалифицировано по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В жалобе заявитель указывает, что к сауне сборно-щитовой не применяются нормы противопожарной безопасности, указанные как в постановлении должностного лица, так и в судебных актах; на момент 2012 года каких-либо разрешений для размещения таких саун не требовалось, их размещение было не запрещено.
Данное утверждение обоснованным признать нельзя.
Как указано выше,
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (
часть 1 статьи 1 названного закона).
В силу
части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно
части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ,
статье 1 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований
Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с
частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом
N 123-ФЗ; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу прямого указания
части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения как при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, объектов защиты, так и при их эксплуатации.
Период постройки и введения в эксплуатацию объекта не освобождает привлекаемое к административной ответственности лицо от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности. Приведение таких объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Обнаруженные должностным лицом в ходе проверки нарушения касаются обеспечения жизни и безопасности людей, эксплуатация объекта без соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных названными выше нормами, ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы, подсудность при рассмотрении жалобы заявителя не нарушена.
В соответствии с положениями
пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба З. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору подлежала разрешению по месту рассмотрения дела.
Дело об административном правонарушении в отношении заявителя рассмотрено должностным лицом названного органа, которое расположено по адресу: <адрес>, относящемуся к юрисдикции Железнодорожного районного суда г. Орла.
Постановление о привлечении З. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного
частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующей в редакции на период выявления правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Орла по пожарному надзору от 6 сентября 2023 года N 158,
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 22 февраля 2024 года,
решение судьи Орловского областного суда от 15 апреля 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Русский купец" З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу З. - без удовлетворения.
Судья
Г.К.ШАМШУТДИНОВА