Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2025 N 88-9042/2025 (УИД 74RS0017-01-2024-006579-49)
Категория спора: Безвозмездное пользование земельными участками.
Требования: Об обязании убрать порубочные остатки с места осуществления лесосечных работ.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик пользуется спорными земельными участками, в ходе проверки было выявлено то, что после рубки деревьев не была произведена очистка от порубочных остатков, тем самым создана пожароопасная ситуация.
Решение: Удовлетворено.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2025 N 88-9042/2025 (УИД 74RS0017-01-2024-006579-49)
Категория спора: Безвозмездное пользование земельными участками.
Требования: Об обязании убрать порубочные остатки с места осуществления лесосечных работ.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик пользуется спорными земельными участками, в ходе проверки было выявлено то, что после рубки деревьев не была произведена очистка от порубочных остатков, тем самым создана пожароопасная ситуация.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2025 г. N 88-9042/2025
Дело N 2-4376/2024
УИД 74RS0017-01-2024-006579-49
Мотивированное определение изготовлено 18 июля 2025 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И., Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-4376/2024 по иску прокурора г. Златоуста Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" о возложении обязанности,
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 ноября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 февраля 2025 года,
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Златоуста Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области обратился в суд с иском с учетом уточнения требований к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - ФКУ ИК N 25 ГУФСИН России по Челябинской области), о возложении обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу убрать порубочные остатки с места осуществления лесосечных работ на общей площади <данные изъяты> га.
В обоснование требований указав, что на основании договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком от 21 ноября 2012 года N 47, соглашения N <данные изъяты> года, соглашения N <данные изъяты> года, заключенных между Главным управлением лесами Челябинской области и ФКУ ИК N 25 ГУФСИН России по Челябинской области, последнему предоставлено право пользования лесными участками, в состав которых входят спорные лесные участки Златоустовского участкового лесничества. В соответствии с условиями договора участки переданы ответчику для заготовки древесины на условиях полного ведения лесного хозяйства, являются собственностью Российской Федерации. Договором предусмотрены обязанности ФКУ ИК N 25 ГУФСИН России по Челябинской области использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами и договором, соблюдать условия договора и проекта освоения лесов, осуществлять использование лесного участка способами, исключающими негативное воздействие на состояние лесов, обеспечивать охрану лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности на лесном участке. В 2023 году ответчиком проведены рубки лесных насаждений. Златоустовским участковым лесничеством в ходе осмотра мест рубок обнаружено нарушение лесного законодательства, а именно не произведена очистка от порубочных остатков, тем самым создана пожароопасная ситуация в нарушение
п. п. 26 -
27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 ноября 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 февраля 2025 года, исковые требования удовлетворены. На ФКУ ИК N 25 ГУФСИН России по Челябинской области возложена обязанность в срок до 01 июля 2025 года убрать порубочные остатки с мест осуществления лесосечных работ: <данные изъяты>
В кассационной жалобе ФКУ ИК N 25 ГУФСИН России по Челябинской области просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что судами не принято во внимание, что ответчиком, наличие оснований по обязанности уборки порубочных остатков, не оспаривалось, однако, учреждение не является фактическим причинителем ущерба, поскольку к образовавшемуся нарушению лесного законодательства привело бездействие и ненадлежащее исполнение условий заключенных с ответчиком договоров N <данные изъяты> года и N <данные изъяты> года и дополнительных соглашений к ним со стороны общества с ограниченной ответственностью "ЗлатПартнер", в соответствии с п. 4.2.2 которых, общество обязано производить очистку мест рубок от порубочных остатков с места осуществления лесосечных работ.
Прокуратура Челябинской области в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Принявшие участие в судебном заседании в суде кассационной инстанции представитель ФКУ ИК N 25 ГУФСИН России по Челябинской области, действующая на основании доверенности, К.А.Э., доводы кассационной жалобы поддержала, старший прокурор пятого отдела (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н. указала на не обоснованность доводов кассационной жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с
ч. 3 ст. 167,
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном
ст. 379.5,
379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании Распоряжения Главного управления лесами Челябинской области от 16 ноября 2012 года N 521-р "О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование" <данные изъяты> года между Главным управлением лесами Челябинской области (Сторона 1) и ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области (Сторона 2) заключен договор N<данные изъяты> постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, в соответствии с которым для заготовки древесины на условиях полного ведения лесного хозяйства ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области в постоянное (бессрочное) пользование переданы лесные участки, относящиеся к землям лесного фонда и имеющие характеристику: целевое назначение - защитные леса; собственность Российской Федерации; местоположение - <данные изъяты> <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га, общая площадь - <данные изъяты> га. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По условиям договора ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области обязалось использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и нормативными правовыми актами и настоящим договором (пп. 2.4.1); соблюдать условия договора и проекта освоения лесов (пп. 2.4.3); осуществлять использование лесного участка способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесного участка на состояние и воспроизводство лесов (п. п. 2.4.8); собственными силами обеспечить охрану лесного участка от пожаров и незаконных рубок, своевременно информировать о них Сторону 1 и правоохранительные органы (п. п. 2.4.9); соблюдать на предоставленном в аренду лесном участке правила пожарной безопасности (п. п. 2.4.11); соблюдать на предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование лесном участке правила санитарной безопасности (п. п. 2.4.12). Выполнять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия: выборочные санитарные рубки, сплошные санитарные рубки, уборку от захламленности и другие мероприятия. Объемы и сроки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий указанные в Проекте освоения лесов и в приложении 5.
08, 10, 11 и 12 мая 2023 года, 04 июля 2023 года, 16, 17 и 18 октября 2023 года в ходе проведения осмотра лесосеки лесничим Златоустовского участкового лесничества К.А.В. в присутствии мастера лесозаготовительного участка Г. обнаружены нарушения лесного законодательства со стороны ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, о чем составлены акты NN <данные изъяты>, согласно которым ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, используя лесные участки Златоустовского участкового лесничества, среди прочего допустило в нарушение пп. "к" п. 12 Правил N 993, п. 27 Правил N 1614, пп. "в" п. 20 Правил N 2047 укладку порубочных остатков длиной более 2 м в кучи и валы более 3 м шириной на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, очистка мест рубок от порубочных остатков не производилась, весенняя доочистка лесосеки не производилась.
30 декабря 2020 года между ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области (продавец) и ООО "ЗлатПартнер" (покупатель) заключен договор N <данные изъяты>, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателю древесное сырье в виде древесных хлыстов (очищенные от сучьев стволы поваленных деревьев без отделенных от них прикорневых частей и вершин) в количестве <данные изъяты> куб. м от проведения рубки спелых и перестойных насаждений, заготовленных в ассортименте и количестве на основании дополнительных соглашений, поданных в ГУ лесами Челябинской области лесных деклараций, и в соответствии с материалами отвода и таксации лесосек, по цене, определенной в соответствии со Спецификацией (приложение N 1) к настоящему договору, являющейся его неотъемлемой частью, а покупатель принять и оплатить товар. Трелевку и вывозку товара покупатель осуществляет своими силами и за свой счет, в объеме, указанном в дополнительном соглашении к настоящему договору (п. 2.5 договора). Согласно п. 4.2.2, договора покупатель обязан производить очистку мест рубок от порубочных остатков и технологического мусора на делянке одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После окончания рубки провести приемку-сдачу делянки по акту с участием представителя продавца и с согласованием акта с представителем лесничества.
28 декабря 2021 года между ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области (продавец) и ООО "ЗлатПартнер" (покупатель) заключен договор N <данные изъяты> аналогичного содержания на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
В дополнительных соглашениях к договорам оговорены ассортимент, количество древесного сырья и лесные участки, отведенные для лесозаготовок.
В силу разделов "Обязательства" и "Ответственность сторон" вышеназванных договоров в случае, если ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области самостоятельно и за свой счет произведет очистку мест рубок от порубочных остатков и технологического мусора, ООО "ЗлатПартнер" возмещает стоимость понесенных ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области расходов.
25 октября 2024 года в адрес директора ООО "ЗлатПартнер" ответчиком направлена претензия, в которой обществу предлагалось в срок до 29 ноября 2024 года осуществить уборку порубочных остатков с мест лесосеки, перечисленных в претензии.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
ст. ст. 42,
58 Конституции Российской Федерации,
ст. ст. 12,
309,
310,
1082 Гражданского кодекса Российской Федерации,
ст. ст. 77,
78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
ч. 1 ст. 10,
ч.ч. 1,
2 ст. 12,
ч. 4 ст. 15,
ст. ст. 16,
24,
п. 1 ч. 1 ст. 25,
ч.ч. 1 и
11 ст. 29,
ч. 1 ст. 29.1,
ст. 51,
ч. 3 ст. 53,
ч. 1 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в
п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде",
подп. 5.2.111 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219,
п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614,
п.п "к" п. 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года N 993,
подп. "в" п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047, пришел к выводу о бездействии и неисполнении возложенной п. 4.2.2 договора и нормативными актами, регулирующими использование лесов на ответчика, как владельца лесного участка, обязанности по уборке порубочных остатков, установив срок для исполнения указанной обязанности до 01 июля 2025 года.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой апелляционной инстанций, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не противоречат правильно примененным нормам материального права и сделаны при правильном применении норм процессуального права.
Суды, установив факт наличия на лесных участках, расположенных на землях, предоставленных для нужд ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, порубочных остатков, исходя из того, что наличие в лесных массивах порубочных остатков влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные
ст. 42 Конституции Российской Федерации,
ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством, пришли к законному выводу о возложение на уполномоченное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений лесного, противо Согласно положениям
статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Согласно положениям
ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. ст. 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В силу
ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. ст. 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно
ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным
законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (
ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 N 1614 при проведении: рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно
под "б" п. 27 указанных правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 м в кучи или валы шириной не более 3 м с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Подпунктом "к" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 декабря 2020 N 993, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, которые приведены в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат, соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пожарного и природоохранного законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что к образовавшемуся нарушению лесного законодательства привело бездействие и ненадлежащее исполнение условий заключенных с ответчиком договоров N <данные изъяты> года и дополнительных соглашений к ним со стороны общества с ограниченной ответственностью "ЗлатПартнер", подлежат отклонению как несостоятельные.
Разрешая спор согласно положениям
ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявленным требованиям, суды правомерно исходили из того, что основанием иска являются отношения по охране лесов от негативного воздействия, субъектами которых являются физические и юридические лица, осуществляющие использование лесов по тем или иным основаниям. Поскольку пользователем лесного участка является ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, соответственно, данное лицо должно нести ответственность за соблюдение порядка пользования лесами.
ответчик таковым не является, поэтому не может нести ответственности за причиненный вред,
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержат, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
ст. ст. 379.5,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 21 ноября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 февраля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" - без удовлетворения.