Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2025 N 88-5112/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.11.2024 по делу N 33-18451/2024 (УИД 16RS0023-01-2024-000196-57)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О обязании назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Положения ранее действовавшего пенсионного законодательства не допускали возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в органах внутренних дел и органах Государственной противопожарной службы МЧС России.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.11.2024 по делу N 33-18451/2024 (УИД 16RS0023-01-2024-000196-57)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О обязании назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Положения ранее действовавшего пенсионного законодательства не допускали возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в органах внутренних дел и органах Государственной противопожарной службы МЧС России.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 ноября 2024 г. по делу N 33-18451/2024
Дело N 2-172/2024
УИД 16RS0023-01-2024-000179-11
Судья Сахабиева А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азмухановым Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе З. на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 8 августа 2024 года, которым отказано в удовлетворении иска З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости, о взыскании судебных расходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца З. в поддержку жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец З. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан (далее - ответчик, ОСФР по РТ) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости, указав в обоснование на следующие обстоятельства и доводы.
22 декабря 2023 года он, <...> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 81 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон о страховых пенсиях, Федеральный закон N 400-ФЗ).
Однако решением ответчика от 25 декабря 2023 года N 801380/23 ему отказано в назначении ему досрочной страховой пенсии со ссылкой на отсутствие у него требуемого стажа на должностях Государственной противопожарной службы - 25 лет, который, по мнению ответчика, по состоянию на 21 декабря 2023 года составляет 11 лет 21 день, признав при этом о наличии у него требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Ответчиком не включены ему в специальный стаж на соответствующих видах работ период службы с 19 февраля 1998 года по 30 ноября 2012 года в Государственной противопожарной службе МВД РТ, а именно:
19 февраля 1998 года - 18 мая 1998 года - стажер по должности пожарного ПЧ-27 ОГПС-2 МВД РТ;
19 мая 1998 года -14 июня 1998 года - пожарный ПЧ-27 ОГПС-2 МВД РТ;
15 июня 1998 года -31 августа 1998 года - пожарный ПЧ-77 ОГПС-2 МВД РТ;
1 сентября 1998 года - 28 июля 1999 года - старший пожарный ПЧ-77 ОГПС-2 МВД РТ;
29 июля 1999 года - 31 декабря 2001 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МВД РТ;
1 января 2002 года - 31 декабря 2003 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МЧС РФ по РТ;
1 января 2004 года - 30 июня 2009 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МЧС РТ;
1 июля 2009 года - 31 декабря 2011 года - командир отделения ПЧ-77 ГУ "2 ОФПС по РТ (договорной)",
1 января 2012 года - 30 ноября 2012 года - командир отделения ПЧ-77 ФКУ "2 ОФПС ГПС по РТ (договорной)".
С данным решением он не согласен, полагает его незаконным и необоснованным. Полагает, что то обстоятельство, что работодателем, в качестве страхователя не сданы не соответствующие индивидуальные сведения, и соответственно не выполнены требования Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение. Он имеет период работы в должности пожарного и командира отделения, утвержденный Списком должностей работников Государственной противопожарной службы, стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по состоянию на 30 сентября 2023 года - 25 лет 7 месяцев 12 дней на должностях Государственной противопожарной службы, а также достаточную величину ИПК (баллов) - не менее 30, соответственно вправе был обратиться за назначением досрочной страховой пенсии, которая должна быть ему назначена с 22 января 2024 года.
В силу изложенного истец просил признать оспариваемое им решение ответчика незаконным, обязать ответчика включить ему вышеуказанные периоды его работы (службы) в специальный страховой стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию с 22.01.2024, а также взыскать с ответчика судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, за оплату юридической помощи в размере 10150 руб.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования.
Представитель ответчика ОСФР по РТ в суд не явился, направил суду письменные возражения на иск, где просил в иске отказать, мотивируя тем, что досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе З. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. В Списке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. N 437, указаны должности, в которых служил истец в спорные периоды, а именно, пожарный (боец, респираторщик (код 16781) Командир отделения (код 23450). На основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2020 года N 575н "Об утверждении профессионального стандарта "Пожарный" в соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 утвержден прилагаемый профессиональный стандарт "Пожарный", где в Общих сведениях, видом профессиональной деятельности является "Тушение пожаров", а основной целью данного вида является "Спасение людей, имущества, защита окружающей среды и проведение аварийно-спасательных работ при тушении пожаров" и тем самым деятельность сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является не менее сопряженным степенью загруженности, опасности, сложности, интенсивности в процессе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции З. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ОСФР по РТ в суд апелляционной инстанции не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Из материалов дела следует, что 22 декабря 2023 года З., <дата> года рождения, обратился в ОСФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением ОСФР по РТ от 25 декабря 2023 года N 801380/23 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием у него требуемого стажа на должностях Государственной противопожарной службы 25 лет, который, по мнению ответчика по состоянию на 21 декабря 2023 года составляет 11 лет 21 день.
Ответчиком не включены истцу в специальный стаж на соответствующих видах работ период службы с 19 февраля 1998 года по 30 ноября 2012 года, а именно:
19 февраля 1998 года - 18 мая 1998 года - стажер по должности пожарного ПЧ-27 ОГПС-2 МВД РТ;
19 мая 1998 года - 14 июня 1998 года - пожарный ПЧ-27 ОГПС-2 МВД РТ;
15 июня 1998 года - 31 августа 1998 года - пожарный ПЧ-77 ОГПС-2 МВД РТ;
1 сентября 1998 года - 28 июля 1999 года - старший пожарный ПЧ-77 ОГПС-2 МВД РТ;
29 июля 1999 года - 31 декабря 2001 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МВД РТ;
1 января 2002 года - 31 декабря 2003 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МЧС РФ по РТ;
1 января 2004 года - 30 июня 2009 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МЧС РТ;
1 июля 2009 года - 31 декабря 2011 года - командир отделения ПЧ-77 ГУ "2 ОФПС по РТ (договорной)",
1 января 2012 года - 30 ноября 2012 года - командир отделения ПЧ-77 ФКУ "2 ОФПС ГПС по РТ (договорной)".
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 19 февраля 1998 года по 31 декабря 2001 года в противопожарной службе МВД РТ, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Согласно послужному списку личного номера ... З. в указанные периоды имел специальные звания:
- рядовой внутренней службы - приказ N 153 ОГПС -2МВД РТ от 19 мая 1998 года;
- младший сержант внутренней службы - приказ N 172 от 1 июня 1999 года ОГПС -2 МВД РТ;
- сержант внутренней службы - приказ N 144 от 1 июня 2000 года ОГПС -2 МВД РТ;
- старший сержант внутренней службы - приказ N 214 от 1 июня 2021 года ОГПС -2 МЧС РФ по РТ;
- старшина внутренней службы - приказ N 99 от 1 июня 2005 года ОГПС -2 МЧС РТ;
- прапорщик внутренней службы - приказ N 44 от 1 марта 2006 года ОГПС-2 МЧС РТ.
Согласно записи в личном деле З. уволен 30 ноября 2012 года по сокращению штатов по пункту "е" ст. 58 "Положения о службе в органах внутренних дел РФ", утвержденного приказом ФКУ "2ОФБС ПБС по РТ (договорной) от 20 ноября 2012 года N 106-нс.
Тем самым, установлено, что З. являлся в спорный период аттестованным сотрудником органа внутренних дел, относился к рядовому и (или) начальствующему составу органов внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Приняв во внимание, что период с 19 февраля 1998 года по 31 декабря 2001 года является периодом службы истца в органах внутренних дел, суд обоснованно отказал во включении этого периода в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что периоды службы с 1 января 2002 года по 30 ноября 2012 года в подразделениях противопожарной службы МЧС РТ подлежат включению в специальный стаж истца, также не являются основанием для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что для исчисления стажа на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на 1 марта 2005 г.) Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
С учетом приведенных норм права, правом на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно - правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г., на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Правильно применив приведенные нормы права, приняв во внимание, что в спорный период прохождения службы с 1 января 2002 года по 30 ноября 2012 года действующим законодательством работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов службы: с 1 января 2002 года - 31 декабря 2003 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МЧС РФ по РТ; с 1 января 2004 года -30 июня 2009 года - командир отделения ПЧ-77 ОГПС-2 МЧС РТ; с 1 июля 2009 года - 31 декабря 2011 года - командир отделения ПЧ-77 ГУ "2 ОФПС по РТ (договорной)", с 1 января 2012 года - 30 ноября 2012 года - командир отделения ПЧ-77 ФКУ "2 ОФПС ГПС по РТ (договорной)", поскольку досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (федерального органа исполнительной власти), при том, что аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
Указанное подтверждается также и справкой ФГБУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Республике Татарстан (договорной)" от 12 февраля 2020 года N 29, согласно которой З. с 19 февраля 1998 года по 30 ноября 2012 года проходил служб службу в Государственной противопожарной службе, в период которой на него не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволен со службы 30 ноября 2012 года.
И в представленных справках и по представленным сведениям индивидуального персонифицированного учета, работодатель не относит работу истца к работе в должности, предусмотренной Списком должностей указанных работников утвержденным Постановлением Правительства РФ N 437 от 18 июня 2002 года. Работодатель не представил корректирующих сведений в ОСФР по РТ и после обращения истца в суд.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 8 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 26 ноября 2024 года.