Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.06.2025 по делу N 33а-7236/2025 (УИД 66RS0003-01-2024-004533-48)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия в виде несоблюдения правил пожарной безопасности, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Прокурор указал на необеспечение пожарной безопасности в зданиях больницы (стационара и поликлиники).
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.06.2025 по делу N 33а-7236/2025 (УИД 66RS0003-01-2024-004533-48)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия в виде несоблюдения правил пожарной безопасности, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Прокурор указал на необеспечение пожарной безопасности в зданиях больницы (стационара и поликлиники).
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2025 г. по делу N 33а-7236/2025
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное дело имеет УИД 66RS0003-01-2024-004533-48, а не 59RS0005-01-2024-001017-92.
УИД N 59RS0005-01-2024-001017-92
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Насыкова И.Г.,
судей Парамоновой М.А., Степкиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ожигановым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-151/2025 по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Екатеринбурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7 города Екатеринбурга", Министерству здравоохранения Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7"
на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 30 января 2025 года.
Заслушав доклад судьи Парамоновой М.А., объяснения представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7" П., прокурора Шакирзяновой С.Е., судебная коллегия
установила:
прокурор Кировского района города Екатеринбурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7 города Екатеринбурга" (далее - ГБУЗ СО "ЦГБ N 7", больница, учреждение).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру Кировского района города Екатеринбурга поступила информация из ОНД и ПР МО "город Екатеринбург" и УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области о результатах проведенной проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" по адресу: <...>, по итогам которой выдано предписание от 27 января 2022 года N 55/1 об устранении выявленных нарушений. В ходе проверки установлено, что больницей не в полном объеме приняты меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения пожарной безопасности являются существенными и создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан при возникновении пожара, права неопределенного круга лиц, находящихся в ГБУЗ СО "ЦГБ N 7", на безопасные условия пребывания в учреждении с соблюдением требований противопожарного законодательства нарушены.
Прокурор, с учетом принятого судом первой инстанции отказа от административного иска в части, просил признать незаконным бездействие ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" (ИНН <...>), расположенного по адресу: <...>; возложить на ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" обязанность устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:
- оборудовать помещения подвала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
- обеспечить на объекте защиты техническую документацию на систему противопожарной защиты (систему внутреннего противопожарного водопровода);
- ширину эвакуационного выхода в свету из актового зала выполнить не менее 1,2 м;
- обеспечить второй эвакуационный выход из актового зала, соответствующий требованиям нормативным документов;
- разместить радиаторы отопления в лестничных клетках на высоте не менее 2.2 м от поверхности площадок лестниц;
- в подвальном помещении установить систему вытяжной противодымной вентиляции, либо выполнить оконные проемы шириной 0,9 м и высотой 1,2 м;
- выполнить второй эвакуационный подход со второго этажа здания, соответствующий требованиям нормативных документов;
- обеспечить системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре помещения в отделении функциональной диагностики, в коридорах без естественного освещения длиной более 15 м, а также в подвальном помещении;
- выполнить в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
- обеспечить в поэтажных коридорах аварийное (эвакуационное) освещение;
- выполнить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м;
- между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей выполнить зазор шириной не менее 75 мм;
- выполнить ширину лестничных маршей не менее 1,35 м;
- выполнить ширину лестничных площадок не менее ширины лестничных маршей;
- в отделении профилактики на 1 этаже, на 2 и 4 этажах здания, из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) и Министерство здравоохранения Свердловской области (с исключением из числа заинтересованных лиц), в качестве заинтересованных лиц - ГУ МЧС России по Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, МКУ "Управление заказчика по капитальному ремонту".
Решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 30 января 2025 года административное исковое заявление прокурора Кировского района города Екатеринбурга удовлетворено частично (в части пунктов 2 - 4, 6, 9, 10, 12 - 14, 17, 20 - 23 просительной части административного иска).
Признано незаконным бездействие ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" в виде неисполнения требований пожарной безопасности в зданиях стационара и поликлиники.
На ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" возложена обязанность в течение двух лет с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований правил пожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресу: <...>, а именно:
- в здании стационара:
1) оборудовать помещения подвала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
2) обеспечить на объекте защиты техническую документацию на систему противопожарной защиты (систему внутреннего противопожарного водопровода);
3) ширину эвакуационного выхода в свету из актового зала выполнить не менее 1,2 м;
4) обеспечить второй эвакуационный выход из актового зала, соответствующий требованиям нормативных документов;
5) разместить радиаторы отопления в лестничных клетках на высоте не менее 2.2 м от поверхности площадок лестниц;
6) в подвальном помещении установить систему вытяжной противодымной вентиляции либо выполнить оконные проемы шириной 0,9 м и высотой 1,2 м;
7) обеспечить системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре помещения в отделении функциональной диагностики, в коридорах без естественного освещения длиной более 15 м, а также в подвальном помещении;
8) выполнить в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
9) обеспечить в поэтажных коридорах аварийное (эвакуационное) освещение;
- в здании поликлиники:
1) выполнить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м;
2) между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей выполнить зазор шириной не менее 75 мм;
3) выполнить ширину лестничных маршей не менее 1,35 м;
4) выполнить ширину лестничных площадок не менее ширины лестничных маршей;
5) в отделении профилактики на 1 этаже, на 2 и 4 этажах здания из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
В остальной части (пункт 11 просительной части административного иска) административное исковое заявление прокурора Кировского района города Екатеринбурга оставлено без удовлетворения.
Административное исковое заявление прокурора Кировского района города Екатеринбурга к Министерству здравоохранения Свердловской области, МУГИСО о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворенных требований административный ответчик ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" подал апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), настаивает на отмене состоявшегося судебного акта в этой части. Учреждение указывает, что решение суда заведомо неисполнимо, поскольку здание больницы введено в эксплуатацию в 1980 году, проект зданий был выполнен в 1973 году, для приведения помещений больницы в соответствие с новыми требования необходимо проведение проектно-изыскательских работ на несущую способность стен, межэтажных перекрытий для определения возможности проведения требуемых прокурором мероприятий, проведение реконструкции зданий, помещений. При этом в здании поликлиники капитальный ремонт проведен в 2016 году в соответствии с требованиями пожарной безопасности, акт ввода объекта в эксплуатацию подписан без замечаний.
В судебном заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7" П. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Шакирзяновой С.Е. указала на отсутствие оснований к отмене состоявшегося судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно, надлежащим образом, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц неявившихся в судебное заседание.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика и прокурора, изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, приобщенные к материалам дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" расположено по адресу: <...>.
Учредителем и собственником учреждения является Свердловская область; функции и полномочия учредителя, если иное не установлено нормативными правовыми актами Свердловской области, осуществляет Министерство здравоохранения Свердловской области.
Здание поликлиники и стационара ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" находятся в собственности Свердловской области, полномочия которой в данном случае реализует МУГИСО. Указанные здания переданы ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" на праве оперативного управления (том 1 л. д. 88 - 94).
Согласно технической документации, здание больницы (стационара) построено в 1980 году, здание поликлиники - в 1977 году, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В 2016 году в здании поликлиники проведен капитальный ремонт.
ОНД и ПР МО "город Екатеринбург" и УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ГБУЗ СО "ЦГБ N 7".
По итогам проведения плановой выездной проверки ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" выдано предписание от 27 января 2022 года N 55/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности (том 1 л. д. 12 - 15).
В ходе проверки установлено, что ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" не в полном объеме приняты меры по соблюдению требований пожарной безопасности, а именно:
В здании стационара:
1. В нарушение пункта 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила N 1479) запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (установлены замки на запасных выходах с каждого этажа здания и дверях наружу).
2. В нарушение частей 1, 6, 10 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 3, 4, 14, таблица 1, пункта 9 НПБ 110-03 помещения подвала не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.
3. В нарушение пункта 54 Правил N 1479 на объекте защиты отсутствует техническая документация на систему противопожарной защиты (систему внутреннего противопожарного водопровода).
4. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, подпункта 2 пункта 4.2 прим. 1 Н 102-54, пункта 4.2.19 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина эвакуационного выхода в свету из актового зала выполнена менее 1,2 м (фактическая 70 см замеры произведены рулеткой измерительной металлической 5 м, имеющей сертификат о калибровке средства измерений от 26 октября 2015 года N 110997).
5. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 3.1 Н 102-54, подпункта 2, пункта 4.2 прим. 1 СНиП II-А.5-62, пункта 4.2.18 СП "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" высота эвакуационного выхода из актового зала выполнена менее 1,9 м (замеры произведены рулеткой измерительной металлической 5 м, имеющей сертификат о калибровке средства измерений от 26 октября 2015 года N 110997).
6. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.7, 4.2.10 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" отсутствует второй эвакуационный выход из актового зала, соответствующий требованиям нормативным документов.
7. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.15 СНиП 2.01.02-85*, пункта 4.4.6 СП 1.13130.2020 двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, частично не оборудованы устройствами для самозакрывания (доводчиками).
8. В нарушение частей 1, 6, 10 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 1.2.9 прил. 12 НПБ 88-2001 "Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", пункта 3 таблица 1, пункта 9 таблица 3, пункта 38 НПБ 110-03, пункта А.3, приложение А, таблица 1, пункта 9 таблица 3, пункта 38 СП 5.13130-2009 в помещениях актового зала и учебных классов установлены тепловые пожарные извещатели.
9. В нарушение статей 4, 6, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.11 СНиП 2.01.02-85*, пункта 4.4.9 СП 1.13130.2020 радиаторы отопления в лестничных клетках размещены на высоте менее 2.2 м от поверхности площадок лестниц.
10. В нарушение статьи 56 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 1.12 СНиП 2.08.02-89*, подпунктов "б", "в" пункта 7.2 СП 7.13130.2013 в подвальном помещении отсутствуют оконные проемы шириной 0.9 м и высотой 1.2 м, либо система вытяжной противодымной вентиляции.
11. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.7, 4.2.10 СП 1.13130.2020 "Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания, соответствующий требованиям нормативных документов.
12. В нарушение статей 4, 6, 56 Федерального закона N 123-ФЗ, подпунктов "б", "в" пункта 8.2 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", подпунктов "б", "в" пункта 7.2 СП 7.13130.2013 в отделение функциональной диагностики, из коридоров без естественного освещения длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
13. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 7.14 СП 7.13130.2013 в подвальном этаже перед лифтами не предусмотрены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
14. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 7.74 СНиП 23-05-95, пункта 7.6.3 СП 52.13330.2016 в поэтажных коридорах отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение.
В здании поликлиники:
15. В нарушение пункта 54 Правил N 1479 на объекте защиты отсутствует техническая документация на систему противопожарной защиты (систему внутреннего противопожарного водопровода).
16. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.15 СНиП 2.01.02-85*, пункта 4.4.6 СП 1.13130-2020 двери отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, не оборудованы устройствами для самозакрывания (доводчиками).
17. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 31 Н 102-54, пунктов 2, 4.2 прим 1 СНиП II-А.5-62, пункта 4.2.19 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина эвакуационных выходов в свету выполнена менее 1.2 м (фактически 78 см и 89 см замеры произведены рулеткой измерительной металлической 5 м, имеющей сертификат о калибровке средства измерений от 26 октября 2015 года N 110997).
18. В нарушение пункта 23 Правил N 1479, пункта 3.1, таблицы 1, 2 НПБ 104-03 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружения", пункта 5.3, таблицы 1, 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", пункта 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2015 Государственный стандарт Российской Федерации "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная" над дверями эвакуационных выходов с каждого этажа здания отсутствует световое табло "Выход".
19. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 7.6 СП 4.13130.2013 "Система противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" дверь выхода на кровлю не выполнена с пределом огнестойкости не менее EI 30.
20. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.17 СНиП 2.01.02-85*, пункта 7.14 СП 4.13130.2013 между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной не менее 75 мм.
21. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.1 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина лестничных маршей выполнена менее 1,35 м (замеры произведены рулеткой измерительной металлической 5 м, имеющей сертификат о калибровке средства измерений от 26 октября 2015 года N 110997).
22. В нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.2 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" ширина лестничных площадок выполнена менее ширины лестничных маршей.
23. В нарушение статей 4, 6, 56 Федерального закона N 123-ФЗ, подпунктов "б", "в" пункта 7.2 СП 7.13130.2013 в отделении профилактики на 1 этаже, на 2 и 4 этажах здания, из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Срок устранения данных нарушений был определен до 01.08.2022.
Разрешая заявленные прокурором Кировского района города Екатеринбурга требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции исходил из того, что ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" осуществляет деятельность с нарушением требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности ставят под угрозу безопасность нахождения лиц в помещениях указанных зданий в случае возникновения пожара, в связи с чем, имеются основания для возложения на административного ответчика обязанности по устранению нарушений пожарного законодательства, указанных в просительной части обжалуемого судебного акта.
При этом суд первой инстанции оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выполнить второй эвакуационный подход со второго этажа здания, соответствующий требованиям нормативных документов, не установил, поскольку данное требование фактически не может быть исполнено ввиду того, что нормативное требование, предъявленное к наличию второго эвакуационному выходу со второго этажа здания, утратило силу с 1 января 2024 года.
Также суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, возложении обязанности к Министерству здравоохранения Свердловской области, МУГИСО.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора. Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле не обжалуется, судебной коллегией проверено, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены по существу правильного судебного акта не установлено.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" и возложении обязанности в здании стационара обеспечить наличие технической документации на систему противопожарной защиты (систему внутреннего противопожарного водопровода) в соответствии с пунктом 54 Правила N 1479, в виде следующего.
Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил N 1479).
Руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и (или) проектной документации (пункт 2(1) Правил N 1479).
Пунктом 54 Правил N 1479 предусмотрено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
Исходя из обстоятельств дела, в ходе проверки установлено отсутствие технической документации на системы противопожарной защиты, наличие которой в установленные сроки не обеспечено, учитывая, что именно на руководителе организации, эксплуатирующей здание на праве оперативного управления, лежит обязанность по обеспечению наличия на объекте защиты технической документации на систему противопожарной защиты (систему внутреннего противопожарного водопровода), то судом первой инстанции правильно возложена данная обязанность на ГБУЗ СО "ЦГБ N 7".
Апелляционная жалоба административного ответчика в указанной части каких-либо доводов о незаконности решения суда не содержит, судебный акт принят судом в соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным требованиям; каких-либо противоречий в судебном акте и нарушений закона при его принятии не установлено.
Вместе с тем судебная коллегия не может в полной мере согласиться с выводами суда в части признания незаконным бездействия и возложении обязанности на ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" в здании стационара оборудовать помещения подвала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре; выполнить ширину эвакуационного выхода в свету из актового зала не менее 1,2 м; обеспечить второй эвакуационный выход из актового зала, соответствующего требованиям нормативных документов; разместить радиаторы отопления в лестничных клетках на высоте не менее 2.2 м от поверхности площадок лестниц; установить в подвальном помещении системы вытяжной противодымной вентиляции либо выполнения оконных проемов шириной 0,9 м и высотой 1,2 м; обеспечить системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре помещения в отделении функциональной диагностики, в коридорах без естественного освещения длиной более 15 м, а также в подвальном помещении; выполнить в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; обеспечить в поэтажных коридорах аварийное (эвакуационное) освещение; в здании поликлиники выполнить ширину эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м; зазор шириной не менее 75 мм между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей; ширину лестничных маршей не менее 1,35 м; ширину лестничных площадок не менее ширины лестничных маршей; предусмотреть в отделении профилактики на 1 этаже, на 2 и 4 этажах здания из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу пункта 1 части 3 статьи 4 названного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями Федерального закона N 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования (часть 4 статьи 4).
Как указано в пункте 1.1 свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194, настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Аналогичные положения содержат своды правил СП 4.13130.2013, СП 7.13130.2013, СП 52.13330.2016.
Исходя из системного анализа приведенных выше норм, в отношении зданий, введенных в эксплуатацию до введения в действие указанных сводов правил, положения указанных нормативных правовых актов подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в них требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2016 года N 31-АД16-5, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2024 года N 71-АД23-14-К3.
Кроме того, данные своды правил приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 года N 1190, были включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ.
Одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ.
При этом в настоящее время вышеназванные своды правил включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта от 13 февраля 2023 года N 318.
Частью 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Так суд первой инстанции, возлагая обязанность по оборудованию помещения подвала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, согласился с доводами прокурора о нарушении административным ответчиком частей 1, 6, 10 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 3, 4, пункта 14, таблица 1, пункта 9 НПБ 110-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315.
В силу частей 1, 6, 10 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказ МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 подготовлен в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, и издан в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Этот Приказ зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2003 года, регистрационный N 4836.
Требования к зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию, подлежащим защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, определенные нормами пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315, в настоящее время распространяются исключительно на объекты защиты, введенные в эксплуатацию в период до вступления в силу Технического регламента (до 1 мая 2009 года), в предусмотренных статьей 4 Технического регламента случаях.
Как установлено ранее, здание больницы, в том числе и стационара, построены в 1977 и 1980 годах, для установления оборудования помещения подвала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре требуется проведение капитального ремонта, источником финансирования которого является выделение субсидий.
14 октября 2024 года между ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" и обществом с ограниченной ответственностью "МИП Альфасофт" заключен государственный контракт N 2024.0384 на выполнение работ по разработке рабочей документации системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях учреждения по адресу: <...>, цокольный этаж здания стационара.
Таким образом, еще до принятия решения судом административным ответчиком предпринимались меры для выполнения данного требования пожарной безопасности, и, следовательно, учитывая процедуру получения субсидий на проведение работ, требующих капитального ремонта, незаконного бездействия по устранению выявленного нарушения на дату обращения прокурора в суд административным ответчиком не допущено.
Оценивая решение суда в части возложения на ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" обязанности по выполнению ширины эвакуационного выхода в свету из актового зала не менее 1,2 м, судебная коллегия исходила из следующего.
Прокурором указано, что в нарушение частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, подпункта 2 пункта 4.2 прим. 1 "Н 102-54. Потивопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест", утвержденных Госстроем СССР 4 ноября 1954 года, пункта 4.2.19 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194 (далее - СП 1.13130.2020)
Пунктом 1.1 СП 1.13130.2020, установлено, что настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
По общему правилу положения СП 1.13130.2020 на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются.
"Н 102-54. Потивопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест", утвержденные Госстроем СССР 4 ноября 1954 года, утратил силу с 1 июля 1963 года, то есть еще до введения в эксплуатацию зданий больницы.
Данные обстоятельства не приняты во внимание прокурором при определении объема нарушений, также не учтены они и при рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции, который анализ выявленных нарушений на предмет их соответствия нормам Сводов правил, а также иных противопожарных норм, действующих на момент ввода здания в эксплуатацию и ныне действующих норматив, не провел.
Удовлетворяя требование прокурора о возложении обязанности по устранению нарушения частей 2, 3, 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктов 4.2.7, 4.2.10 СП 1.13130.2020, выразившегося в отсутствии второго эвакуационного выхода из актового зала, соответствующего требованиям нормативным документам, суд первой инстанции также не учел, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Признавая незаконным бездействие административного ответчика в части неустранения нарушения требований пожарной безопасности, установленных статьями 4, 6, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктом 4.11 СНиП 2.01.02-86*, пунктом 4.4.9 СП 1.13130.2020 и предусматривающих размещение радиаторов отопления в лестничных клетках на высоте не менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц, суд первой инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства.
Пунктом 4.4.9 СП 1.13130.2020 установлено, что в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей.
Пункт 4.11 СНиП 2.01.02-86* предусматривал, что в лестничных клетках не допускается предусматривать помещения любого назначения, промышленные газопроводы и паропроводы, трубопроводы с горючими жидкостями, электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для освещения коридоров и лестничных клеток), выходы из подъемников и грузовых лифтов, мусоропроводы, а также оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестницы.
Исходя из того, что СП 1.13130.2020 включен в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а "СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 232, введены в действие с 1 января 1987 года, то есть после введения в эксплуатацию зданий больницы, и утратил силу с 1 января 1998 года, то их неисполнение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
При этом, судебная коллегия отмечает, что между ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" и обществом с ограниченной ответственностью "Санстрой" 28 декабря 2024 года заключен государственный контракт N 2024.0515 на поставку радиаторов, водонагревных котлов, труб и монтажных комплектов. Таким образом, какого-либо незаконного бездействия в данной части учреждением не допущено. Применение административным ответчиком требований пожарной безопасности, предусмотренных на добровольной основе, не может быть вменено как нарушение, требующее устранения необходимости возложения обязанности в судебном порядке, в связи с чем в указанной части у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований прокурора не имелось.
Устанавливая незаконное бездействие в части отсутствия в подвальном помещении оконных проемов шириной 0,9 м и высотой 1,2, либо системы вытяжной противодымной вентиляции в нарушение статьи 56 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 1.12 СНиП 2.08.02-89*, подпунктов "б, в" пункта 7.2 СП 7.13130.2013, и возлагая на ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" обязанность устранить данное нарушение, суд первой инстанции не учел, что СП 7.13130.2020 включен в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения", утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, введен в действие с 1 января 1990 года, то есть после ввода в эксплуатацию зданий больницы. Таким образом, их неисполнение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Суд первой инстанции, признавая незаконным бездействие ГБУЗ СО "ЦГБ N 7" в части необеспечения здания стационара системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре помещения в отделении функциональной диагностики, в коридорах без естественного освещения длиной более 15 м, а также в подвальном помещении; в подвальном этаже перед лифтами не предусмотрены тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, в нарушение требований статей 4, 6, 56, 88 Федерального закона N 123-ФЗ, подпунктов "б, в" пункта 8.2 СНиП 41-01-2003, подпунктов "б, в", пункта 7.2, 7.14 СП 7.13130.2013, не оценил, что СП 7.13130.2020 включен в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а "СНиП 41-01-2003. Система нормативных документов в строительстве. Отопление, вентиляция и кондиционирование", принят и введен в действие Постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года N 115, с 1 января 2004 года, то есть после ввода в эксплуатацию зданий больницы. Таким образом, их неисполнение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Кроме того Письмом Минюста Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 07/2958-ЮД отказано в регистрации Постановления Госстроя России от 26 июня 2003 года N 115.
Удовлетворяя требование прокурора о признании незаконным бездействия ГБУЗ СО "ЦГБ N 7", выразившегося в отсутствии в поэтажных коридорах здания стационара аварийного (эвакуационного) освещения в нарушение статей 4, 6 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 7.74 СНиП 23-05-95, пункта 7.6.3 СП 52.13330.2016, суд первой инстанции пришел к ошибочному мнению ввиду того, что "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение" является актуализированной редакцией СНиП 23-05-95*, введенной Приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 года N 777/пр и начавшей действие с 10 февраля 2017 года. Свод правил "СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" утвержден Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 783 и введен в действие с 20 мая 2011 года. Таким образом, вышеуказанные нормы введены в действие после ввода в эксплуатацию зданий больницы и их неисполнение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Признавая незаконным бездействие, выразившееся в невыполнении в здании поликлиники зазора между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей шириной не менее 75 мм; ширины лестничных маршей не менее 1,35 м; ширины лестничных площадок не менее ширины лестничных маршей; непредусмотрения в отделении профилактики на 1 этаже, на 2 и 4 этажах здания из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в нарушение статей 4, 56, 89 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 7.14 СП 4.13130.2013, пунктов 4.4.1, 4.4.2 СП 1.13130.2020, пункта 7.2 СП 7.13130.2020 и возлагая на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в данной части ввиду следующего.
СП 4.13130.2013, СП 1.13130.2020, СП 7.13130.2020 включены в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а "СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 232, введен в действие с 1 января 1987 года, то есть после введения в эксплуатацию зданий больницы, и утратил силу с 1 января 1998 года, то их неисполнение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Оценивая решение суда в части признания незаконным бездействия, выразившегося в невыполнения ширины эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м в нарушение статей 4, 6 Федерального закона 123-ФЗ, пункта 31 Н 102-54, пункта 2, пункта 4.2 прим. 1 СНиП II-А.5-62, пункта 4.2.19 СП 1.13130.2020, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения данного требования прокурора у суда первой инстанции также не имелось ввиду следующего.
Как указано выше СП 1.13130.2020 включен в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, его неисполнение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Н 102-54. Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест, утверждены Госстроем СССР 4 ноября 1954 года и утратили силу с 1 июля 1963 года в связи с введением в действие СНиП II-А.5-62. Часть II, раздел А. Глава 5 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", которые утверждены приказом Госстроя СССР от 13 декабря 1962 года N 433.
Постановлением Госстроя СССР от 16 сентября 1970 года N 126 приказ Госстроя СССР от 13 декабря 1962 года N 433 признан утратившим в силу с 1 января 1971 года.
Таким образом, вменение нарушения требований технических регламентов, которые утратили силу на момент ввода в эксплуатацию зданий поликлиники и стационара, являются необоснованными.
Нарушений иных положений сводов правил и технических регламентов прокурором не заявлено, судебной коллегией не установлено.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что капитальный ремонт здания поликлиники был завершен в 2016 года, функцию заказчика осуществлял МКУ "Управление заказчика по капитальному ремонту", акт ввода в эксплуатацию объекта капитального ремонта подписан, в том числе органом государственного пожарного надзора. Здание стационара построено в 1980 году, его реконструкция и капитальный ремонт не проводились.
Согласно представленному административным ответчиком мнению специалиста N 045-07/24 по результатам анализа предписания от 27 января 2022 года N 55/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности по итогам проведения плановой выездной проверки ГБУЗ СО "ЦГБ N 7", привести в соответствие с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности конструктивные решения здания стационара и поликлиники по улице Вилонова дом 33 в городе Екатеринбурге, проектирование и строительство которых осуществлялось до введения действующих норм в области пожарной безопасности без полной реконструкции объектов или возведения новых зданий невозможно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, использующий здание, построенное до введения в действие сводов правил и технических регламентов, нарушение которых вменяется прокурором, не обязан вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данных зданий, исходя из технических возможностей, соблюдать требования этих нормативных актов, касающиеся конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических характеристик зданий.
Таким образом, в отсутствие сведений о проведенной в здании стационара реконструкции и капитальном ремонте с момента ввода его в эксплуатацию по настоящее время, вопреки ошибочной позиции прокурора и выводам суда первой инстанции, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по исполнению требований, изложенных в пунктах 1, 3 - 9 в отношении стационара и пунктах 1 - 5 в отношении поликлиники резолютивной части судебного акта, с целью соблюдения требований Федерального закона N 123-ФЗ, не имеется. В указанной части решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В остальной части решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 30 января 2025 года подлежит оставлению без изменения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации статья 3011 отсутствует, имеется в виду статья 311.
Руководствуясь статьями 307 - 3011 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 30 января 2025 года отменить в части признания незаконным бездействия и возложении обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7 города Екатеринбурга" устранить нарушение требований пожарной безопасности - в здании стационара, а именно:
1) оборудования помещения подвала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре;
3) выполнения ширины эвакуационного выхода в свету из актового зала не менее 1,2 м;
4) обеспечения второго эвакуационного выхода из актового зала, соответствующего требованиям нормативных документов;
5) размещения радиаторов отопления в лестничных клетках на высоте не менее 2.2 м от поверхности площадок лестниц;
6) установления в подвальном помещении системы вытяжной противодымной вентиляции либо выполнения оконных проемов шириной 0,9 м и высотой 1,2 м;
7) обеспечения системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре помещения в отделении функциональной диагностики, в коридорах без естественного освещения длиной более 15 м, а также в подвальном помещении;
8) выполнения в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
9) обеспечения в поэтажных коридорах аварийное (эвакуационное) освещение;
- в здании поликлиники, а именно:
1) выполнения ширины эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м;
2) выполнения между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей зазора шириной не менее 75 мм;
3) выполнения ширины лестничных маршей не менее 1,35 м;
4) выполнения ширины лестничных площадок не менее ширины лестничных маршей;
5) предусмотрения в отделении профилактики на 1 этаже, на 2 и 4 этажах здания из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м, а также в подвальном помещении, системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
В указанной части в удовлетворении административного искового заявления прокурора Кировского района города Екатеринбурга отказать.
В остальной части решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 30 января 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центральная городская больница N 7 города Екатеринбурга" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г.НАСЫКОВ
Судьи
М.А.ПАРАМОНОВА
О.В.СТЕПКИНА