Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2025 N 88-8784/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 23.01.2025 по делу N 33-605/2025 (УИД 42RS0009-01-2024-005652-77)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Обстоятельства: Установлено, что стаж службы заявителя в органах принудительного исполнения Российской Федерации на день увольнения составляет менее 20 лет.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 23.01.2025 по делу N 33-605/2025 (УИД 42RS0009-01-2024-005652-77)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Обстоятельства: Установлено, что стаж службы заявителя в органах принудительного исполнения Российской Федерации на день увольнения составляет менее 20 лет.
Решение: Отказано.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2025 г. по делу N 33-605/2025, 33-12047/2024
Дело N 2а-3643/2024 УИД 42RS0009-01-2024-005652-77
Судья: Курилов М.К.
Докладчик: Чурсина Л.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Казачкова В.В.,
судей: Чурсиной Л.Ю., Котляр Е.Ю.,
при секретаре: С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чурсиной Л.Ю.
апелляционную жалобу Б.
на решение Центрального районного суда города Кемерово от 11 сентября 2024 года, по делу
по иску Б. к ФССП России, ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании действий, решения от 03.04.2024, о возложении обязанности,
установила:
Б. обратился в суд с иском к ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу, ФССП России об оспаривании действий, решения от 03.04.2024.
Требования мотивированы тем, что он состоял на службе в отделении судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово в должности <данные изъяты>
20.09.2022 он был уволен со службы в органах принудительного исполнения РФ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет по состоянию на 20 сентября 2022 года составила: в календарном исчислении - 20 лет 09 месяцев 04 дня.
15.06.2023 Б. оформил справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение, однако, истцу не удалось приобрести путевку на льготных условиях, что по его мнению, является нарушением его прав и законных интересов.
На обращение истца к директору ФССП России он получил ответ N 00088/24/61552 от 03.04.2024, в котором изложено, что его стаж службы в органах принудительного исполнения РФ на день увольнения (с учетом прохождения военной службы по призыву) составляет 4 года 4 месяца 12 дней, в связи с чем, права приобретения на льготных условиях путевки на санаторно-курортное лечение Б. не имеет.
Б. считает действия сотрудников ФССП России, связанные с отказом в предоставлении путевки незаконным, нарушающим его право, установленное законом.
На основании вышеизложенного, истец просил суд признать решение N 00088/24/81552 от 03.04.2024 ФССП России об отказе в предоставлении Б. для приобретения путевки на санаторно-курортное лечение в ФГАУ "Санаторий ФССП России "Зеленая Долина" подведомственном Федеральной службе судебных приставов за плату в размере 25 процентов стоимости путевки - незаконным.
Признать действия ФССП России об отказе в предоставлении Б. для приобретения путевки на санаторно-курортное лечение в ФГАУ "Санаторий ФССП России "Зеленая Долина", подведомственном Федеральной службе судебных приставов" за плату в размере 25 процентов стоимости путевки - незаконным.
Обязать Федеральную службу судебных приставов России устранить нарушение права Б. на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в ФГАУ "Санаторий ФССП России "Зеленая Долина", подведомственном Федеральной службе судебных приставов" на условиях, предусмотренных
частью 6 статьи 10 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за плату в размере 25 процентов стоимости путевки.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 21.08.2024 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 сентября 2024 года в удовлетворении административного искового заявления Б. к ФССП России, Главному Управлению ФССП России по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании действий, решения от 03.04.2024 года N 00088/24/61552, о возложении обязанности устранить нарушение права на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение на льготных условиях отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несогласие с выводами суда о пропуске срока на обращения в суд, поскольку полагает, что в данном случае применяется норма
ч. 1 ст. 219 КАС РФ, и общий трехмесячный срок на обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, он не пропустил.
Ссылается на то, что в справке от 14.03.2022 о стаже службы (выслуги лет) сотрудника УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу указано, что общий стаж правоохранительной службы 20 лет 00 мес. 15 дней; общий стаж государственной службы 20 лет 00 мес. 15 дней по состоянию на 01 января 2022 года стаж службы (выслуги лет) при увольнении.
Таким образом, самим работодателем установлены обстоятельства исчисления стажа службы (выслуги лет).
Административный истец был уволен из органов принудительного исполнения РФ 20.09.2022 по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в настоящее время истец получает пенсию за выслугу лет.
Выслуга лет по состоянию на 20.09.2022 составляет в календарном исчислении 20 лет 09 месяцев 04 дня, что подтверждается выпиской из приказа от 19.09.2022 N 7266-лс.
Данный приказ не оспаривался ответчиками в установленном законом порядке по исчислению выслуги лет в органах принудительного исполнения РФ, следовательно, данный приказ имеет юридическую силу.
Ссылается в обоснование доводов на судебную практику.
На апелляционную жалобу возражения не поданы.
Определением судьи Кемеровского областного суда от 16.12.2024 определено перейти к рассмотрению дела по административному иску Б. к ФССП России, ГУФССП России по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании действий, решения от 03.04.2024, о возложении обязанности по правилам гражданского судопроизводства.
Истец Б. в судебном заседании апелляционной инстанции заявил ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам
КАС РФ, ссылаясь на
ст. 218 КАС РФ, указывая на то, что нарушены его права и законные интересы и государственным органом созданы препятствия к осуществлению его законных прав и интересов.
Также в судебном заседании поддерживая доводы апелляционной жалобы пояснил, что весь его стаж отражен в трудовой книжке, выслуга составила 20 лет 09 месяцев 04 дня, а не как утверждает ответчик 04 года 04 месяца 12 дней.
Представитель ФССП России, ГУ ФССП по Кемеровской области - Кузбассу С.В., действующий на основании доверенностей в части заявленного ходатайства Б. о переходе к рассмотрению дела по правилам
КАС РФ возражал, полагая верным рассмотрение настоящего спора по правилам Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 65 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в органах принудительного исполнения) обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о социальных гарантиях) и иными федеральными законами.
Закон о социальных гарантиях регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии
частью 6 статьи 10 Закона о социальных гарантиях гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в
части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу
части 2 статьи 36 Закона о службе в органах принудительного исполнения в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным
законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с
частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения.
В силу
подпункта 5 части 4 статьи 36 Закона о службе в органах принудительного исполнения в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Исходя из содержания
статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) это должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 (окончание действия указа - 13.11.2024) был утвержден сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации и адрес.
Должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в указанном перечне отсутствует.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или
указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального
закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отнесена к старшей группе должностей категории "специалисты" с регистрационным номером (кодом) 11-3-4-104, где в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра - категории должности ("руководители" - 1, "помощники (советники)" - 2, "специалисты" - 3, "обеспечивающие специалисты" - 4), четвертая цифра - группе должностей (высшая - 1, главная - 2, ведущая - 3, старшая - 4, младшая - 5), пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.
Следовательно, период замещения Б. федеральной государственной гражданской службы в стаж службы в органах принудительного исполнения в выслугу лет, дающую право на льготное санаторно-курортное лечение, не может быть включено.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, ее прекращением, присвоением специальных званий установлены Законом о службе в органах принудительного исполнения. Этим же
законом определен правовой статус сотрудника.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, ссылаясь на нормы Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив, что периоды замещения должностей государственной гражданской службы не относятся к военной либо правоохранительной службе, государственной службе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда полностью соглашается с выводами суда первой инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении.
Рассмотрение дела судом первой инстанции в порядке
Кодекса административного судопроизводства РФ не является основанием для отмены состоявшегося решения.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Так в соответствии с
пунктами 1,
3,
7 статьи 1 Закона о службе в органах принудительного исполнения - служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Должности в органах принудительного исполнения - должности сотрудников органов принудительного исполнения, которые учреждаются в органах принудительного исполнения;
Сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным
законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу
части 1 статьи 20 Закона о службе в органах принудительного исполнения правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным
законом, и правового акта о назначении на должность.
В связи с чем, судебная коллегия полагает верным выводы суда первой инстанции, что вид службы - государственной гражданской службы (до 01.06.2020 года (л.д. 58)) и государственной службы (переведен на государственную службу с 01.06.2020 приказом от 28.05.2020 N 400-к) являются разными видами службы и не могут быть включены в стаж для приобретения путевки на санаторно-курортное лечение на льготных основаниях, если это прямо не оговорено законом, к примеру, при определении права на пенсию по выслуге лет (
глава 14 Заключительные положения,
ст. 92 ФЗ от 01.10.2019 N 328-ФЗ).
Истец ошибочно полагает, что выслуга лет для назначения пенсии, исчисленная в соответствии с постановлением правительства Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, в которую включается и государственная гражданская служба в ФССП России, тождественна выслуге лет (стажу службы) для определения права на санаторно-курортное лечение в соответствии с и. 6
ст. 10 Закона о социальных гарантиях.
В силу
пункта 12 статьи 92 Закона о службе в органах принудительного исполнения периоды замещения должностей гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах подлежат включению в общую продолжительность службы в органах принудительного исполнения только для выплаты сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а не для определения права на санаторно-курортное лечение в соответствии с
пунктом 6 статьи 10 Закона о социальных гарантиях.
Б. проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 01.06.2020.
Контракт расторгнут и Б. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 19.09.2022 (приказ ФССП России от 19.09.2022 N 7266-ЛС), таким образом, стаж составил, с учетом службы в Армии 4 года 4 месяца 12 дней и права на приобретение на льготных условиях путевки на санаторно-курортное лечение Б. не имеет.
Следовательно, у истца не возникло право на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение на льготных условиях, а доводы, указанные в исковом заявлении, по спорному вопросу основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Разрешая ходатайство истца Б. о переходе рассмотрения дела по правила
КАС РФ, судебная коллегия, руководствуясь
п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2024) "О некоторых вопросах применения судами
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которому указано, что не подлежат рассмотрению по правилам
КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, дела связанные с реализацией гражданами социальных прав, а также учитывая характер спорных правоотношений, не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства Б.
Руководствуясь
ст. ст. 327.1,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
В удовлетворении ходатайства Б. о переходе к рассмотрению дела по правилам
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказать.
Решение Центрального районного суда города Кемерово от 11 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б., без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.КАЗАЧКОВ
Судьи
Е.Ю.КОТЛЯР
Л.Ю.ЧУРСИНА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.02.2025