Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2025 N 16-6341/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии, с нарушением лицензии и технических проектов.
Решение: Отказано.


Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2025 N 16-6341/2025
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии, с нарушением лицензии и технических проектов.
Решение: Отказано.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2025 г. N 16-6341/2025
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Сибнефтегаз" Р., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление и представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Росприроднадзора от 15 ноября 2024 года, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2025 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Сибнефтегаз",
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Росприроднадзора от 15 ноября 2024 года N 03/4-505/2024, оставленным без изменения решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2025 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2025 года, АО "Сибнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
15 ноября 2024 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Росприроднадзора в адрес АО "Сибнефтегаз" внесено представление N 03/4-505/2024 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Сибнефтегаз" Р. просит принятые по делу постановление и представление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 30 сентября 2025 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Любое нарушение условий лицензии, в том числе несвязанное с фактической добычей полезных ископаемых, образует признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7); приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (пункт 8); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10); исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, подземных вод после извлечения из них полезных компонентов, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей (пункт 12).
Как установлено при рассмотрении дела, АО "Сибнефтегаз" предоставлено право пользования недрами с целью их геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на основании лицензий СЛХ 02534 НЭ от 12 января 2018 года и СЛХ 02536 НЭ от 12 января 2018 года.
Используемые обществом участки недр расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровский район, Береговой и Пырейный лицензионные участки.
По результатам выездной плановой проверки установлено, что АО "Сибнефтегаз" в нарушение законодательства об охране и использовании недр и требований, утвержденной в установленном порядке проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами допускается размещение в пластах горных пород апт-альб-сеноманского водоносного комплекса попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд, качество которых не соответствует требованиям, установленным проектным документом "Дополнение к технологическому проекту закачки в апт-альб-сеноманский водоносный комплекс попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья Берегового НГКМ АО "Сибнефтегаз", согласованное протоколом ТКР-Ямалнедра от 15 июня 2020 года N 31/20 (далее - проектный документ Берегового лицензионного участка), по показателю железо; в период с 2021 года по 25 марта 2024 года мониторинг за качеством закачиваемых сточных вод осуществлялся с нарушением требований, установленных проектным документом Берегового лицензионного участка; допускается размещение в отложениях апт-альб-сеноманского водоносного комплекса попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд на Пырейном месторождении качество которых не соответствует требованиям, установленным проектным документом "Дополнение к проекту эксплуатации участка размещения попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья Пырейного ГКМ" согласованного протоколом заседания ЦКР Роснедр по МПВ и ПС от 16 февраля 2022 года N 17-22ПС (далее - проектный документ Пырейного лицензионного участка), по показателям взвешенные вещества и нефтепродукты; в период с 2021 года по 25 марта 2024 года мониторинг за качеством закачиваемых сточных вод осуществлялся с нарушением требований установленными Проектом эксплуатации участка размещения попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья Пырейного ГКМ, согласованного протоколом ТКР-Ямалнедра от 12 сентября 2019 года N 23/19 (действовал в период с 12 сентября 2019 года по 16 февраля 2022 года) и нарушением, требований вышеуказанного действующего проектного документа Пырейного лицензионного участка.
Данные нарушения выявлены 28 июня 2024 года по итогам плановой выездной проверки деятельности общества на Береговом и Пырейном лицензионных участках, проведенной Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора.
Таким образом, действия АО "Сибнефтегаз", допустившего пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных выданной обществу лицензией на пользование недрами и требований, утвержденной в установленном порядке проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения АО "Сибнефтегаз" условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, протоколом осмотра, фототаблицей, актами отбора проб, протоколами испытаний, и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
По результатам рассмотрения дела юридическое лицо привлечено к административной ответственности за совершение вмененного ему административного правонарушения.
Должностное лицо и судьи пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили должностному лицу и судьями нижестоящих судебных инстанций сделать вывод о том, что АО "Сибнефтегаз" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Изложенные в постановлении выводы о превышении норматива для взвешенных веществ и нефтепродуктов являются мотивированными и обоснованными, при этом должностным лицом были приняты во внимание утвержденные показатели в соответствии с проектной документацией и установленные показатели на основании протокола испытаний N 7/24-В(Схд) от 24 июня 2024 года, оснований не доверять которым по делу не имеется.
Иные доводы, изложенные в рассматриваемой жалобе, в том числе, об отсутствии нарушений, о недопустимости протоколов отбора проб и проведенных по ним исследований, являлись предметом проверки судьи нижестоящей судебной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судьи не усматривается.
В настоящем случае установлено, что требования условий, предусмотренных выданных обществу лицензий на пользование недрами и требования, утвержденной в установленном порядке проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что обществом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые сведения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных фактических обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в действиях АО "Сибнефтегаз" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление о назначении АО "Сибнефтегаз" административного наказания вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
В силу части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В настоящем случае должностное лицо, рассмотревшее дело, установив наличие события административного правонарушения, выяснив его причины и условия, внес полномочному лицу представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Оснований для отмены представления не имеется.
При пересмотре дела по жалобам на постановление судьями дело проверено в соответствии со статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, дана объективная и мотивированная оценка доводам жалоб.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление и представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Росприроднадзора от 15 ноября 2024 года N 03/4-505/2024, решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2025 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Сибнефтегаз", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Сибнефтегаз" Р. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции
С.Н.МЕНЩИКОВ