Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2025 N 88-15736/2025 (УИД 17RS0017-01-2024-011518-43)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что был снят с учета на основании изменения жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2025 N 88-15736/2025 (УИД 17RS0017-01-2024-011518-43)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что был снят с учета на основании изменения жилищных условий.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2025 г. N 88-15736/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Ангудановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 17RS0017-01-2024-011518-43 (2-990/2025) по иску П.Е.С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Тыва на
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 7 мая 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.Е.С. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН России по Республике Тыва) о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указано, что истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в звании подполковника внутренней службы в должности заместителя начальника отдела конвоирования ФКУ УФСИН России по Республике Тыва.
16 мая 2014 г. он обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек, так как на тот период в браке не состоял, детей не имел.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 9 ноября 2016 г. N истец был поставлен на учет с 16 мая 2014 г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом 1 человек.
28 августа 2015 г. П.Е.С. вступил в брак с Т., супруге присвоена фамилия П. В период брака родились дети: П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с этим П.Е.С. обратился с рапортом об изменении учетных данных о составе семьи, в связи с чем согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России от 21 июля 2021 г. N в личное дело истца внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4 человек.
Решением Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 6 июня 2024 г. N П.Е.С. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременного социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Истец с данным решением не согласен, полагает, что нарушено его право и право членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как обеспечение жилой площадью составляет менее учетной нормы. Не учтены сведения о том, что сособственники жилого помещения, в котором проживает семья истцов, не являются членами его семьи, они не ведут общее хозяйство. Нуждаемость в жилом помещении у семьи истца не отпала.
Просил суд признать протокол от 6 июня 2024 г. N заседания комиссии ФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии П.Е.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным: восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 мая 2014 г. с семьей в составе четыре человека, установленном 21 июля 2021 г.; возложить на УФСИН но Республике Тыва и ФСИН России обязанность предоставить истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека с учетом обеспеченности семьи жилым помещением в размере 11,2 кв. м, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет 16 мая 2014 г.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 г. исковые требования П.К. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным оспариваемое истцом решение комиссии от 6 июня 2024 г., оформленное протоколом N, о снятии П.Е.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложил на ФСИН обязанность восстановить П.Е.С. с семьей в составе четырех человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 мая 2014 г. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 7 мая 2025 г.
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Тыва просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В обоснование доводов, в том числе, ссылается на то, что супругой заявителя были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. По адресу: <адрес> истец зарегистрирован с 12 сентября 2020 г., его супруга с 22 декабря 1999 г., сын с 16 ноября 2016 г., дочь с 24 июля 2019 г. по настоящее время. Вышеуказанное жилое помещение имеет площадь 44,9 кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доли в праве П.Н. (сестра супруги истца), П.А.А. (супруге истца) и Ф. (матери супруги истца) 1/2 доли в праве. При этом, согласно выписке из ЕГРН от 20 февраля 2024 г. в отношении П.А.А. 12 июля 2016 г. прекращено право 1/2 доли в праве и 12 июля 2016 г. зарегистрирована 1/4 доля в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>. При рассмотрении документов на увеличение состава семьи выписка из ЕГРП в отношении супруги истца была предоставлена по состоянию на 23 апреля 2021 г. в которой информация о прекращении права на 1/2 долю отсутствовала. В связи с ухудшением жилищных условий членом семьи заявителя комиссия ФСИН России на основании решения, оформленного протоколом от 6 июня 2024 г. N, правомерно сняла П.Е.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
п. п. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369. В нарушение подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, требований процессуального закона суд вместо установления указанных юридически значимых обстоятельств сослался на то, что ответчик не представил доказательства того, что при заключении договора отчуждения 1/4 доли в квартире в пользу сестры, супруга истца и истец действовали недобросовестно с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явился истец, представитель ответчика. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном
постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы представителя ответчиков.
Судами установлено и следует из материалов дела, что подполковник внутренней службы П.Е.С. проходит службу в ФКУ Отдел по конвоированию УФСИН по Республике Тыва, служит в уголовно-исполнительной системе с 22 января 2002 г.; согласно справке по состоянию на 14 марта 2024 г. его выслуга составляла в календарном исчислении 25 лет 8 месяцев 2 дня, в льготном - 37 лет 7 месяцев, 6 дней.
16 мая 2014 г. истец обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек (заявитель).
Согласно выписке из решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Управления Федеральной службы исполнения наказаний но Республике Тыва и подведомственных ему учреждений, а также филиалов и отделов уголовно-исполнительной системы, дислоцирующихся на территории Республики Тыва и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний но Республике Тыва и подведомственных ему учреждений, а также филиалов и отделов уголовно-исполнительной системы, дислоцирующихся на территории Республики Тыва, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 2 июня 2014 г., комиссия решила направить документы П.Е.С. для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; состав семьи - 1 человек.
Решением указанной комиссии, оформленным протоколом от 9 ноября 2016 г. N П.Е.С. был поставлен на учет с 16 мая 2014 г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек.
В выписке из протокола указано, что П.Е.С. с 30 августа 2012 г. зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 95.2 кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО12 Ранее истец с 1996 года по 15 февраля 2012 г. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери заявителя - П. 28 августа 2015 г. между П.Е.С. и Т. заключен брак, супруге присвоена фамилия - П., в период брака у П.Е.С. и П.А.Л. родились дети: П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В связи с заключением брака и рождением детей П.Е.С. обратился с рапортом об изменении учетных данных о составе семьи, и согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФСИН России от 21 июля 2021 г. N в личное дело истца внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4 человек.
Из содержания протокола следует, что П.Е.С. с 12 сентября 2020 г., супруга (П.А.А.) - с 22 декабря 1999 г., сын (П.Е.) - с 16 ноября 2016 г., дочь (П.) - с 24 июля 2019 г. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 44.9 кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности супруге заявителя (1/4 доля в праве), сестре супруги (доля в праве 1/4) и матери супруги (доля в права 1/2). Представлена поквартирная карточка, карточка л/с, согласно которым по указанному адресу зарегистрированы 5 человек.
Согласно выпискам из ЕГРП от 20 февраля 2024 г., 21 февраля 2024 г. у П.Е. П.Е.., П.Т. на праве собственности отсутствует недвижимое имущество.
Из выписок из ЕГРП от 1 апреля 2021 г., от 10 марта 2024 г. на жилое помещение, с кадастровым номером N по адресу: <адрес> следует, что квартира на право общей долевой собственности но 1/4 доле принадлежит П.Н.. П.А.А., 1/2 доля принадлежит Ф.
Согласно рапорту заместителя начальника отдела ФКУ ОК УФСИН России по Республике Тыва П.Е.С. от 14 марта 2024 г. он с 1978 г. по 1986 г. проживал по адресу: <адрес>. В период с 1986 г. но 1998 г. проживал по адресу: <адрес>. В период с июня 1998 г. по апрель 2000 г. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах РФ в <адрес> N и в <адрес> в <адрес> N.
С апреля 2000 года по декабрь 2001 года истец проходил службу по контракту в N <адрес>. С декабря 2001 года по август 2012 года проживал по адресу: <адрес>. В период с августа 2012 года по сентябрь 2020 года проживал по адресу: <адрес>. Его супруга - П.Л.Л. с 1983 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>. Ни он, ни его дети на территории других субъектов РФ не проживали.
14 марта 2023 г. П.Е.С. предоставил сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику и членам его семьи. Согласно данным сведениям, П.Е.С. вместе с членами семьи в составе 4 человек проживают по адресу: <адрес>. В данной квартире его супруге П.Е.С. с 12 июля 2016 г. принадлежит 1/4 доля.
14 марта 2024 г. П.Е.С. предупрежден о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления в предоставленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ в зависимости от характера тяжести совершенного правонарушения.
14 марта 2024 г. П.Е.С. подал рапорт (заявление), согласно которому он гарантирует, что изменения в его учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения отсутствуют.
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 6 июня 2024 г. N П.Е.С. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Из данного протокола следует, что основанием к снятию с учета послужило то обстоятельство, что супругой заявителя 12 июля 2016 г. прекращено право на 1/2 долю в праве и 12 июля 2016 г. зарегистрирована 1/4 доля в праве на жилое помещение площадью 44.9 кв. м, по адресу: <адрес>, что расценено как совершение членом семьи сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, поставленного на учет, действий по ухудшению жилищных условий.
Согласно выписке из ЕГРП от 16 мая 2024 г. П.Л.А. квартира по адресу: <адрес>, с 22 декабря 2000 г. по 12 июля 2016 г. принадлежала 1/2 доля на праве общей долевой собственности, с 12 июля 2016 г. ей принадлежит 1/4 доля на праве общей долевой собственности.
Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что наличие на праве собственности у супруги истца доли в праве ? на вышеуказанную квартиру с последующим отчуждением ею ? доли в праве своей сестре, П.Е.С. не скрывалось и данное обстоятельство учтено Комиссией ФСИН России при рассмотрении заявления истца о внесении изменений в части увеличения состава его семьи и признания его нуждающимся в жилом помещении, что подтверждено выпиской из протокола от 21 июля 2021 г. N. Истец и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения в пользу сестры супругой истца в 2016 году принадлежащей ей на праве собственности ? доли в квартире (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла 7,48 кв. м, а именно 22.45 кв. м/3 члена семьи), так и после заключения договора дарения, что в любом случае менее установленной в
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м. В дальнейшем в связи с рождением второго ребенка, то есть на 9 июня 2018 г. нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий также не отпала.
Суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств такого поведения П.Е.С. или его супруги при заключении договора отчуждения ? доли в квартире в пользу сестры, которое можно было бы признать недобросовестным, имеющим цель создания искусственного ухудшения жилищных условий. Кроме того, на момент принятия решения об увеличении состава семьи истца на 21 июля 2021 г. прошло более пяти лет с даты отчуждения супругой истца доли в праве на жилое помещение своей сестре.
Также суд пришел к выводу о том, что отчуждение П.Л.А., как членом семьи П.Е.С., доли в жилом помещении не является действием, направленным на ухудшение жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Отказывая в удовлетворении требования П.Е.С. о возложении обязанности на УФСИН по Республике Тыва и ФСИН России предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека за минусом обеспеченности семьи жилым помещением в размере 11,2 кв. м, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет 16 мая 2014 г., суд исходил из того, что на момент снятия истца с учета, то есть на 6 июня 2024 г. его порядковый номер в очереди был 61, а единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности, решение данного вопроса отнесено к компетенции комиссии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что на момент подачи рапорта П.А.А. об изменении учетных данных о составе семьи (14 марта 2024 г.) прошло более 5 лет со дня государственной регистрации передачи 12 июля 2016 г. по договору дарения супругой истца своей сестре ? доли в квартире. При этом на момент подачи П.Е.С. заявления о постановке на учет (16 мая 2014 г.) он нуждался в жилом помещении, поскольку в жилом помещении общей площадью 47,7 кв. м, по адресу: <адрес>, совместно с ним было зарегистрировано и проживало 4 человека, то есть на каждого человека приходилось по 11,93 кв. м, что менее учетной нормы 15 кв. м. После вступления в брак с 28 августа 2015 г.) нуждаемость истца в жилом помещении также не отпала, поскольку супруге принадлежала на праве общей долевой собственности ? доля в праве на квартиру <адрес>, общей площадью 44.9 кв. м, что составляло 22,45 кв. м, жилой площади. (22,45/2 = 11,2 кв. м на двух членов семьи).
С учетом того, что по состоянию на 12 июля 2016 г. семья истца состояла из 3 человек (истец, супруга, сын), обеспеченность жилой площадью одного члена семьи истца составляла 7,48 кв. м, из расчета: 22,45 кв. м/3.
После осуществления П.А.Л. дарения своей сестре ФИО20 ? доли в праве общей долевой собственности в <адрес> по договору от 30 июня 2016 г., и регистрации перехода права 12 июля 2016 г., у семьи истца осталось в собственности ? доля в праве, что составляет 11,2 кв. м, жилой площади (44,9 кв. м/4), что также является менее установленной в
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м. В дальнейшем в связи с рождением второго ребенка (ДД.ММ.ГГГГ) нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий также не отпала.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нормами права, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена возможность отказа в постановке сотрудника на учет в целях получения единовременной социальной выплаты но тому основанию, что сотрудником или членами его семьи совершены такие действия по ухудшению своих жилищных условий, которые не привели к приобретению права состоять на учете для получения выплаты. По смыслу закона основанием для отказа в принятии сотрудника на учет и для снятия его с учета является совершение таких действий, которые привели к приобретению права состоять на учете, которого в противном случае у сотрудника не имелось бы.
По мнению суда апелляционной инстанции, договор дарения ? доли квартиры от 30 июня 2016 г. не является той сделкой, в результате которой были ухудшены жилищные условия истца и которые бы повлияли на факт нуждаемости истца в жилом помещении.
Оснований для установления признаков злоупотребления правом в поведении и намеренного ухудшения жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, суд не установил, приняв пояснения истца о том, что в 2000 году фактически при передаче квартиры в собственность Ф. и П. (Ф.) от Агентства по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья <адрес> не была учтена доля сестры супруги истца, в связи с чем с целью восстановления справедливости П.А.А. в 2016 году осуществила дарение половины своей доли в праве собственности на квартиру сестре.
При этом до декабря 2016 года истцу не было известно о постановке его на учет с 16 мая 2014 г., так как решение Комиссией ФСШ I России было принято лишь 9 ноября 2016 г., а договор дарения доли в праве на жилое помещение П.Л.Л. был заключен 30 июня 2016 г.
Из содержания
подп. "б" п. 15 Правил следует, что комиссия ФСИН России должна была на момент принятия решения, в том числе, установить намерение у П.Е.С. получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Суд апелляционной инстанции учел, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
На основании приведенных нормативных положений суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями но ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу
ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом РФ.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника. если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Подпунктом "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Указанных оснований судом апелляционной инстанции установлено не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (
ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с
п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно доживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пп. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Правилами
(п. 5) предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных
пунктом 19 настоящих Правил).
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Установив, что что жилищные условия истца на момент принятия решения комиссии ФСИН России от 6 июня 2024 г. о снятии истца с учета не изменились по сравнению с жилищными условиями, которые были на день подачи П.Е.С. рапорта о постановке его на учет, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований истца.
Доводы кассатора о том, что супруга истца намеренно ухудшила жилищные условия семьи, поскольку произвела отчуждение ? доли в праве собственности на квартиру своей сестре, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который исходил из того, что указанное обстоятельство истцом не скрывалось, учтено комиссией ФСИН России при рассмотрении заявления истца о внесении изменений в части увеличения состава его семьи и признания его нуждающимся в жилом помещении, что подтверждено выпиской из протокола от 21 июля 2021 г. N 10.
Оснований для установления признаков злоупотребления правом в поведении и намеренного ухудшения жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, вопреки доводам кассатора, судами не установлено.
Судом апелляционной инстанции правильно указал, что по смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты. Между тем, как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, истец и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения в пользу сестры супруги истца в 2016 году принадлежащей супруге на праве собственности ? (от ?) доли в квартире (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла менее 15 кв. м), так и после заключения договора (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составила менее 15 кв. м), что в любом случае менее установленной в
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с
п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Однако ответчиком не представлено доказательств такого поведения супруги истца, при котором заключая договор отчуждения 1/4 от принадлежащей ей ? доли в квартире в пользу сестры, она действовала недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что на момент подачи рапорта П.А.А. об изменении учетных данных о составе семьи (14 марта 2024 г.) прошло более 5 лет со дня государственной регистрации передачи 12 июля 2016 г. по договору дарения супругой истца своей сестре 1/4 доли в квартире.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
В соответствии с
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь
ст. ст. 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 7 мая 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УФСИН России по Республике Тыва, ФСИН России - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 22 октября 2025 г.