Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 07.05.2025 N 33-497/2025 (УИД 17RS0017-01-2024-011518-43)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истец снят с учета на получение выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С решением истец не согласен, полагает, что нарушено его право на получение выплаты, так как обеспечение жилой площадью составляет менее учетной нормы, не учтены сведения, что сособственники жилого помещения, в котором проживает семья истца, не являются членами его семьи, они не ведут общее хозяйство, нуждаемость в жилом помещении у семьи истца не отпала.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 07.05.2025 N 33-497/2025 (УИД 17RS0017-01-2024-011518-43)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением истец снят с учета на получение выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С решением истец не согласен, полагает, что нарушено его право на получение выплаты, так как обеспечение жилой площадью составляет менее учетной нормы, не учтены сведения, что сособственники жилого помещения, в котором проживает семья истца, не являются членами его семьи, они не ведут общее хозяйство, нуждаемость в жилом помещении у семьи истца не отпала.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 мая 2025 г. N 33-497/2025
Судья Сватикова Л.Т. | Дело N 2-990/2025 |
УИД: 17RS0017-01-2024-011518-43
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Дулуша В.В.,
судей Баутдинова М.Т., Болат-оол А.В.,
при секретаре С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску П.Е.С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о признании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчиков С.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 года,
установила:
П.Е.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, с учетом уточнений, в обоснование указав, что проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в звании ** в должности ** ФКУ УФСИН России по Республике Тыва. 16 мая 2014 г. он обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек, так как на тот период истец в браке не состоял, детей не имел. Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N от 9 ноября 2016 г., истец был поставлен на учет с 16 мая 2014 г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом 1 человек.
28 августа 2015 г. П.Е.С. вступил в брак с П. (запись о регистрации брака N), супруге присвоена фамилия - П.. В период брака родились дети: Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с этим П.Е.С. обратился с рапортом об изменении учетных данных о составе семьи, в связи с чем согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России N от 21 июля 2021 г. в личное дело истца внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4 человек.
Решением Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом N от 6 июня 2024 г., П.Е.С. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Истец с данным решением не согласен, полагает, что нарушено его право и право членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как обеспечение жилой площадью составляет менее учетной нормы. Не учтены сведения, что сособственники жилого помещения, в котором проживает семья истца, не являются членами его семьи, они не ведут общее хозяйство. Нуждаемость в жилом помещении у семьи истца не отпала.
Просит признать протокол N от 6 июня 2024 г. заседания Комиссии ФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии П.Е.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; восстановить истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 мая 2014 г. с семьей в составе четыре человека, установленном 21 июля 2021 г.; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва и Федеральную службу исполнения наказаний предоставить истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека за минусом обеспеченности семьи жилым помещением в размере 11,2 кв. м, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет 16 мая 2014 г.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 г. исковое заявление П.Е.С. удовлетворено частично. Признано незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 6 июня 2024 года, оформленное протоколом N, о снятии П.Е.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал Федеральную службу исполнения наказания восстановить П.Е.С. с семьей в составе четырех человек на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16 мая 2014 г. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН РФ по Республике Тыва С.Д. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Ссылается на то, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет (предоставление специальной выплаты) для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, и соответственно, возникновение оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. П.Е.С. протоколом комиссии ФСИН России N от 9 ноября 2016 г. с составом семьи 1 человек был постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 16 мая 2014 г. со дня подачи им рапорта в территориальную подкомиссию. В дальнейшем истец обратился с рапортом на имя директора ФСИН России о внесении изменений в материалы учетного дела в части увеличения состава семьи, так как 28 августа 2015 г. зарегистрировал брак с П. и у них родились дети. Протоколом N от 21 июля 2021 г. внесены изменения в учетное дело П.Е.С. в части увеличения состава семьи. 27 марта 2024 г. за вх N УФСИН России по Республике Тыва направил документы П. и членов его семьи во ФСИН России. В ходе рассмотрения документов истца было установлено, что супругой заявителя были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. По адресу: ** истец зарегистрирован с 12 сентября 2020 г., его супруга с 22 декабря 1999 г., сын с 16 ноября 2016 г., дочь с 24 июля 2019 г. по настоящее время. Вышеуказанное жилое помещение имеет площадь 44,9 кв. м, принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доли в праве П. (сестра супруги истца), П. (супруге истца) и Ф. (матери супруги истца) 1/2 доли в праве. При этом, согласно выписке из ЕГРН от 20 февраля 2024 г. в отношении П., 12 июля 2016 г. прекращено право 1/2 доли в праве и 12 июля 2016 г. зарегистрирована 1/4 доля в праве на жилое помещение по адресу: **
При рассмотрении документов на увеличение состава семьи выписка из ЕГРН в отношении супруги истца была предоставлена по состоянию на 23 апреля 2021 г. в которой информация о прекращении права на 1/2 долю отсутствовала. В дополнительно предоставленной выписке из ЕГРН от 16 мая 2024 г. указано, что П. с 22 декабря 2000 г. принадлежало на праве общей долевой собственности 1/2 доля в праве и на основании договора дарения от 12 июля 2016 г. зарегистрировано прекращение права в пользу ее сестры Т. В связи с ухудшением жилищных условий комиссия ФСИН России протоколом N от 6 июня 2024 г. П.Е.С. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
подп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369. Таким образом, совершение сотрудником или членом его семьи намеренных действий, имеющих цель получение единовременной социальной выплаты, в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. До 28 августа 2015 г. общая площадь составляла 19 кв. м = 42-0-22,45 кв. м. Если бы отчуждение доли жилого помещения не было произведено, то общая площадь составляла бы на 6 июня 2024 г. 49,55 кв. м = 77-0-22,45. С учетом совершенного отчуждения доли в праве общая площадь составляла на 6 июня 2024 г. 60,80 кв. м = 72-0-11,2, то есть выплата осуществлялась бы на приобретение 60,80 кв. м жилья вместо 49,55 кв. м.
Доводы истца о том, что с момента отчуждения жилого помещения и на момент принятия решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения прошло более 5 лет, не могут служить основанием для признания решения комиссии ФСИН России о снятии с учета истца незаконным. С учетом истечения 5 лет с даты ухудшения жилищных условий истец не лишен права вновь обратиться к ответчику с заявлением о принятии на учет. При таких обстоятельствах, комиссия ФСИН России правомерно приняла решение о снятии с учета П.Е.С. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В нарушение подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, требований процессуального закона суд первой инстанции вместо установления указанных юридически значимых обстоятельств сослался на то, что ответчик не представил доказательства того, что поведение П.Е.С. и его супруги при заключении договора отчуждения 1/4 доли в квартире в пользу сестры, супруга истца и истец действовали недобросовестно с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Также, суд сослался на то, что комиссия ФСИН России располагала сведениями о том, что супруге истца принадлежала 1/4 доли в квартире и с момента ухудшения жилищных условий до принятия решения о снятии с учета прошло более 5 лет. Однако выводы суда ошибочны. При принятии решения комиссией ФСИН России в 2021 г. об увеличении состава семьи П.Е.С., комиссия не располагала сведениями об ухудшении жилищных условий супругой истца. Выписка из ЕГРН в 2021 г. не содержала данной информации, данная информация стала известна только в 2024 г.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика К. поддержал апелляционную жалобу.
Истец П.Е.С., его представитель А. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третье лицо П.А., действуя за себя и своих несовершеннолетних детей Е., Т. представила суду апелляционной инстанции заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, просила оставить решение суда без извещения. В силу положений
ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон, Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно
ч. 1 ст. 4 Федерального закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В
пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в
п. 5 Правил.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ** П.Е.С. проходит службу в ** служит в уголовно-исполнительной системе с 22 января 2002 года; согласно справке по состоянию на 14 марта 2024 года (л.д. 76-77, т. 1) его выслуга составляла в календарном исчислении 25 лет 8 месяцев 2 дня, в льготном - 37 лет 7 месяцев, 6 дней.
П.Е.С. 16 мая 2014 г. обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек (заявитель) (л.д. 167-168, т. 1).
Согласно выписке из решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва и подведомственных ему учреждений, а также филиалов и отделов уголовно-исполнительной системы, дислоцирующихся на территории Республики Тыва и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва и подведомственных ему учреждений, а также филиалов и отделов уголовно-исполнительной системы, дислоцирующихся на территории Республики Тыва, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 2 июня 2014 г., комиссия решила направить документы П.Е.С. для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; состав семьи - 1 человек (заявитель П.Е.С.) (л.д. 22, т. 1)
Решением Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России), оформленным протоколом N от 9 ноября 2016 г., П.Е.С. был поставлен на учет с 16 мая 2014 г. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек (л.д. 23, т. 1).
В выписке из протокола указано, что П.Е.С. с 30 августа 2012 г. зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 95,2 кв. м по адресу: ** принадлежащем на праве собственности С. Ранее П.Е.С. с 1996 г. по 15 февраля 2012 г. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: **, принадлежащем на праве собственности матери заявителя - З.
Согласно свидетельству N между П.Е.С. и П. заключен брак, супруге присвоена фамилия - П. (актовая запись о регистрации брака N от 28 августа 2015 г., составленная Органом Управления записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентства) в г. Кызыле Российской Федерации) (л.д. 24, т. 1).
В период брака у П.Е.С. и П.А. родились дети: Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено свидетельствами о рождении детей N (л.д. 21. т. 1).
В связи с заключением брака и рождением детей П.Е.С. обратился с рапортом об изменении учетных данных о составе семьи, и согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФСИН России N от 21 июля 2021 г. в личное дело истца внесены изменения в части увеличения состава семьи до 4 человек (л.д. 25, т. 1).
Из содержания протокола следует, что П.Е.С. с 12 сентября 2020 г., супруга (П.А.) - с 22 декабря 1999 г., сын (Е..) - с 16 ноября 2016 г., дочь (Т.) - с 24 июля 2019 г. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 44,9 кв. м по адресу: **, принадлежащем на праве собственности супруге заявителя, сестре супруги (доля в праве 1/4) и матери супруги (доля в права 1/2). Представлена поквартирная карточка, карточка л/с, согласно которым по указанному адресу зарегистрированы 5 человек.
Согласно выпискам из ЕГРН от 20 февраля 2024 г., 21 февраля 2024 г. у Е., П.Е.С., Т. на праве собственности отсутствует недвижимое имущество (л.д. 103-110, т. 1).
Из выписок из ЕГРН от 1 апреля 2021 г. (л.д. 161-164, т. 1), от 10 марта 2024 г. (л.д. 99-103, т. 1) на жилое помещение, с кадастровым номером N по адресу: ** следует, что квартира на право общей долевой собственности по 1/4 доле принадлежит Н., П.А., 1/2 доля принадлежит Ф.
Согласно рапорту заместителя начальника отдела ФКУ ОК УФСИН России по Республике Тыва П.Е.С. от 14 марта 2024 г. он с 1978 г. по 1986 г. проживал по адресу: **. В период с 1986 г. по 1998 г. проживал по адресу: **. В период с июня 1998 г. по апрель 2000 г. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах РФ в Красноярском крае г. Красноярск в/ч N и в Республике Тыва в г. Кызыле в/ч N. С апреля 2000 г. по декабрь 2001 г. проходил службу по контракту в в/ч N Республики Тыва г. Кызыла, проживая в **. С декабря 2001 г. по август 2012 г. проживал по адресу: **. В период с августа 2012 г. по сентябрь 2020 г. проживал по адресу: **. Его супруга - П.А. с 1983 г. по настоящее время проживает по адресу: **. Ни он, ни его дети на территории других субъектов РФ не проживали (л.д. 55, т. 1).
14 марта 2023 г. П.Е.С. предоставил сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику и членам его семьи. Согласно данным сведениям, П.Е.С. вместе с членами семьи в составе 4 человек проживают по адресу: **. В данной квартире его супруге - П.Е.С. с 12 июля 2016 г. принадлежит 1/4 доля (л.д. 56-58, т. 1).
14 марта 2024 г. П.Е.С. предупрежден о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления в предоставленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ в зависимости от характера тяжести совершенного правонарушения (л.д. 59, т. 1).
14 марта 2024 г. П.Е.С. подал рапорт (заявление), согласно которому он гарантирует, что изменения в его учетном деле на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения отсутствуют (л.д. 60, т. 1).
Решением Комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 5 от 6 июня 2024 г., П.Е.С. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. (л.д. 51-54, т. 1)
Из данного протокола следует, что основанием к снятию с учета послужило то обстоятельство, что супругой заявителя 12 июля 2016 г. прекращено право на 1/2 долю в праве и 12 июля 2016 г. зарегистрирована 1/4 доля в праве на жилое помещение площадью 44,9 кв. м по адресу: **, что расценено как совершение членом семьи сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, поставленного на учет, действий по ухудшению жилищных условий.
Согласно выписке из ЕГРН от 16 мая 2024 г. П.А. квартира по адресу: ** с 22 декабря 2000 г. по 12 июля 2016 г. принадлежало 1/2 доля на праве общей долевой собственности, с 12 июля 2016 г. 1/4 доля на праве общей долевой собственности (л.д. 33-34, т. 1).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что наличие на праве собственности у супруги истца доли в праве с указанием отчуждения ею 1/4 доли в праве своей сестре П.Е.С. не скрывалось и данное обстоятельство учтено Комиссией ФСИН России при рассмотрении заявления истца о внесении изменений в части увеличения состава его семьи и признания его нуждающимся в жилом помещении, что подтверждено выпиской из протокола N от 21 июля 2021 г. Истец и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий как до момента отчуждения в пользу сестры супругой истца в 2016 г. принадлежащей ей на праве собственности 1/4 доли в квартире (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла 7,48 кв. м, а именно 22,45 кв. м/3 члена семьи), так и после заключения договора дарения, что в любом случае менее установленной в
пункте 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м. В дальнейшем в связи с рождением второго ребенка, то есть на 9 июня 2018 г. нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий также не отпала.
Суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств такого поведения П.Е.С. или его супруги что, заключая договор отчуждения 1/4 доли в квартире в пользу сестры, супруга истца и истец действовали недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. На момент принятия решения об увеличении состава семьи истца на 21 июля 2021 г. прошло более пяти лет с даты уменьшения доли в праве на жилое помещение П.А.
Также суд пришел к выводу, что отчуждение П.А., как членом семьи П.Е.С., доли в жилом помещении не является действием, направленным на ухудшение жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Отказывая в удовлетворении требования П.Е.С. о возложении обязанности на УФСИН по РТ и ФСИН России предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека за минусом обеспеченности семьи жилым помещением в размере 11,2 кв. м, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет 16 мая 2014 года, суд исходил из того, что на момент снятия истца с учета, то есть на 6 июня 2024 г. его порядковый номер в очереди был 61, а единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности, данное требование является преждевременным, так как решение данного вопроса отнесено к компетенции Комиссии.
С таким выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 Жилищного кодекса РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу
ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом РФ.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как отмечено ранее, в связи с заключением брака и рождением детей П.Е.С. обратился с рапортом об изменении учетных данных о составе семьи. 21 июля 2021 г. в личное дело истца были внесены изменения, состав его семьи увеличен до 4 человек.
Жилое помещение по адресу: ** с 2000 г. находилось в долевой собственности у Н. П.А., Ф.
П.А. 12 июля 2016 г. прекращено право на 1/2 долю в праве и 12 июля 2016 г. зарегистрирована 1/4 доля в праве на жилое помещение площадью 44,9 кв. м.
Судебная коллегия констатирует, что на момент подачи рапорта П.А. об изменении учетных данных о составе семьи (14 марта 2024 г.) прошло более 5 лет со дня государственной регистраций передачи 12 июля 2016 г. по договору дарения супругой истца своей сестре 1/4 доли в квартире.
При этом суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что на момент подачи П.Е.С. заявления о постановке на учет (на 16.05.2012 г) он нуждался в жилом помещении, поскольку в жилом помещении общей площадью 47,7 кв. м по адресу: **, совместно с ним было зарегистрировано и проживало 4 человека, то есть на каждого человека приходилось по 11,93 кв. м, что менее учетной нормы 15 кв. м.
После вступления в брак с П. (**) А.А. (28.08.2015 г.) нуждаемость истца в жилом помещении также не отпала, поскольку супруге принадлежала на праве общей долевой собственности 1/2 доля в праве на квартиру ** в городе Кызыла Республики Тыва, общей площадью 44,9 кв. м, что составляло 22,45 кв. м жилой площади. (22,45/2 = 11,2 кв. м на двух членов семьи).
С учетом того, что по состоянию на 12.07.2016 г. семья истца состояла из 3 человек (истец, супруга, сын), обеспеченность жилой площадью одного члена семьи истца составляла 7,48 кв. м из расчета: 22,45 кв. м/3.
После осуществления П.А. дарения своей сестре Н. 1/4 доли в праве общей долевой собственности в квартире ** в г. Кызыл по договору от 30.06.2016 г., и регистрации перехода права 12.07.2016 г., у семьи истца осталось в собственности 1/4 доля в праве, что составляет 11,2 кв. м жилой площади (44,9 кв. м/4), что также является менее установленной в
пункте 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м.
В дальнейшем в связи с рождением второго ребенка (09.06.2018 г.) нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий также не отпала.
Из приведенных ранее положений нормативных актов не следует возможность отказа в постановке сотрудника на учет в целях получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что сотрудником или членами его семьи совершены такие действия по ухудшению своих жилищных условий, которые не привели к приобретению права состоять на учете для получения выплаты. По смыслу
Закона и
Правил основанием для отказа в принятии сотрудника на учет и для снятия его с учета является совершение таких действий, которые привели к приобретению права состоять на учете, которого в противном случае у сотрудника не имелось бы.
Договор дарения 1/4 доли квартиры от 30.06.2016 г. не является той сделкой, в результате которой были ухудшены жилищные условия истца и которые бы повлияли на факт нуждаемости истца в жилом помещении.
К моменту принятия Комиссией ФСИН России решения N от 21.07.2021 г. о внесении изменений в личное дело истца в части увеличения состава семьи до 4 человек в личное дело истца П.Е.С. им были представлены сведения о регистрации всех 4 членов семьи по месту жительства в жилом помещении общей площадью 44,9 кв. м по адресу: **, а также выписки из ЕГРН от 01.04.2021 г. о принадлежности на праве собственности данного жилого помещения: супруге П.А. и ее сестре Н. (доля в праве каждой по 1/4) с 12.07.2016 г., а также матери супруги Ф. (доля в праве 1/2) с 22.12.2000 г. (л.д. 162, т. 1)
В выписке из ЕГРН от 23.04.2021 г. на имя П.А. было отражено, что право долевой собственности возникало у нее на указанную квартиру на основании договора передачи квартир в собственность N от 06.12.2000 г., а также на основании договора дарения от 30.06.2016 г. (л.д. 35, т. 1)
В этой связи судом первой инстанции верно констатировано, что истцом наличие у супруги на праве собственности доли в праве на квартиру с указанием отчуждения ею 1/4 доли в праве своей сестре не скрывалось, и правомерно учтено Комиссией ФСИН России при рассмотрении заявления истца о внесении изменений в части увеличения состава его семьи и признания его нуждающимся в жилом помещении, что подтверждено выпиской из протокола N от 21.07.2021 г.
Оснований для установления признаков злоупотребления правом в поведении и намеренного ухудшения жилищных условий, совершенным с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, суд первой инстанции не нашел, обоснованно приняв пояснения истца о том, что в 2000 г. фактически при передаче квартиры в собственность Ф. и П.А. (**) от Агентсва по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Кызыла не была учтена сестра П.А., в связи с чем П.А. в 2016 г. осуществила дарение половины своей доли сестре.
При этом судом также правомерно учтено, что до декабря 2016 года истцу не было известно о постановке его на учет с 16.05.2014 г., так как решение Комиссией ФСИН России было принято лишь 09.11.2016 г., а договор дарения доли в праве на жилое помещение П.А. был заключен 30.06.2016 г.
Из содержания
подпункта "б" пункта 15 Правил следует, что комиссия ФСИН России должна была на момент принятия решения, в том числе, установить намерение у П.Е.С. получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Однако наличие у истца намерения получения единовременной социальной выплаты в большем размере не установлено, обратного стороной ответчика не представлено.
Установив, что жилищные условия истца на момент принятия решения комиссии ФСИН России от 06.06.2024 г. о снятии истца с учета не изменились по сравнению с жилищными условиями, которые были на день подачи П.Е.С. рапорта о постановке на учет, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, регулирующие порядок и условия постановки сотрудника на учет для приобретения или строительства жилого помещения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у ФСИН России не имелось оснований для снятия П.Е.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом надлежащей проверки и оценки суда первой инстанции; они повторяют правовую позицию ответчиков, сводятся к несогласию с выводом суда и не указывает на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу либо опровергали выводы суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение 3-х месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 мая 2025 года.