Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2025 N 88-17060/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-012018-67)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы; 2) О взыскании выходного пособия.
Обстоятельства: Истица указала, что при увольнении был произведен неверный расчет ее средней заработной платы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2025 N 88-17060/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-012018-67)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы; 2) О взыскании выходного пособия.
Обстоятельства: Истица указала, что при увольнении был произведен неверный расчет ее средней заработной платы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2025 г. N 88-17060/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Гусева Д.А., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1466/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-012018-67) по иску М.О.Е. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы, взыскании выходного пособия
по кассационной жалобе М.О.Е. на
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2025 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 27 мая 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
М.О.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия (далее - УФССП России по Республике Хакасия) об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы, взыскании выходного пособия.
В обоснование заявленных требований М.О.Е. ссылалась на то, что с 1 июня 2020 г. проходила службу в органах принудительного исполнения УФССП России по Республике Хакасия в должности дознавателя Усть-Абаканского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия На основании приказа УФССП России по Республике Хакасия N-лс она была освобождена от должности и зачислена в распоряжение УФССП России по Республике Хакасия с 16 мая 2024 г. в связи с сокращением должности, в последующем уволена на основании
пункта 10 части 2 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 12 сентября 2024 г., в связи с сокращением должности в органах принудительного исполнения, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе.
По мнению М.О.Е., при увольнении был произведен неверный расчет ее средней заработной платы.
Ссылаясь на
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N, указывает, что расчетным периодом для расчета выходного пособия признаются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу сокращения, исходя из справок о доходах и суммах налога физического лица за 2023 год и 2024 год среднемесячный заработок составит 110 282,29 руб.
Кроме того, ссылаясь на положения
статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", М.О.Е. указывает, что ей не было выплачено пособие в размере среднего месячного заработка и пособие в связи с тем, что она не трудоустроилась в течение месяца после увольнения.
М.О.Е. считает, что гарантии, закрепленные в Федеральном
законе от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не носят исключающий характер и не лишают возможности при спорных вопросах обращаться в иным нормам права.
М.О.Е. просила суд обязать УФССП России по Республике Хакасия произвести перерасчет размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения, взыскать с УФССП России по Республике Хакасия выходное пособие в размере средней заработной платы, с учетом произведенного перерасчета (за два месяца, не выплаченное при увольнении и за второй месяц после увольнения) в сумме 220 564,57 руб.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2025 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 27 мая 2025 г., в удовлетворении исковых требований М.О.Е. к УФССП России по Республике Хакасия об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы, взыскании выходного пособия отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, М.О.Е. просит отменить
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2025 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 27 мая 2025 г.
М.О.Е. в кассационной жалобе указывает, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
По мнению М.О.Е., суды не разграничивают, немотивированно приравнивают и объединяют понятия "выходное пособие", выплата которого гарантирован
статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, и "единовременное пособие", выплата которого гарантирована пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. Суды ошибочно исключают применение иных норм права, кроме специального права к сотруднику, проходящему службу в учреждениях и органах, заведомо ставя сотрудника в невыгодное положение. В Федеральном
законе от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральном
законе от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ не содержится понятие "выходное пособие" и не предусмотрен порядок его расчета,
часть 2 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ не ограничивает и не исключает применение иных норм права к сотруднику, следовательно разрешает применение норм трудового права и иных норм. В связи с чем, заявитель полагает, что суды необоснованно исключили применение
статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации и
Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
На кассационную жалобу письменные возражения не принесены.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились истец М.О.Е., представитель ответчика УФССП России по Республике Хакасия, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании
части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно
части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 1 июня 2020 г. проходила службы в УФССП России по Республике Хакасия в должности дознавателя Усть-Абаканского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия на основании контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 1 июня 2020 г.
В соответствии с пунктом 7 контракта он заключен сроком на пять лет по 31 мая 2025 г.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия N-лс от 16 мая 2024 г. старший лейтенант внутренней службы, дознаватель Усть-Абаканского районного отделения судебных приставов - М.О.Е. освобождена от должности и зачислена в распоряжение Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.
Приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации N-лс от 13 августа 2024 г., со старшим лейтенантом внутренней службы М.О.Е. расторгнут контракт, она уволена со службы в органах принудительного исполнения 12 сентября 2024 г. в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе.
14 октября 2024 г. М.О.Е. обратилась в УФССП России по Республике Хакасия с заявлениями о перерасчете среднего месячного заработка с учетом всех произведенных выплат, о выплате выходного пособия в размере среднего месячного заработка (рассчитанного с учетом всех произведенных выплат), в связи с тем, что она не трудоустроилась в течение первого месяца после увольнения, о выплате выходного пособия в размере среднего месячного заработка (рассчитанного с учетом всех произведенных выплат), которое не было выплачено ей при увольнении на основании
пункта 10 части 2 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из ответа УФССП России по Республике Хакасия на вышеуказанные заявления от 8 ноября 2024 г., следует, что М.О.Е. произведен расчет компенсации неиспользованного основного отпуска за 2024 год в количестве 9 дней в размере 27 985 руб. 57 коп., в соответствии с
пунктом 60 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17.01.2020 N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации", а также произведена выплата выходного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания, что составило 70 578 руб. Иные выплаты сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации при расторжении контракта и увольнения со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по основаниям
пункта 10 части 2 статьи 80 ФЗ от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрены.
В соответствии со справкой, выданной ГКУ РХ "Центр занятости населения", М.О.В. состояла на учете в качестве безработного с 16 сентября 2024 г., снята с учета с 24 ноября 2024 г., в связи с самостоятельным трудоустройством.
Согласно представленной в материалы дела справки УФССП России по Республике Хакасия от 21 октября 2024 г., средний заработок М.О.Е., исчисленный в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. N 57н, составил 96 918,13 руб.
По расчету М.О.Е. за 12 календарных месяцев, за период с сентября 2023 по август 2024 года, ее среднемесячная заработная плата должна составлять 110 282,29 руб. (1 323 387 руб. 43 коп.: 12 месяцев).
Согласно расчетным листкам с августа 2023 года по апрель 2024 года, М.О.Е. начислялись ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (за август, сентябрь 2023 года - по 7 983 руб. 75 коп., с октября 2023 года по апрель 2024 года - по 8 822 руб. 25 коп. ежемесячно, май 2024 года - 4 268 руб. 83 коп. и 4 553 руб. 42 коп., июнь - август 2024 года - по 8 822 руб. 25 коп. ежемесячно, сентябрь 2024 год - 3 528 руб. 90 коп.), а также разовые премии за выполнение особо сложных и важных задач (март 2024 года - 25 000 руб., декабрь 2023 года - 70 578 руб., 27 480 руб., август 2023 года - 9 580 руб. 50 коп.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М.О.Е. к УФССП России по Республике Хакасия об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы, взыскании выходного пособия, суд первой инстанции исходил из того, что порядок выплаты единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания при увольнении сотрудника со службы принудительного исполнения урегулирован положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем положения
статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются на сотрудников принудительного исполнения Российской Федерации. Выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания при увольнении произведена истцу в полном объеме, в соответствии с требованиями Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при этом премия, являясь стимулирующей выплатой, при увольнении не входит в оклад денежного содержания сотрудника службы принудительного исполнения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами
статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Отношения, связанные с порядком прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регламентированы Федеральным
законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального
закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством (
часть 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, осуществляется в соответствии с: 1)
Конституцией Российской Федерации; 2) федеральными конституционными законами; 3) настоящим Федеральным
законом; 4) Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", Федеральным
законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения; 5) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 7) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; 8) нормативными правовыми актами федерального органа принудительного исполнения в случаях, установленных настоящим Федеральным
законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно
части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в
части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.
Частью 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
В соответствии с
пунктом 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов).
В соответствии с
частью 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 5 части 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей отнесены к дополнительным выплатам сотрудникам.
Из приведенных нормативных положений следует, что для сотрудников органов принудительного исполнения, увольняемых со службы, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов), положениями специального законодательства установлены дополнительные специальные гарантии в виде выплаты единовременного пособия в размере, определяемого исходя из продолжительности службы сотрудников.
В частности, порядок выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в учреждениях и органах и его размер, а также размер денежного довольствия сотрудника урегулированы положениями специального закона - Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, согласно которому при увольнении сотрудника общая продолжительность службы которого в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет выплачивается выходное пособие в размере двух окладов денежного содержания, исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы. Указанным
Законом также предусмотрено, что гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов).
Часть 7 статьи 3 Федерального закона 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, закрепляя право увольняемых со службы сотрудников на получение единовременного пособия с учетом общей продолжительности службы, имеет целью их материальное обеспечение и направлена на предоставление названным лицам дополнительных гарантий в случае прекращения служебных отношений.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, установив, что в связи с увольнением по причине проведения организационно-штатных мероприятий М.О.Е. было выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных истцу на день увольнения со службы, суды первой и апелляционной пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания выходного пособия по
статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации, а также для расчета единовременного пособия при увольнении исходя из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения, рассчитанного с учетом
Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, поскольку отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, предоставлением им дополнительных гарантий в случае прекращения служебных отношений, урегулированы специальным законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежали применению положения
статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, расчет выходного пособия при увольнении надлежало исчислять исходя из размера среднего заработка, определенного в соответствии с
Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 февраля 2025 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 27 мая 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М.О.Е. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 13 октября 2025 г.