Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.06.02-2025.07.05) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 27.05.2025 N 33-1117/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-012018-67)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании выходного пособия; 2) Об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что при увольнении ответчиком был произведен неверный расчет ее средней заработной платы, также ей не было выплачено выходное пособие при увольнении в размере среднего месячного заработка и пособие в связи с тем, что она не трудоустроилась в течение месяца после увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 27.05.2025 N 33-1117/2025 (УИД 19RS0001-02-2024-012018-67)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании выходного пособия; 2) Об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что при увольнении ответчиком был произведен неверный расчет ее средней заработной платы, также ей не было выплачено выходное пособие при увольнении в размере среднего месячного заработка и пособие в связи с тем, что она не трудоустроилась в течение месяца после увольнения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2025 г. N 33-1117/2025
Судья первой инстанции Сапеева О.В. | УИД 19RS0001-02-2024-012018-67 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Топоева А.С.,
судей Балашова Т.А., Морозовой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сунчугашевой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 мая 2025 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца М.О.Е. - Т. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску М.О.Е. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы, взыскании выходного пособия.
Заслушав доклад судьи Топоева А.С., судебная коллегия
установила:
М.О.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> (далее - УФССП России по <адрес>) об обязании произвести перерасчет размера средней заработной платы, взыскании выходного пособия.
В основание иска указано, что М.О.Е. проходила службу в органах принудительного исполнения УФССП России по <адрес> в должности дознавателя <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа УФССП России по <адрес> N-лс она была освобождена от должности и зачислена в распоряжение УФССП России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности, в последующем уволена на основании
п. 10 ч. 2 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 328-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности в органах принудительного исполнения, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе. Полагала, что при увольнении работодателем был произведен неверный расчет ее средней заработной платы, также, ей не было выплачено выходное пособие при увольнении в размере среднего месячного заработка и пособие в связи с тем, что она не трудоустроилась в течение месяца после увольнения.
Просила обязать УФССП по <адрес> произвести перерасчет размера средней заработной платы истца за последние 12 месяцев, предшествующие месяцу увольнения, взыскать с ответчика выходное пособие в размере средней заработной платы, с учетом произведенного перерасчета (за два месяца, не выплаченное при увольнении и за второй месяц после увольнения) в размере 220 564 руб. 57 коп.
В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по <адрес> Н., возражала против удовлетворения исковых требований.
Дело на основании
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие истца М.О.Е., извещенной о времени и месте судебного заседания.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
С решением не согласился представитель истца М.О.Е. - Т., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы указано, что истец не оспаривает, что ему было выплачено единовременное пособие, вместе с тем, полагает, что помимо указанного истцу должно быть выплачено выходное пособие в соответствии с трудовым законодательством. Выразил не согласие с тем, что премии относятся к стимулирующим выплатам и не входят в состав размера денежного довольствия сотрудников. При этом ссылался на то, что Федеральный
закон N 328-ФЗ не регламентирует порядок данных выплат, полагал, что подлежат применению положения
статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, а также
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденной Постановление Правительства РФ N 922 от 24.12.2007.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца М.О.Е. - Т. требования апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец М.О.Е. не явилась, дело в соответствии со
ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в ее отсутствии.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (
ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Рассмотрев дело по доводам и требованиям апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Обращаясь в суд, истец указала, что ответчиком не выплачено выходное пособие в соответствии с трудовым законодательством, в ее денежный оклад не включены премии, расчет среднего заработка произведен неверно, а именно, не исходя из требования
Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, в связи с чем, выходное пособие при увольнении было выплачено ответчиком в меньшем размере.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между УФССП России по <адрес> и М.О.Е. ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в соответствии с которым М.О.Е. принята на должность дознавателя <адрес> отделения судебных приставов УФССП России по <адрес>.
В соответствии с п. 7 контракта он заключен сроком на пять лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9).
Приказом УФССП России по <адрес> N-лс от ДД.ММ.ГГГГ старший лейтенант внутренней службы, дознаватель <адрес> отделения судебных приставов - М.О.Е. освобождена от должности и зачислена в распоряжение Федеральной службы судебных приставов по <адрес> (л.д. 10-11).
Приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации N-лс от ДД.ММ.ГГГГ, со старшим лейтенантом внутренней службы М.О.Е. расторгнут контракт, она уволена со службы в органах принудительного исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе (л.д. 12).
М.О.Е. обратилась в УФССП России по <адрес> с заявлением о перерасчете среднего месячного заработка с учетом всех произведенных выплат ДД.ММ.ГГГГ, с заявлениями о выплате выходного пособия в размере среднего месячного заработка (рассчитанного с учетом всех произведенных выплат), в связи с тем, что она не трудоустроилась в течение первого месяца после увольнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18).
Из ответа УФССП России по <адрес> на вышеуказанные заявления от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что М.О.Е. произведен расчет компенсации неиспользованного основного отпуска за 2024 год в количестве 9 дней в размере 27 985 руб. 57 коп., в соответствии с
п. 60 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения РФ, утвержденного приказом ФССП России от 17.01.2020 N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации", а также произведена выплата выходного пособия при увольнении в размере двух окладов денежного содержания, что составило 70 578 руб. Иные выплаты сотруднику органов принудительного исполнения Российской Федерации при расторжении контракта и увольнения со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по основаниям
п. 10 ч. 2 ст. 80 ФЗ от 01.10.2019 N 328-ФЗ не предусмотрены (л.д. 19-20).
Согласно представленной суду справки УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ средний заработок М.О.Е., исчисленный в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N н, составил N коп. (л.д. 15).
Из представленного истцом расчета средней заработной платы за 12 календарных месяцев, за период с ДД.ММ.ГГГГ года среднемесячная заработная плата истца должна составлять N: 12 месяцев) (л.д. 22).
В соответствии со справкой, выданной ГКУ РХ "Центр занятости населения" М.О.В. состояла на учете в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, снята с учета с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с самостоятельным трудоустройством (л.д. 23).
Из представленных суду расчетных листков с ДД.ММ.ГГГГ года следует, что М.О.Е. начислялись ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (ДД.ММ.ГГГГ года - по N коп., с ДД.ММ.ГГГГ - по N. ежемесячно, ДД.ММ.ГГГГ - N коп., ДД.ММ.ГГГГ - по N. ежемесячно, ДД.ММ.ГГГГ - N.), а также разовые премии за выполнение особо сложных и важных задач (ДД.ММ.ГГГГ - N руб., ДД.ММ.ГГГГ - N руб., ДД.ММ.ГГГГ - N.) (л.д. 50-57).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника со службы принудительного исполнения, не нарушен, при этом премия, являясь стимулирующей выплатой, при увольнении не входит в оклад денежного содержания сотрудника службы принудительного исполнения.
С выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, и, отклоняет доводы апелляционной жалобы ввиду следующего.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются положениями Федерального
закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 328-ФЗ).
Согласно
п. 2 ст. 1 Федерального закона N 328-ФЗ служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Исходя из положений
ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 328-ФЗ, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в
части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со
ст. 64 Федерального закона N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 328-ФЗ, сотрудник увольняется со службы в органах принудительного исполнения, в связи с прекращением или расторжением контракта.
Согласно
п. 10 ч. 2 ст. 80 Федерального закона N 328-ФЗ, контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах принудительного исполнения, в том числе, в связи с сокращением должности в органах принудительного исполнения, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу органах принудительного исполнения Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Положениями
ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным
законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (
п. 3 ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (
ч. 6 ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
К денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (
ч. 15 ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (
ч. 18 ст. 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Кроме того,
статьей 3 Федерального закона N 283-ФЗ для сотрудников установлены гарантии, пособия и иные денежные выплаты в связи с прохождением службы.
Сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы (
ч. 7 ст. 3 Федерального закона N 283-ФЗ).
В соответствии с
п. п. 1,
2 Приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Порядок N 103) денежное довольствие по настоящему Порядку выплачивается сотрудникам замещающим должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и сотрудникам, находящимся в распоряжении органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники, органы принудительного исполнения). Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 38 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации N 103 для применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Пунктом 7 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации N 103 предусмотрено, что в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия, сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач.
Юридически значимым обстоятельством по вопросу выплаты премии является определение правовой природы такой премии: входит ли премия в состав денежного довольствия сотрудника, являясь его обязательной частью, или эта премия не относится к числу обязательных выплат, являясь одним из видов поощрения сотрудника органов принудительного исполнения за успешное выполнение особо сложных и важных задач при исполнении им служебных обязанностей, применение которого относится к дискреции (полномочиям) представителя нанимателя.
При этом разовые премии, выплачиваемые сотрудникам территориальных органов ФССП России за успешное выполнение особо сложных и важных задач, не являются обязательной частью денежного довольствия, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения, выплата данной премии осуществляется по усмотрению руководителя территориального органа ФССП России на основании предложений начальников структурных подразделений территориальных органов ФССП России,
Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей не устанавливает конкретные основания, по которым начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России может предложить подлежащий выплате размер разовой премии, а руководитель территориальных органов ФССП России вынести решение о размере ее выплаты.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 30.12.2012 имеет N 283-ФЗ, а не N 238-ФЗ. | |
Таким образом, реализуя свои полномочия, федеральный законодатель в
ст. 2 Федерального закона N 238-ФЗ установил структуру денежного довольствия сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах принудительного исполнения, и закрепил правило о повышении их денежного довольствия путем применения к нему коэффициентов и процентных надбавок (
ч. 15 ст. 2 Федерального закона N 238-ФЗ).
Такое правовое регулирование, призвано компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные прохождением службы в местностях с особыми климатическими условиями, направлено на защиту интересов названных лиц и не может расцениваться как нарушающее их права.
Из изложенного следует, что порядок и условия выплаты денежного довольствия и иных выплат, гарантированных сотрудникам органов принудительного исполнения, в том числе при увольнении их со службы в органах принудительного исполнения, урегулированы специальным законодательством - Федеральным
законом N 328-ФЗ, Федеральным
законом N 238-ФЗ и принятым в соответствии с этим
законом Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, которыми предусмотрено, что при увольнении сотруднику органов принудительного исполнения осуществляется выплата единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы, при этом, премия, входящая в состав ежемесячного денежного довольствия, при выплате указанного пособия не учитывается.
Данное единовременное пособие является дополнительной социальной гарантией сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации, выплачиваемой ему при увольнении, исчисление среднего заработка для его выплаты, включающего разовые премии, законодательством, не предусмотрено.
Поскольку порядок, условия, размеры выплаты премий, единовременного пособия при увольнении со службы сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации урегулированы специальным законодательством, законных оснований распространять нормы Трудового
кодекса Российской Федерации на данные правоотношения не имеется.
Доводы жалобы со ссылкой на положения
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденной Постановление Правительства РФ N 922 от 24.12.2007 основаны на неверном толковании данной нормы закона, без учета специального законодательства.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств, оцененных судом в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ и приведенных в судебном решении, оснований не согласиться с выводами суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, несогласие заявителя с выводами судов, иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о наличии судебной ошибки, нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену или изменение решение суда, отсутствуют, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца М.О.Е. - Т. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ
Судьи
Т.А.БАЛАШОВА
В.Н.МОРОЗОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.05.2025