Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2025 N 88-17158/2025 (УИД 78RS0016-01-2024-010777-18)
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О признании незаконным решения территориальной комиссии о выдаче единовременной социальной выплаты, об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец и его семья были обеспечены жилой площадью, которая составляла более учетной нормы. Кроме того, супругой истца было приобретено жилое помещение в собственность, что являлось основанием для снятия с учета.
Решение: Отказано.


Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2025 N 88-17158/2025 (УИД 78RS0016-01-2024-010777-18)
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О признании незаконным решения территориальной комиссии о выдаче единовременной социальной выплаты, об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец и его семья были обеспечены жилой площадью, которая составляла более учетной нормы. Кроме того, супругой истца было приобретено жилое помещение в собственность, что являлось основанием для снятия с учета.
Решение: Отказано.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2025 г. N 88-17158/2025
Дело N 2-840/2025
78RS0016-01-2024-010777-18
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Акуловой Е.В., Стешовиковой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-840/2025 по иску Г.А. к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, о восстановлении на учете,
по кассационной жалобе Г.А. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2025 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2025 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения представителя истца - С., представителя ответчика - К.И., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.А. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании действия (бездействия) незаконным, признании незаконным решения территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 09.09.2024 N 5ЕСВ/2024 в части снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу восстановить истца на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки с 09.01.2014.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2025 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2025 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов со ссылкой на нарушение норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указано на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Представитель ответчика возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений на кассационную жалобу, отзыва на возражения на кассационную жалобу, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных актов и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, капитан внутренней службы в отставке Г.А., помощник начальника отряда (по материально-техническому обеспечению) ФГКУ "7 отряд ФПС по городу Санкт-Петербургу", уволен со службы 30 сентября 2015 г. по п. "в" ст. 58 Положения о службе в ОВД (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет по состоянию на 30 сентября 2015 г. составляет - 21 год 06 месяцев 23 дня, в льготном исчислении не имеет. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 21 год.
Согласно архивной справке о регистрации от 08.05.2024 N 3608 Г.А. и члены его семьи (супруга, две дочери) были зарегистрированы по месту жительства (Г.А. с 26.02.2002 по 09.12.2005, супруга и дочери с 03.12.1996 по 01.11.20210) по адресу: <адрес> общей площадью 50,6 кв. м. Указанная квартира является общей долевой собственностью, где по ? доли принадлежали дочери Г.Н. и К.Н. согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от 18.06.2009 N 20/2009.
Всего по указанному адресу было зарегистрировано 4 человека, в пользовании по 12,65 кв. м.
Таким образом, на момент постановки на учет обеспеченность семьи Г.А. составляла: (12,65 кв. м x 2) / 3 = 8,43 кв. м/чел.
Решением комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленным протоколом от 02.06.2014 N, Г.А. поставлен на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 09.01.2014 с составом семьи 3 человека: сам, жена - Г.Л., дочь Г.Н. на основании ст. 4 ч. 3 п. 2, п. 6 Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2012 N 283-ФЗ. Право на дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет.
Решением территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 9 сентября 2024 г. N капитан внутренней службы в отставке Г.А. снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, основание - подпункты "б", "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты).
Решением установлено, что решением жилищной комиссии Главного управления, оформленным протоколом от 3 марта 2018 г. N 3/2018, в учетные данные Г.А. внесены изменения об исключении из состава семьи дочери Г.Н., достигшей возраста 24 лет. Решением территориальной комиссии Главного управления, оформленным протоколом от 5 апреля 2021 г. N, в учетные данные Г.А. внесены изменения и исключена бывшая супруга в связи с расторжением брака (свидетельство о расторжении брака от 19 января 2021 г. N).
Установлено, что в период брака, 4 марта 2019 г. Г.Л. приобрела в частную собственность жилое помещение общей площадью 43,8 кв. м согласно договору купли-продажи от 4 марта 2019 г. Дата государственной регистрации сделки в Росреестре 11 марта 2019 г.
Г.А. представил брачный договор от 17 декабря 2018 г. N 78 N, согласно которому имущество супруга на чье имя оформлено, будет считаться его собственностью.
До момента расторжения брака на состав семьи 2 человека (Г.А., супруга Г.Л.) обеспеченны жилой площадью 21,9 кв. м/чел.
Основанием для снятия Г.А. с учета послужили п. "б" и "г" п. 15 Правил, это улучшение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты и выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Как следует из материалов дела у дочерьей истца Г.Н. и К.Н. согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от 18 июня 2009 г. N принадлежало на праве собственности по ? доли квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 50,6 кв. м, соответственно в собственности Г.Н. находилось 25,3 кв. м. Вместе с тем, 3 марта 2018 г. Г.Н. исключена из состава семьи истца.
Кроме того, 4 марта 2019 г. до расторжения брака 19 января 2021 г. Г.Л. приобретена квартира площадью 43,8 кв. м из чего следует, что Г.А. составом семьи 2 человека в связи с улучшением жилищных условий не имел оснований для нахождения на учете для представления ЕСВ.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы истца о том, что приобретенная квартира Г.Л. на основании брачного договора от 17.12.2018 N 78 N не является совместной собственности и не учитывается для получения ЕСВ, подлежат отклонению.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, статьями 31, 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку установлен факт отсутствия нуждаемости истца в жилом помещении, учитывая, что приобретенная квартира Г.Л. на основании брачного договора от 17 декабря 2018 г. N 78 АБ 6094533 является совместной собственностью и учитывается для получения ЕСВ, что в свою очередь и исключает основания для истца состоять на учете для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции полагает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанции, которые основаны на приведенном в судебном акте правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу положений части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (подпункт 5 части 8 статьи 4).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г., определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Порядок расчета единовременной социальной выплаты предусматривает, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
Пунктом 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Таким образом, обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Учет площади всех жилых помещений, находящихся в пользовании гражданина и (или) членов его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи является императивным требованием законодательства.
Заключение брачного договора, которым был установлен режим раздельной собственности на приобретенное Г.Л. жилое помещение, не свидетельствует об отсутствии оснований для учета его площади при определении нуждаемости, поскольку согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления ЕСВ учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В период брака 4 марта 2019 г. Г.Л. приобрела в частную собственность жилое помещение общей площадью 43,8 кв. м. Дата государственной регистрации сделки в Росреестре 11 марта 2019 г. В связи с чем, до момента расторжения брака на состав семьи 2 человека Г.А., супруга Г.Л. были обеспеченны жилой площадью 21,9 кв. м/чел., что является более учетной нормы.
Вместе с тем, указанные сведения в территориальную комиссию истец не сообщил, при том, что данные действия по приобретению в собственность жилого помещения супругой истца являлись основанием для снятия Г.А. с учета с 11 марта 2019 г. на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, - в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты (обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров).
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о законности принятого решения территориальной комиссии Главного управления, принятое протоколом от 9 сентября 2024 г. N, в части снятия Г.А. с учета для предоставления ЕСВ и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 января 2025 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.А. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 17 октября 2025 г.