Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2025 N 88-24802/2025 (УИД 13RS0011-01-2024-003196-13)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О признании утратившим право пользования.
Обстоятельства: Заключенный между сторонами договор найма служебного жилого помещения содержит дополнительную гарантию для сотрудника, который был уволен из органов ФСИН в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. Кроме того, сотрудник состоит на учете в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая на момент увольнения ему не была предоставлена.
Решение: Отказано.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.10.2025 N 88-24802/2025 (УИД 13RS0011-01-2024-003196-13)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О признании утратившим право пользования.
Обстоятельства: Заключенный между сторонами договор найма служебного жилого помещения содержит дополнительную гарантию для сотрудника, который был уволен из органов ФСИН в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. Кроме того, сотрудник состоит на учете в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая на момент увольнения ему не была предоставлена.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2025 г. N 88-24802/2025
Дело N 2-1104/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поволоцкой И.А.,
судей Марисова И.А., Голубева И.А.,
с участием прокурора Вялковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Ш. о признании утратившим право пользования жилым помещением
по кассационной жалобе ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2025 г.
по кассационному представлению и.о. прокурора Республики Мордовия на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2025 г.
Заслушав доклад судьи Марисова И.А., выслушав заключение прокурора ФИО7, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия,
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" обратилось с иском к Ш., просило признать Ш. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 декабря 2024 г. исковые требования удовлетворены.
Ш. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2025 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение.
Исковые требования Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Ш. о признании утратившим право пользования жилым помещением оставлены без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суд кассационной инстанции поступило заявление прокурора республики Мордовия об отказе от кассационного представления, в связи с чем производство по нему подлежит прекращению.
В кассационной жалобе Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" ставит вопрос об отмене обжалуемого апелляционного определения как незаконного.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемый акт подлежит проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены не были.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение общей площадью 66,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия.
1 декабря 2007 г. между ФГУ ИК-7 УФСИН России по Республики Мордовия и Ш. заключен договор найма служебного жилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение наряду с нанимателем вселены члены его семьи: супруга ФИО3, сын ФИО8
Согласно пунктам 1.2, 1.5 указанного договора жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, договор заключен на срок действия контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Пунктом 4.4 (подпункт 5) установлено, что договор прекращается в связи с увольнением нанимателя из органов уголовно-исполнительной системы.
Согласно дополнительному соглашению от 25 февраля 2008 г. к договору от 1 декабря 2007 г. N 20 в договор внесено дополнение, в соответствии с которым наниматель обязан в случае перевода в другое учреждение или увольнения из учреждения (кроме случаев ухода на пенсию по выслуге лет), которое выделило данное жилое помещение, освободить занимаемую им жилую площадь в добровольном порядке в течение 30 дней.
1 ноября 2015 г. между ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республики Мордовия и Ш. заключен договор найма служебного жилого помещения N, расположенного по адресу: <адрес>. В указанное жилое помещение наряду с нанимателем вселены члены его семьи: супруга ФИО3, сын ФИО8
Согласно п. 2.2 договора от 1 ноября 20215 г. в случае перевода в другое учреждение или увольнения из учреждения (кроме случаев ухода на пенсию по выслуге лет) которое выделило данное жилое помещение, наниматель и члены его семьи обязаны освободить занимаемую ими жилую площадь в добровольном порядке, в течение 30 дней.
В марте 2016 года Ш. был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с 16 марта 2015 г., с составом семьи 3 человека.
На основании приказа УФСИН России по Республике Мордовия от 6 мая 2019 г. N 161-лс Ш. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по
пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 35,
92,
93,
103,
104 Жилищного кодекса Российской Федерации,
статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217), исходил из того, что между сторонами заключен договор найма служебного жилого помещения, которое ответчик обязан освободить в силу его увольнения, ответчик не относится к категории лиц которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Условия заключенного между сторонами договора, предусматривающие отсутствие основания для освобождения служебного жилого помещения в случае ухода на пенсию по выслуге лет противоречат требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, применению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия руководствуясь положениями
статьи 92,
102,
103,
104 Жилищного кодекса Российской Федерации,
статьи 421,
422 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заключенный между сторонами договор найма служебного жилого помещения, содержит дополнительную гарантию для сотрудника который уволен из органов ФСИН в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. Кроме того ответчик состоит на учете в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая на момент увольнения и рассмотрения спора ответчику не предоставлена.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами соглашается.
В соответствии с
абзацем первым статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Договор найма служебного жилого помещения заключается с учетом специфики трудовой деятельности нанимателя, имеющей социально-значимый аспект, что согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в
Постановлении от 19 апреля 2018 года N 16-П, о том, что предоставление гражданам служебных жилых помещений по месту службы непосредственно связано с осуществлением ими своих служебных обязанностей. Соответственно, утрата гражданином правового статуса сотрудника федерального органа исполнительной власти влечет за собой и прекращение договора найма служебного жилого помещения, предоставленного ему с учетом данного статуса и для выполнения присущих занимаемой должности профессиональных обязанностей.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
часть 7 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Соответственно, эта жилищная гарантия по своей правовой природе отличается от предоставления служебного жилого помещения и данные виды жилищного обеспечения, будучи самостоятельными, имеют собственное правовое регулирование.
Вместе с тем в силу
части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Содержание договоров найма специализированных жилых помещений определяется с учетом положений
части 3 статьи 100 Жилищного кодекса РФ. В таких договорах обязательно определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Установление в договоре найма служебного жилого помещения дополнительных гарантий при прекращении работником исполнения своих обязанностей в силу увольнения в связи с выходом на пенсию по выслуге лет требованиям законодательства не противоречит и не ухудшает положение работника.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом оценки суда апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом в соответствии с требованиями
статей 56,
59,
60,
67 ГПК РФ.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
определила:
апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Принять отказ прокурора республики Мордовия от кассационного представления на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2025 г. по гражданскому делу по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" к Ш. о признании утратившим право пользования жилым помещением
Производство по кассационному представлению прокурора республики Мордовия прекратить.
Мотивированное определение изготовлено 21 октября 2025 года.