Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2025 N 88а-22295/2025 данное определение в обжалуемой части оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 29.05.2025 N 33а-4305/2025 (УИД 34RS0011-01-2024-010456-18)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании уполномоченного органа совершить определенные действия.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не исполнена обязанность по принятию мер для ликвидации мест несанкционированного скопления отходов производства и потребления, строительных и бытовых отходов, а также мест произрастания сухой растительности, камыша на открытой территории, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 29.05.2025 N 33а-4305/2025 (УИД 34RS0011-01-2024-010456-18)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании уполномоченного органа совершить определенные действия.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком не исполнена обязанность по принятию мер для ликвидации мест несанкционированного скопления отходов производства и потребления, строительных и бытовых отходов, а также мест произрастания сухой растительности, камыша на открытой территории, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2025 г. N 33а-4305/2025
УИД 34RS0011-01-2024-010456-18
Судья Лиманская В.А. | Дело N 2а-112/2025(2а-5745/2024) |
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашова И.Б.,
судей Рогозиной В.А., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи КузьминойА.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства об охране окружающей среды,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 23 января 2025 г., которым постановлено:
- возложить на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН: <...>, ИНН: <...>) обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации мест несанкционированного скопления отходов производства и потребления, строительных и бытовых отходов по следующим адресам и координатам: 48.798331, 44.845724 (в 350 м северо-восточнее перекрестка ул. А. - ул. Логинова); 48.800998, 44.867600; 48.802079, 44.866555 (вблизи восточной границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.804542, 44.864789; 48.804924, 44.863695; 48.804017, 44.862858; 48.804308, 44.861281 (вблизи северной границы очистных сооружений ул. А. 66Б); 48.805345, 44.870197; 48.804314, 44.873308 (650 м северо-восточнее границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.814970, 44.864687 (вблизи южной границы объекта ул. А. 74); 48.816678, 44.870564; 48.819563, 44.872668 (вблизи восточной границы объекта ул. А. 76); 48.805208, 44.847980 (вблизи южной границы объекта ул. А. 61); 48.812850, 44.826635; 48.811773, 44.825642; 48.814900, 44.816981 (вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны объекта ул. 7-я Автодорога 23 в сторону объекта ул. А. 59); 48.820929, 44.808230 за территорией производственных баз, расположенных в <...>;
- обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН: <...>, ИНН: <...>) в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации мест произрастания сухой растительности, камыша на открытой территории по географическим координатам 48.795708, 44.842846; 48.808390, 44.852993; 48.765576, 44.837541; 48.793833, 44.852285 (вдоль восточной стороны ул. А. от строений объекта 60В до строений 66).
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Рогозиной В.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Волжского Волгоградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском указывая, что прокуратурой города на основании информации ОНД и ПР по г. Волжскому УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды в деятельности администрации городского округа - г. Волжский, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности и природоохранного законодательства. Установлено, что на открытой территории в 390 м восточнее ул. Пушкина 121 по координатам 48.754895, 44.845626; 48.755164, 44.845393, выявлено место скопления строительного и бытового мусора, сухой растительности, а также автомобильных покрышек.
Аналогичные места установлены в точках 48.758497, 44.843639; 48.758765, 44.844824 (между объектом по ул. Пушкина 119 и ж/д путепроводом); 48.764514, 44.836206; 48.764344, 44.837263; 48.763883, 44.835874 (вблизи восточной границы ГСК "Березка"); 48.798331, 44.845724 (в 350 м северо-восточнее перекрестка ул. А. - ул. Логинова); 48.800998, 44.867600; 48.802079, 44.866555 (вблизи восточной границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.804542, 44.864789; 48.804924, 44.863695; 48.804017, 44.862858; 48.804308, 44.861281 (вблизи северной границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.805345, 44.870197; 48.804314, 44.873308 (650 м северо-восточнее границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.814970, 44.864687 (вблизи южной границы объекта ул. А. 74); 48.816678, 44.870564; 48.819563, 44.872668 (вблизи восточной границы объекта ул. А. 76); 48.805208, 44.847980 (вблизи южной границы объекта ул. А. 61); 48.812850, 44.826635; 48.811773, 44.825642; 48.814900, 44.816981 (вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны объекта ул. 7-я Автодорога 23 в сторону объекта ул. А. 59); 48.821423, 44.808803; 48.819542, 44.807376; 48.817668,44.805268 (вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны южной границы объекта ул. 7-я Автодорога 19 в сторону объекта по ул. Логинова 37); 48.859465, 44.756196; 48.856173, 44.762505; 48.851493, 44.769328; 48.850197, 44.771925 (вдоль грунтовой дороги, ведущей от ул. Ленинской в сторону ул. Заволжской, до северной границы кладбища).
Выявлен факт размещения неустановленными лицами отходов от строительных и ремонтных работ: б\у доски, бревна, б\у шифер, б\у мебель, упаковки от строительных материалов, по географическим координатам 48.81307, 44.82668 (в районе стр. N 22А по ул. 7-я Автодорога).
Одновременно выявлены места произрастания сухой растительности, камыша на открытой территории по географическим координатам 48.795708, 44.842846; 48.808390, 44.852993; 48.765576, 44.837541; 48.793833, 44.852285 (вдоль восточной стороны ул. А. от строений объекта 60В до строений 66); 48.806725, 44.849251; 48.806228, 44.850469; 48.803427, 44.848235; 48.805013, 44.843516; 48.806104, 44,844444; 48.805098, 44.847947 (вдоль западной стороны проезжей части ул. А., напротив территории объекта 61); 48.893108, 44.789805; 48.892375, 44.792171; 48.894986, 44.794515; 48.896155, 44.792371 (напротив д. 35 - <...>).
По итогам проверки в адрес администрации города направлено предписание об устранении требований в области пожарной безопасности N 047-052/1/1.
Кроме того, установлена стихийная свалка разнородового состава отходов (строительный, бытовой мусор. Отработанные резиновые покрышки, обломки шифера, бой кирпича), расположенная на участке местности по географическим координатам 48.820929, 44.808230 за территорией производственных баз, расположенных в <...>.
Главе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области 8 мая 2024 г. внесено представление, на которое 17 июня 2024 г. поступил ответ о том, что ликвидация отходов осуществляется в соответствии с перечнем природоохранных мероприятий на текущий год. В целях ликвидации свалки на земельном участке N 121 по улице Пушкина в г. Волжском к правообладателю применяются меры воздействия. Мероприятия по ликвидации сухой растительности на открытой местности по ул. А. от дома N 66Б до 66, А. 61 будут выполнены в срок до 1 ноября 2024 г.
Несанкционированная свалка по ул. Логинова, 31 будет включена в план природоохранных мероприятий на 2025 г. Остальные несанкционированные свалки, указанные в представлении включены в перечень природоохранных мероприятий и будут ликвидированы до 31 декабря 2024 г.
Вместе с тем по информации ОНД и ПР по г. Волжскому, предписание от 26 апреля 2024 г. N 047-052/1/1 в полной мере не исполнено. В связи с этим в адрес администрации города направлено новое предписание от 12 августа 2024 г. N 047-126/1/1 со сроком его исполнения до 15 октября 2024 г.
15 августа 2024 г. ОНД и ПР по г. Волжскому в отношении администрации городского округа - город Волжский возбуждено дело об административном правонарушении по
части 14 статьи 19.5 КоАП РФ.
Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просил обязать администрацию городского округа - г. Волжский в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации мест несанкционированного скопления отходов производства и потребления, строительных и бытовых отходов по следующим адресам и координатам: 48.798331, 44.845724 (в 350 м северо-восточнее перекрестка ул. А. - ул. Логинова); 48.800998, 44.867600; 48.802079, 44.866555 (вблизи восточной границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.804542, 44.864789; 48.804924, 44.863695; 48.804017, 44.862858; 48.804308, 44.861281 (вблизи северной границы очистных сооружений ул. А. 66Б); 48.805345, 44.870197; 48.804314, 44.873308 (650 м северо-восточнее границы очистных сооружений ул. А. 666); 48.814970, 44.864687 (вблизи южной границы объекта ул. А. 74); 48.816678, 44.870564; 48.819563, 44.872668 (вблизи восточной границы объекта ул. А. 76); 48.805208, 44.847980 (вблизи южной границы объекта ул. А. 61); 48.812850, 44.826635; 48.811773, 44.825642; 48.814900, 44.816981 (вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны объекта ул. 7-я Автодорога 23 в сторону объекта ул. А. 59); 48.820929, 44.808230 за территорией производственных баз, расположенных в <...>;
обязать администрацию городского округа - г. Волжский ОГРН: <...>, ИНН: <...> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации мест произрастания сухой растительности, камыша на открытой территории по географическим координатам 48.795708, 44.842846; 48.808390, 44.852993; 48.765576, 44.837541; 48.793833, 44.852285 (вдоль восточной стороны ул. А. от строений объекта 60В до строений 66).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование указывает, что решение суда первой инстанции требованиям законности и обоснованности не отвечает, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Волжского Волгоградской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражения на нее, выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Милованова Н.М., представителя административного ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области П., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2024 г. с 09-30 до 15-30 часов, 26 апреля 2024 г. с 10 до 11 час. на основании распоряжения Главного государственного инспектора г. Волжского по пожарному надзору А.Р. N 047/52 от 26 марта 2024 г. (л.д. 46-48) осуществлена внеплановая выездная проверка территории города Волжского Волгоградской области.
В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, касающихся не своевременной уборки и очистки территории г. Волжского от сухой растительности и мусора, а именно:
- место свалки строительного и бытового мусора, а также автомобильных покрышек, на открытой территории, 390 м восточнее ул. Пушкина 121 (АЗС), в точках 48.754895, 44.845626; 48.755164, 44.845393;
- место свалки бытового и строительного мусора, на открытой территории, между территорией объекта ул. Пушкина 119 и ж/д путепроводом, в точках 48.758497, 44.843639; 48.758765, 44.844824;
- место свалки строительного мусора и автомобильных покрышек, на открытой территории, вблизи восточной границы ГСК "Березка", в точках 48.764514, 44.836206; 48.764344, 44.837263 - 48.763883, 44.835874;
- место свалки бытового и строительного мусора, на открытой территории, в 350 м северо-восточнее перекрестка ул. А. - ул. Логинова, в точке 48.798331, 44.845724;
- места свалки строительного и бытового мусора, а также сухой растительности, на открытой территории, вблизи восточной границы очистных сооружений ул. А. 66Б, в точках 48.800998, 44.867600; 48.802079,44.866555;
- места свалки строительного, промышленного и бытового мусора, а также сухой растительности, на открытой территории, вблизи северной границы очистных сооружений ул. А. 66Б, в точках 48.804542, 44.864789; 48.804924, 44.863695; 48.804017, 44.862858; 48.804308, 44.861281;
- места свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, 650 м северо-восточнее границы очистных сооружений ул. А. 66Б, в точках 48.805345, 44.870197 - 48.804314, 44.873308;
- место свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, вблизи южной границы объекта ул. А. 74, в точке 48.814970, 44.864687;
- место свалки строительного и бытового мусора, а также сухой: растительности, на открытой территории, вблизи восточной границы объекта ул. А. 76, в точках 48.816678, 44.870564 - 48.819563, 44.872668;
- место свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, вблизи южной границы объекта ул. А. 61, в точке 48.805208, 44.847980;
- место произрастания сухой растительности (камыша) на открытой территории, вдоль западной стороны проезжей части ул. А., напротив территории объекта 61, в точках 48.806725, 44.849251 - 48.806228, 44.850469 - 48.803427, 44.848235 - 48.805013, 44.843516 - 48.806104, 44.844444 - 48.805098, 44.847947;
- места свалки строительного и бытового мусора, в лесопосадке, вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны объекта ул. 7-я Автодорога 23 в сторону объекта ул. А. 59, в точках 48.812850, 44.826635 - 48.811773, 44.825642 - 48.814900, 44.816981;
- места свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны южной границы объекта ул. 7-я Автодорога 19 (ТЭЦ-1), в сторону объекта ул. Логинова 37, в точках 48.821423, 44.808803 - 48.819542, 44.807376 - 48.817668, 44.805268;
- вдоль проезжей части ул. Щорса располагаются площадки для мусорных контейнеров, на прилегающей территории устроены свалки сухих веток, бытового мусора;
- места свалки строительного и бытового мусора, а также сухой растительности на открытой территории, напротив д. 35 - <...> ограниченной точками 48.893108, 44.789805 - 48.892375, 44.792171 - 48.894986, 44.794515 - 48.896155, 44.792371;
- места свалки бытового и строительного мусора, а также автомобильных покрышек, вдоль грунтовой дороги, ведущей от ул. Ленинской в сторону ул. Заволжской, до северной границы кладбища, в точках 48.859465, 44.756196 - 48.856173, 44.762505, а также 48.851493, 44.769328 - 48.850197, 44.771925;
- место произрастания сухой растительности (камыша) на открытой территории, вдоль восточной стороны ул. А. от строений объекта 60В до строений 66, в точках 48.795708, 44.842846 - 48.808390, 44.852993 - 48.765576, 44.837541 - 48.793833, 44.852285.
Заместителем главного государственного инспектора г. Волжского по пожарному надзору М. составлен акт проверки N 047/52 от 26 апреля 2024 г. с указанием выявленных нарушений (л.д. 49-53).
По результатам проверки, в адрес администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области направлено предписание об устранении нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности от 26 апреля 2024 г. N 047-52/1/1 (л.д. 54-59, 60-62).
27 апреля 2024 г. в адрес прокурора города Волжского Волгоградской области направлена информация об установленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований пожарной безопасности администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области (л.д. 60-62).
8 мая 2024 г. прокурором города Волжского Орловым В.Ю. также внесено представление в адрес главы городского округа - город Волжский Волгоградской области об устранении, нарушений, установленных в ходе проведенной проверки (л.д. 9-13).
17 июня 2024 г. заместителем главы городского округа Ч. на представление прокурора дана информация о том, что ликвидация отходов осуществляется в соответствии с перечнем природоохранных мероприятий на текущий год. В целях ликвидации свалки на земельном участке N 121 по улице Пушкина в г. Волжском к правообладателю применяются меры воздействия. Мероприятия по ликвидации сухой растительности на открытой местности по ул. А. от дома N 66Б до 66, А. 61 будут выполнены в срок до 1 ноября 2024 г. Несанкционированная свалка по ул. Логинова, 31 будет включена в план природоохранных мероприятий на 2025 год. Остальные несанкционированные свалки, указанные в представлении включены в перечень природоохранных мероприятий и буду ликвидированы до 31 декабря 2024 г. /л.д. 14-16/.
12 августа 2024 г. на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Волжского по пожарному надзору А.Р. N 047/126 от 17 июля 2024 г. о проведении проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания ГПН от 26 апреля 2024 г. N 047-052/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности /л.д. 63-66/, 6 и 12 августа 2024 г. проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены факты неисполнения предписания ГПН от 26 апреля 2024 г. N 047-052/1/1:
пункта 4 предписания: место свалки бытового и строительного мусора, на открытой территории, в 350 м северо-восточнее перекрестка ул. А. - ул. Логинова, в точке 48.798331, 44.845724;
пункта 5 предписания: место свалки строительного и бытового мусора, а также сухой растительности, на открытой территории, вблизи восточной границы очистных сооружений ул. А. 666, в точках 48.800998, 44.867600; 48.802079, 44.866555;
пункта 6 предписания: место свалки строительного, промышленного и бытового мусора, а также сухой растительности, на открытой территории, вблизи северной границы очистных сооружений ул. А. 666, в точках 48.804542, 44.864789; 48.804924, 44.863695; 48.804017, 44.862858; 48.804308, 44.861281;
пункта 7 предписания: место свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, 650 м северо-восточнее границы очистных сооружений ул. А. 666, в точках 48.805345, 44.870197 - 48.804314, 44.873308;
пункта 8 предписания: место свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, вблизи южной границы объекта ул. А. 74, в точке 48.814970, 44.864687;
пункта 9 предписания: место свалки строительного и бытового мусора, а также сухой растительности, на открытой территории, вблизи восточной границы объекта ул. А. 76, в точках 48.816678, 44.870564 - 48.819563, 44.872668;
пункта 10 предписания: место свалки строительного и бытового мусора, на открытой территории, вблизи южной границы объекта ул. А. 61, в точке 48.805208, 44.847980;
пункта 12 предписания: место свалки строительного и бытового мусора, в лесопосадке, вдоль грунтовой дороги, ведущей со стороны объекта ул. 7-я Автодорога 23 в сторону объекта ул. А. 59, в точках 48.812850, 44.826635 - 48.811773, 44.825642 - 48.814900, 44.816981;
пункта 14 предписания: вдоль проезжей части ул. Щорса располагаются площадки для мусорных контейнеров, на прилегающей территории устроены свалки сухих веток, бытового мусора;
пункта 17 предписания: место произрастания сухой растительности (камыша) на открытой территории, вдоль восточной стороны ул. А. от строений объекта 60В до строений 66, в точках 48.795708, 44.842846 - 48.808390, 44.852993-48.765576, 44.837541 - 48.793833, 44.852285, о чем составлен акт проверки N 047/126 от 12 августа 2024 г. /л.д.67-69/.
В адрес главы городского округа - город Волжский Волгоградской области направлено предписание для устранения нарушений /л.д. 70-72, 73-74/.
В адрес прокурора г. Волжского направлено информационное письмо об имеющихся фактах неисполнения предписания от 26 апреля 2024 г. N 047-052/1/1 /л.д. 75-77/.
На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Волжского по пожарному надзору А.Р. N 047/155 от 21 октября 2024 г. вновь проведена проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания ГПН от 26 апреля 2024 г. N 047-052/1/1 и предписания 047-126/1/1 от 12 августа 2024 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены факты неисполнения предписания ГПН от 26 апреля 2024 г. N 047-052/1/1: пунктов N 11, 13, 16 и предписания от 12 августа 2024 г. N 047-126/1/1: пунктов N 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, чем составлен акт N 047/155 от 14 ноября 2024 г. /л.д. 137-139/.
Земельные участки по указанным выше координатам относятся к землям городского округа - город Волжский Волгоградской области, который является правообладателем указанных земельных участков.
Удовлетворяя требования административного иска прокурора, на основании анализа представленных сторонами в материалы административного дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт несанкционированного размещения на спорных земельных участках отходов производства и потребления, бытового и строительного мусора, сухой растительности, что нарушает права неопределенного круга лиц на окружающую среду и пожарную безопасность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу
пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального
закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 6 статьи 2 Закона N 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии со
статьи 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Федеральным
законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности
(статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам
(пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
(пункт 1 статьи 22).
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и
частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а не статьи 3.4. | |
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно
пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным
кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (
абзацы 4 и
8 статьи 42).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекс РФ предусмотрено, что в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным
законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Кроме того, на основании
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пункта 67 Правил противопожарного режима в РФ правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территории общего пользования обязаны производить своевременно уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Также в соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
пункту 2 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Пунктом 2 статьи 13 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
Статьей 2 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области (принят в новой редакции постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 27 мая 2005 г. N 137/1) (ред. от 3 октября 2024 г.) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Южному федеральному округу 9 ноября 2005 г. N RU343020002005001) определено, что территорию городского округа составляют земли города Волжского, прилегающие к нему земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.
В соответствии с пунктами 3, 11, 22, 41.5, 42 части 1 статьи 6 приведенного Устава, к вопросам местного значения городского округа относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация и проведение в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа;
участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности городского округа;
иные вопросы местного значения, отнесенные к ведению городского округа Федеральным
законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно
пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Анализ приведенных положений и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что выводы суда первой и инстанции о возложении на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанности принять меры по ликвидации мест несанкционированного скопления отходов производства и потребления, строительных и бытовых отходов, а также ликвидации мест произрастания сухой растительности, камыша на открытой территории являются правомерными, сделаны с учетом нормативных положений
главы 22 КАС РФ, при правильно определенном характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (
статьи 62,
226 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам
статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом судебном акте.
При этом судебная коллегия учитывает, что оснований для возложения обязанности по софинансированию, согласно позиции отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в от 30 мая 2023 года N 27-П, в рассматриваемом случае не имеется.
В соответствии с
абзацем 2 пункта 2 резолютивной части
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 27-П "По делу о проверке конституционности положений
статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",
пункта 18 части 1,
частей 3 и
4 статьи 14 и
пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статей 10 и
51 Федерального закона "Об охране окружающей среды",
пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
пункта 2 статьи 9 и
пунктов 1 и
2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области" впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с
пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.
Как следует из материалов дела 29 апреля 2025 года состоялся совместный осмотр с участием специалистов комитета благоустройства и дорожного хозяйства, правового управления администрации городского округа г. Волжский, заместителя начальника УНД и ПР по г. Волжскому ГУ МЧС России по Волгоградской области М., помощника прокурора г. Волжского Филина Д.М., мест образования несанкционированных свалок и мест произрастания камыша, указанных в настоящем иске. В ходе осмотра установлено, что по адресу 7-я Автодорога, 23, в сторону ул. А., 59 ведутся работы по уборке несанкционированной свалки. На территории вблизи южной границы объекта ул. А., 61, относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, мероприятия по ликвидации строительного и бытового мусора составляют 100 куб. м. По остальным адресам, установленным решением суда по настоящему делу несанкционированные свалки ликвидированы. Таким образом, на момент рассмотрения настоящей апелляционной жалобы не ликвидированной является свалка строительного и бытового мусора на открытой территории вблизи южной границы объекта ул. А., 61 48.805208, 44.847980, объемом 100 куб. м.
Согласно справки комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа г. Волжский на ликвидацию несанкционированной свалки строительного и бытового мусора на открытой территории вблизи южной границы объекта ул. А., 61 48.805208, 44.847980 объемом 100 куб. м составляет 250000 рублей.
Как следует из материалов дела, мероприятия по ликвидации указанного места несанкционированного размещения отходов внесены в План мероприятий, указанных в
пункте 1 статьи 16.6,
пункте 1 статьи 75.1 и
пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Волгоградской области, со сроком исполнения до 31 декабря 2024 г., при этом как следует из Плана, в том числе на финансирование указанных мероприятий выделены денежные средства местного бюджета, при этом выделение денежных средств межбюджетных трансфертов их федерального бюджет и бюджета субъекта РФ не предусмотрены (пункт 7 плана л.д. 168-176).
В связи с изложенным, с учетом объема отходов (100 куб. м), стоимости работ по ликвидации места несанкционированного размещения отходов (250 000 руб.), объема доходов местного бюджета городского округа г. Волжский, в данном конкретном случае отсутствует необходимость для справедливого гарантированного софинансирования с федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Указанная позиция согласуется с позицией Четвертого Кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в кассационном определении от 5 марта 2025 г. по делу 8а-2107/2025(88а-5303/2025).
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, предусмотренных
статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 23 января 2025 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном
главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.