Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2025 N 88а-22528/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 10.06.2025 N 33а-4529/2025 (УИД 91RS0022-01-2023-002019-25)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности объекта.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности образовательного учреждения ответчиком не были устранены.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 10.06.2025 N 33а-4529/2025 (УИД 91RS0022-01-2023-002019-25)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности объекта.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности образовательного учреждения ответчиком не были устранены.
Решение: Удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2025 г. N 33а-4529/2025
Дело N 2а-2182/2024
Судья Стародуб П.И.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А.-В.,
судей Павловского Е.Г., Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2182/2024 по административному исковому заявлению прокурора г. Феодосии Республики Крым, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Феодосии Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", Муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление администрации города Феодосии Республики Крым", Феодосийский городской совет Республики Крым, о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе главы администрации города Феодосии Республики Крым Т.И. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года, которым удовлетворен административный иск.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А.-В., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Феодосии Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, а также отказа от части исковых требований, окончательно просит признать незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер к антитеррористической защищенности, а также обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: <...>; возложить обязанность на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: <...>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, путем: оборудования системой охранной сигнализации в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006; оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006; возложить обязанность на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить пожарную безопасность объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: <...>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, путем оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с требованиями
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункту 4.3.12 Свода правил
СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного
приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Феодосии Республики Крым в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования - МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым". Наличие незаконного бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер к антитеррористической защищенности, а также обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 октября 2024 года принят отказ прокурора г. Феодосии Республики Крым от административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия в части заявленных требований к административным ответчикам МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым", а также к администрации г. Феодосии Республики Крым в части требований о понуждении администрации г. Феодосии Республики Крым выделить денежные средства на оборудование объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Производство по административному делу в указанной части прекращено.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года административный иск удовлетворен; признано незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по антитеррористической защищенности, а также обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <...>; возложена обязанность на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <...>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, путем: оборудования системой охранной сигнализации в соответствии требованиям подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1006; оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006; возложена обязанность на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить пожарную безопасность объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: <...>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, путем оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с требованиями
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункту 4.3.12 Свода правил
СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного
приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
Не согласившись с решением суда, главой администрации г. Феодосии Республики Крым Т.И. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Крым Бойко Д.М. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со
статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со
статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, в том числе, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковыми заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно
части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов административного дела, в ходе проведения проверки прокуратурой г. Феодосии Республики Крым были выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования, а именно МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <...>.
В ходе проведенной прокуратурой г. Феодосии проверки установлено, что в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" в нарушение подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) образовательного учреждения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
в нарушение подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, отсутствует система охранной сигнализации; в нарушение
пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного
приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194, отсутствует эвакуационное освещение, находящееся в круглосуточном режиме работы или включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения;.
Как следует из Устава МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", утвержденного постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 16, учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ К. в лице администрации г. Феодосии Республики Крым, функции и полномочия Учредителя осуществляет МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым".
14 апреля 2023 года прокуратурой г. Феодосии Республики Крым в адрес заместителя главы администрации г. Феодосии Республики Крым Н. направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в котором требовалось безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению причин и условий, способствующих нарушению закона, обеспечении устранение указанных нарушений.
Из ответа администрации г. Феодосии Республики Крым от 12 мая 2023 года на представление прокурора г. Феодосии Республики Крым усматривается, что администрацией г. Феодосии Республики Крым запланировано оборудование системой оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайной ситуации:
- в 2023 году в школах NN 3, 5, 7, 10, 13, 14, 17, Щебетовской школе, а также в детских садах NN 1, 3, 5, 14, 20, 29, 36;
- в 2024 году в школах NN 2, 4, 8, 9, 11, 12, 15, 18, 19, 20, Коктебельской школе, в детских садах NN 2, 4, 9, 11 (ул. Челнокова, 60), 16, 26, 34, 35, 39, Коктебельском детском саду.
Ориентировочная сумма, необходимая для выполнения указанных мероприятий составляет 90,9 млн. руб., в том числе на 2023 год - 38,5 млн. руб., на 2024 год - 52,4 млн. руб.
Директором МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" неоднократно направлялись в МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" заявки на выделение финансирования для выполнения антитеррористических и противопожарных мероприятий и устранения выявленных нарушений с приложением коммерческих предложений и расчетов.
Вместе с тем, 6 июля 2023 года и 18 июля 2023 года в адрес глав администраций муниципальных образований Республики Крым, руководителей органов управления образования муниципальных образования Республики Крым, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым направлялись запросы о предоставлении в Министерство финансов Республики Крым информации о потребностях муниципальных образовательных организаций на выполнение и проведение мероприятий комплексной безопасности, антитеррористических и противопожарных мероприятий в муниципальных образовательных организациях, на которые администрацией г. Феодосии Республики Крым предоставлялась соответствующая информация о потребности средств на выполнение антитеррористических и противопожарных мероприятий в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования городской округ К., в том числе, в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
11 сентября 2023 года МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" в адрес главы администрации г. Феодосии Республики Крым направлено письмо о дополнительном финансировании для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных организациях муниципального образования городской округ К., в том числе, на установку дополнительного освещения МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
Из представленного ответа от 20 мая 2025 года N 2-40/11097/1 по запросу Верховного Суда Республики Крым следует, что решением 6 сессии третьего созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 24 декабря 2024 года N 53 "О бюджете муниципального образования городской округ К. на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов", в редакции решения Феодосийского городского совета Республики Крым третьего созыва от 28 февраля 2025 года N 71, на оснащение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" выделены денежные средства в размере 4600000 руб.
Поскольку в соответствии с паспортом безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" относится к четвертой категории опасности, установка системы охранной сигнализации не является обязательной.
Также сообщено, что при наличии экономики бюджетных средств по результатам конкурсной процедуры, денежные средства будут направлены на оборудование объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" эвакуационным освещением, находящимся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, системой охранной сигнализации.
В МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" имеются ПСД на монтаж системы оповещения при ГО и ЧС.
В настоящее время начата процедура определения подрядной организации в соответствии с Федеральным
законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для заключения контракта, направленного на осуществление монтажа системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о законности требований прокурора г. Феодосии Республики Крым и наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым.
Судебная коллегия находит выводы суда правомерными, они подтверждены собранными по административному делу доказательствами, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, их основные полномочия и компетенцию, государственные гарантии их осуществления определяет
Конституция Российской Федерации во взаимосвязи с Федеральным
законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", локальными регламентами, уставами, положениями о соответствующих органах государственной власти и местного самоуправления.
Так, к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (
подпункты 1,
3,
7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (
пункт 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
На основании
пунктов 2,
15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу
пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (
пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
Из концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года усматривается, что основной задачей противодействия терроризму является, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пункт 11 концепции противодействия терроризму в Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в том числе, поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях) (подпункт "г" пункта 20 Требований).
Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений) (подпункты "б" и "д" пункта 21 Требований).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, указанные в пункте 24 Требований, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт "д").
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности (пункт 6 Требований).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований (подпункт "а" пункта 8 Требований).
В соответствии с пунктом 9 Требований работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии.
Комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (подпункт "е" пункта 11 Требований).
Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий): проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков (пункт 32 Требований).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (пункт 43 Требований).
Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования" (пункт 46 Требований).
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с паспортом безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", утвержденным 1 сентября 2022 года заместителем начальника МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" сроком на 5 лет (согласован начальником отдела в г. Феодосии Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю 11 февраля 2023 года, начальником ГУ Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю 8 декабря 2022 года), категория объекта составляет - 4; указано на необходимость проведения мероприятий - оборудовать объект техническими системами (средствами) оповещения).
В силу
части 1 статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
пункту 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 N 1479 эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Положением
4.3.12 Свода правил
СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 N 194, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
В соответствии с "дорожной картой" по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности в образовательных организациях муниципального образования городской округ Феодосия, утвержденной 4 октября 2022 года администрацией г. Феодосии, были установлены сроки для устранения выявленных в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" нарушений с установлением необходимого объема денежных средств на их устранение, в частности: на установку системы оповещения при ЧС срок - 2024 год, объем средств - 2 900,00 тыс. рублей; на установку дополнительного освещения срок - 2023 год, объем средств - 2 000,00 тыс. рублей.
Вместе с тем, как установлено судебной коллегией, меры по устранению названных нарушений стали приниматься после вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения, в связи с чем, допущение вмененного по настоящему делу незаконного бездействия со стороны административного ответчика установлено.
Согласно
пунктам 1 и
2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных норм следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Согласно положениям
пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, нахождение у учреждения имущества, закрепленного на праве оперативного управления, не исключает наличия обязанности по содержанию этого объекта у иного лица, наделенного таковой действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктами 1 и
2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проводится с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество (
пункт 6 статьи 9.2 указанного выше закона).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что на администрацию г. Феодосии Республики Крым лежит обязанность по устранению выявленных прокуратурой недостатков в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
Вместе с тем, пункт 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 устанавливает необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований.
Как установлено судебной коллегией, МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" имеет четвертую категорию опасности, что также следует из паспорта безопасности, в связи с чем положения пункта 25 Требований к данному объекту (территории) не применяются.
На основании изложенного требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
С учетом установленных обстоятельств по делу и изложенных положений законодательства, судебная коллегия, оценив в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, пришла к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части, как постановленное на основе неправильно определенных обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием в этой части нового решения.
Руководствуясь
статьями 309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года по административному делу N 2а-2182/2024 отменить в части возложения обязанности на администрацию города Феодосии Республики Крым оборудовать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, <...>, системой охранной сигнализации в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006.
Принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска в этой части.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 июня 2025 года.
Председательствующий
Л.А.-В.ЮСУПОВА
Судьи
Е.Г.ПАВЛОВСКИЙ
Е.Г.ТИМОШЕНКО