Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2025 N 88а-22528/2025 (УИД 91RS0022-01-2023-002019-25)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности объекта.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности образовательного учреждения ответчиком не были устранены.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2025 N 88а-22528/2025 (УИД 91RS0022-01-2023-002019-25)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности объекта.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности образовательного учреждения ответчиком не были устранены.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2025 г. N 8а-19335/2025(88а-22528/2025)
дело N 2а-2182/2024
УИД 91RS0022-01-2023-002019-25
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С.
судей Капункина Ю.Б., Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июня 2025 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Феодосии Республики Крым о признании незаконным бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым, выразившегося в непринятии мер к антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Феодосии Республики Крым обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер к антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности объекта МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", о возложении на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории) МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования системой охранной сигнализации в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, о возложении обязанности на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить пожарную безопасность МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с требованиями пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, пункту 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
В обоснование требований указано на выявленные в ходе проведения прокуратурой г. Феодосии Республики Крым проверки нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", которые администрацией г. Феодосии Республики Крым не были устранены.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 октября 2024 года принят отказ прокурора г. Феодосии Республики Крым от административного искового заявления о признании незаконным бездействия, о понуждении совершить определенные действия в части заявленных требований к МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым", а также к администрации г. Феодосии Республики Крым в части требований о понуждении администрации г. Феодосии Республики Крым выделить денежные средства на оборудование объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения; производство по административному делу в указанной части прекращено.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года административный иск удовлетворен; признано незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по антитеррористической защищенности, обеспечению пожарной безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" с возложением на администрацию г. Феодосии Республики Крым обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования системой охранной сигнализации в соответствии требованиям подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1006 года; оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006; возложена обязанность на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить пожарную безопасность объекта в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу путем оборудования эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения в соответствии с требованиями пункта 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, пункту 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июня 2025 года решение суда отменено в части возложения обязанности на администрацию г. Феодосии Республики Крым оборудовать объект системой охранной сигнализации в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006; в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Феодосии Республики Крым ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности с принятием по делу нового решение об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 9 июля 2025 года, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2025 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях прокуратура г. Феодосии просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения нижестоящим судом не допущены.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Феодосии Республики Крым проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, пожарной безопасности образовательного учреждения, в ходе которой установлено нарушение в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194: в нарушение подпункта "д" пункта 24 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) образовательного учреждения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; в нарушение подпункта "а" пункта 25 Требований отсутствует система охранной сигнализации; в нарушение пункта 37 Правил и пункта 4.3.12 СП 1.13130.2020 отсутствует эвакуационное освещение, находящееся в круглосуточном режиме работы или включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ К. в лице администрации г. Феодосии Республики Крым, функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ "Управление образования администрации города Феодосии Республики Крым".
14 апреля 2023 года прокуратурой г. Феодосии Республики Крым в адрес заместителя главы администрации г. Феодосии Республики Крым Н. направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, принятии мер к устранению причин и условий, способствующих нарушению закона, обеспечении устранения указанных нарушений.
Директором МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" неоднократно направлялись в МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" заявки на выделение финансирования для выполнения антитеррористических и противопожарных мероприятий и устранения выявленных нарушений с приложением коммерческих предложений и расчетов.
6 июля 2023 года и 18 июля 2023 года в адрес глав администраций муниципальных образований Республики Крым, руководителей органов управления образования муниципальных образования Республики Крым, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым направлялись запросы о предоставлении в Министерство финансов Республики Крым информации о потребностях муниципальных образовательных организаций на выполнение и проведение мероприятий комплексной безопасности, антитеррористических и противопожарных мероприятий в муниципальных образовательных организациях, на которые администрацией г. Феодосии Республики Крым предоставлялась соответствующая информация о потребности средств на выполнение антитеррористических и противопожарных мероприятий в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях муниципального образования городской округ К., в том числе, в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
11 сентября 2023 года МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" в адрес главы администрации г. Феодосии Республики Крым направлено письмо о дополнительном финансировании для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных организациях муниципального образования городской округ К., в том числе, на установку дополнительного освещения МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
Из ответа от 20 мая 2025 года N 2-40/11097/1 следует, что решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 24 декабря 2024 года N 53 на оснащение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" выделены денежные средства в размере 4 600 000 рублей. Поскольку в соответствии с паспортом безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" относится к 4 категории опасности, установка системы охранной сигнализации не является обязательной.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований прокурора г. Феодосии Республики Крым и наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации г. Феодосии Республики Крым.
Апелляционный суд признал указанные выводы правомерными, подтвержденными собранными по административному делу доказательствами, за исключением возложения обязанности по устранению нарушения пункта 25 Требований к данному объекту (территории), неприменимого к МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", имеющего четвертую категорию опасности.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций соглашается.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 11 концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, следует, что основной задачей противодействия терроризму является, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В силу подпункта "г" пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в том числе, поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).
Подпунктами "б" и "д" пункта 21 Требований установлено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, указанные в пункте 24 Требований, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт "д").
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности (пункт 6 Требований).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований (подпункт "а" пункта 8 Требований).
Комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (подпункт "е" пункта 11 Требований).
Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий): проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков (пункт 32 Требований).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (пункт 43 Требований).
В соответствии с паспортом безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым", утвержденным 1 сентября 2022 года заместителем начальника МКУ "Управление образования администрации г. Феодосии Республики Крым" сроком на 5 лет, объект имеет 4 категорию опасности, необходимо проведение мероприятий по оборудованию объекта техническими системами (средствами) оповещения.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно пункту 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Положением 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Поскольку в соответствии с паспортом безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" относится к 4 категории опасности, установка системы охранной сигнализации в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, не является обязательной.
Вместе с тем, в соответствии с "дорожной картой" по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности в образовательных организациях муниципального образования городской округ Феодосия, утвержденной 4 октября 2022 года администрацией г. Феодосии, установлены сроки для устранения выявленных в МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым" нарушений с установлением необходимого объема денежных средств на их устранение, в частности: на установку системы оповещения при ЧС срок - 2024 год, объем средств - 2 900,00 тыс. рублей; на установку дополнительного освещения срок - 2023 год, объем средств - 2 000,00 тыс. рублей.
Вопреки доводам ответчика, судом установлено, что меры по устранению выявленных нарушений не приняты, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, на администрации г. Феодосии Республики Крым лежит обязанность по устранению недостатков в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МБОУ "Школа N 15 г. Феодосии Республики Крым".
Доказательств принятия достаточных и полных мер по устранению выявленных нарушений администрацией не представлено.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 декабря 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июня 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 сентября 2025 года.