Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2025 N 88-16166/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.05.2025 по делу N 33-6356/2025 (УИД 16RS0046-01-2024-013528-67)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.05.2025 по делу N 33-6356/2025 (УИД 16RS0046-01-2024-013528-67)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2025 г. по делу N 33-6356/2025
Дело N 2-5050/2024
УИД 16RS0046-01-2024-013528-67
Судья Сафин А.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И.
судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В.,
при ведении протокола секретарем И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО8 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 июля 2024 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца ФИО8. и его представителя ФИО11., в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 7 января 2024 года он подал в пенсионный орган заявление о досрочном назначении пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 13 февраля 2024 года в досрочном назначении страховой пенсии ему отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа продолжительностью 25 лет.
Указанным решением в специальный стаж не включен период службы с 11 января 1999 года по 30 ноября 2012 года в должности пожарного с Государственной противопожарной службе МЧС (МВД) Республики Татарстан со ссылкой о том, что в стаж работы не включаются периоды в которых замещал должности, предусмотренные Перечнем и являлся военнослужащим или относился к рядовому или начальственному составу органов внутренних дел.
Полагая данное решение незаконным истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж спорный период и возложить на него обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с 7 января 2024 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали.
Ответчик своего представителя в суд первой инстанции не направил. Ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, представил письменные возражения на исковые требования.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе ФИО8 приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, настаивая на том, что, как лицо, служившее в спорный период в федеральных органах противопожарной службы, имеет права на досрочную страховую пенсию по заявленным основаниям.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, при этом пояснили, что истец служил в противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан.
Ответчик в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу частей 3 и 4 указанной статьи Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения содержались и в статье 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что 7 января 2024 года ФИО8. подал ответчику заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением органа пенсионного обеспечения от 13 февраля 2024 года N 1656/24 заявителю в досрочном назначении страховой пенсии отказано ввиду отсутствия необходимого стажа 25 лет, по состоянию на 31 декабря 2023 года стаж составил 11 лет 09 дней.
При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включен период работы с 11 января 1999 года по 30 ноября 2012 года в должности пожарного в Государственной противопожарной службе МЧС (МВД) Республики Татарстан.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ работниками Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации признаются лица, состоящие на штатных должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, не имеющие специальных или воинских званий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В силу норм статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что с 11 января 1999 года он был принят на службу в органах МВД, в ОГПС-1 МВД по Республике Татарстан приказом от 18 января 1999 года, 30 ноября 2012 года уволен по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) приказом от 30 ноября 2012 года N 176 л/с, имел специальное воинское звание "прапорщик внутренней службы", 1 декабря 2012 года принят на должность пожарного ПЧ-37 ФКУ "1 ОФПС ГПС по РТ" приказом от 30 ноября 2012 года N 293-к.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
Из вышеуказанных положений закона следует, что право на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предоставляется лицам, работающим в должностях, предусмотренных Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Под работающими в должностях понимаются лица гражданского персонала, выполняющие трудовые функции в соответствии с Единым квалификационным справочником и Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих.
В тех случаях, когда работникам по результатам аттестации присваивается звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд первой инстанции, основываясь на буквальном толковании закона и анализе представленных доказательств, обоснованно пришел к выводу о том, что истец не соответствует требованиям, установленным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку имел воинское звание.
При этом судебная коллегия отмечает, что из справки, выданной МВД по Республике Татарстан (л.д. 11) следует, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и членов их семей установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Согласно пункту "б" статьи 13 вышеуказанного закона, право на пенсию по выслуге лет (по общему трудовому стаж) имеют лица, указанные в статье 1 данного закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе.
На момент увольнения в 2012 году ФИО8 не достиг 45-летнего возраста, в связи с чем, правовых оснований для назначения ему пенсии по Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения и их семей", не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что во исполнение приказа МЧС России от 30 декабря 2004 года N 631 "О создании отрядов ГПС по субъектам Российской Федерации", в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 107 "Об утверждении правил предоставления в 2007 из Федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений ГПС, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и на основании доверенности МЧС России от 28 июня 2007 года N 59-89 по проведению мероприятий по созданию, ликвидации или реорганизации подразделений ГПС МЧС России на территории Республики Татарстан" и приказом ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 13 июля 2007 "О мероприятиях по созданию территориальных подразделений ГПС МЧС России на территории РТ" было принято решение до 1 августа 2007 года создать территориальные подразделения ГПС МЧС России - отряды и пожарные части ГПС МЧС России по РТ со статусом юридических лиц, в порядке установленном законодательством РФ.
Из материалов дела и пояснений стороны истца следует, что в спорный период с 1 января 2005 года по 31 июля 2007 года он работал в Государственной противопожарной службе стажером по должности пожарного ПЧ-37 ОГПС-1 МВД по Республике Татарстан, которое в свою очередь входило в структуру МЧС Республики Татарстан и содержалось за счет Республиканского бюджета.
Действующим законодательством не предусмотрено включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 июля 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 3 июня 2025 года.