Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2025 N 88-16166/2025 (УИД 16RS0046-01-2024-013528-67)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2025 N 88-16166/2025 (УИД 16RS0046-01-2024-013528-67)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2025 г. N 88-16166/2025
16RS0046-01-2024-013528-67
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И.,
судей Ереминой И.Н., Пиндюриной О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу М. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2025 г. по гражданскому делу N 2-5050/2024 по иску М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в пенсионный орган заявление о досрочном назначении пенсии по старости по основанию, предусмотренному
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии ему отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа продолжительностью 25 лет. Указанным решением в специальный стаж не включен период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного в Государственной противопожарной службе МЧС (МВД) Республики Татарстан со ссылкой на то, что в стаж работы не включаются периоды, в которых он замещал должности, предусмотренные Перечнем и являлся военнослужащим или относился к рядовому или начальственному составу органов внутренних дел.
Считая данное решение незаконным, истец просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж спорный период и возложить на него обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с 7 января 2024 г.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 июля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2025 г., исковые требования М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе М. просит отменить решение суда первой инстанции от 23 июля 2024 г. и апелляционное определение от 22 мая 2025 г., как незаконные и необоснованные. Заявитель указывает на то, что истцом в спорный период трудовой договор заключен именно с Государственной противопожарной службой Российской Федерации, а именно с ее управлением по Республике Татарстан. Истец ознакомлен с должностной инструкцией, согласно которой на него были возложены обязанности как на сотрудника государственной противопожарной службы Российской Федерации. В силу
статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) "О пожарной безопасности", в Государственную противопожарную службу входит, в том числе, противопожарная служба субъектов Российской Федерации. На момент отказа пенсионного органа истцу исполнилось 50 лет. Согласно
статье 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). Также указывает, что как лицо, служившее в спорный период в федеральных органах противопожарной службы, он имеет право на досрочную страховую пенсию по заявленным основаниям. Кроме того, заявитель ссылается на положения
пункта "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения и их семей". Заявитель просит направить дело на новое рассмотрение.
В письменном ходатайстве представитель ОСФР по Республике Татарстан просил рассмотреть дело без его участия.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании
статей 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 7 января 2024 г. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по основанию, предусмотренному
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением органа пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю в досрочном назначении страховой пенсии отказано ввиду отсутствия необходимого стажа 25 лет, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж составил <данные изъяты>.
При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности пожарного в Государственной противопожарной службе МЧС (МВД) Республики Татарстан.
Из записей в трудовой книжке истца, а также справки начальника отделения кадровой и воспитательной работы Отряда федеральной противопожарной службы судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ он был принят на службу в органах МВД, в ОГПС-1 МВД по Республике Татарстан приказом от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уволен по
пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) приказом от ДД.ММ.ГГГГ N имел специальное воинское звание "прапорщик внутренней службы", ДД.ММ.ГГГГ принят на должность пожарного ПЧ-37 ФКУ "1 ОФПС ГПС по РТ" приказом от ДД.ММ.ГГГГ N.
По данным справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации М., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был принят на службу в Государственную противопожарную службу с ДД.ММ.ГГГГ стажером по должности пожарного ПЧ-37 ОГПС-1 МВД РТ. ДД.ММ.ГГГГ уволен по
статье 58, п. "е" (по сокращению штатов)
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Имел специальное воинское звание "прапорщик внутренней службы".
Разрешая требования истца, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями
части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации,
статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации,
пункта 18 части 1 и
частей 2 -
4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",
статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 107 "Об утверждении правил предоставления в 2007 году из Федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащиеся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации", и исходили из того, что истец в спорный период проходил службу в Государственной противопожарной службе стажером по должности пожарного ПЧ-37 ОГПС-1 МВД по Республике Татарстан, которое в свою очередь входило в структуру МЧС Республики Татарстан и содержалось за счет Республиканского бюджета, при этом действующим законодательством не предусмотрено включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Кроме того, истец в период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного в Государственной противопожарной службе МЧС (МВД) Республики Татарстан, имел специальное воинское звание "прапорщик внутренней службы".
Суд апелляционной инстанции отметил, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и членов их семей установлены
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
При этом установив, что на момент увольнения в 2012 году М. не достиг 45-летнего возраста, что является условием возникновения права на пенсию по выслуге лет (по общему трудовому стаж) согласно
пункту "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии по указанному основанию.
При таких обстоятельствах судебные инстанции признали правомерным отказ пенсионного органа включить спорные периоды службы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем не усмотрели правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения органа пенсионного обеспечения от 13 февраля 2024 г. N 1656/24 и удовлетворения исковых требований о возложении на пенсионный орган обязанности включить данные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить истцу досрочную страховую пенсию.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
В обжалуемых судебных актах приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
В соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с
частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу
частей 3 и
4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
(подпункт "л" пункта 1) определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), спасательные воинские формирования МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), аварийно-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, судебно-экспертные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (
пункт 3 вышеназванного Положения).
Таким образом, в соответствии с положениями
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено работникам, пожарным Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Согласно
статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники)
статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в первоначальной редакции, действующей в период службы М. и до внесения изменений Федеральным
законом N 116-ФЗ от 25 июля 2002 г., было определено, что Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Согласно
статье 7 Федерального закона N 69-ФЗ в редакции, действующей в период службы истца и до внесения изменений Федеральным
законом N 116-ФЗ от 25 июля 2002 г., личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами.
Согласно
пункту 1 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ в соответствии с
частью первой статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации признаются лица, состоящие на штатных должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, не имеющие специальных или воинских званий.
В
пункте 2 Указаний от 19 марта 1996 N 1-2-У, отмечено, что в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 241.
В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Положения
части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, так же как и положения
подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г., не допускают возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в органах внутренних дел.
Основываясь на буквальном толковании закона и анализе представленных доказательств, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что продолжительность страхового стажа истца на соответствующих видах работ не соответствует требованиям, установленным для назначения досрочной страховой пенсии по старости по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о том, что истец имеет право на пенсию по выслуге лет (по общему трудовому стаж) в силу
пункта "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения и их семей" были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Приложенные к кассационной жалобе письменные доказательства (копия должностной инструкции командира отделения пожарной части (отдельного поста) ФПС ГПК ФГБУ "Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Республике Татарстан" утвержденной 31 января 2025 г., копия дополнительного соглашения к трудовому договору от 31 мая 2018 г. N 29 от 31 января 2025 г.) не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку, в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями
части 4 статьи 198,
пунктов 5 и
6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных
частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 июля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.НИКОНОВА
Судьи
И.Н.ЕРЕМИНА
О.Р.ПИНДЮРИНА
Мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции составлено 2 октября 2025 г.