Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2025 N 88а-18132/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 11.03.2025 N 33а-961/2025 (УИД 73RS0006-01-2024-001013-89)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности произвести мероприятия по их ремонту.
Обстоятельства: Прокурорской проверкой установлено несоответствие наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов, расположенных в городе, находящихся в собственности администрации, обязательным требованиям пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 11.03.2025 N 33а-961/2025 (УИД 73RS0006-01-2024-001013-89)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности произвести мероприятия по их ремонту.
Обстоятельства: Прокурорской проверкой установлено несоответствие наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов, расположенных в городе, находящихся в собственности администрации, обязательным требованиям пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2025 г. N 33а-961/2025
Дело N 2а-538/2024
73RS0006-01-2024-001013-89
Судья Гаврилова Е.И.
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.
судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2024 года по делу N 2а-538/2024, которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в не проведении мероприятий по ремонту пожарных гидрантов, расположенных на территории ***.
Обязать администрацию муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту пожарных гидрантов, посредством которых возможно обеспечить забор воды для целей пожаротушения, расположенных на территории г***.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - Ч., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Пушистова В.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации, возложении обязанности произвести мероприятия по ремонту пожарных гидрантов.
В обоснование требований указал, что прокурорской проверкой установлено несоответствие наружных источников противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов, расположенных в ***, находящихся в собственности администрации МО "Барышский район", обязательным требованиям пожарной безопасности.
В нарушение
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, ввиду непроведения администрацией МО "Барышский район" своевременного ремонта и обслуживания пожарных гидрантов отсутствует возможность для забора из них воды по следующим адресам: ***.
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО "Барышский район" Ульяновской области, выразившееся в непроведении мероприятий по ремонту пожарных гидрантов, расположенных по вышеуказанным адресам; обязать администрацию МО "Барышский район" в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту данных пожарных гидрантов, посредством которых возможно обеспечить забор воды для целей пожаротушения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - ОГКП "Ульяновский областной водоканал" и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Барышский район".
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Администрация МО "Барышский район" Ульяновской области просит решение суда отменить, административные исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
В обоснование доводов жалоб указывает на то, что постановлением администрации МО "Барышский район" от *** N*** "Об источниках наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения на территории муниципального образования "Барышское городское поселение" подтверждается наличие пожарных гидрантов на водопроводных сетях задолго до передачи их в аренду ОГКП "Ульяновский областной водоканал". При этом отсутствие в актах приема-передачи указания на пожарные гидранты не опровергает их передачу по договору аренды предприятию в составе единого комплекса пожарной водопроводной сети.
На момент их передачи гидранты не являлись самостоятельными объектами, а входили в состав водопроводной сети, были связаны общим назначением и использованием, представляя собой противопожарный водопровод, следовательно, их функционирование отдельно от водопроводной сети (без подачи воды) невозможно. Согласно п. 1.3 договора аренды N*** от ***, заключенного между ОГКП "Ульяновский областной водоканал" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Барышский район", имущество (пожарные гидранты) передается для обеспечения бесперебойной работы объектов водоснабжения и водоотведения, предоставления потребителям качественных услуг по водоснабжению, а также для оказания услуг по его техническому обслуживанию и ремонту.
Таким образом, полагает, что обязанность по обеспечению надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на водопроводных сетях (как составных частей сети водоснабжения), лежит на арендаторе данного имущества - ОГКП "Ульяновский областной водоканал".
Считает, что судом данные обстоятельства, а также сложившаяся судебная практика не были приняты во внимание, ОГКП "Ульяновский областной водоканал" и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Барышский район" к участию в деле не привлечены.
Отмечает, что в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности помимо заключения договора аренды с организацией водопроводного хозяйства администрацией МО "Барышский район" самостоятельно закупаются пожарные гидранты, в связи с чем, администрация готова предоставить арендатору новые пожарные гидранты в целях замены неисправных пожарных гидрантов в случае невозможности (нецелесообразности) их ремонта, о чем ОГКП "Ульяновский областной водоканал" неоднократно извещалось. В обратном случае финансирование органом местного самоуправления не только закупки пожарных гидрантов, но и отдельно работ по установке пожарных гидрантов в рамках отдельного договора с арендатором, при наличии действующей организации водопроводного хозяйства и договора аренды с арендатором, может привести к незаконному и необоснованному возложению на местный бюджет дополнительных расходов и нецелевому расходованию бюджетных средств.
Обращает внимание, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе пожарных гидрантов) относится к лицензируемым видам деятельности, однако администрация (в отличие от ОГКП "Ульяновский областной водоканал") такой лицензией не располагает.
В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст. ст. 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пожарная безопасность, согласно Федеральному
закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров
(ст. 1).
Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (
ч.ч. 1 и
2 ст. 62).
Согласно
ч. 2 ст. 68 Закона N 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу
ч. 4 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с
п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом, водопроводные сети, расположенные на территории *** и ***, находятся в собственности муниципального образования Барышский район Ульяновской области.
В качестве источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО "Барышский район" предусмотрены пожарные гидранты.
Проведенной прокуратурой Барышского района проверкой установлено, что наружные источники противопожарного водоснабжения - пожарные гидранты, расположенных в *** по адресам: ***, не соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности, находятся в неисправном состоянии, вследствие чего отсутствует возможность для забора из них воды, о чем составлен акт от *** с участием представителей администрации МО "Барышский район" и отделения 41 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области (л.д. 29-33).
Согласно п. 4.1 ст. 39 Устава МО "Барышский район" администрация МО "Барышский район" исполняет полномочия администрации МО "Барышское городское поселение" (л.д. 17).
*** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Барышский район" и ОГКП "Ульяновский областной водоканал" заключен договор N*** аренды объектов водоснабжения и водоотведения (л.д. 55-61).
Как видно из п. 1.1 договора, арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору объекты водоснабжения и водоотведения согласно акту приема-передачи (Приложение N 1), в том числе водопроводные сети. Пожарные гидранты в акте приема-передачи не поименованы.
На момент заключения договора, указанные в п. 1.1 договора объекты, находятся в реестре муниципального имущества МО "Барышский район" Ульяновской области. Имущество передается, в частности, для обеспечения бесперебойной работы объектов водоснабжения и водоотведения (п. 1.2 и п. 1.3 договора).
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции верно руководствовался вышеприведенными положениями Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вследствие чего пришел к правильному выводу о том, что поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
С выводами городского суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований пожарной безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления - администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, как собственника имущества, необходимого для водоснабжения населения, поскольку это предусмотрено
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Доводы заявителя жалобы о гражданско-правовой ответственности арендатора - ОГКП "Ульяновский областной водоканал" и отсутствии у администрации Барышского района лицензии на проведение ремонта гидрантов судебной коллегией отклоняются, поскольку суд возложил на административного ответчика обязанность по проведению мероприятий, но не самих работ, направленных на приведение пожарных гидрантов в рабочее состояние. Кроме того, арендатор водопроводных сетей не несет ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОГКП "Ульяновский областной водоканал" и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Барышский район" не были привлечены к участию деле, судебной коллегией отклоняются, как противоречащие материалам дела. Так, указанные лица были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц определением суда от 05.11.2024, извещены надлежащим образом о судебном заседании (л.д. 118-120), ОГКП "Ульяновский областной водоканал" представлены письменные пояснения на иск от 15.11.2024 и документы (л.д. 121-144), которые были исследованы в судебном заседании в присутствии сторон (л.д. 150).
При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 309 -
310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.03.2025