Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2025 N 88а-13772/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 09.07.2025 N 33а-2694/2025 (УИД 72RS0001-01-2025-000067-32)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административным истцом не предприняты реальные меры к исполнению ранее выданного предписания, учитывая наступление весеннего пожароопасного периода, в связи с чем оспариваемое предписание является законным и обоснованным и в части установленного в нем срока устранения выявленных нарушений.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Тюменского областного суда от 09.07.2025 N 33а-2694/2025 (УИД 72RS0001-01-2025-000067-32)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Административным истцом не предприняты реальные меры к исполнению ранее выданного предписания, учитывая наступление весеннего пожароопасного периода, в связи с чем оспариваемое предписание является законным и обоснованным и в части установленного в нем срока устранения выявленных нарушений.
Решение: Удовлетворено в части.

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2025 г. N 33а-2694/2025
Дело N 2а-94/2025
72RS0001-01-2025-000067-32
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Воробьевой А.П., Левиной Н.В.
при секретаре К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Абатского муниципального района на решение Абатского районного суда Тюменской области от 27 марта 2025 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление администрации Абатского муниципального района Тюменской области к Главному управлению МЧС России по Тюменской области, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области, заместителю главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области М. о признании незаконным предписания N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года об устранении нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 2, 10 предписания N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года об устранении нарушений.
В остальной части требований администрации Абатского муниципального района Тюменской области отказать.
Меру предварительной защиты в виде приостановления исполнения предписания заместителя главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области М. N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года, примененную определением Абатского районного суда Тюменской области от 26 февраля 2025 года, отменить.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Колосковой С.Е., объяснения представителя Главному управлению МЧС России по Тюменской области К.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация Абатского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Тюменской области, Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области (далее - УНД и ПР Главного Управления МЧС по Тюменской области), заместителю главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области М. о признании незаконным предписания N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года об устранении нарушений. Заявленные требования мотивированы тем, что 28 ноября 2024 года по результатам выездной внеплановой проверки заместителем главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР Главного Управления МЧС по Тюменской области М. было выдано администрации Абатского муниципального района Тюменской области предписание N 2411/019-72/314-В/ПВП об устранении нарушений. Полагает указанное предписание незаконным, указывая, что решением Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года по административному делу N 2а-201/2024, измененному в части апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Тюменского областного суда по административному делу от 18 ноября 2024 года N 33а-5695/2024, администрации был установлен срок для обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения. Считает, что при установлении срока устранения нарушений должностным лицом не были учтены требования разумности и справедливости, не дана полная и всесторонняя оценка фактическим обстоятельствам, чем нарушены пределы усмотрения при реализации. Также истец полагает незаконным предписание в части возложения на администрацию обязанности в срок до 21 апреля 2025 года обеспечить населенные пункты: с. Абатское, д. Бобыльск, д. Еремина, д. Кареглазова, д. Кокуй, д. Речкунова, д. Шипунова достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения. Оспаривая пункт 2 предписания о возложении на администрацию обязанности в срок до 21 апреля 2025 года, обеспечить населенный пункт с. Абатское (территория НПС) источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, указывает, что на территории Абатского сельского поселения и территории Абатского муниципального района отсутствует населенный пункт с наименованием с. Абатское (территория НПС), что подтверждается копией распоряжения администрации муниципального образования с.Абатское от 13 марта 2001 года N 120, Приложением N 1 к распоряжению, решением Думы Абатского муниципального района от 22 декабря 2021 года N 70 с Приложением к решению. Выражая несогласие с пунктом 10 предписания, ссылается на сведения из похозяйственных книг администрации, и указывает, что по состоянию на 01 января 2024 года численность жителей д. Старовяткина составляла 49 человек, в связи с чем согласно ч. 5 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" у администрации отсутствует обязанность по обеспечению д. Старовяткина источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения. Кроме того, не соглашаясь с пунктами 5, 8, 12 Предписания, указывает на выполнение в д. Еремина, д. Кокуй и д. Шипунова площадок для установки автомобилей из фрезерованного материала асфальтобетонного покрытия. Считает, что фактическое исполнение указанных пунктов подтверждается актами осмотра от 09 октября 2023 года с фотографиями. Считает примененный материал твердым покрытием, поскольку пунктом 75 Правил противопожарного режима не предусмотрен состав строительного материала. В связи с этим просит признать незаконным предписание N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года об устранении нарушений, возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены вышеуказанного предписания в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Абатского муниципального района Тюменской области Б., действующий на основании доверенности от 04 июня 2024 года (л.д. 18), в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Заместитель главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР Главного Управления МЧС по Тюменской области М., представители административных ответчиков Главного управления МЧС России по Тюменской области, Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС по Тюменской области, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС по Тюменской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация Абатского муниципального района Тюменской области. В апелляционной жалобе поданной главой района В.И., изложена просьба об отмене решения суда в части, принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований и признании незаконными п. п. 1, 3, 4, 6, 7, 9, 11 предписания, которыми на администрацию возложена обязанность в срок до 21 апреля 2025 года обеспечить населенные пункты: с.Абатское, д. Бобыльск, д. Еремина, д. Кареглазова, д. Кокуй. д. Речкунова, д. Шипунова, достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий. Расположенных на удалении 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения; признании незаконными п. п. 5, 8, 12 предписания, которыми на администрацию возложена обязанность в срок до 21 апреля 2025 года, обустроить подъезды к пожарным водоемам (резервуарам) площадками с твердым покрытием размером не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в населенных пунктах: Тюменская область, Абатский район, д. Еремина; Тюменская область, Абатский район, д. Кокуй; Тюменская область, Абатский район, д. Шипунова; возложении обязанности устранить нарушения путем отмены предписания в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Выражает несогласие с выводом суда о том, что использование решения Абатского районного суда Тюменской области от 14 августа 2024 года с учетом апелляционного определения от 18 ноября 2024 года в качестве преюдиционного, является ошибочным, основанным на неверном толковании норм права; предметом прокурорской проверки по указанному делу являлось исполнение законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от пожаров, направленного на защиту неопределенного круга лиц; предметом проверки административного ответчика является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов органом местного самоуправления, а устанавливая сроки исполнения, государственный инспектор руководствовался сроками наступления особого противопожарного режима на территориях. Полагает, что судом неверно установлен предмет прокурорской проверки, что повлекло ошибочный вывод о невозможности признания преюдициального значения решения суда 14 августа 2024 года. Считает, что возникает правовая неопределенность в части исполнения решения суда по делу N 2а-201/2024, поскольку органом пожарного надзора установлен более сокращенный срок по установке источников противопожарного водоснабжения по сравнению со сроком, установленным судебным актом. Также в жалобе указывается, что суд не учел объем работ, которые необходимо выполнить, места расположения населенных пунктов, где необходимо выполнить работы, количество населенных пунктов; не исследовал надлежащим образом вышеуказанные письменные доказательства, предоставленные администрацией. Кроме того, административным истцом были предоставлены акты с фотографиями, из которых следует, что в д. Еремина, д. Кокуй и д. Шипунова расположены площадки для установки пожарных автомобилей, выполненные из фрезерованного материала асфальтобетонного покрытия. При частичном удовлетворении требований о признании незаконными п. п. 2, 10 предписания, судом не возложена обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения путем отмены предписания в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Также просит учесть, что отмена мер предварительной защиты нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрена только в виде вынесения судом определения и не предусматривает возможность разрешения вопроса в решении суда.
Представитель администрации Абатского муниципального района, заместитель главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" УНД и ПР Главного Управления МЧС по Тюменской области М., представители административных ответчиков Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС по Тюменской области, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объеме, исследовав приобщенные на основании ч. 6 ст. 307, ч. 2 ст. 308 КАС РФ дополнительные документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ), под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона N 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено Федеральным законом "О пожарной безопасности", одними из основных задач пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров.
Согласно абзацу 8 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ органы местного самоуправления несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно пункту 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся такие вопросы, как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Частью 1 ст. 68 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В силу части 2 указанной статьи к наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод) (п. 1); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2); пожарные резервуары (п. 3).
Согласно ч. 4 указанной статьи допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (ред. от 30.03.2023), предусмотрено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору В.Ю., заместителем главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору М. в рамках осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности на основании распоряжения (решения) от 08 ноября 2024 года N 722416200960 была проведена проверка территории Абатского муниципального района, по результатам которой 28 ноября 2024 года Администрации Абатского муниципального района выдано предписание N 2411/019-72/314-В/ПВП об устранении нарушений.
В предписании отражены следующие нарушения:
1. В нарушение ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - "Технический регламент") территория населенного пункта с. Абатское не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 1 предписания N 2404/019-72/59-В/ПВП от 08 мая 2024 года.
2. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта с. Абатское (территория НПС) не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения (ранее выявленное нарушение п. 2 предписания от 08 мая 2024 года).
3. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Бобыльск не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 3 предписания от 08 мая 2024 года).
4. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Еремина не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 4 предписания от 08 мая 2024 года).
5. В нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, к имеющимся пожарным водоемам (резервуарам) д. Еремина не устроен подъезд площадкой с твердым покрытием не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ранее выявленное нарушение п. 5 предписания от 08 мая 2024 года).
6. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Кареглазова, не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 6 предписания от 08 мая 2024 года).
7. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Кокуй, не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 7 предписания от 08 мая 2024 года).
8. В нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, к имеющимся пожарным водоемам (резервуарам) д. Кокуй, не устроен подъезд площадкой с твердым покрытием не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ранее выявленное нарушение п. 8 предписания от 08 мая 2024 года).
9. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Речкунова, не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 9 предписания от 08 мая 2024 года).
10. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Старовяткина, не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 10 предписания от 08 мая 2024 года).
11. В нарушение ч. 1 ст. 68 "Технического регламента" территория населенного пункта д. Шипунова, не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (ранее выявленное нарушение п. 11 предписания от 08 мая 2024 года).
12. В нарушение п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, к имеющимся пожарным водоемам (резервуарам) д. Шипунова, не устроен подъезд площадкой с твердым покрытием не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ранее выявленное нарушение п. 12 предписания от 08 мая 2024 года).
Признавая соответствующими закону пункты 1, 3, 4, 6, 7, 9, 11 предписания, суд первой инстанции правильно исходил из того, что такие населенные пункты, как с.Абатское, д. Бобыльк, д. Еремина, д. Кареглазова д. Кокуй, д. Речкунова, д. Шипунова не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением ч. 1 ст. 68 Федерального закона N 69-ФЗ.
Признавая соответствующими закону пункты 5, 8 и 12 предписания, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в д. Еремина, д. Кокуй и д. Шипунова к имеющимся в данных населенных пунктах пожарным водоемам не устроен подъезд площадкой с твердым покрытием не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением незаконным п. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Довод административного истца о том, что нарушения, указанные в п. п. 5, 8, 12 предписания, были устранены до выдачи предписания, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку представленные в материалы дела акты осмотра от 09 октября 2023 года (л.д. 53, 54, 55) не подтверждают соответствие устроенной площадки требованиям названного пункта и понятию твердого покрытия автомобильных дорог, которое дано Сводом правил СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр) (ред. от 27.12.2024), а также приказом Росстата от 29 декабря 2017 года N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта".
Установленный пунктом 5 предписания устранения выявленных нарушений до 21 апреля 2025 года не свидетельствует о незаконности предписания, учитывая, что указанные в предписании нарушения были выявлены ранее - в ходе проведения органом государственного пожарного надзора 8 мая 2024 года. В связи с выявленными нарушениями административному истцу было предписано устранить выявленные нарушения в срок до 01 октября 2024 года.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, непринятие Администрацией Абатского муниципального района реальных мер к исполнению ранее выданного предписания, учитывая наступление весеннего пожароопасного периода, предписание является законным и обоснованным и в части установленного в нем срока устранения выявленных нарушений.
Установление апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 18 ноября 2024 года по административному делу по иску прокурора Абатского района к администрациям сельских поселений Абатского муниципального района, администрации Абатского муниципального района о возложении обязанности обеспечить населенные пункты источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий срока в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу, не свидетельствует о незаконности предписания от 28 ноября 2024 года, поскольку предписание выдано в рамках осуществления государственного пожарного надзора, срок установлен, в том числе, исходя из реальной угрозы возможности причинения вреда в случае пожара в пожароопасный весенний период.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несоответствии закону и установленным по делу обстоятельствам пункта 2 предписания от 28 ноября 2024 года о том, что с.Абатское (территория НПС) не обеспечено источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, принимая во внимание отсутствие на территории Абатского муниципального района такого населенного пункта, как территория НПС.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенного пункта д. Старовяткина, поскольку исходя из опубликованных в сети Интернет официальных данных Госкадастра по состоянию на 3 марта 2025 года, на 03 июня 2025 года на территории д. Старовяткина Абатского района Тюменской области проживает 56 жителей, в том числе, 8 детей.
В связи с этим в силу ч. 5 статьи 68 Федерального закона N 69-ФЗ обеспечение противопожарного водоснабжения данного населенного пункта является обязательным.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части признания незаконным пункта 10 предписания N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании п. 10 предписания незаконным.
Судебная коллегия считает, что в остальной части судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда в остальной части является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Абатского районного суда Тюменской области от 27 марта 2025 года отменить в части признания незаконным пункта 10 предписания заместителя главного государственного инспектора г. Ишима, Абатского, Бердюжского, Викуловского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Ишимский" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тюменской области N 2411/019-72/314-В/ПВП от 28 ноября 2024 года об устранении нарушений.
В указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании данного пункта предписания незаконным.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Абатского муниципального района - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.