Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 03.11.2025 по 29.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2025 N 88-7775/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 19.05.2025 по делу N 33-1490/2025 (УИД 65RS0001-01-2024-014052-43)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, возложении обязанности предоставить отпуск.
Обстоятельства: Истец ссылается на отказ ответчика в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска по мотивам отсутствия необходимого стажа службы.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 19.05.2025 по делу N 33-1490/2025 (УИД 65RS0001-01-2024-014052-43)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, возложении обязанности предоставить отпуск.
Обстоятельства: Истец ссылается на отказ ответчика в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска по мотивам отсутствия необходимого стажа службы.
Решение: Удовлетворено.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2025 г. по делу N 33-1490/2025
УИД 65RS0001-01-2024-014052-43
Судья Осколкова А.Н.
Докладчик Вишняков О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Вишнякова О.В.,
судей Сахалинского областного суда Марьенковой А.В. и Калинского В.А.,
при секретаре П.,
рассмотрев дело по иску Ф.И.О.1 к ГУ МЧС по Сахалинской области о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж работы в ОВД, возложении обязанности предоставить отпуск;
по апелляционной жалобе Ф.И.О.1 на решение Южно-Сахалинского горсуда от 14 февраля 2025 г.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия
установила:
13.11.24 г. Ф.И.О.1 обратился в суд с иском к ГУ МЧС по Сахалинской области о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска в 2024 г., возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск.
В обоснование требований указано, что с 7.02.94 г. по 14.10.16 г. истец проходил службу в ОВД Сахалинской области, стаж службы - 22 года 8 месяцев; с мая 2017 г. работает в ГУ МЧС ФПС ГПС оперативным дежурным. С 2017 г. по 2023 г. согласно приказа МЧС РФ от 3 июня 2011 г. N 285 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников ФПС ГПС", Ф.И.О.1 предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж работы органах внутренних дел в количестве 15 календарных дней в год.
B 2024 г. дополнительный оплачиваемый отпуск истцу не был предоставлен; ответом начальника отдела кадров ГУ МЧС по Сахалинской области сообщено, что отпуск не может быть предоставлен, поскольку предыдущая служба истца в УМВД по Сахалинской области, не входит в перечень выслуги, позволяющей предоставить дополнительный отпуск.
С указанным отказом истец не согласен, поскольку приказ МЧС РФ N 285 от 03.06.11 г. "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников ФПС ГПС", на истца распространяется как на бывшего сотрудника ОВД, имеющего стаж службы более 20 лет. На основании изложенного, истец просит признать незаконным отказ в предоставлении дополнительного отпуска в количестве 15 календарных дней; возложить обязанность на ГУ МЧС по Сахалинской области предоставить дополнительный отпуск.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 14 февраля 2025 г. в удовлетворении исковых требований Ф.И.О.1 - отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец Ф.И.О.1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, удовлетворить исковые требования. Обращает внимание, что у истца, с учетом его службы в ОВД, стаж службы в календарном исчислении составляет более 30 лет (22 года 8 месяцев - в ОВД; 7 лет 10 месяцев - в ФПС). Начиная с момента трудоустройства (май 2017 г.) истцу ежегодно предоставлялся дополнительный отпуск за общий стаж службы более 20 лет, однако в 2024 г. отказано в его предоставлении, при этом изменений ни в какие нормативные акты, регулирующие Положения о стаже службы в ФПС ГПС МЧС РФ, а также в контракт Ф.И.О.1 - не вносились.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ГУ МЧС по Сахалинской области М. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения: истца Ф.И.О.1, его представителя Г., представителя ответчика М., - суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемое решение по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции должен был руководствоваться положениями следующих норм действующего законодательства.
Согласно ст. 5, 8, 9 и 11 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, осуществляется трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В соответствии с трудовым законодательством, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Все работодатели в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч. 2 ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Указом Президента РФ от 11.07.04 г. N 868, утверждено положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), и определена система МЧС РФ, в которую включена федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
В силу п. 10 Положения о федеральной противопожарной службе ГПС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.05 г. N 385, порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими ФПС ГПС, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы в ОВД и в ВС РФ, а также нормативными актами МЧС РФ.
Приказом МЧС РФ от 03.06.11 г. N 285, предписано предоставлять работникам определенной категории ФПС ГПС, дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы. Впоследствии, данное право закреплено в ст. 59 Федерального закона от 23.05.16 г. N 141-ФЗ "О службе в ФПС ГПС".
Как следует из материалов дела, на основании приказа УМВД по Сахалинской области N л/с от 28.09.16 г., истец Ф.И.О.1 был уволен со службы в ОВД с 14.10.16 г., выслуга составила 24 года 2 мес. Как следует из послужного списка Ф.И.О.1, предоставленной УМВД по Сахалинской области, истец проходил службу в ОВД Сахалинской области в период с 7.02.94 г. по 14.10.16 г.
Согласно копии трудового договора от 1.01.20 г., выписки из приказа N от 1.01.20 г., - истец Ф.И.О.1 до настоящего времени состоит в должности оперативного дежурного службы пожаротушения ФПС ГПС ГУ МЧС по Сахалинской области, - с 1.01.20 г., принят на службу в порядке перевода.
На основании приказа ГУ МЧС по Сахалинской области N-О от 1.10.24 г. Ф.И.О.1 как оперативному дежурному службы пожаротушения ФПС ГПС ГУ МЧС по Сахалинской области, предоставлена 2-я часть ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 1.01.24 г. по 31.12.24 г. в количестве 17 календарных дней, с 10 по 26.10.24 г.
24.09.24 г. Ф.И.О.1 обратился к начальнику ГУ МЧС по Сахалинской области с заявлением о предоставлении дополнительного отпуска в количестве 15 дней, за выслугу более 20 лет. Письмом от 1.10.24 г. истцу отказано в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска, т.к. в соответствии с приказом МЧС РФ от 03.06.11 г. N 285, дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется за стаж работы в ФПС ГПС (с учетом времени работы в ГПС (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ и СССР) и в противопожарной службе субъектов РФ; военной службы в ВС РФ и других войсках, в вооруженных силах государств - бывших республик СССР. Дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставлен Ф.И.О.1, так как его служба в УМВД по Сахалинской области не входит в указанный перечень.
Разрешая спорные правоотношения и отказывая в удовлетворении иска Ф.И.О.1, суд первой инстанции посчитал, что, исходя из анализа вышеуказанного приказа, дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с учетом, в т.ч., того стажа работы, когда Государственная противопожарная служба входила в состав МВД РФ. Поскольку из представленных УМВД по Сахалинской области документов не усматривается, что Ф.И.О.1 в период службы, занимал какую-либо должность в составе МВД и занятую в пожаротушении, - то по мнению суда первой инстанции, стажа работы у истца недостаточно для предоставления ему дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 15 календарных дней (поскольку он служит лишь с 2017 г.).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и находит из основанными на неправильном толковании норм указанного приказа МЧС РФ от 03.06.11 г. N "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников ФПС ГПС".
Так, в указанном Приказе буквально указано следующее: в целях социальной защищенности работников ФПС ГПС, на основании ч. 2 ст. 116 ТК РФ и Указа Президента РФ от 11.06.04 г. N 868, предоставлять работникам ФПС ГПС дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы в ФПС ГПС (с учетом времени работы (службы) в ГПС (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ и СССР) и в противопожарной службе субъектов РФ; военной службы (службы) в ВС РФ и других войсках, воинских формированиях и органах, в вооруженных силах государств - бывших республик СССР до окончания переходного периода (до 31.12.94 г.) и до 31.12.99 г. - в случаях заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров, а также на выборных должностях и в качестве государственных служащих в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР и военной службы военнослужащих-женщин и службы женщин в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных в связи с беременностью или рождением ребенка, а также период, в течение которого им после увольнения выплачивалось пособие по беременности и родам, и время по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет): свыше 20 лет - 15 календарных дней.
Исходя из буквального толкования указанных положений Приказа N 285, Ф.И.О.1 как действующему сотруднику ФПС ГПС, подлежит предоставлению дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж работы в ФПС ГПС (в данном случае, с 2017 г. по 2024 г. - 7 лет), с учетом времени работы в органах внутренних дел РФ (в данном случае, с 1994 г. по 2016 г. - 22 года); т.о., при общем стаже, подлежащем исчислению в целях предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, более 29 лет, - в количестве 15 календарных дней.
При этом, в указанном Приказе N 285 отсутствует к. л. указание на то, что дополнительный отпуск предоставляется только за стаж работы непосредственно в ФПС ГПС, с зачетом стажа службы в ОВД РФ только в период, когда Государственная противопожарная служба входила в состав МВД РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает решение Южно-Сахалинского горсуда от 14.02.25 г. - подлежащим отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного Ф.И.О.1 иска.
На основании изложенного и статей 327 - 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 14.02.25 г. отменить, вынести по делу новое решение, которым признать незаконным отказ ГУ МЧС РФ по Сахалинской области в предоставлении Ф.И.О.1 дополнительного оплачиваемого ежегодного отпуска в 2024 г. в количестве 15 календарных дней;
возложить на ГУ МЧС РФ по Сахалинской области обязанность предоставить Ф.И.О.1 дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 15 календарных дней за период работы с 1.01.24 г. по 31.12.24 г. включительно.
Данное апелляционное определение может быть обжаловано в 9-ый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня его принятия, - с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции. Мотивированное апелляционное определение составлено 21.05.25 г.
Председательствующий
О.В.ВИШНЯКОВ
Судьи
Сахалинского областного суда
В.А.КАЛИНСКИЙ
А.В.МАРЬЕНКОВА