Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2025 N 16-4904/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-005779-28)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.09.2025 N 16-4904/2025 (УИД 24RS0046-01-2024-005779-28)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2025 г. N 16-4904/2025
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2024 г. N 582/25-2024,
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 5 ноября 2024 г.,
решение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2025 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество),
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2024 г. N 582/25-2024, оставленным без изменения
решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 5 ноября 2024 г. и
решением Красноярского краевого суда от 23 апреля 2025 г., ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренном
ч. 4 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "Россети Сибирь" З. просит постановление и судебные решения отменить, приводя доводы о их незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей.
Согласно
пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, в том числе организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с
пунктом 45 указанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными
пунктами 26 -
31 настоящих Правил.
Основанием привлечения ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности по настоящему делу послужили содержащиеся в материалах данные о нарушении Обществом пунктов 10 и 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2020 г. N 1614, а именно: в квартале N 77, в выделах NN 7, 8 Орловского участкового лесничества СПК "Красный Маяк", КГБУ "Дзержинское лесничество" отсутствует минерализованная полоса или иной противопожарный барьер, территории не убраны от сухой травянистой растительности, что при возникшем вследствие упавшего на ЛЭП дерева с последующим обрывом электрического кабеля и возгорании сухой травянистой растительности привело к переходу огня с этой территории на лесной участок, то есть к лесному пожару.
В соответствии с разъяснением, приведенным в
абзаце пятом пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренного
статьей 261 УК РФ, и подлежит квалификации по
части 4 статьи 8.32 КоАП РФ (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждены собранными доказательствами, указанными в обжалуемых актах, им дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам
ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями
ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
ст. 26.1 КоАП РФ.
Деяние ПАО "Россети Сибирь" квалифицировано по
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами
КоАП РФ и законодательства в области пожарной безопасности.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности вины ПАО "Россети Сибирь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и соблюдении порядка привлечения к административной ответственности.
Юридические лица, эксплуатирующие воздушные линии электропередачи, обязанные содержать в безлесном состоянии просеки вдоль и по периметру таких линий в границах охранных зон при прохождении их через расположенные в границах лесничеств земельные участки, в местах прилегания территорий охранных зон к лесу на таких участках должны в соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах обеспечивать очистку таких территорий от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Вопреки доводам жалобы, ПАО "Россети Сибирь" обоснованно привлечено к административной ответственности как лицо, использующее леса для эксплуатации линейного объекта без предоставления лесного участка, без установления сервитута, публичного сервитута для содержания в безлесном состоянии просеки вдоль и по периметру ЛЭП в границах ее охранной зоны, не выполнившее в нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах обязанность по очистке территории просеки.
Требования
ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные
ст. 26.1 данного Кодекса.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, которые были предметом проверки двух судебных инстанций, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения
статей 1.5 и
1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям
ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности соблюдены.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции
ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в минимальном размере.
Материалы дела не подтверждают наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем оснований для применения положений
ч. ч. 3.2 и
3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
Жалобы на постановление рассмотрены районным и краевым судами с соблюдением требований
ст. ст. 30.6.,
30.9 КоАП РФ.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения норм права и основных принципов судопроизводства не представлено.
Обстоятельств, которые в силу
п. п. 2 -
4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности заместителя директора краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" от 28 июня 2024 г. N 582/25-2024,
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 5 ноября 2024 г.,
решение Красноярского краевого суда от 23 апреля 2025 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Россети Сибирь", оставить без изменения, а жалобу защитника ПАО "Россети Сибирь" З. - без удовлетворения.
Судья
И.В.КОНКИНА