Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.09.2025 по делу N А33-27105/2024
Требование: Об обязании выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.09.2025 по делу N А33-27105/2024
Требование: Об обязании выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2025 г. по делу N А33-27105/2024
Резолютивная часть постановления объявлена "17" сентября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" сентября 2025 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чубаровой Е.Д.,
судей: Мантурова В.С., Шадчиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой П.Д.,
при участии:
представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Козульская Лесная Компания": Дубицкого Д.В. (доверенность от 17.06.2025, диплом, паспорт),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от "4" июля 2025 года по делу N А33-27105/2024,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец, Министерство) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Козульская Лесная Компания" (ИНН 2421003917, ОГРН 162468064880, далее - ответчик, заявитель апелляционной жалобы, ООО "Козульская Лесная Компания", общество) об обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить за 2023 по договору N 66-з от 02.09.2008, следующие противопожарные мероприятия: строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 км; реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,42 км; устройство противопожарных минерализованных полос - 35 км; прочистку противопожарных минерализованных полос - 35 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.
Определением от 05 сентября 2024 года исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 июля 2025 года по делу N А33-27105/2024 иск удовлетворен. Суд обязал ООО "Козульская Лесная Компания" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить за 2023 год по договору аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66-з следующие противопожарные мероприятия: строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 км; реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,42 км; устройство противопожарных минерализованных полос - 35 км; прочистку противопожарных минерализованных полос - 35 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что:
- вступившим в законную силу решением суда от 30 апреля 2025 года по делу N А33-6208/2025 суд отказал в удовлетворении иска ООО "Козульская Лесная Компания" о признании недействительным одностороннего отказа Министерства от исполнения договора аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66-з. Следовательно, договор аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66-з расторгнут в марте 2025 года и ответчик в настоящее время не имеет возможности провести противопожарные мероприятия, т.к. лесной участок передан в аренду иному лицу;
- решением от 14 июля 2025 года по делу N А33-2861/2025 исковые требования Министерства к ООО "Козульская Лесная Компания" удовлетворены. С ответчика в пользу Министерства взыскано 1 923 192,33 руб. неустойки за невыполнение в 2023 году противопожарных мероприятий по договору аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66з. Данная сумма неустойки, по мнению ответчика, позволяет Министерству компенсировать расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие допущенной ответчиком просрочки исполнения договора. Фактически, по мнению ответчика, судом на него в отсутствие законных оснований возложена двойная обязанность: провести противопожарные мероприятия за 2023 год и выплатить неустойку за их не проведение в 2023 году.
15.09.2025 от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение по делу N А33-27105/2024 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв на апелляционную жалобу приобщен судом к материалам дела.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2025 года апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 17.09.2025.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика не возразил в отношении рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие Министерства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Министерства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим надзор (контроль) в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2023 N 1103-п внесены изменения в Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, в частности, наименование министерства изменено на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
15.01.2024 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении наименования Министерства лесного хозяйства Красноярского края на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
02.09.2008 между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Новокозульский леспромхоз" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 66-з, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок на срок 22 (двадцать два) года, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего Договора (далее - лесной участок).
Согласно пункту 2 договора лесной участок площадью 22400 га, расположен: Красноярский край, Козульский район, КГУ "Козульское лесничество", Трудновское участковое лесничество кварталы: 1-6, 10, 11, 14, 16, 19-24, 27, 29, 30, 39-41, 45-47, 50, 53, 58, 68, 78, 79, 82, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0248-2008 08-3326-1, предназначен для заготовки древесины.
В силу пункта 5 договора ежегодная арендная плата составляет 1 011 890 руб., НДС не облагается.
Подпунктом "е" пункта 13 договора предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать требования "Правил пожарной безопасности в лесах", "Правила санитарной безопасности в лесах РФ", в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектов освоения лесов.
В силу подпункта "ж" пункта 13 договора арендатор обязан осуществлять санитарно_оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств.
Исходя из подпункта "з" пункта 13 договора арендатор обязан осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов.
Пунктом 26 договора предусмотрено, что срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 09.11.2030 включительно.
Дополнительным соглашением от 07.02.2011 N 2 к договору в преамбуле и по тексту договора слова "открытое акционерное общество "Новокозульский леспромхоз" заменены словами "общество с ограниченной ответственностью "Новокозульский леспромхоз".
13.10.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "Новокозульский леспромхоз" (арендатор) и индивидуальным предпринимателем Упит Владимиром Михайловичем (далее - перенаниматель) заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66-з, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендатор продает (уступает за плату право аренды), а перенаниматель приобретает и принимает на себя права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды лесного участка N 66-з от 02.09.2008 и дополнительных соглашений N 1 от 06.08.2009, N 2 от 07.02.2011, N 3 от 03.06.2011, номер государственной регистрации 24-24-02/025/2008-412 от 28.11.2008.
01.11.2017 между индивидуальным предпринимателем Упит Владимиром Михайловичем (арендатор) и ООО "Козульская Лесная Компания" (новая компания) заключен договор N 020/17 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66-з, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендатор продает (уступает за плату), а новый арендатор приобретает и принимает на себя права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды лесного участка N 66-з от 02.09.2008 и дополнительных соглашений N 1 от 06.08.2009, N 2 от 07.02.2011, N 3 от 03.06.2011, N 4 от 14.11.2016 г, N 5 от 28.09.2017 года, номер государственной регистрации 24-24-02/025/2008-412 от 28.11.2008.
В отношении лесных участков, переданных по договору аренды лесного участка от 02.09.2008 N 66-з, утвержден проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО "Козульская Лесная Компания". Таблицей 13 указанного проекта освоения лесов установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно отчету от 06.06.2024 КГБУ "Козульское лесничество" о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год, ответчик по договору аренды лесного участка не выполнены следующие мероприятия:
- строительство лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 км;
- реконструкция лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,42 км;
- устройство противопожарных минерализованных полос - 35 км;
- прочистка противопожарных минерализованных полос - 35 км;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.
Письмом N 23/10-24 ответчик сообщил истцу, что на лесных участках, переданных в пользование по договору аренды лесных участков от 02.09.2008 N 66-з, почвы по влажности - свежие и сырые. При таких условиях влажности почв создание противопожарной минерализованной полосы в лесах не предусматривается и является избыточным требованием. Просил рассмотреть вопрос о внесении изменений в договор аренды лесных участков от 02.09.2008 N 66-з по исключению мероприятий в части создания противопожарных минерализованных полос или замене их на противопожарный разрыв в виде просеки шириной 10 метров с естественными безлесными территориями.
Письмом от 07.08.2024 N 9/08-24 ответчик обратился к КГАУ "Лесопожарный центр" с просьбой о рассмотрении возможности выполнения силами вашей организации по договору с ООО "Козульская лесная компания" следующих работ на арендованных ООО "КЛК" лесных участках на территории Козульского лесничества:
подготовка почвы под искусственное лесовосстановление -14 га в том числе будущего года - 7 га;
искусственное лесовосстановление - 7 га;
естественное лесовосстановление - 80,5 га;
выполнение противопожарных мероприятий за 2023 год;
строительство дорог 2 км;
реконструкция дорог 0,4 км;
устройство минерализованных полос 35,0 км;
прочистка минерализованных полос 35,0 км;
благоустройство мест отдыха 2 шт.
Письмом от 12.08.2024 N 2288 КГАУ "Лесопожарный центр" сообщило ответчику о невозможности выполнения противопожарных мероприятий на территории арендной базы ООО "КЛК" в КГБУ "Козульское лесничество" в связи с труднодоступностью участков.
Письмом от 18.09.2024 N 15/09-24 ответчик гарантировал КГБУ "Козульское лесничество" о проведении противопожарных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов в 4 квартале 2024 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды лесного участка.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Как указано выше, к договору приведены объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке.
Проектом освоения лесов закреплены виды мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий.
Факт неисполнения ООО "Козульская Лесная Компания" противопожарных мероприятий в рамках договора аренды от 02.09.2008 N 66-з подтвержден представленным в материалы дела отчетом от 06.06.2024 КГБУ "Козульское лесничество" о невыполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год и не оспорен ответчиком.
Невыполнение данных мероприятий является нарушением положений статей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу положений частей 1, 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1). Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров (часть 2). Среди прочих меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; проведение гидромелиорации земель; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры (часть 4).
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 юридические лица, осуществляющие использование лесов обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между сторонами заключен договор аренды лесного участка.
Обязательства по передаче объекта аренды истцом исполнены, что ответчиком не оспаривалось.
По условиям договора арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством и проектом освоения лесов.
Арендатором к договору аренды лесного участка разработан проект освоения лесов.
В соответствии с таблицей 13 проекта освоения лесов, разработанного к договору аренды, установлены ежегодные виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов ответчиком. В числе мероприятий указано, в том числе: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Как указано выше, согласно отчету КГБУ "Козульское лесничество" от 06.06.2024 о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год, согласно которому ООО "Козульская Лесная Компания" по договору аренды не выполнены следующие мероприятия: строительство лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 2 км; реконструкцию лесных дорог предназначенных для охраны лесов от пожаров - 0,42 км; устройство противопожарных минерализованных полос - 35 км; прочистку противопожарных минерализованных полос - 35 км; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 2 шт.
Осуществление противопожарных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Ответчик при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям договора, должен был принять меры по надлежащему исполнению своих обязательств. Доказательства отсутствия вины ответчиком не представлены. Ответчиком добровольно приняты на себя обязательства по выполнению противопожарных мероприятий согласно условиям договора аренды лесного участка и проекту освоения лесов.
Таким образом, принимая на себя обязательство по осуществлению работ по выполнению противопожарных мероприятий, ответчик, не исполняя данные обязательства, не вправе ссылаться на невозможность их исполнения, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких мероприятий.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
По условиям договора общество обязалось в случае его досрочного прекращения передать арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Из этого следует, что на момент прекращения договора аренды лесного участка общество обязано было выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов, предусмотренные проектом освоения лесов на 2023 год, и возвратить лесной участок по акту приема-передачи с учетом данных мероприятий.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" даны разъяснения о том, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, факт отсутствия проведения запланированных противопожарных мероприятий был выявлен до расторжения договора аренды, а именно еще в 2023 году, что подтверждается отчетом от 06.06.2024 КГБУ "Козульское лесничество" о выполнении работ по противопожарному обустройству лесов за 2023 год.
На момент проведения проверки у ответчика имелась обязанность по надлежащему исполнению условий договора, в том числе по проведению противопожарных мероприятий, которая ответчиком не исполнена.
В силу прямого указания пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что ответчик уже не является арендатором, в силу чего не имеет права пользоваться лесным участком, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Так, обязанность по осуществлению мер противопожарного обустройства лесов возлагается на арендаторов лесных участков вне зависимости от фактического использования такого участка, а в данном случае на общество.
Таким образом, расторжение договора аренды не препятствует выполнению мероприятий по противопожарному обустройству лесов, поскольку данные мероприятия не являются самостоятельным видом использования лесов, требующим их предоставления в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации; они подлежат выполнению на основании судебного решения по настоящему делу.
С учетом этого в рассматриваемом случае расторжение договора аренды не является основанием для прекращения обязательства общества по выполнению мероприятий по противопожарному обустройству лесов, возникшего у него в период действия договора аренды.
Аналогичный правовой подход согласуется с судебной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1497/2025 от 04 июня 2025 года по делу N А33-22798/2024 и др.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом в отсутствие законных оснований на ответчика возложена двойная ответственность - провести противопожарные мероприятия за 2023 год и выплатить неустойку за их не проведение в 2023 году, отклоняется апелляционным судом, на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Договором аренды предусмотрено, что за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов, установленных пунктами "е", "ж" договора арендатор выплачивает неустойку - 3-кратная стоимость затрат, необходимых для выполнения этих мероприятии по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствии нормативов - согласно калькуляции арендодателя.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
С учетом положений пункта 1 статьи 432, статей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации и материалов дела, стороны согласовали существенные условия договора аренды лесного участка, из этого следует вывод о его заключенности между истцом и ответчиком, возникновении взаимных прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
В связи с нарушением сроков исполнения обязательства по выполнению противопожарных мероприятий суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязание ответчика исполнить обязательство в натуре и начисление неустойки не является двойной ответственностью.
При таких обстоятельствах, установив факт невыполнения ответчиком противопожарных мероприятий, суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика провести соответствующие противопожарные мероприятия.
Аналогичный правовой подход согласуется с судебной практикой, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 июня 2023 года по делу N А19-5583/2022.
Вопреки доводам ответчика в материалы дела не представлены доказательства выполнения противопожарных мероприятий, а также объективных оснований невозможности их выполнения.
Доказательств, подтверждающих выполнение необходимых мероприятий, ответчиком как лицом, на котором лежит соответствующее бремя доказывания, в материалы дела не представлено. Фактов, препятствующих соблюдению ответчиком требований действующего законодательства и условий договора, не установлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца об обязании ответчика выполнить указанные мероприятия.
Учитывая характер и объем заявленных в иске противопожарных мероприятий, принимая во внимание значимость выполнения лесопользователями противопожарных мероприятий, с учетом положений части 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу по настоящему делу, является достаточным для выполнения приведенных в иске противопожарных мероприятий.
Довод ответчика о невозможности исполнения судебного акта в месячный срок отклоняются судом апелляционной инстанции, ввиду того, что у апеллянта с момента начала производства по настоящему делу (определение Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2024 года о принятии искового заявления к производству) и до вынесения судом оспариваемого судебного акта (резолютивная часть решения объявлена 03.07.2025), имелось достаточное количество времени по выполнению необходимых мероприятий на арендованном участке.
Обстоятельств, препятствующих ответчику в период рассмотрения дела судом принимать указанные меры для выполнения противопожарных мероприятий 2023 года, ответчиком не приведено и судом не установлено.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 июля 2025 года по делу N А33-27105/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Козульская Лесная Компания" (ОГРН 1162468064880, ИНН 2421003917) в доход федерального бюджета 30 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.Д.ЧУБАРОВА
Судьи
В.С.МАНТУРОВ
Е.А.ШАДЧИНА