Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.09.2025 N Ф02-3407/2025 по делу N А19-17896/2024
Требование: О признании недействительными акта плановой комплексной проверки, сообщения о результатах рассмотрения возражений на акт проверки в части нецелевого использования денежных средств, требования об устранении нарушений по результатам проверки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт нецелевого использования спорной суммы средств ОМС.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.09.2025 N Ф02-3407/2025 по делу N А19-17896/2024
Требование: О признании недействительными акта плановой комплексной проверки, сообщения о результатах рассмотрения возражений на акт проверки в части нецелевого использования денежных средств, требования об устранении нарушений по результатам проверки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт нецелевого использования спорной суммы средств ОМС.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2025 г. N Ф02-3407/2025
Дело N А19-17896/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2025 года
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
при участии представителей: областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Куйтунская районная больница" - Струнковского Е.С. (доверенность от 28.04.2025, диплом), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области - Шатровой А.А. (доверенность от 15.01.2025, диплом, свидетельство о заключении брака),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Куйтунская районная больница" на
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2025 года по делу N А19-17896/2024,
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2025 года по тому же делу,
установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Куйтунская районная больница" (ОГРН 1043801917037, ИНН 3832003753, далее - учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, далее - фонд) о признании недействительными: 1) акта плановой комплексной проверки учреждения от 10.06.2024 (в редакции от 06.12.2024 (далее - акт проверки)) в части его выводов о нецелевом использованием и необходимости возврата в бюджет фонда средств ОМС в размере 94 437 рублей 07 копеек, направленных больницей на осуществление стимулирующих выплат, превышающих совокупный их размер, установленный работнику организации, более 300% к должностному окладу (первый эпизод) и в размере 744 243 рублей 34 копеек, направленных на оплату расходов медицинской организации в области обеспечения пожарной безопасности (второй эпизод); 2) сообщения фонда от 23.07.2024 N 2-183/24-(19) о результатах рассмотрения возражений на акт проверки в части нецелевого использования 744 243 рублей 34 копеек; 3) требования от 23.07.2024 N 02-182/24(19) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2023 до 01.07.2024 в части нецелевого использования 838 680 рублей 41 копейки, а также 83 868 рублей 04 копеек штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать фонд изменить акт проверки в части определения суммы, подлежащей возврату больницей в бюджет фонда и суммы подлежащего удержанию штрафа, уменьшив сумму до 2 396 977 рублей 46 копеек, где сумма штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС составит 3 239 697 рублей 75 копеек, путем уточнения данных акта на всех его страницах в части обжалуемых больницей сумм.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2025 года, оставленным без изменения
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2025 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Больница в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (
пункт "ж" части 1 статьи 72,
часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации,
статьи 1,
3,
7,
16,
80,
81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ),
статьи 3,
37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
статья 51 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пункты 186,
192 -
208 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н),
пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479),
подпункт 5.2.136 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608,
постановление Правительства Иркутской области от 13.05.2021 N 325-пп "Об утверждении Положения о порядке определения объема и условиях предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых министерство здравоохранения Иркутской области осуществляет функции и полномочия учредителя, на иные цели" (далее - Постановление N 325-пп), Территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2022 N 1110-пп (далее - Территориальная программа)), ГОСТы и Своды правил в сфере противопожарной защиты и пожаротушения,
письмо ФФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846 "Об использовании средств обязательного медицинского страхования" (далее - письмо от 16.03.2020), просит судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в ином составе судей в Арбитражный суд Иркутской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы: суды ошибочно отнесли затраты больницы на эксплуатацию (техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и техническое освидетельствование огнетушителей) систем пожарной безопасности к работам и услугам для целей капитальных вложений и необоснованно отклонили доводы учреждения о регулировании спорных правоотношений
подстатьей 228 "Работы услуги по содержанию имущества" Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н).
Учреждение указывает на то, что по смыслу положений раздела 4 Территориальной программы в структуру тарифа на оплату медицинской помощи входят, в том числе расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества (устранение неисправностей (восстановление работоспособности) объектов и систем, на противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества: огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей).
Больница полагает: в вопросе финансирования затрат областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутской области (входящего в систему ОМС) на обеспечение пожарной безопасности усматривается наличие двух источников финансирования: бюджет Иркутской области и средства ОМС; нормы
Порядка N 209н (в части возможности финансирования за счет средств ОМС расходов по содержанию имущества) ФФОМС распространяет на правоотношения, которые регулирует законодательство об ОМС (письма ФФОМС от
16.03.2020 и от 22.12.2023) факт наличия
Постановления N 325-пп, предусматривающего возможность финансирования медицинских организаций на цели, не предусмотренные тарифом на оплату медицинской помощи, не препятствует осуществлению медицинскими организациями расходов, предусмотренных
частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, поскольку возможность получения такого финансирования в виде субсидии зависит от ряда обстоятельств.
Доводов о незаконности судебных актов по иным эпизодам кассационная жалоба не содержит, в связи с чем суд округа, учитывая пояснения представителя заявителя жалобы, данные в судебном заседании о том, что судебные акты обжалуются в части второго эпизода (расходы, связанные с обеспечением пожарной безопасности (устранение неисправностей (восстановление работоспособности) объектов и систем; огнезащитная обработка, зарядка огнетушителей), рассматривает кассационную жалобу в пределах заявленных доводов.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразил, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке
главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам плановой комплексной проверки больницы за период деятельности с 01.04.2023 до 01.07.2024 выявлены факты нецелевого использования средств ОМС в общей сумме 3 508 806 рублей 74 копеек, в том числе: 751 093 рубля 34 копейки - расходы по соблюдению требований пожарной безопасности (из них: 6 850 рублей - приобретение знаков пожарной безопасности (плана эвакуации, наклеек противопожарных, таблички ПВ и ВБ), 30 000 рублей - техническое освидетельствование углекислых и порошковых огнетушителей, 714 243 рубля 34 копейки - оплата услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации), 25 000 рублей - оплата проектирования помещений для размещения источников ионизирующего излучения, 15 000 рублей - оплата кадастровых работ по составлению актов обследования подразделений медицинской организации, о чем указано в составленном акте от 10.06.2024 и выдано требование от 23.07.2024 N 02-182/24(19) о возврате в бюджет фонда 3 508 806 рублей 74 копеек использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате соответствующих сумм штрафа.
Больница, полагая незаконными и необоснованными: акт от 10.06.2024, сообщение фонда от 23.07.2024 о результатах рассмотрения возражений на акт, требование от 23.07.2024 (в редакции от 06.12.2024) в части оспариваемой суммы нецелевого использования денежных средств и начисленных сумм штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, в том числе по обжалуемому в кассационном порядке эпизоду, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований в части обжалуемого эпизода, суды исходили из доказанности факта нецелевого использования спорной суммы средств ОМС.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ определено, что руководитель организации обязан, в том числе содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с
пунктом 60 Правил N 1479, руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно
разделу XIX настоящих Правил и
приложениям N 1 и
N 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Согласно
пункту 54 этих же Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
На основании пункта 2 Положения N 325-пп субсидии из областного бюджета предоставляются областным государственным бюджетным учреждениям, в том числе, на финансовое обеспечение затрат учреждений на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
По условиям контракта от 09.01.2023 N 105-23, заключенного с предпринимателем Коноревым Д.Н., объектом закупки является: комплекс технических средств, включающий автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В период с 19.04.2023 по 01.03.2024 учреждение оплатило предпринимателю 714 243 рубля 34 копейки за оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации.
Платежным поручением от 25.04.2023 N 394563 учреждение оплатило за техническое освидетельствование порошковых огнетушителей (основание: счет от 03.02.2023 N 11А, контракт от 01.02.2023 N 1А) в пользу ООО "Комплексные системы безопасности".
Техническое обслуживание, ремонт систем автоматической пожарной сигнализации, техническое освидетельствование углекислых и порошковых огнетушителей относятся к мероприятиям, связанным с обеспечением пожарной безопасности.
Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является Иркутская область, а функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области.
При наличии достаточных оснований больница не была лишена возможности обратиться с соответствующей заявкой на получение субсидии. С учетом заключенных контрактов на закупку и обслуживание техсредств подача вместе с заявкой расчета-обоснования стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) для учреждения не вызывает особых трудностей.
При этом фактов обращения учреждения в установленном порядке за получением субсидии с целью соблюдения требований пожарной безопасности и получение отказа в выделении субсидии, судами не установлено, о наличии таких фактов больницей не заявлено, каких-либо доказательства данному факту материалы дела не содержат.
Установленные судами обстоятельства соответствуют материалам дела и заявителем кассационной жалобы по существу не оспариваются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Положением N 325-пп определен источник финансового обеспечения расходов медицинской организации в области обеспечения пожарной безопасности - субсидии из областного бюджета, суды обоснованно посчитали, что указанные затраты по данному эпизоду не могли быть оплачены за счет средств ОМС.
Проверив расчет штрафа и признав его верным, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта нецелевого расходования средств ОМС в части сумм по оспариваемому эпизоду, необходимости их возврата в бюджет фонда; соответствия суммы штрафа принципам соразмерности и пропорциональности государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения; о законности и обоснованности акта проверки, сообщения, требования в оспариваемой части и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по второму эпизоду.
Данные выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования
главы 7,
статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы в части: квалификации спорных расходов, возможности финансирования затрат учреждения, входящего в систему ОМС, на обеспечение пожарной безопасности из двух источников; включения таких затрат в структуру тарифа; сложностей оформления субсидии, судами рассмотрены и обоснованно отклонены со ссылкой на установленные в данном конкретном деле обстоятельства и нормы права с изложением мотивов их непринятия на страницах 19-20 решения и 17-18
постановления.
Доводы о неправильном применении судами положений
Правил N 108н и
Порядка N 209н не изменяет установленных по делу фактов и основаны на неверном толковании указанных правовых норм к обстоятельствам настоящего дела самим заявителем.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в
главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу
части 4 статьи 288 АПК РФ, судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании
статьи 110 АПК РФ отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по их ходатайству его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2025 года по делу N А19-17896/2024,
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2025 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.РУДЫХ
Судьи
И.А.КУРОЧКИНА
А.Н.ЛЕВОШКО