Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2025 N 04АП-836/2025 по делу N А19-17896/2024
Требование: О признании недействительными акта плановой комплексной проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения, сообщения о результатах рассмотрения возражений на акт, требования об устранении нарушений; об обязании изменить акт.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2025 N 04АП-836/2025 по делу N А19-17896/2024
Требование: О признании недействительными акта плановой комплексной проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения, сообщения о результатах рассмотрения возражений на акт, требования об устранении нарушений; об обязании изменить акт.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2025 г. по делу N А19-17896/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2025 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Куйтунская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2025 года по делу N А19-17896/2024,
установил:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Куйтунская районная больница" (ОГРН 1043801917037, ИНН 3832003753, далее - заявитель, ОГБУЗ "Куйтунская РБ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, далее - ТФОМС Иркутской области, фонд) о признании недействительными:
1) акта плановой комплексной проверки областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Куйтунская районная больница" от 10.06.2024 (в редакции от 06.12.2024) в части его выводов (резолютивной части):
1.1. пункта 3 на стр. 70 акта: "средства ОМС в размере 94 437,07 руб. (2023 год), направленные ОГБУЗ "Куйтунская РБ" в нарушение пункта 14 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2022 на оплату расходов в нарушение требований нормативных правовых актов Иркутской области (стимулирующие выплаты, превышающие совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации, более 300% к должностному окладу), в соответствии с пунктом 14 главы 6 раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2022 признаются использованными не по целевому назначению и подлежащими возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области";
1.2. подпункта 4.1 пункта 4 на стр. 71 акта: "средств ОМС в размере 744 243,34 руб., в нарушение положений Правил ОМС на оплату расходов медицинской организации в области обеспечения пожарной безопасности (техническое освидетельствование углекислых и порошковых огнетушителей, услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации), финансирование которых согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 13.05.2021 N 325-пп осуществляется за счет средств областного бюджета, в соответствии с пунктом 14 главы 6 раздела 3 Тарифных соглашений от 30.12.2022, от 29.12.2023 является нецелевым использованием средств ОМС и подлежит возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области";
2) сообщения Тулунского филиала ТФОМС Иркутской области от 23.07.2024 N 2-183/24-(19) о результатах рассмотрения возражений на акт плановой проверки областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Куйтунская районная больница" в части оспариваемой суммы нецелевого использования денежных средств в размере 744 243, 34 руб.;
3) требования от 23.07.2024 N 02-182/24(19) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2023 до 01.07.2024 в части оспариваемой суммы нецелевого использования денежных средств в размере 838 680,41 руб., а также штрафа в сумме 83 868,04 руб. в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать ТФОМС Иркутской области изменить акт плановой комплексной проверки ОГБУЗ "Куйтунская РБ" от 10.06.2024 (в редакции от 06.12.2024) в части определения суммы, подлежащей возврату ОГБУЗ "Куйтунская РБ" в бюджет ТФОМС Иркутской области и суммы подлежащего удержанию штрафа, уменьшив сумму до 2 396 977,46 руб., где сумма штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС составит 239 697,75 руб., путем уточнения данных акта на всех его страницах в части обжалуемых ОГБУЗ "Куйтунская РБ" сумм.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2025 года по делу N А19-17896/2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОГБУЗ "Куйтунская РБ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе и дополнении к жалобе.
Заявитель не согласен с решением суда первой инстанции, считает, его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку выводы суда основаны на неверном толковании норм Трудового кодекса РФ, Закона Иркутской области от 27.12.2016 года N 131-03 "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области", Приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 года N 119-мпр. Также судом в части оплаты услуг проведенных мероприятий по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации не учтено, что законодательство в области обязательного медицинского страхования позволяет оплачивать работы по техническому обслуживанию существующих систем, а также содержание движимого имущества за счет средств ОМС. В связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
ТФОМС Иркутской области в отзыве и дополнении к отзыву с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Подшиваловой Н.С., Сидоренко В.А.
Определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2025 года судья Сидоренко В.А. заменен на судью Будаеву Е.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.03.2025, 23.04.2025, 28.05.2025, 11.06.2025. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Тулунского филиала ТФОМС Иркутской области от 04.06.2024 N 3 комиссией по проверке использования средств обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка ОГБУЗ "Куйтунская РБ" за период деятельности с 01.04.2023 до 01.07.2024, в ходе которой выявлено, что учреждением в проверяемый период допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 3 508 806,74 руб., в том числе:
- 1 711 859,47 руб. направлены в 2023 году на возмещение нецелевого использования средств ОМС по требованию от 16.05.2023 N 02-170/23-(19);
- 761 277,34 руб. - направлены в 2023 году (апрель, май, июль, август) на выплату работникам стимулирующих выплат, превышающих совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации, более 300% к должностному окладу, в нарушение требований, установленных пунктом 9.4 Положения об оплате труда (не более 300%);
- 822 424,90 руб. - произведены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе:
751 093,34 руб. - расходы по соблюдению требований пожарной безопасности (из них: 6 850 руб. - направлены в 2023 году на приобретение знаков пожарной безопасности (плана эвакуации, неклеек противопожарных, таблички ПВ и ВБ), 30 000 руб. - направлены в 2023 году на техническое освидетельствование углекислых и порошковых огнетушителей, 714 243,34 руб. (в 2023 году - 640 610,01 руб., в 2024 году - 73 633,33 руб.) направлены на оплату услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации), 25 000 руб. - направлены в 2023 году на проведение проектирования помещений для размещения источников ионизирующего излучения, 15 000 руб. - направлены в 2023 году на оплату кадастровых работ по составлению актов обследования подразделений медицинской организации, 31 331,56 руб. - направлены в 2023 году на приобретение подгузников для взрослых в дневные стационары подразделений медицинской организации;
- 99 405,03 руб. - выплачено в 2023 году заработной платы за совмещение на период временно отсутствующих работников (28 435,68 руб. - врачу оториноларингологу, 70 969,35 руб. - врачу-педиатру);
- 113 840 руб. - расходы на оплату в 2023-2024 годах на оплату командировочных расходов работникам и выплату денежных средств под отчет работнику для выполнения поручений в интересах медицинской организации.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 10.06.2024.
В требовании об устранении нарушений по результатам проверки от 23.07.2024 N 02-182/24(19) фонд потребовал от ОГБУЗ "Куйтунская РБ" в срок до 06.08.2024 направить в адрес Тулунского филиала ТФОМС Иркутской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий), в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 3 508 806,74 руб. (в том числе: 3 329 453,41 руб. - за период с 01.04.2023 до 01.01.2024; 179 353,33 руб. - за период с 01.01.2024 до 01.07.2024), уплатить 350 880,67 руб. штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
В связи с арифметической ошибкой, допущенной при проверке начисления стимулирующих выплат, превышающих совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работникам медицинской организации более 300% к должностному окладу, отраженных в расчетных листах работников ОГБУЗ "Куйтунская РБ", комиссией ТФОМС Иркутской области вынесено уточнение данных акта проверки от 10.06.2024, в соответствии с которым уменьшена сумма нецелевого использования учреждением средств ОМС на сумму 273 148,87 руб., а также суммы штрафа на сумму 27 314,88 руб.
С учетом уточнений общая сумма нецелевого использования средств ОМС установлена в размере 3 235 657,87 руб., из которых суммы, оспариваемые заявителем, составляют:
94 437,07 руб. - расходы в нарушение требований нормативных правовых актов Иркутской области, на стимулирующие выплаты, превышающие совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации более 300% к должностному окладу;
744 243,34 руб. - расходы, не входящие в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе: 30 000 руб. - на оплату технического освидетельствования углекислых и порошковых огнетушителей, 714 243,34 руб. - на оплату услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации.
Письмом ТФОМС Иркутской области от 06.12.2024 N 02-345/24-(19) до сведения ОГБУЗ "Куйтунская РБ" доведены уточнения данных акта от 10.06.2024, в требовании от 23.07.2024 N 02-182/24(19) сумма средств ОМС, подлежащих возврату, указана в размере 3 235 657,87 руб. (в том числе 3 056 304,54 руб. - за период с 01.04.2023 до 01.01.2024), штраф указан в размере 323 565,79 руб.
Заявитель, полагая, что акт проверки от 10.06.2024, требование от 23.07.2024 N 02-182/24(19) в редакции от 06.12.2024 и сообщение от 23.07.2024 N 02-183/24(19) в оспариваемой части не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 147 БК РФ определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 названного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно подпункту 12 части 7 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ фонд на основании данных норм права осуществляет следующие полномочия страховщика: контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к страховой медицинской организации (медицинской организации) требования о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных указанным лицам по договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н), согласно пункту 47 которого возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В силу абзаца пятого пункта 46 Порядка N 255н в случае несогласия с результатом рассмотрения фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации, медицинская организация) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
Таким образом, акт проверки фонда - это окончательный документ, который: подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа; содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств; содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Следовательно, акт проверки фонда может являться ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2021 N 302-ЭС20-23020.
В силу пункта 22 Порядка N 255н при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации) письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подписанное директором территориального фонда с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) страховой медицинской организации.
В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений страховой медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются с даты предъявления соответствующего требования территориальным фондом.
Письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки вручается руководителю страховой медицинской организации (филиалу страховой медицинской организации) или лицу, им уполномоченному, под роспись либо направляется страховой медицинской организации (филиалу страховой медицинской организации) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации) вправе обжаловать данное решение в судебном порядке.
Таким образом, в случае подачи на акт возражений и их отклонения фондом в соответствующее письменное сообщение фонда включается информация о том, что сроки устранения нарушения и/или сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и/или уплаты штрафов, пеней исчисляются с даты предъявления фондом соответствующего требования.
На основании части 1 статьи 2 Закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что территориальные фонды ОМС и медицинские организации являются участниками ОМС.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право использовать средства ОМС, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно статье 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" медицинская организация участвует в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой, является базовая программа обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
Следовательно, одним из принципов осуществления ОМС являются обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС.
В спорный период действовали Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2022 N 1110-пп (далее - Территориальная программа на 2023 год), Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2023 N 1269-пп (далее - Территориальная программа на 2024 год) и Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 и от 29.12.2023, в состав которых входят указанные территориальные программы ОМС.
Согласно положениям Территориальной программы направления расходования средств ОМС и другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области определяются Тарифными соглашениями, согласно которым структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
В случае использования медицинской организацией средств ОМС не по целевому назначению медицинская организация несет ответственность в соответствии с пунктом 14 части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В ходе плановой комплексной проверки использования средств ОМС за период деятельности учреждения с 01.04.2023 до 01.07.2024 ТФОМС Иркутской области установил, что ОГБУЗ "Куйтунская РБ" в нарушение требований нормативных правовых актов Иркутской области израсходовало из средств ОМС 488 128,47 руб. на стимулирующие выплаты, превышающие совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации более 300% к должностному окладу.
На основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пункта 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108Н, в рамках базовой программы ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда.
Из пункта 6 Главы 6 Раздела Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по ОМС в Иркутской области от 30.12.2022 следует, что к расходам на заработную плату относятся тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующие выплаты включенному в штатное расписание по ОМС персоналу, в том числе выплаты стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики, семейным врачам, медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики, медицинским сестрам семейных врачей за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным, за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Установленные размеры ставок, окладов, доплат и надбавок, порядок и условия их осуществления закрепляются в локальных актах медицинской организации по оплате труда и материальному стимулированию медицинских работников. Такие акты должны соответствовать трудовому законодательству и другим нормативным правовым актам.
Законом Иркутской области от 27.12.2016 N 131-03 "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" (далее - Закон N 131-ОЗ), который регулирует правоотношения в сфере оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Иркутской области, установлено, что Примерное положение об оплате труда работников государственного учреждения утверждается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 N 119-мпр утверждено Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области" (вместе с "Положением о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях") (далее - Примерное положение об оплате труда). Главой 9 Примерного положения об оплате труда определены Порядок и условия стимулирования работников организаций. Согласно пункту 47 к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- премиальные выплаты по итогам работы;
-выплаты за профессиональное развитие, степень самостоятельности работника и важности выполняемых им работ;
- иные выплаты стимулирующего характера, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 48(1) условия, критерии и размеры выплат стимулирующего характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, конкретизируются локальными нормативными актами организаций и в трудовых договорах работников (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) и (или) коллективными договорами.
В пределах средств, определенных подпунктами 1 и 2 пункта 9 Примерного положения об оплате труда, совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации, не должен превышать 300% к окладу (должностному окладу).
В проверяемый период в ОГБУЗ "Куйтунская РБ" действовали Положения об оплате труда работников ОГБУЗ "Куйтунская районная больница", утвержденные приказами от 05.04.2022 N 58-04 и от 28.06.2023 N 107-04.
Согласно указанным Положениям об оплате труда к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу:
а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
б) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
в) выплаты за качество выполняемых работ;
д) премиальные выплаты по итогам работы;
е) выплаты за профессиональное развитие, степень самостоятельности работника и важности выполняемых им работ;
ж) иные выплаты стимулирующего характера, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
В пределах средств, определенных подпунктами "а", "б" пункта 1.9 Положения, совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации, не должен превышать 300% к окладу (должностному окладу).
Выборочной проверкой фонда установлено, что за апрель, май, июль, август 2023 года были начислены стимулирующие выплаты 6 работникам медицинской организации (Жуковой Т.А., Макарову Д.А., Дивиной И.Е., Жаворонковой О.Е., Костюш А.А., Сичка В.И.), совокупный размер которых составил от 388% до 1023% должностного оклада работника, в нарушение требований, установленных пунктом 48(1) главы 9 Примерного положения об оплате труда и соответствующими пунктами Положений об оплате труда работников ОГБУЗ "Куйтунская РБ", в соответствии с которыми совокупный размер стимулирующих выплат, установленных работнику организации, не должен превышать 300% к окладу. К указанным суммам выплат применены также соответствующие районные коэффициенты и процентные надбавки.
В частности, одному из работников при установленном должностном окладе в размере 11 587 руб. размер стимулирующей выплаты (при условии полного количества отработанных дней в месяце) должен был составить не более 34 761 руб. (11 587*300%). Вместе с тем, размер стимулирующей выплаты составил 45 000 руб. Подробный расчет отклонения сумм стимулирующих выплат, произведенных перечисленным работникам ОГБУЗ "Куйтунская РБ", приведен фондом в дополнительном отзыве от 18.12.2024 N 02-4758/24-(08) и заявителем по существу не оспорен.
Таким образом, проанализировав локальные акты медицинской организации - Положения об оплате труда работников ОГБУЗ "Куйтунская РБ", установив факт соответствующих выплат, ТФОМС Иркутской области в рамках проверки пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты стимулирующего характера работникам медицинской организации в размерах, превышающих установленный названными локальными актами предел, осуществлены учреждением в нарушение требований Закона N 131-ОЗ, Примерного положения об оплате труда, что свидетельствует о нецелевом использованием средств обязательного медицинского страхования на сумму 488 128,47 руб., из которых: 374 906,66 руб. - стимулирующие выплаты, 113 221,81 руб. - начисления на выплаты по оплате труда.
Не оспаривая законность акта, сообщения и требования ТФОМС Иркутской области в части выводов о превышении размеров произведенных стимулирующих выплат более чем в 3 раза, заявитель указал, что сумма расходов средств ОМС, произведенных с нарушением требований нормативных правовых актов Иркутской области, должна составить 393 691,40 руб., а не 488 128,47 руб. По мнению ОГБУЗ "Куйтунская РБ", выплата подлежит начислению работнику в размере 300% его должностного оклада, независимо от фактического количества отработанных дней/часов в календарном месяце. В этой связи заявитель считает необоснованным вывод фонда о превышении установленного предела выплат на сумму 94 437 руб. Собственный подробный расчет стимулирующих выплат приведен заявителем в приложении к уточнению от 19.12.2024 N 169-ЮК.
Как следует из материалов дела, на основании расчетного листка некоторыми работниками было отработано неполное количество рабочих дней в месяце (в мае 2023 отработано Жаворонковой О.Е. 16 дней, Костюш А.А. 13 дней, в августе 2023 отработано Макаровым Д.А. 19 дней, Дивиной И.Е. 12 дней).
Отклоняя доводы заявителя со ссылкой на положения статей 91, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), суд первой инстанции правомерно исходил из того, что начисление стимулирующей выплаты, равно как и оплата труда должны производиться пропорционально отработанному времени. Следовательно, стимулирующие выплаты за указанные месяцы должны были быть установлены пропорционально фактически отработанному времени.
Между тем, соответствующие выплаты в указанные месяцы начислены учреждением не пропорционально отработанному времени, а исходя из должностного оклада, установленного в приказе при приеме на работу.
В этой связи, довод заявителя об отсутствии нецелевого использования средств ОМС в размере 94 437,07 руб. является несостоятельным, как не основанный на нормах права.
Таким образом, средства ОМС в сумме 488 128,47 руб., в том числе в сумме, оспариваемой заявителем (94 437,07 руб.), направленные в апреле, мае, июле и августе 2023 на выплату 6 работникам стимулирующих выплат, совокупный размер которых, превышает 300% должностного оклада, в нарушение требований нормативных правовых актов Иркутской области, установленных пунктом 14 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения от 30.12.2022, правомерно признаны фондом использованными не по целевому назначению и подлежащими возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области.
В ходе проверки ОГБУЗ "Куйтунская РБ" было установлено использование учреждением не по целевому назначению средств ОМС в сумме 30 000 руб. и в сумме 714 243,34 руб., выразившееся в оплате технического освидетельствования углекислых и порошковых огнетушителей и услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации соответственно.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что руководитель организации обязан, в том числе содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с пунктом 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Согласно пункту 54 этих же Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
По условиям контракта от 09.01.2023 N 105-23, заключенного с предпринимателем Коноревым Д.Н., объектом закупки является: комплекс технических средств, включающий автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В период с 19.04.2023 по 01.03.2024 учреждение произвело Конореву Д.П. оплату за оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации на сумму 714 243,34 руб.
Из платежного поручения от 25.04.2023 N 394563 следует, что учреждением произведена оплата за техническое освидетельствование порошковых огнетушителей (основание: счет от 03.02.2023 N 11А, контракт от 01.02.2023 N 1А) в пользу ООО "Комплексные системы безопасности".
Техническое обслуживание, ремонт систем автоматической пожарной сигнализации, равно как и техническое освидетельствование углекислых и порошковых огнетушителей относятся к мероприятиям, связанным с обеспечением пожарной безопасности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 13.05.2021 N 325-пп утверждено Положение о порядке определения объема и условиях предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых министерство здравоохранения Иркутской области осуществляет функции и полномочия учредителя, на иные цели (далее - Положение N 325-пп), устанавливающее порядок определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Иркутской области осуществляет функции и полномочия учредителя, на иные цели.
На основании пункта 2 Положения N 325-пп субсидии из областного бюджета предоставляются областным государственным бюджетным учреждениям, в том числе, на финансовое обеспечение затрат учреждений на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Таким образом, Положением N 325-пп определен источник финансового обеспечения расходов медицинской организации в области обеспечения пожарной безопасности - субсидии из областного бюджета, следовательно, указанные затраты не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
В соответствии с Уставом ОГБУЗ "Куйтунская РБ", утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 24.02.2015 N 380-мр, согласованным Министерством имущественных отношений Иркутской области от 17.02.2015 N 144/и, учреждение является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является Иркутская область.
Функции и полномочия учредителя ОГБУЗ "Куйтунская РБ" осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апеллянта, соглашаясь с позицией суда первой инстанции о том, что учитывая, что действовавшими в спорном периоде нормативными актами установлено финансирование указанных расходов за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субсидии областного бюджета, а не за счет средств ОМС, средства ОМС в общей сумме 744 243,34 руб., направленные ОГБУЗ "Куйтунская РБ" на оплату технического освидетельствования углекислых и порошковых огнетушителей и оплату услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации в нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации, пункта 9.1 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения на 2023 год, Тарифного соглашения на 2024 год использованы не по целевому назначению.
Аналогичный правовой подход, связанный с квалификацией подобных расходов в качестве нецелевого использования средств ОМС, применен в судебных актах по делу N А19-12391/2022, по делу N А19-18022/2023. В указанных делах речь также шла об источнике финансирования расходов медицинской организации, определенном тем же нормативным актом - Положением N 325-пп (областной бюджет) в отношении компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно работникам организаций, финансируемых из областного бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора.
Доводы заявителя о том, что наличие иного источника финансирования не исключает расходование средств ОМС на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, и о том, что получение субсидии из областного бюджета вызывает определенные трудности и является продолжительным по времени, подлежат отклонению.
Согласно пункту 7 Положения N 325-пп документами, представляемыми учреждениями в министерство здравоохранения Иркутской области для получения субсидий, являются заявка по установленной форме согласно приложению 1 и пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости предоставления бюджетных средств на соответствующие цели.
В составе пояснительной записки представляется расчет-обоснование суммы субсидий, стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе: информация о планируемых расходах, связанных с обеспечением пожарной безопасности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обеспечению безопасности объектов, а также на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, инженерно-технических средств и системы охраны с учетом установки и монтажа, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты.
Следовательно, при наличии достаточных оснований ОГБУЗ "Куйтунская РБ" не было лишено возможности обратиться с соответствующей заявкой на получение субсидии. С учетом заключенных контрактов на закупку и обслуживание техсредств подача вместе с заявкой расчета-обоснования стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) для учреждения не вызывает особых трудностей.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О).
Использование средств обязательного медицинского страхования на оплату мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности, при наличии иного источника их финансирования, приводит к отвлечению средств обязательного медицинского страхования и осуществлению расходов, не соответствующих целям их получения, которыми являются оплата расходов медицинского учреждения на оказание бесплатной медицинской помощи, то есть является нецелевым использованием бюджетных средств.
Довод апеллянта о том, что данные расходы относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" Порядка применения классификации операций сектора государственного управление, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н) и входят в структуру тарифа, предусмотренную частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ является несостоятельным, поскольку Порядок N 209н не регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, бюджетная классификация носит общий характер и в данном случае подлежит применению с учетом положений Федерального закона N 326-ФЗ и Постановления N 325-пп.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования в сумме 838 680,41 руб., использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области в силу положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. Размер штрафных санкций по данным нарушениям, исчисленных от суммы средств, использованных не по целевому назначению, составит 83 868, 04 руб., что соответствует части 13 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, и отвечает принципам соразмерности и пропорциональности государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения.
Поскольку акт плановой комплексной проверки от 10.06.2024 (в редакции уточнения от 06.12.2024), сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт выездной плановой комплексной проверки от 23.07.2024 N 02-183/24(19) и требование от 23.07.2024 N 02-182/24(19) в оспариваемой заявителем части являются законными и обоснованными, не нарушают прав и законных интересов ОГБУЗ "Куйтунская РБ", постольку суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования ОГБУЗ "Куйтунская РБ" удовлетворению не подлежат.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2025 года по делу N А19-17896/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.А.БУДАЕВА
Н.С.ПОДШИВАЛОВА