Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.10.2025 N Ф03-2635/2025 по делу N А73-4722/2025
Требование: О признании недействительными решения антимонопольного органа в части, предписания.
Обстоятельства: Антимонопольным органом признано неправомерным отклонение заявки участника из-за непредставления уведомления лицензирующего органа о месте деятельности. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, внесения изменений в извещение.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявка правомерно отклонена заказчиком по причине несоответствия адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности участника требованиям аукционной документации о месте проведения работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией.


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.10.2025 N Ф03-2635/2025 по делу N А73-4722/2025
Требование: О признании недействительными решения антимонопольного органа в части, предписания.
Обстоятельства: Антимонопольным органом признано неправомерным отклонение заявки участника из-за непредставления уведомления лицензирующего органа о месте деятельности. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, внесения изменений в извещение.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявка правомерно отклонена заказчиком по причине несоответствия адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности участника требованиям аукционной документации о месте проведения работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2025 г. N Ф03-2635/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2025 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: Быба О.В., представитель по доверенности от 04.04.2025 N 3;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Черевко И.Н., представитель по доверенности от 04.12.2023 N ТТ/12166/23;
от третьих лиц - краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Хабаровский автомеханический колледж (Автодор)": представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Гард-А Безопасность": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 22.05.2025, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2025
по делу N А73-4722/2025 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (ОГРН 1102721007322, ИНН 2721180057, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, кабинет 512)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67)
третьи лица: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский автомеханический колледж (Автодор)" (ОГРН 1022701404571, ИНН 2725006483, адрес: 680054, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 169), общество с ограниченной ответственностью "Гард-А Безопасность" (ОГРН 1237500007744, ИНН 7500015270, адрес: 672039, Забайкальский край, г.о. Город Чита, г. Чита, ул. Амурская, д. 48, помещ. 16)
о признании незаконными решения от 14.03.2025 N 7-1/100, предписания от 14.03.2025 N 45
установил:
Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - Комитет госзаказа) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными пунктов 2 - 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) от 14.03.2025 N 7-1/100, а также предписания от 14.03.2025 N 45.
Определением суда от 31.03.2025 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский автомеханический колледж (Автодор)" (далее - КГБ ПОУ ХАМК, колледж), общество с ограниченной ответственностью "Гард-А Безопасность" (далее - ООО "Гард-А Безопасность").
Решением суда от 22.05.2025, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2025, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Хабаровское УФАС России обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой, постановление апелляционной инстанций отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Комитет госзаказа в отзыве на кассационную жалобу просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
КГБ ПОУ ХАМК в отзыве на кассационную жалобу также просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу оставить без удовлетворения, ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Хабаровского УФАС России поддержал доводы своей кассационной жалобы, дав свои пояснения. Представитель Комитета госзаказа просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, оставить судебные акты без изменения.
ООО "Гард-А Безопасность", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своего представителя для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей антимонопольного органа, Комитета госзаказа, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами из материалов дела установлено, что 26.02.2025 Комитет госзаказа в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), разместил извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании учебно-производственных мастерских.
Извещением об осуществлении закупки к участникам закупки установлены требования о предоставлении в составе заявки, в том числе, лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также уведомления лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 957) (в случае если лицензия выдана лицензирующим органом расположенным не на территории Хабаровского края).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N 0122200002525000531 от 10.03.2025 по окончании срока подачи заявок подано 7 заявок, в том числе заявка ООО "Гард-А Безопасность", которая отклонена в связи с не представлением уведомления лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае (лицензия выдана лицензирующим органом, расположенным не на территории Хабаровского края).
Общество обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия колледжа (заказчик) и Комитета госзаказа (уполномоченный орган).
Решением от 14.03.2025 N 7-1/100 антимонопольный орган признал жалобу необоснованной (пункт 1), вместе с тем, заказчик и уполномоченный орган признаны нарушившими часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 2). Также заказчику и уполномоченному органу постановлено выдать предписание (пункт 3), передать материалы для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 4).
В связи с выдачей указанного решения выдано предписание от 14.03.2025 N 45, по которому в срок до 07.04.2025 необходимо устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией в здании учебно-производственных мастерских (извещение N 0122200002525000531 от 26.02.2025) путем:
1.1 аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки;
1.2 внесения изменений в извещение о проведении закупки 0122200002525000531, в соответствии с замечаниями, изложенными в решении от 14.03.2025 N 7-1/100 по делу N 27/06/105-493/2025;
1.3 дальнейшего определения подрядчика (поставщика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Полагая, что пункты 2 - 4 решения и предписания антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, Комитет госзаказа обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о незаконности решения и предписания антимонопольного органа и правомерности действий заказчика и уполномоченного органа по отклонению заявки общества.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции, повторно рассмотревший дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела, в составе заявки на участие в закупке ООО "Гард-А Безопасность" представило лицензию от 03.06.2024, выданную ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, в которой адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности выполняемой работы, оказываемой услуги в составе лицензируемого вида деятельности, определено: Забайкальский край, г. Чита, ул. Ямаровская, д. 3, стр. 3, помещ. 8. При этом информации о возможности осуществления требуемых заказчику работ (услуг) на территории Хабаровского края (по адресу расположения зданий заказчика: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 169) в лицензии не имеется, также как информации об уведомлении лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае.
Удовлетворяя жалобу ООО "Гард-А Безопасность", антимонопольный орган пришел к выводу о неправомерном отклонении заявки общества, которое имеет лицензию, выданную территориальным подразделением федерального органа (МЧС России), который не является лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, в связи с чем переоформление лицензии не требуется.
Признавая решение антимонопольного органа недействительным, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - это производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.
Частью 2 статьи 9 Закона о лицензировании предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Частью 5 данной статьи установлено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании установлено, что в случае изменения места осуществления лицензируемого вида деятельности вносятся изменения в реестр лицензий.
Согласно части 2 указанной статьи до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением случаев осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий.
Из содержания указанных положений Закона о лицензировании следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до момента внесения в нее соответствующих изменений.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Следовательно, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, является лицензируемым видом деятельности, подпадает под действие общих положений настоящего Федерального закона, с особенностями, касающимися только порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами.
Таким законом для настоящего случая является Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности)
Статья 24.1 Закона о пожарной безопасности определяет особенности предоставления лицензий и ведения реестра лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.
Так, согласно данной статье "деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В заявлении о предоставлении лицензии наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, соискателем лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по каждому из указанных адресов и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в случаях и порядке, которые установлены Законом о лицензировании, подается в лицензирующий орган в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в реестр лицензий.
Наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов".
В силу пункта 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Частью 1.1 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрено, что Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Для спорного вида работ таким нормативным документом является Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение N 1128).
В подпункте "а" пункта 4 Положения N 1128 указано, что лицензионными требованиями при осуществлении этого вида лицензируемой деятельности является, в том числе: наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства N 1128 при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
Из совокупности приведенных положений следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в лицензии, до момента внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Таким образом, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, по верному выводу судов, право на осуществление лицензируемого вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Доводы антимонопольного органа о том, что лицензия, выданная территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти предоставляет право юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществлять лицензируемую деятельность на всей территории Российской Федерации, в связи с чем отсутствует необходимость для внесения изменений в реестр лицензий основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Так, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о лицензировании лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 957) лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктами 1 и 3 Положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 (далее - Положение), министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения, к одной из основных функций МЧС России, в соответствии с возложенными на него задачами, относится лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России.
Согласно пункту 3 Постановления N 957 деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
В уведомлении указываются, в том числе, следующие сведения: лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о лицензировании, который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Закона лицензировании отдельных видов деятельности; дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К уведомлению прилагается заявление о внесении изменений в реестр лицензий.
В соответствии с пунктом 17 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 27.03.2020 N 217, действовавшего в период спорных отношений, территориальный орган МЧС России осуществляет в пределах своих полномочий, в том числе, лицензирование видов деятельности, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к компетенции МЧС России.
Соответственно, указанный орган как лицензирующий, действуя через свои территориальные органы, выдает гражданам и организациям соответствующие лицензии на территории определенного субъекта Российской Федерации.
При этом, данный факт не отменяет территориальный принцип действия лицензии, установленный пунктом 5 статьи 9, частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании, пунктом 3 Постановления N 957, а также основной принцип лицензирования - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, поскольку не препятствует оказанию лицензионных услуг на территории иных субъектов Российской Федерации, при условии уведомления об этом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением N 957, и внесения изменений в реестр лицензий.
С учетом отражения в извещении о проведении закупки в качестве места оказания услуги - Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 169 суды первой и апелляционной инстанций верно установили, что документы, подтверждающие оформление в установленном законодательством порядке прав на осуществление охранных услуг по месту расположения объектов заказчика ООО "Гард-А Безопасность" не представлены.
Таким образом, заявка общества не была оформлена и подтверждена соответствующими документами, как это определено законодательством и положениями аукционной документации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявки общества соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки, а также признания указанного лица победителем, в связи с чем у антимонопольного органа не имелось оснований для вынесения оспоренных по настоящему делу решения и предписания.
Выводы судов являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 22.05.2025, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2025 по делу N А73-4722/2025 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Т.Н.НИКИТИНА