Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.07.05-2025.08.02) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2025 N 06АП-2639/2025 по делу N А73-4722/2025
Требование: О признании недействительными пунктов решения антимонопольного органа о признании заказчика и уполномоченного органа нарушившими ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, предписания об устранении выявленных нарушений.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2025 N 06АП-2639/2025 по делу N А73-4722/2025
Требование: О признании недействительными пунктов решения антимонопольного органа о признании заказчика и уполномоченного органа нарушившими ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, предписания об устранении выявленных нарушений.
Решение: Требование удовлетворено.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2025 г. N 06АП-2639/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2025 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Воронцова А.И., Швец Е.А.
при ведении протокола с секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Комитета госзаказа Правительства Хабаровского края: представителя Куделиной А.А;
от Управления ФАС по Хабаровскому краю: представителя Черевко И.Н.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 22.05.2025 по делу N А73-4722/2025
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными пунктов 2 - 4 решения от 14.03.2025 N 7-1/100, предписания от 14.03.2025 N 45
третьи лица: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский автомеханический колледж", Общество с ограниченной ответственностью "Гард-А Безопасность"
установил:
Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными пунктов 2 - 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 14.03.2025 N 7-1/100, а также предписания от 14.03.2025 N 45.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский автомеханический колледж" (далее - КГБ ПОУ ХАМК, колледж), Общество с ограниченной ответственностью "Гард-А Безопасность" (далее - ООО "Гард-А").
Решением суда от 22.05.2025 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, антимонопольный орган заявил апелляционную жалобу, в которой просил его отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Позиция апеллянта поддержана его представителем в судебном заседании.
Комитет в отзыве на жалобу и заседании суда выразил несогласие с изложенными в ней доводами, указав на законность судебного решения.
КГБ ПОУ ХАМК в представленном отзыве, просил в удовлетворении жалобы отказать; провести судебное заседание в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Из материалов дела видно, что 26.02.2025 комитет разместил извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании учебно-производственных мастерских в порядке, установленном Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Извещением об осуществлении закупки к участникам закупки установлены требования о предоставлении в составе заявки, в том числе наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также уведомление лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае, с указанием сведений в соответствии с
пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 957) (в случае если лицензия выдана лицензирующим органом расположенным не на территории Хабаровского края).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N 0122200002525000531 от 10.03.2025 по окончании срока подачи заявок подано 7 заявок, в том числе заявка ООО "Гард-А", которая отклонена в связи с не представлением уведомления лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае (так как лицензия выдана лицензирующим органом, расположенным не на территории Хабаровского края).
Общество, полагая отклонение данной заявки необоснованным, обратилось в УФАС Хабаровскому краю с жалобой на действия заказчика - Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский автомеханический колледж", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, которое решением от 14.03.2025 N 7-1/100 признало жалобу необоснованной (пункт 1). Вместе с тем, заказчик и уполномоченный орган признаны нарушившими
часть 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (пункт 2). Заказчику и уполномоченному органу постановлено выдать предписание (пункт 3), и передать материалы для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 4).
На основании данного решения выдано предписание от 14.03.2025 N 45, согласно которому в срок до 07.04.2025 необходимо устранить допущенные нарушения
Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией в здании учебно-производственных мастерских (извещение N 0122200002525000531 от 26.02.2025) путем:
1.1 аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки;
1.2 внесения изменений в извещение о проведении закупки 0122200002525000531, в соответствии с замечаниями, изложенными в решении от 14.03.2025 N 7-1/100 по делу N 27/06/105-493/2025;
1.3 дальнейшего определения подрядчика (поставщика, исполнителя) в соответствии с требованиями
Закона о контрактной системе.
Не согласившись с пунктами 2 - 4 решения и предписания антимонопольного органа, комитет обратился в арбитражный суд.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконным действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий.
Возражения антимонопольного органа жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Рассмотрев доводы апеллянта, суд второй инстанции приходит к следующему.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно
статье 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным
законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В
статье 8 Закона N 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции при проведении закупок.
Согласно
части 1 статьи 8 указанной
статьи - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального
закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
(часть 2).
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу
пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с
частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с
частями 2 и
2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с
частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Таким требованием является, в частности, предусмотренное
пунктом 1 статьи 49 ГК РФ условие о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу положений
подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с
пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным
пунктами 1 -
8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений
пункта 1 части 12 статьи 48, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным
законом (за исключением информации и документов, предусмотренных
пунктами 2 и
3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, комиссия заказчика обязана проверить как соответствие участника, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта, так и соответствие представленной заявки требованиям аукционной документации.
Как указывалось выше, комитет разместил извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании учебно-производственных мастерских в порядке, установленном
Законом N 44-ФЗ, и в нем установлены требования о предоставлении в составе заявки, в том числе наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также уведомление лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае, с указанием сведений в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 957 (в случае если лицензия выдана лицензирующим органом расположенным не на территории Хабаровского края).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным
законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Частью 1 статьи 2 этого Закона установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным
законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в
части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 9 Закона определено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в
части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Согласно
части 5 данной статьи деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании закреплено, что лицензированию подлежит в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с
пунктом 9 части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ названная деятельность подпадает под действие общих положений настоящего Федерального
закона, с особенностями, касающимися только порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами.
Таким законом для настоящего случая является Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со
статьей 24.1 Закона N 69-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным
законом.
В заявлении о предоставлении лицензии наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, соискателем лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по каждому из указанных адресов и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в случаях и порядке, которые установлены Законом о лицензировании, подается в лицензирующий орган в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в реестр лицензий.
Наряду со сведениями, предусмотренными Законом о лицензировании, в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов.
Пунктом 8 части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется внесение изменений в реестр лицензий.
При этом согласно пункту 1.1 статьи 18 этого Закона положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Для спорного вида работ таким нормативным документом является
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128.
На основании
пункта 4 этого Положения лицензионным требованием при осуществлении лицензируемой деятельности является наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств
(подпункт "а").
Согласно пункту 8 Положения N 1128 при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
Указанное положение корреспондирует части 7 статьи 18 Закона о лицензировании, которой предусмотрено, что в случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не требуется внесение изменений в реестр лицензий в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются это место и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности в указанном месте. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с
частью 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных
частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по месту, не указанному в реестре лицензий.
Из совокупности приведенных положений следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в лицензии, до момента внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности, в рассматриваемом случае, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 N 957, лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктами 1 и 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 (далее - Положение), министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с
подпунктом 4 пункта 8 Положения, к одной из основных функций МЧС России, в соответствии с возложенными на него задачами относится лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России.
Согласно
пункту 3 Постановления N 957 деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. В уведомлении указываются, в том числе, следующие сведения: лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о лицензировании, который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с
частями 7 и
9 статьи 18 Закона лицензировании отдельных видов деятельности; дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К уведомлению прилагается заявление о внесении изменений в реестр лицензий.
В соответствии с пунктом 17 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 27.03.2020 N 217, действовавшего в период спорных отношений, территориальный орган МЧС России осуществляет в пределах своих полномочий, в том числе, лицензирование видов деятельности, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к компетенции МЧС России.
Таким образом, МЧС России является лицензирующим органом, который, действуя через свои территориальные органы, выдает гражданам и организациям соответствующие лицензии на территории определенного субъекта Российской Федерации.
Между тем, данный факт не отменяет территориальный принцип действия лицензии, установленный пунктом 5 статьи 9, частью 7 статьи 18 Закона о лицензировании, а также
пунктом 3 Постановления N 957. При этом данный принцип не отменяет основного принципа лицензирования - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, поскольку не препятствует оказанию лицензионных услуг на территории иных субъектов Российской Федерации, при условии уведомления об этом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном
Постановлением N 957, и переоформления лицензии.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что, установленное в документации о закупке требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки уведомления лицензирующего органа на территории Хабаровского края о намерении на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в Хабаровском крае, с указанием сведений в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 957, не свидетельствует о нарушении заказчиком и уполномоченным органом
части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Ссылка апеллянта на судебную практику не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела судебные акты по данным делам не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Указание на то, что в спорной ситуации УФАС по Хабаровскому краю действовало в соответствии с разъяснениями ФАС России и МЧС России также нельзя признать состоятельным, поскольку данные письма не обладают нормативным свойствами, соответственно, не носят обязательного характера.
Исследовав и оценив в порядке
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями действующего законодательства о закупках, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа в обжалуемой части и, следовательно, выданное на его основании предписание являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
С учетом выше установленного, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2025 по делу N А73-4722/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
А.И.ВОРОНЦОВ
Е.А.ШВЕЦ