Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2025 N 88-14868/2025 (УИД 38RS0024-01-2023-003860-86)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об устранении нарушений действующего законодательства, запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, ограничении режима потребления электроэнергии объектами электросетевого хозяйства.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной проверки в отношении ответчика выявлены многочисленные, в том числе грубые, нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, в сфере электроэнергетики.
Решение: Удовлетворено.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2025 N 88-14868/2025 (УИД 38RS0024-01-2023-003860-86)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об устранении нарушений действующего законодательства, запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, ограничении режима потребления электроэнергии объектами электросетевого хозяйства.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведенной проверки в отношении ответчика выявлены многочисленные, в том числе грубые, нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, в сфере электроэнергетики.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2025 г. N 88-14868/2025
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуленко Н.Л.,
судей Чеплыгиной Е.И., Попова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3334/2024 (УИД 38RS0024-01-2023-003860-86) по исковому заявлению прокурора г. Усолье-Сибирское к обществу с ограниченной ответственностью "Амперия", обществу с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" об устранении нарушений действующего законодательства, запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Амперия" на решение Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г., дополнительное решение Усольского городского суда Иркутской области от 15 января 2025 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2025 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Чеплыгиной Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Усолье-Сибирское обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Амперия" (далее - ООО "Амперия"), обществу с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - ООО Байкальская энергетическая компания", ООО "БЭК") об устранении нарушений действующего законодательства, запрете эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства.
В обоснование исковых требований, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Усолье-Сибирское указал, что прокуратурой города Усолье-Сибирское с привлечением специалистов проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, об электроэнергетики ООО "Амперия". В ходе проведенной проверки в отношении ООО "Амперия" выявлены многочисленные, в том числе грубые нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, в сфере электроэнергетики.
С учетом уточнения исковых требований и отказа отчасти исковых требований, принятого определением суда Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г., прокурор просил: обязать ООО "Амперия" устранить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - устранить нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, ст. 4, 6, 83, 84, 91 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 486.1311500.2020; СП 484.1311500.2020; постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 1464, обеспечить защиту соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации (при монтаже которые должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия) производственных помещений с ASIC оборудованием; устранить нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, обеспечить наличие и хранение технической документации на системы противопожарной защиты, обеспечить внесение в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты Информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности; устранить нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, выразившееся в монтаже, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности без проектного решения и (или) специальных технических условий, руководителем организации не утвержден регламент технического обслуживания указанных систем; обязать потребителя электрической энергии ООО "Амперия" устранить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения законодательства об электроэнергетике в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>, а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты> а именно: устранить нарушения пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения, обеспечить получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок ООО "Амперия"; устранить нарушение пункта 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85, выразившееся в вводе в эксплуатацию энергопотребляющих объектов без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора; - устранить нарушение пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимащих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО "Амперия" с системным оператором (Филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области" (Иркутское РДУ). Запретить эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии ООО "Амперия" на территории, расположенной по адресу: <адрес>, а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты> до устранения нарушений, а именно: пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения, обеспечить получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок ООО "Амперия"; пункта 26 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утв. приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 811 (далее - ПТЭЭПЭЭ), выразившееся в включении электроустановок по проектной схеме без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора; пункта 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от N 85, выразившееся в вводе в эксплуатацию энергопотребляющих объектов без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора; пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО "Амперия" с системным оператором (Филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области" (Иркутское РДУ)); обязать ООО "Байкальская энергетическая компания" в лице филиала ТЭЦ-11 ООО "Байкальская энергетическая компания" ограничить режим потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства, используемых потребителем электрической энергии ООО "Амперия", на территории, расположенной по адресу: <адрес>, а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты>, до устранения нарушений: п. 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2004 г. N 861, выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения, выдачи акта о технологическом присоединении электроустановок ООО "Амперия" до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок ООО "Амперия"; п. 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО "Амперия" с системным оператором (Филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области" (Иркутское РДУ).
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г. исковые требования прокурора к ООО "Амперия" удовлетворены частично, исковые требования прокурора к ООО "Байкальская энергетическая компания" удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал ООО "Амперия" устранить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения законодательства об электроэнергетики, в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: <адрес> запретил эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства используемых потребителем электрической энергии на территории, расположенной по адресу: <адрес>, до устранения перечисленных в решении нарушений, по истечении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г. на ООО "Байкальская энергетическая компания" в лице филиала ТЭЦ-11 возложена обязанность ограничить режим потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства, используемых потребителем электрической энергии ООО "Амперия", на территории, расположенной по адресу: <адрес> до устранения нарушений.
Дополнительным решением Усольского городского суда Иркутской области от 15 января 2025 г. исковые требования прокурора к ООО "Амперия" удовлетворены. Суд решил обязать ООО "Амперия" устранить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выявленные нарушения законодательства: устранить нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, обеспечить защиту производственных помещений с ASIC оборудованием соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации, при монтаже которых должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия); устранить нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, обеспечить наличие и хранение технической документации на систему противопожарной защиты, обеспечить внесение в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности; устранить нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, в части монтажа, технического обслуживания и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности без проектного решения и (или) специальных технических условий, утвердить регламент технического обслуживания указанных систем; а также взысканы в местный бюджет государственную пошлину с ООО "Байкальская энергетическая компания" в размере 4 000 руб., с ООО "Амперия" 12 000 руб.
Определением от 3 апреля 2025 г. судебная коллегия Иркутского областного суда на основании пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда поступил отказ прокурора г. Усолье-Сибирское от части исковых требований к ООО "Амперия", в связи с добровольным их удовлетворением ответчиком.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда решение Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г. и дополнительное решение от 15 января 2025 г. по данному гражданскому делу, отменено.
Принят отказ прокурора г. Усолье-Сибирское от исковых требований к ООО "Амперия" об обязании устранить выявленные нарушения: пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, в части: обеспечить защиту производственных помещений с ASIC оборудованием соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации, при монтаже которых должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия; обеспечить наличие и хранение технической документации на систему противопожарной защиты, обеспечить внесение в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты информации о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности; монтажа, технического обслуживания и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности без проектного решения и (или) специальных технических условий, утверждения регламента технического обслуживания указанных систем; пункта 24 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 811, пункта 7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 4 октября 2022 г. N 1070, обеспечить контроль технического состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений в соответствии с методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций электрических сетей, утвержденных приказом Минэнерго России от 26 июля 2017 г. N 676, производство по делу в указанной части прекращено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора г. Усолье-Сибирское к ООО "Амперия", ООО "Байкальская энергетическая компания" удовлетворены.
ООО "Амперия" обязано устранить в течение трех месяцев с даты вынесения апелляционного определения нарушения законодательства об электроэнергетике в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных по адресу: <адрес> а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты>, а именно: устранить нарушение пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, выразившееся в нарушении процедуры технологического присоединения, обеспечить получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок ООО "Амперия"; устранить нарушение пункта 26 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 811, выразившееся во включении электроустановок по проектной схеме без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора; устранить нарушение пункта 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85, выразившееся во вводе в эксплуатацию энергопотребляющих объектов без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора; устранить нарушение пункта 21 Правил технологического присоединения энергопринимащих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, выразившееся в не осуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО "Амперия" с системным оператором (Филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области" (Иркутское РДУ).
Запрещена эксплуатация объектов электросетевого хозяйства, используемых потребителем электрической энергии ООО "Амперия", на территории, расположенной по адресу: <адрес>, а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты>, до устранения ООО "Амперия" нарушений, перечисленных в абзаце 5 резолютивной части апелляционного определения.
ООО "Байкальская энергетическая компания" обязана ограничить режим потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства, используемых потребителем электрической энергии ООО "Амперия" на территории, расположенной по адресу: <адрес>, а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты>, до устранения ООО "Амперия" нарушений: пунктов 7, 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Взыскана с ООО "Амперия" в местный бюджет государственную пошлину в размере 12 000 руб.
Взыскана с ООО "Байкальская энергетическая компания" (в местный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "Амперия" ставит вопрос об отмене решения Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г., дополнительное решение Усольского городского суда Иркутской области от 15 января 2025 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2025 г. как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно кассационной жалобы поступили возражения ООО "Байкальская Энергетическая компания", акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (далее - АО "ИЭСК"), Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО "Иркутскэнергосбыт", филиала АР "Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Сибири" (далее -АО "СО ЕЭС").
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.О., представители ООО "Байкальская Энергетическая компания" - С.А., АО "ИЭСК" - З., АО "СО ЕЭС" - Н. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2025 г. решение Усольского городского суда Иркутской области от 4 декабря 2024 г., дополнительное решение Усольского городского суда Иркутской области от 15 января 2025 г. отменены, проверке подлежит апелляционное определение.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемое судебное постановление в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Амперия" является собственником земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер N), а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты> (кадастровый номер N), <данные изъяты>.
ООО "Амперия" включено в Единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности является "деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов" <данные изъяты>.
Согласно паспорту N на электроустановку, питающую водозабор "Ангара", от марта 1966 г., схемы электроустановки имелось 2 силовых трансформатора 35 кВт.
Согласно однолинейной схеме 2009 г. водозабор "Ангара" также имеет 2 силовых трансформатора 35 кВт.
18 сентября 2012 г. между ОАО "Иркутскэнерго" и МУП "Водоканал" на основании договора энергоснабжения от 1 марта 2009 г. N 500 (в ред. от 1 сентября 2012 г.) подписан временный (на период конкурсного производства) акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности за их содержание. Указанный акт составлен в отношении объекта потребителя: Подстанция 96 водозабор "Ангара" напряжение 35 кВт, Р уст. = 22945 кВт, Р разр. = 15500 кВт.
Согласно акту обследования электроустановок потребителя водозабор "Ангара" от 20 августа 2013 г. N, проведенного инженером-инспектором ООО "Иркутскэнергосбыт", электроустановка максимальной мощностью 15500 кВт. отключена. Водозабор "Ангара" не эксплуатируется с 2013 г.
Согласно соглашению об отступном N от 16 марта 2018 г. и договору купли-продажи от 17 апреля 2019 г. МУП "Водоканал" продал ФИО8 электроустановки <данные изъяты>, здания, в которых находятся объекты электросетевого хозяйства, в том числе водозабора "Ангара", водозабора "Белая", <данные изъяты>.
Конкурсное производство завершено <адрес>.
ФИО9 документы о технологическом присоединении не были оформлены.
Приобретенные ФИО10 объекты были разделены. На момент рассмотрения дела собственником водозабора "Белая" и КНС-1 является ООО "АкваСервис", использующее энергопринимающие устройства для обеспечения водоснабжения города Усолье-Сибирское.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ объекты электросетевого хозяйства: <данные изъяты>, ООО "Амперия" приобрело у ФИО11.
1 января 2020 г. между ООО "ИЭСК" (гарантирующий поставщик) и ООО "Амперия" (потребитель) заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) N.
27 февраля 2020 г. ПАО "Иркутскэнерго" и ООО "Амперия" составлен акт N об осуществлении технологического присоединения в отношении объектов <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> в связи с сменой владельца.
Согласно акту ПАО "Иркутскэнерго" об осуществлении технологического присоединения от 27 февраля 2020 г. N, выданному ООО "Амперия", следует, что объекты электроэнергетики общества находятся по адресу: <адрес>, дата фактического присоединения - 20 июня 1962 г., совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов: 30 000 кВА, максимальная мощность 15500 кВт.
Согласно паспорту электроустановки <данные изъяты>, электрооборудование <данные изъяты>, максимальная мощность 15500 кВт.
Из паспортов-формуляров силовых трансформаторов <данные изъяты> следует, что номинальная мощность составляет 15000 кВА.
С 27 февраля 2020 г. к электрическим сетям АО "ИЭСК" опосредованно через энергоустановки <данные изъяты> кВ технологически присоединены объекты майнинг-ферм ООО "Амперия", имеющие отличные от первоначального технологического присоединения характеристики и максимальную мощность.
Объекты электросетевого хозяйства <данные изъяты>, ранее обеспечивающие электроснабжение водозабора, отключены от сети более года назад до момента подачи иска в суд.
На основании решения прокурора г. Усолье-Сибирское о проведении проверки от 20 июля 2023 г. N прокурором г. Усолье-Сибирское с привлечением специалистов ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району МЧС России по Иркутской области, государственного инспектора отдела по надзору за электрическими сетями и электроустановки Енисейского управления Федеральной службы по экоглогическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и безопасности в сфере энергетики в отношении ООО "Амперия".
По результатам проведенной проверки 17 августа 2023 г. с учетом справки Ростехнадхора от 7 августа 2023 г., заключения специалиста старшего инспектора ОНД и ПР по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району от 10 августа 2023 г. составлен акт. Из акта следует, что на территории ООО "Амперия" находится водозабор "Ангара", где расположена электроустановка, ранее принадлежавшая МУП "Водоканал", в ходе проведенной проверки в деятельности ООО "Амперия" установлены нарушения в сфере пожарной безопасности, а также в сфере энергетики, а именно:
не обеспечено соблюдение процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), а именно акт об осуществлении технологического присоединения составлен, до получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора (п. 7 Правил технологического присоединения);
включение электроустановок по проектной схеме произведена без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора (п. 26 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утв. приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 августа 2022 г. N 811 (далее - ПТЭЭПЭЭ);
ввод в эксплуатацию энергопотребляющих объектов осуществлен без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (пп. а) п. 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85);
не предоставлен приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство и его заместителя (п. 8 ПТЭЭПЭЭ);
не проводится повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 6 месяцев). Дата проведения предыдущего инструктажа - 12 декабря 2022 г. (п. 91.9 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России от 22 сентября 2020 г. N 796 (далее - ПРП));
не организован контроль технического состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений в соответствии с методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной приказом Минэнерго России от 26 июля 2017 г. N 676 (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 4 октября 2022 г. N 1070 (далее - ПТЭЭСиС);
не организовано техническое освидетельствование объектов, подлежащих техническому освидетельствованию (не представлены акты технического освидетельствования на 1Т (дата ввода в эксплуатацию - 1966 г.) и <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию - 1966) <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию - 1963 г.)) (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 8 ПТЭЭСиС);
на расширительных баках трансформаторов <данные изъяты> отсутствуют температурные отметки шкалы маслоуказателя для максимального и минимального значениях температуры окружающего воздуха (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 493 ПТЭЭСиС);
замасляна гравийная подсыпка трансформаторов <данные изъяты> (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 492 ПТЭЭСиС);
не демонтированы нерабочие (выведенные из эксплуатации) ящики управления обдувом трансформаторов <данные изъяты>, имеются не действующие (обрезанные) кабельные линии электропроводки (п. п. 23, 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 638 ПТЭЭСиС);
выцвели цветовые обозначения фазы "С" порталов <данные изъяты> (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 497 ПТЭЭСиС);
не демонтированы нерабочие (выведенные из эксплуатации) щитки управления освещением на мачтах наружного освещения N, имеются не действующие (обрезанные) кабельные линии электропроводки (п. п. 23, 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 638 ПТЭЭСиС);
в помещении щитовой <данные изъяты> электрическая розетка не имеет надписи с указанием напряжения и рода тока (п. 24 ПТЭЭПЭЭ, п. 633 ПТЭЭСиС).
На основании проведенной проверки заместителем прокурора города Усолье-Сибирское 19 сентября 2023 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "Амперия" по ст. 9.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании проведенной проверки заместителем прокурора города Усолье-Сибирское 25 августа 2023 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "Амперия" по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановлением главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору от 27 сентября 2023 г. N ООО "Амперия" назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
ООО "Амперия" направлены в адрес ООО "ИЭСК", ООО "БЭК" заявления о переоформлении технических условий, в адрес АО "ИЭСК" - заявление на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении 8 февраля 2024 г.
Из сообщений ООО "Амперия" в адрес ООО "БЭК" от 14 декабря 2023 г., 26 января 2024 г. следует, что ООО "Амперия" изготовлена проектная рабочая документация о реконструкции объекта N в/з "Ангара", которая направлена для согласования, ответа до настоящего времени не получено.
Согласно ответу ООО "ИЭСК" от 7 марта 2024 г. к заявке ООО "Амперия" на переоформление документов не приложены технические условия, что требует их восстановления, в связи с чем ООО "ИЭСК" направило запрос в ООО "БЭК", владельцу сетей, о восстановлении технических условий для дальнейшего согласования с системным диспетчером.
По сведениям АО "СО ЕЭС" проект ТУ, подлежащих выдаче ООО "Амперия" в ходе переоформления документов о технологическом присоединении, на согласование в АО "СЕ ЕЭС", не поступал.
ООО "Байкальская энергетическая компания" является правопреемником ПАО "Иркутскэнерго", состоит на регистрационном учете в ЕГРЮЛ с 8 ноября 2019 г., место нахождения - г. Иркутск, ОГРН N, создан в результате реорганизации в форме присоединения (27 мая 2013 г.), основной вид деятельности - код 35.11 производство электроэнергии. ТЭЦ-11 является филиалом данной организации с 4 марта 2020 г., поставлен на регистрационный учет 1 ноября 2021 г., правопредшественником является ЗАО "Ресурссервисхолдинг".
Из технического обоснования о последствиях аварийной ситуации на объектах электросетевого хозяйства, представленного АО "ИЭСК", следует, что по причинам, изложенным в технических обоснованиях ООО "БЭК", возникает угроза превышения перетоков мощности по электрическим сетям АО "ИЭСК" выше предельно допустимых значений, что не позволит в случае аварийной ситуации в отсутствие согласования с системным оператором принять правильное решение о перенаправлении мощностей. В случае возникновения аварийной ситуации происходит короткое замыкание на концевой муфте кабельной линии выключателя, ячейки 7 (И); от близкого короткого замыкания происходит повреждение токами короткого замыкания обмотки трансформатора связи; происходит обесточивание секций шин ЗРУ; прерывается электроснабжение г. Усолье-Сибирское, в частности больницы, школы и подстанции ООО "АкваСервис" (водоснабжение и водоотведение г. Усолье-Сибирское).).
Кроме того, из проектной документации ФГУ "ФЭО" <данные изъяты> следует, что на территории водозабора "Ангара", который находится на территории городского округа г. Усолье-Сибирское, располагается нефтяная линза, площадь залегания пропитанных углеводородами грунтов распространяется от здания насосной станции участка рассолопромыслы ООО "Руссоль" на расстояние около 120 м в сторону водозабора "Ангара". Таким образом, нефтяная линза расположена, в том числе, и на земельном участке ООО "Амперия".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции и рассматривая уточненные исковые требования прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в ходе проведенной проверкой в действиях ООО "Амперия" установлены нарушения действующего законодательства в сфере электроэнергетики, выразившееся в нарушении процедура технологического присоединения, не получении разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок ООО "Амперия", неосуществлении процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства ООО "Амперия" с системным оператором - Филиал АО "СО ЕЭС" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Иркутской области", при этом невыполнение порядка подключения объектов электросетевого хозяйства создает предпосылки и ведет к созданию опасных ситуаций техногенного характера и нарушению прав на благоприятные условия жизнедеятельности для неопределенного круга лиц, в связи с чем удовлетворил требования прокурора о запрете ООО "Амперия" эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, используемых потребителем электрической энергии на территории, расположенной по адресу: <адрес>, а также объектов электросетевого хозяйства: <данные изъяты>, до устранения нарушений пунктов 3, 7, 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), а также обязал ООО "Байкальская энергетическая компания" ограничить режим потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства, используемых ООО "Амперия" на указанной территории до устранения обществом с ограниченной ответственностью "Амперия" нарушений пунктов 7, 21 Правил N 861.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1).
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 2).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1011-О и от 27 июня 2017 г. N 1288, пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
Как указано в пункте 2 Правил N 861, их действие распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации"; предусмотренные пунктом 41 данных правил.
Пунктом 7 Правил N 861 устанавливается следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя.
Согласно п. 21 Правил N 861 в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12(1) - 14 настоящих Правил). Системный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий либо в тот же срок направляет сетевой организации обоснованные замечания к проекту технических условий в отношении: присоединяемых объектов по производству электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше в Единой энергетической системе России (превышает 670 кВт или увеличивается на 670 кВт и выше в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе); ранее присоединенных объектов по производству электрической энергии (энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), максимальная мощность которых превышает 5 МВт в Единой энергетической системе России (превышает 670 кВт или увеличивается на 670 кВт и выше в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), в случае изменения точек присоединения, категории надежности электроснабжения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему выдачи мощности (схему внешнего электроснабжения) таких объектов (устройств); присоединяемых объектов электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт до 5 МВт включительно, в случае включения сетевой организацией в технические условия мероприятий по строительству объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше (за исключением строительства объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств), и (или) мероприятий по реконструкции объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше, связанной с увеличением пропускной способности или трансформаторной мощности такого объекта, и (или) мероприятий по реконструкции объекта электросетевого хозяйства классом напряжения 35 кВ и ниже с переводом его на класс напряжения 110 кВ и выше.
Системный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта технических условий рассматривает заявку, поданную в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил, и осуществляет согласование проекта выдаваемых такой организацией технических условий в отношении объектов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, и в случаях, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, - в отношении объектов, указанных в этих абзацах, а также в случае, если проект технических условий, которые выданы (будут выданы) сетевой организацией заявителю, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого послужило основанием для обращения сетевой организации в смежную сетевую организацию, подлежал (подлежит) согласованию с системным оператором в соответствии с требованиями настоящих Правил, либо в тот же срок направляет сетевой организации обоснованные замечания к проекту технических условий, которые подлежат учету сетевой организацией.
Пунктом 26 указанных Правил N 861 установлено, что при вводе в работу (первичном включении в сеть) нового основного оборудования и ЛЭП (на вводимых в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных (модернизированных, технически перевооружаемых электроустановках), а также нового оборудования на действующих электроустановках, в том числе после его замены, потребителем должны быть выполнены указанные в настоящих Правилах мероприятия, в том числе для проведения пусконаладочных работ и опробования электрооборудования допускается включение электроустановок по проектной схеме на основании временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции установив в ходе рассмотрения дела, правом технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства наделена исключительно сетевая организация, акт об осуществлении технологического присоединения N от 27 февраля 2020 г. выдан ПАО "Иркутскэнерго" в адрес ООО "Амперия" в нарушение действующего законодательства, ООО "Амперия" осуществило ввод в эксплуатацию энергопотребляющих объектов без получения разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, что является нарушением подпункта "а" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 85, включение электроустановок ООО "Амперия" произведено без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора, что является нарушением пунктом 26 Правил N 861, учитывая, что правом технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства наделена исключительно сетевая организация, а у ООО "Амперия" в связи с превышением максимальной мощности 5 МВТ присоединяемыми объектами электросетевого хозяйства возникла обязанность по согласованию условий присоединения системным оператором (АО "СО ЕЭС"), при этом, акт об осуществлении технологического присоединения N от 27 февраля 2020 г. выдан ПАО "Иркутскэнерго" в лице ТЭЦ-11, являющейся электростанцией, в адрес ООО "Амперия" в нарушение действующего законодательства, пришел в правильному выводу об удовлетворении требований прокурора к ООО "Амперия" о запрете эксплуатации электроустановок до устранения выявленных нарушений, а к ООО "Байкальская Энергетическая компания" требований об ограничении режима потребления электроэнергии объектов электросетевого хозяйства, используемых ООО "Амперия", до устранения выявленных нарушений, поскольку нарушения требований законодательства об электроэнергетике в деятельности ООО "Амперия" могут повлечь нарушение прав на благоприятные условия жизнедеятельности жителей г. Усолье-Сибирское и прилегающих территорий, создает угрозу аварийных ситуаций и выхода из строя системы энергоснабжения.
Доводы кассационной жалобы о том, что электроустановки ООО "Амперия" введены в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством на момент их присоединения, из эксплуатации не выводились, в связи с чем не требуется повторное присоединение, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции. Между тем, оценка доказательств относится к дискреционным полномочиям суда апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом оценки и переоценки доказательств не наделен.
Как следует из материалов дела, согласно справке Ростехнадзора от 1 апреля 2024 г. включение электроустановок ООО "Амперия" произведено без временного разрешения, выданного органом федерального государственного энергетического надзора.
Оборудование, которое изначально было установлено на момент технологического присоединения, не соответствует оборудованию, установленному ООО "Амперия". Оборудование ООО "Амперия" имеет другие характеристики и требует получения временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для включения электроустановок по проектной схеме.
Поскольку обязанность по согласованию технологических условий системным оператором возникла у ООО "Амперия" в связи с превышением максимальной мощности 5 МВт присоединяемыми объектами электросетевого хозяйства, доказательств исполнения данной обязанности ООО "Амперия" в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что требования прокурора о возложении на ООО "Амперия" обязанности по осуществлению процедуры согласования проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов электросетевого хозяйства с системным оператором являются законными и подлежат удовлетворению.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного постановления, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда, являются процессуальной позицией стороны, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в кассационном порядке.
Правовая позиция суда апелляционной инстанций, изложенная в обжалуемом судебном акте, является правильной, выводы суда апелляционной инстанции, вопреки мнению кассатора, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы по сути направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, вместе с тем, исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного постановления.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом апелляционной инстанции доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 апреля 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амперия" - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 15 сентября 2025 г.