Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2025 по делу N 88-10866/2025 (УИД 72RS0013-01-2024-007312-52)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия.
Обстоятельства: Стороной ответчика не представлено суду доказательств отсутствия возможности самостоятельно получить информацию об имуществе сотрудника, членах его семьи и сделках с этим имуществом в уполномоченных государственных органах. Кроме того, снятие истца с учета для получения единовременной социальной выплаты признано не отвечающим целям и задачам государственной политики, направленной на получение социальной выплаты и улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан.
Решение: Удовлетворено.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2025 по делу N 88-10866/2025 (УИД 72RS0013-01-2024-007312-52)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия.
Обстоятельства: Стороной ответчика не представлено суду доказательств отсутствия возможности самостоятельно получить информацию об имуществе сотрудника, членах его семьи и сделках с этим имуществом в уполномоченных государственных органах. Кроме того, снятие истца с учета для получения единовременной социальной выплаты признано не отвечающим целям и задачам государственной политики, направленной на получение социальной выплаты и улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан.
Решение: Удовлетворено.
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2025 г. по делу N 88-10866/2025
УИД 72RS0013-01-2024-007312-52
мотивированное определение составлено 21 августа 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А., Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6353/2024 по иску Ч.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить действия,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 марта 2025 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ч.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее также - ФСИН России), Управлению ФСИН России по Тюменской области, с учетом уточнений, о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний от 06 июня 2024 года, оформленного протоколом N 5, в части снятия Ч.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 396, (далее также - Правила), возложении обязанности на ФСИН России восстановить Ч.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты на состав три человека, с даты постановки на учет, - с 07 апреля 2014 года.
В обоснование исковых требований указал, что составом семьи четыре человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 07 апреля 2014 года, как лицо, проходившее службу во ФСИН России. Супруге Ч.В. - Ч.О.АА. на праве собственности, в период с 10 декабря 2019 года по 10 марта 2020 года, принадлежал жилой дом N <данные изъяты>, общей площадью 35,4 кв. м, расположенный <данные изъяты>. Данный жилой дом был принят супругой по наследству и впоследствии продан по причине своего материального положения. На момент приобретения права собственности состав семьи истца составлял четыре человека. Все члены семьи Ч.В. на момент регистрации права собственности проживали по адресу: <данные изъяты>. Решением комиссии ФСИН России от 06 июня 2024 года, оформленным протоколом N 5, он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил по формальным основаниям, не связанным с действительным ухудшением или улучшением жилищных условий, что считал незаконным.
Решением Калининского районного суда города Тюмени от 02 декабря 2024 года исковые требования Ч.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 марта 2025 года решение Калининского районного суда города Тюмени от 02 декабря 2024 года отменено, по делу принят новый судебный акт, которым признано незаконным решение комиссии ФСИН России от 06 июня 2024 года, оформленное выпиской из протокола N 5, в части снятия Ч.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил; на ФСИН России возложена обязанность восстановить Ч.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты на состав три человека с даты постановки на учет - с 07 апреля 2014 года.
В кассационной жалобе представитель ответчиков ФСИН России, Управления ФСИН России по Тюменской области ставит вопрос об отмене апелляционного
определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 марта 2025 года, просит оставить в силе решение Калининского районного суда города Тюмени от 02 декабря 2024 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со
статьями 167,
379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно
части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным
Кодексом.
В силу
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ч.В. ранее работал в органах ФСИН России, с 25 июля 2017 года ему была назначена пенсия за выслугу лет.
Ч.В. 05 февраля 1999 года заключил брак с Ч.О.АБ., которой присвоена фамилия Ч.
Из свидетельства о рождении следует, что родителями Ч.Я., <данные изъяты>, и <данные изъяты> родившейся <данные изъяты> 2013 года, являются Ч.В. и Ч.О.АА.
Согласно свидетельству о заключении брака Ч.И. заключила брак с К.
По справке муниципального казенного учреждения "Восточный территориальный отдел" от 10 апреля 2024 года Ч.В. и члены его семьи: Ч.О.АА., Ч.Я. состоят на регистрационном учете по адресу: <данные изъяты>
С 07 апреля 2014 года Ч.В. составом семьи четыре человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 апреля 2024 года Ч.О.АА. в порядке наследования стала собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <данные изъяты>. Право собственности на указанные объекты недвижимости было зарегистрировано 22 июля 2015 года и 10 декабря 2019 года, прекращено 10 марта 2020 года.
Из выписки из протокола ФСИН России от 06 июня 2024 года N 5 следует, что Ч.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" пункта 15 Правил.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля <данные изъяты> пояснила, что Ч.О.АА. действительно не сообщала своему супругу Ч.В. о регистрации за ней права собственности на жилой дом и его дальнейшей продаже, поскольку в тот период у них были конфликтные отношения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283, подпункта "б" пункта 15 Правил, исходил из того, что Ч.В. и Ч.О.АА. состоят в браке и являются аффилированными лицами, обращаясь в комиссию ФСИН России истец намеренно сокрыл сведения о том, что его супруга Ч.О.АА. являлась собственником жилого дома, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Руководствуясь положениями
статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации,
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 5, 8, 12 Правил, суд апелляционной инстанции указал, что супруга истца получила жилое помещение в единоличную собственность в порядке наследования, которой в дальнейшем распорядилась по своему усмотрению, отсутствуют сведения, что истец был вселен в данное жилое помещение в качестве члена семьи собственника, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о возникновении у истца равных с супругой Ч.О.АА. совместных прав на пользование жилым помещением, и, соответственно, о том, что дальнейшая продажа дома и земельного участка в этом случае свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку получение Ч.О.АА. по завещанию имущества не обусловлено волеизъявлением истца Ч.В., который как капитан внутренней службы Управления ФСИН России по Тюменской области с выслугой на день увольнения 22 года 0 месяцев 21 день в календарном исчислении и 40 лет 01 месяц 16 дней в льготной исчислении имеет право на принятие на учет для получении единовременной социальной выплаты предоставляемой сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
Также судом апелляционной инстанции отмечено, что на момент приобретения в порядке наследования супругой истца жилого дома площадью 35,4 кв. м состав семьи Ч.В. был 4 человека, и обеспеченность на каждого члена семьи с учетом наследственного имущества составляла бы 8,86 кв. м, то есть обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла менее 15 кв. м.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что стороной ответчика не представлено суду доказательств отсутствия у нее возможности самостоятельно получить информацию об имуществе сотрудника, членах его семьи и сделках с этим имуществом в уполномоченных государственных органах. Кроме того, снятие Ч.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты признано не отвечающим целям и задачам государственной политики, направленной на получение социальной выплаты и улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, не допущено.
В кассационной жалобе представитель ответчиков приводит доводы о том, что в силу положений подпункта "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае установления факта совершения действий, указывающих на намерение получения единовременной социальной выплаты в большем размере, повлекших за собой ухудшение жилищных условий. Отмечает, что истец и третье лицо Ч.О.АА., будучи состоящими в браке и проживающими по одному адресу, являются лицами аффилированными. При обращении в комиссию ФСИН России истец скрыл сведения о том, что его супруга являлась собственником жилого дома. Представленные заявителем выписки из Единого государственного реестра недвижимости не содержат информации о ранее имевшихся в собственности у членов его семьи жилых помещениях, таким образом, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителя и членов его семьи. Указывает, что согласно нормам действующего законодательства к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) е отчуждением жилых помещений или их частей. Считает, что истец был обоснованно снят с учета.
Указанные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Согласно
статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного федерального закона.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей
(пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Согласно
пунктам 1,
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие указанного федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального
закона, считаются в том числе супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Пунктом 5 Правил (в первоначальной редакции) определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. В частности, к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункты "з", "и" пункта 5 Правил).
В соответствии с пунктом 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подпункт "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный
закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в качестве социальной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании личного заявления сотрудника принимает решение о его постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является несовершение им или членами его семьи перечисленных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, в числе иных отнесены действия, связанные с отчуждением сотрудником или членами его семьи жилых помещений или их частей. Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае совершения повлекших ухудшение жилищных условий действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
постановлении от 14 января 2020 года N 2-П, правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную
статьями 45 (часть 1) и
46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Указал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (
абзац третий пункта 3.2 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению социальных гарантий нуждающимся в улучшении жилищных условий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) не предполагает возможности формального применения его норм и уполномоченным органом, который должен проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере предоставления социальных гарантий сотрудникам (гражданам, уволенным со службы), имеющим право на них, и учесть особенности жизненной ситуации, в которой находится сотрудник (гражданин, уволенный со службы).
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права и установлено, что на момент подачи истцом заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и на дату принятия ответчиком решения о его снятии с названного учета он и члены его семьи не имели жилых помещений в собственности, их обеспеченность жилым помещением составляла менее 15 кв. м, ответчиками не принимались меры по получению сведений об имуществе сотрудника, членах его семьи и сделках с этим имуществом в уполномоченных государственных органах.
Учитывая установленные по делу обстоятельства получения супругой истца через несколько лет после подачи истцом заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты наследственного имущества и его продажи, не проживания истца с семьей в этом доме, не приобретение истцом и его детьми права собственности на него, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не было совершено намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении. Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия не усматривает, поэтому отсутствуют основания и для отмены апелляционного определения.
Иные доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, поскольку направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений
главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 марта 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области - без удовлетворения.