Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2025 по делу N 88-22662/2025 (УИД 23RS0031-01-2024-010102-04)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2025 по делу N 88-22662/2025 (УИД 23RS0031-01-2024-010102-04)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2025 г. по делу N 88-22662/2025
Дело N 2-6642/2024
УИД 23RS0031-01-2024-010102-04
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.М.,
судей Песоцкого В.В., Масликовой И.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу П. на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 25 ноября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2025 года по гражданскому делу N 2-6642/2024 по иску П. к ГУФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М., выслушав П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, в котором, с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Краснодарскому краю, оформленное протоколом N 3 от 05.07.2024, об отказе, в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Признать П. имеющим право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы и таможенных органов РФ. Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю постановить на учет П. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 25.11.2024 в удовлетворении исковых требований П. к ГУФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2025 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 25.11.2024 оставлено без изменения, апелляционная жалоба П. - без удовлетворения.
П. обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов указывает, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о невозможности предоставления истцом отдельных документов и информации, предусмотренной подпунктами "б", "з" пункта 5 Правил.
В судебном заседании П. поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, для участия в нем не прибыли.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения стороны, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 25.06.2024 П. обратился с рапортом к начальнику ГУФИН России по Краснодарскому краю о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав состав семьи: супруга ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с выпиской из протокола комиссии ГУФСИН России по Краснодарскому краю от 05.07.2024 N 3 решено отказать П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил ч. 2 пп. "б", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в которых указано, что (копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства, либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации), ч. 2 пп. "з", в котором указано, что (выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения).
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что П. не представлен пакет необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Таким образом, оснований удовлетворения иска не имеется, поскольку принятое ответчиком решение на основании представленных истцом документов полностью соответствует требованиям, установленным законодательством для постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Суд также полагал, что истец не лишен права повторного обращения в комиссию ГУФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив пакет необходимых документов.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, исходил из следующего.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный законЫ 283-ФЗ) предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила N 369).
Пунктом 5 Правил N 369 предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил N 369 к заявлению прилагаются, в том числе, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил N 369).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил N 369).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 369 в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является его нуждаемость в жилом помещении. При определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. Решение о постановке либо об отказе в постановке на учет принимается комиссией в 3-месячный срок со дня подачи заявления.
В случае совершения сотрудником или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, он принимается на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таковыми могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.
Из приведенных нормативных положений также следует, что комиссия принимает решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет определяется комиссией на основании приложенных к заявлению копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил N 369, заверенных в установленном порядке.
При разрешении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных исковых требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление факта обращения с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов, нуждаемости истца в жилом помещении по одному из оснований, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, несовершения им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, П. с семьей были временно зарегистрированы с 15.08.2018 по 15.08.2021 по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является К. (иное лицо). Общая площадь жилого помещения 65,8 кв. м. Сведения о постоянно зарегистрированных лицах на данной жилой площади отсутствуют. По данному адресу отсутствуют свидетельства о регистрации по месту жительства, выписки из лицевых счетов, копии финансовых лицевых счетов либо заменяющие их документы.
Судами установлено, что ранее П. был временно зарегистрирован с 08.10.2021 по 10.02.2023, супруга ФИО11 с 08.10.2021 по 08.10.2026, дочь ФИО2 с 08.10.2021 по 08.10.2026, дочь ФИО3 с 08.10.2021 по 10.02.2023 по адресу: <адрес>. П. предоставил справку N 1353 от 05.08.2021 с Администрации Елизаветинского сельского округа муниципального образования <адрес>, о том, что он и члены его семьи проживали по указанному адресу. Собственником жилого помещения является ФИО4 (иное лицо). Общая площадь жилого помещения 243,3 кв. м. Сведения о постоянно зарегистрированных лицах на данной жилой площади отсутствуют. По данному адресу отсутствуют свидетельства о регистрации по месту жительства, выписки из лицевых счетов, копии финансовых лицевых счетов либо заменяющие их документы.
Супруга заявителя ФИО11 была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> 08.10.2013 по 03.03.2021. Правоустанавливающие документы на собственника данного жилья не предоставлены.
ФИО1 постоянно зарегистрирован с 08.02.2023 по н/в, супруга ФИО11 с 08.02.2023 по настоящее время, дочь ФИО2 с 02.03.2023 по настоящее время, дочь ФИО3 с 02.03.2023 по н/в по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является ФИО7 (мать заявителя). Общая площадь жилого помещения 80,9.
Согласно справке с Администрации Елизаветинского сельского округа муниципального образования г. Краснодар от 19.06.2023 N 671 на данной площади зарегистрировано 4 человека, на каждого зарегистрированного приходится 20,22 кв. м.
Одним из оснований для отказа комиссии УФСИН России по КК в постановке П. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление ряда документов, предусмотренных ч. 2 пп. "б" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в нарушение п. 5 Правил в предоставленных П. документах, отсутствует необходимая и обязательная информация по месту жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (пп. "з" п. 5), а также копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (пп. "б" п. 5). Между тем, несоблюдение истцом установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты лишило комиссию УФСИН России по КК возможности установить наличие у П. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, оценили их по своему внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили неправильного применения норм материального и процессуального права.
Выраженное кассатором несогласие с выводами судов в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Несогласие с оценкой, данной судами представленным доказательствам, не может быть принято во внимание, поскольку переоценка установленных судами нижестоящей инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Все обстоятельства, указанные заявителем в качестве доводов кассационной жалобы, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, и результатом рассмотрения, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра апелляционного определения.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведены в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене принятых судебных актов, поскольку сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств, а также повторяют изложенную заявителем позицию, которая являлась предметом исследования и оценки судов нижестоящих инстанций.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 379.7 ГПК РФ, а не статья 397.7.
Исходя из изложенного, принимая во внимание положения статей 379.6 и 390 Гражданского процессуального кодекса, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными. Кроме того, оснований, предусмотренных статьей 397.7 Гражданского процессуального кодекса (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов), для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 25 ноября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 апреля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М.ЯКОВЛЕВ
Судьи
В.В.ПЕСОЦКИЙ
И.Б.МАСЛИКОВА
Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2025 года.