Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2025 N 88а-14369/2025 (УИД 10RS0016-01-2023-003892-47)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В рамках осуществления прокурорского надзора были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2025 N 88а-14369/2025 (УИД 10RS0016-01-2023-003892-47)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В рамках осуществления прокурорского надзора были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2025 г. N 88а-14369/2025
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.,
судей Корнюшенкова Г.В., Чуфистова И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2025 года по административному делу N 2а-930/2024 по административному исковому заявлению Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Сегежский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в рамках осуществления прокурорского надзора совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам Главного управления МЧС России по Республике Карелия и специалистом ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Административный истец, с учетом уточнений заявленных требований и отказа от административного иска в части, просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия по невыполнению требований пожарной безопасности и обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия устранить следующие нарушения пожарной безопасности:
произвести замену кабельной линии по типу исполнения СПС и СОУЭ на кабельную линию по типу исполнения FRHF в соответствии с таблицей N 2 ГОСТа 31565-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", замену способа крепления кабельной линии и провести испытания кабельной линии;
установить самостоятельное низковольтное комплектное устройство и произвести подключение электроприемников системы противопожарной защиты; выполнить расчет требуемой емкости аккумуляторной батареи для функционирования системы пожарной сигнализации в случае прекращения электроснабжения от основного источника питания;
проложить линии связи системы пожарной сигнализации отдельно от кабелей питания системы пожарной сигнализации и проводов иного назначения в соответствии с требованиями пункта 6.6 Свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 6 апреля 2021 года N 200;
обеспечить автоматический контроль работоспобности линий оповещения в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в комнатах длительных свиданий N N 2, 5, 8, расположенных в здании дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, в жилой секции N 2 отряда карантин, жилой секции 1 этажа отряда N 2, жилой секции 1 этажа отряда N 7, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 11, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 4 не менее 70 дБА;
обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в кабинете дежурного отряда строгих условий отбывания наказания N 9, в кабинете дежурного, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете приема осужденных, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете заместителя начальника, расположенного в здании штаба/столовой ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, не менее 65 дБА;
оснастить мебельный цех системой пожарной сигнализации, кроме помещений с мокрыми процессами, душевых, санузлов, вентиляционных камер, помещении категории "В", лестничных клеток, тамбуров, чердаков, в соответствии с пунктом 4.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539.
В случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия возложить обязанность на ФСИН России профинансировать работы, связанные с приведением в исправное состояние системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативной документации по пожарной безопасности.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2025 года, административный иск удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия по невыполнению требований пожарной безопасности.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения противопожарной безопасности: произвести замену кабельной линии, способа ее крепления и провести испытания кабельной линии в соответствии с установленными нормативными требованиями; установить самостоятельное низковольтное комплектное устройство и произвести подключение электроприемников системы противопожарной защиты; выполнить расчет требуемой емкости аккумуляторной батареи для функционирования системы пожарной сигнализации в случае прекращения электроснабжения от основного источника питания; проложить линии связи системы пожарной сигнализации отдельно от кабелей питания системы пожарной сигнализации и проводов иного назначения в соответствии с установленными нормативными требованиями; обеспечить автоматический контроль работоспобности линий оповещения в дежурной части; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в комнатах длительных свиданий N N 2, 5, 8, распложенных в здании дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, в жилой секции N 2 отряда карантин, жилой секции 1 этажа отряда N 2, жилой секции 1 этажа отряда N 7, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 11, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 4 не менее 70 дБ А; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в кабинете дежурного отряда строгих условий отбывания наказания N 9, в кабинете дежурного, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете приема осужденных, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете заместителя начальника, расположенного в здании штаба/столовой, не менее 65 дБА; оснастить мебельный цех системой пожарной сигнализации, кроме помещений с мокрыми процессами, душевых, санузлов, вентиляционных камер, помещении категории "В", лестничных клеток, тамбуров, чердаков, в соответствии с установленными нормативными требованиями.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, поступившей в суд первой инстанции 27 июня 2025 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 9 июля 2025 года, ставится вопрос об отмене решения Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 года в части удовлетворения заявленных исковых требований, отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2025 года в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принятии нового решения, отказав административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30 октября 2023 года Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам Главного управления МЧС России по Республике Карелия проведена проверка, по итогам которой выявлено отсутствие в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия проектной документации систем пожарной сигнализации, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
В связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 15 января 2024 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 1 июля 2024 года указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в июне 2024 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия совместно со специалистом ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" (далее - ФГБУ СЭУ ФПС РШЛ по Республике Карелия) была проведена проверка соблюдения требований законодательства, по результатам которой установлено, что система пожарной сигнализации (далее - СПС) и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) в зданиях ФКУ РЖ-1 УФСИН России по Республике Карелия (дежурная часть, ОСУ ОН, мебельный цех, штрафной изолятор, отряд N 2, карантин, отряд N 7, швейный цех, штаб/столовая, отряд N 11, отряд N 4) находятся в неисправном состоянии (не соответствуют требованиям нормативной документации по пожарной безопасности).
В ходе обследования систем, а также испытаний выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: общие нарушения по системам: отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий в условиях пожара, в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (часть 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 6.4 Свода Правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200 (далее - СП 6.13130.2021), (пункт 4.5 Свода Правил СП 6.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 176 (далее - СП 6.13130.2009)), тип исполнения кабелей СПС и СОУЭ не соответствует требованиям нормативной документации (таблица 2 ГОСТа 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", (таблица 2 ГОСТа Р 53315-2009 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности")), на объекте, электроприемники которого отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников СПЗ осуществляется не от самостоятельного низковольтного комплектного устройства (пункт 5.4 СП 6.13130.2021, (пункт 4.7, 4.12 СП 6.13130.2009), на объекте, электроприемники которого отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, резервное питание электроприемников СПЗ осуществляется от автономных источников питания, в качестве автономных источников питания на объекте применены аккумуляторные батареи, при этом отсутствует расчет емкости аккумуляторной батареи для функционирования СПЗ при прекращении электроснабжения от основного источника питания (пункт 5.4, приложение А СП 6.13130.2021, (пункт 4.3 СП 6.13130.2009), допущена совместная прокладка линий связи систем СПЗ с кабелями и проводами иного назначения, в том числе с силовыми линиями (пункт 6.6 СП 6.13130.2021, (пункт 13.15.14 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009); нарушения в дежурной части: расстояние между приборами при их смежном расположении в помещении меньше нормативного (между приборами "Рапан" и "Гранит-3" составило 10 мм, между приборами "Сигнал 20" и "Гранит" составило 25 мм (пункт 5.14 СП 484.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 484.1311500.2020), (пункт 13.14.8 СП 5.13130.2009), при имитации "неисправности" на 111 ЖУП поступил сигнал "пожар" и произошло срабатывание пожарной сигнализации (пункты 7.6.1.4, 7.6.1.10 ГОСТа Р 53325-2012. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", (пункта 7.2.1.3 ГОСТа Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний"), отсутствует автоматический контроль работоспособности линии оповещения (пункт 3.4 СП 3.13130.2009, пункт 5.17 СП 484.1311500.2020, (пункт 13.14.3 СП 5.13130.2009), расстояние от потолка до верхней части звуковых оповещателей составляет менее 150 мм (коридор дежурной части, переход в дежурную часть) (пункт 4.4 СП 3.13130.2009), в ряде помещений здания дежурной части уровень звука СОУЭ не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности: комнаты N 2, 5, 8, уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией на уровне головы спящего человека составлял от 54 до 69 дБ А при норме не менее 70 дБ А (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009); нарушения в отряде строгих условий отбывания наказания N 9: в кабинете дежурного уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией составлял 55 дБ А при норме не менее 65 дБ А (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009), нарушения в мебельном цеху: часть помещений не оборудована системой пожарной сигнализации (пункт 4.4 СП 484.1311500.2020, (пункт А4 приложения А СП 5.13130.2009), нарушения в штрафном изоляторе: в кабинете дежурного, кабинете приема осужденных уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией составлял 63 и 51 дБА соответственно при норме не менее 65 дБ А (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009), нарушения в штабе/столовой: в кабинете заместителя начальника уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией составлял 57 дБА при норме не менее 65 дБА (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009), нарушения в отряде N 2, отряде карантин, отряде N 7, отряде N 11, отряде N 4: в ряде помещений здания указанных отрядов уровень звука СОУЭ не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности: в жилой секции N 1 отряда N 2 на 1 этаже (60 дБ А на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБ А), в жилой секции N 2 отряда карантин на 2 этаже (57 дБ А на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБА), в жилой секции отряда N 7 на 1 этаже (65 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБ А), в жилых секциях на 1 и 2 этажах отряда N 11 (64 - 66 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБ А), в жилых секциях на 1 и 2 этажах отряда N 4 (63-65 дБ А на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБ А) (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009).
24 июня 2024 года Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия направлено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в результате вышеуказанной проведенной проверки.
Из акта проверки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия от 17 октября 2024 года следует, что в рамках проверки установлено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия устранены следующие нарушения: в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия прибор "Рапан" и "Гранит" расположены на расстоянии более 50 мм (100 мм) друг от друга; настенные звуковые и речевые оповещатели в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия размещены на расстоянии более 2,3 метра от уровня пола и более 150 миллиметров от потолка до верхней части оповещателя. Кроме того, установлено, что остальные пункты, отраженные в исковом заявлении, не устранены. В рамках проверки также установлено, что при имитации "неисправность" на приемно-контрольном приборе управления при пожаре, установленном в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия не поступил сигнал "исправность" (не было световой и звуковой индикации на панели прибора, имеющем соответствующую индикацию).
В связи с частичным добровольным исполнением требований административного иска административный истец, отказавшись от части требований, в ходе судебного разбирательства уточнил предмет административного иска, сохранив при этом первоначальное основание обращения с исковыми требованиями.
Разрешая административное дело и частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в части несоблюдения требований пожарной безопасности нарушает права сотрудников исправительного учреждения и осужденных, отбывающих наказание, создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем признал его незаконным и обязал ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России, осуществляющую полномочия собственника федерального имущества и производящую, как главный распорядитель средств федерального бюджета, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, устранить допущенные нарушения.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с выводами суда первой инстанции согласилась.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятых по административному делу судебных актов.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, согласно требованиям пункта 1.4 которых при обеспечении пожарной безопасности учреждений наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 18 июня 2003 года N 313, другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России, регламентирующими требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), отраслевыми правилами пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 1.6 вышеуказанных Правил пожарной безопасности начальник учреждения и органа ФСИН России обязан, в частности: обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения; принимать меры для улучшения обеспеченности подразделения ВПО пожарно-техническим вооружением, автотранспортом, средствами связи, другим необходимым имуществом, строительства и реконструкции пожарных депо и учебно-тренировочной базы; обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны.
Согласно уставу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия (далее - Учреждение) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы (пункт 1.1), функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России, собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункт 1.2); Учреждение находится в ведении ФСИН России (пункт 1.3); Учреждение является некоммерческой организацией (пункт 1.6) и обеспечивает, в частности, в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения (пункт 2.5.1).
Выданное Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях представление от 24 июня 2024 года ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в установленным законом порядке не оспаривалось, напротив, как установлено судами, по нему были приняты меры привлечения к дисциплинарной ответственности должностного лица, а также меры по устранению выявленных нарушений, часть из которых в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции была устранена.
Вопреки доводам кассационной жалобы юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Факты нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, которые влекут угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, судами установлены. При этом суды верно исходили из того, что в силу вышеприведенных требований действующего законодательства условия эксплуатации помещений, где содержатся лица, лишенные свободы, должны исключать возможность возникновения рисков для них и иных лиц.
Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований правил пожарной безопасности, приводит к нарушению прав сотрудников ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, осужденных и иных лиц, посещающих ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, на обеспечение пожарной безопасности, а именно состояние защищенности личности, гарантированное статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Доказательства, свидетельствующие об устранении в полном объеме выявленных нарушений, административными ответчиками в материалы дела не представлены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, право ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств, распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств обжалуемыми судебными актами не затрагивается, поскольку выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения устранения выявленных нарушений пожарной безопасности осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о том, что в процессе рассмотрения дела административный истец изменил и предмет, и основание административного иска, ранее являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и не нашли своего подтверждения.
В силу части 4 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор, обратившийся в суд с административным иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключениями, предусмотренными настоящим Кодексом. В соответствии с частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
В данном случае административным истцом был изменен предмет административного иска, при этом основания заявленных требований остались прежними.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 января 2025 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2025 года.