Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2025 N 88а-14369/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 31.01.2025 N 33а-280/2025 (УИД 10RS0016-01-2023-003892-47)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В рамках осуществления прокурорского надзора были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 31.01.2025 N 33а-280/2025 (УИД 10RS0016-01-2023-003892-47)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: В рамках осуществления прокурорского надзора были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2025 г. N 33а-280/2025(33а-4421/2024)
Дело N 2а-930/2024
УИД 10RS0016-01-2023-003892-47
Судья: Яшкова И.С.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Кузнецовой И.А., Ивановой Н.Е.,
при секретаре С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административных ответчиков на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 г. по административному исковому заявлению Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой И.А., судебная коллегия
установила:
административный иск заявлен по тем основаниям, что в рамках осуществления прокурорского надзора совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам Главного управления МЧС России по Республике Карелия и специалистом ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия были установлены факты нарушения требований пожарной безопасности. Административный истец с учетом уточнений заявленных требований и отказа от административного иска в части просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия по невыполнению требований пожарной безопасности, регламентированных Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, Сводом Правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденным приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200, Сводом правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173, Сводом Правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты", утвержденным приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582, Сводом правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденным приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194, ГОСТом Р 53325-2012, утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2012 N 1028-ст, ГОСТом 31565-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1097-ст, ГОСТом Р 53325-2012. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", утвержденным приказом Госстандарта от 22.11.2012 N 1028-ст; обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия устранить следующие нарушения пожарной безопасности: произвести замену кабельной линии по типу исполнения СПС и СОУЭ на кабельную линию по типу исполнения FRHF в соответствии с таблицей N 2 ГОСТа 31565-2012 "Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", замену способа крепления кабельной линии и провести испытания кабельной линии; установить самостоятельное низковольтное комплектное устройство и произвести подключение электроприемников системы противопожарной защиты; выполнить расчет требуемой емкости аккумуляторной батареи для функционирования системы пожарной сигнализации в случае прекращения электроснабжения от основного источника питания; проложить линии связи системы пожарной сигнализации отдельно от кабелей питания системы пожарной сигнализации и проводов иного назначения в соответствии с требованиями пункта 6.6 Свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200; обеспечить автоматический контроль работоспобности линий оповещения в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в комнатах длительных свиданий N N 2, 5, 8, расположенных в здании дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, в жилой секции N 2 отряда карантин, жилой секции 1 этажа отряда N 2, жилой секции 1 этажа отряда N 7, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 11, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 4 не менее 70 дБА; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в кабинете дежурного отряда строгих условий отбывания наказания N 9, в кабинете дежурного, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете приема осужденных, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете заместителя начальника, расположенного в здании штаба/столовой ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, не менее 65 дБА; оснастить мебельный цех системой пожарной сигнализации, кроме помещений с мокрыми процессами, душевых, санузлов, вентиляционных камер, помещении категории "В", лестничных клеток, тамбуров, чердаков, в соответствии с пунктом 4.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539. В случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия возложить обязанность на ФСИН России профинансировать работы, связанные с приведением в исправное состояние системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативной документации по пожарной безопасности.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия по невыполнению требований пожарной безопасности. На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения противопожарной безопасности: произвести замену кабельной линии, способа ее крепления и провести испытания кабельной линии в соответствии с установленными нормативными требованиями; установить самостоятельное низковольтное комплектное устройство и произвести подключение электроприемников системы противопожарной защиты; выполнить расчет требуемой емкости аккумуляторной батареи для функционирования системы пожарной сигнализации в случае прекращения электроснабжения от основного источника питания; проложить линии связи системы пожарной сигнализации отдельно от кабелей питания системы пожарной сигнализации и проводов иного назначения в соответствии с установленными нормативными требованиями; обеспечить автоматический контроль работоспобности линий оповещения в дежурной части; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в комнатах длительных свиданий N N 2, 5, 8, расположенных в здании дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, в жилой секции N 2 отряда карантин, жилой секции 1 этажа отряда N 2, жилой секции 1 этажа отряда N 7, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 11, жилых секций 1 и 2 этажей отряда N 4 не менее 70 дБА; обеспечить уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в кабинете дежурного отряда строгих условий отбывания наказания N 9, в кабинете дежурного, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете приема осужденных, расположенного в здании штрафного изолятора, в кабинете заместителя начальника, расположенного в здании штаба/столовой, не менее 65 дБА; оснастить мебельный цех системой пожарной сигнализации, кроме помещений с мокрыми процессами, душевых, санузлов, вентиляционных камер, помещении категории "В", лестничных клеток, тамбуров, чердаков, в соответствии с установленными нормативными требованиями.
С принятым судебным постановлением в части удовлетворения заявленных требований не согласны административные ответчики ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, в апелляционной жалобе просят его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывают, что административным истцом одновременно изменены и предмет, и основание административного иска, что недопустимо. Возлагая на ФСИН России обязанность устранить нарушения пожарной безопасности, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. Положенное судом в основу выводов о допущенных нарушениях требований пожарной безопасности заключение N 77 по результатам испытаний автоматических систем противопожарной защиты ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" не является заключением экспертизы, лицо, его подписавшее, не предупреждалось судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При этом консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу. Представление прокурора не имеет абсолютный характер и не обладает силой принудительного исполнения, его законность и обоснованность судом не проверялись. Поскольку монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией производился в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в 2008 - 2009 г.г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", то применение современных, более жестких норм пожарной безопасности недопустимо. При этом в УФСИН России по Республике Карелия проводится планомерная работа, в том числе по устранению выявленных нарушений, в рамках доводимых лимитов бюджетных обязательств в целях совершенствования противопожарного режима. Решение суда в части указания необходимости устранения некоторых нарушений противопожарной безопасности не содержит конкретного перечня зданий, сооружений, помещений. На исполнение решения суда потребуется привлечение значительных финансовых средств из бюджета Российской Федерации, ориентировочно в размере 4,471 млн. руб. В проект бюджета Российской Федерации на 2024 - 2026 г. г. решение о выделении денежных средств на устранение спорных нарушений не вносилось, следовательно, изыскать указанную сумму ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия не представляется возможным. Кроме того, полагают, что срок 12 месяцев является недостаточным для исполнения решения суда, предполагаемый срок устранения нарушений с учетом разработки проектной документации - 2032 - 2035 г. г.
В возражениях на апелляционную жалобу Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выражает согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия О. и Д. доводы апелляционной жалобы поддержали, прокурор Ильмаст А.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 30 октября 2023 г. Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам Главного управления МЧС России по Республике Карелия проведена проверка, по итогам которой выявлено отсутствие в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия проектной документации систем пожарной сигнализации, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
В связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности 20 ноября 2023 г. Карельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 15 января 2024 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 1 июля 2024 г. указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе судебного разбирательства Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в июне 2024 г. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия совместно со специалистом ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" (далее - ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия) была проведена проверка соблюдения требований законодательства, по результатам которой установлено, что система пожарной сигнализации (далее - СПС) и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) в зданиях ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия (дежурная часть, ОСУОН, мебельный цех, штрафной изолятор, отряд N 2, карантин, отряд N 7, швейный цех, штаб/столовая, отряд N 11, отряд N 4) находятся в неисправном состоянии (не соответствуют требованиям нормативной документации по пожарной безопасности).
Из заключения N 77, составленного старшим инженером ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия Г.Д. и утвержденного 19 июня 2024 г. и.о. начальника ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия Л., следует, что в ходе обследования систем, а также испытаний выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
общие нарушения по системам: отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий в условиях пожара, в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (часть 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 6.4 Свода Правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200 (далее - СП 6.13130.2021), (пункт 4.5 Свода Правил СП 6.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 176 (далее - СП 6.13130.2009)), тип исполнения кабелей СПС и СОУЭ не соответствует требованиям нормативной документации (таблица 2 ГОСТа 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", (таблица 2 ГОСТа Р 53315-2009 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности")), на объекте, электроприемники которого отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников СПЗ осуществляется не от самостоятельного низковольтного комплектного устройства (пункт 5.4 СП 6.13130.2021, (пункт 4.7, 4.12 СП 6.13130.2009), на объекте, электроприемники которого отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, резервное питание электроприемников СПЗ осуществляется от автономных источников питания, в качестве автономных источников питания на объекте применены аккумуляторные батареи, при этом отсутствует расчет емкости аккумуляторной батареи для функционирования СПЗ при прекращении электроснабжения от основного источника питания (пункт 5.4, приложение А СП 6.13130.2021, (пункт 4.3 СП 6.13130.2009), допущена совместная прокладка линий связи систем СПЗ с кабелями и проводами иного назначения, в том числе с силовыми линиями (пункт 6.6 СП 6.13130.2021, (пункт 13.15.14 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009);
нарушения в дежурной части: расстояние между приборами при их смежном расположении в помещении меньше нормативного (между приборами "Рапан" и "Гранит-3" составило 10 мм, между приборами "Сигнал 20" и "Гранит" составило 25 мм (пункт 5.14 СП 484.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 484.1311500.2020), (пункт 13.14.8 СП 5.13130.2009), при имитации "неисправности" на ППКУП поступил сигнал "пожар" и произошло срабатывание пожарной сигнализации (пункты 7.6.1.4, 7.6.1.10 ГОСТа Р 53325-2012. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний", (пункта 7.2.1.3 ГОСТа Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний"), отсутствует автоматический контроль работоспособности линии оповещения (пункт 3.4 СП 3.13130.2009, пункт 5.17 СП 484.1311500.2020, (пункт 13.14.3 СП 5.13130.2009), расстояние от потолка до верхней части звуковых оповещателей составляет менее 150 мм (коридор дежурной части, переход в дежурную часть) (пункт 4.4 СП 3.13130.2009), в ряде помещений здания дежурной части уровень звука СОУЭ не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности: комнаты NN 2, 5, 8, уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией на уровне головы спящего человека составлял от 54 до 69 дБА при норме не менее 70 дБА (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009);
нарушения в отряде строгих условий отбывания наказания N 9: в кабинете дежурного уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией составлял 55 дБА при норме не менее 65 дБА (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009), нарушения в мебельном цеху: часть помещений не оборудована системой пожарной сигнализации (пункт 4.4 СП 484.1311500.2020, (пункт А 4 приложения А СП 5.13130.2009), нарушения в штрафном изоляторе: в кабинете дежурного, кабинете приема осужденных уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией составлял 63 и 51 дБА соответственно при норме не менее 65 дБА (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009), нарушения в штабе/столовой: в кабинете заместителя начальника уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией составлял 57 дБА при норме не менее 65 дБА (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009), нарушения в отряде N 2, отряде карантин, отряде N 7, отряде N 11, отряде N 4: в ряде помещений здания указанных отрядов уровень звука СОУЭ не соответствует нормативным требованиям пожарной безопасности: в жилой секции N 1 отряда N 2 на 1 этаже (60 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБА), в жилой секции N 2 отряда карантин на 2 этаже (57 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБА), в жилой секции отряда N 7 на 1 этаже (65 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБА), в жилых секциях на 1 и 2 этажах отряда N 11 (64 - 66 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБА), в жилых секциях на 1 и 2 этажах отряда N 4 (63-65 дБА на уровне головы спящего при необходимом уровне звука не менее 70 дБА) (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 4.2, 4.8 СП 3.13130.2009).
24 июня 2024 г. Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия направлено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в результате вышеуказанной проведенной проверки.
26 июля 2024 г. в ответе на представление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия указано, что за выявленные нарушения начальник пожарной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия К. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора; для недопущения выявленных недостатков направлено письмо в УФСИН России по Республике от 1 сентября 2023 г., содержащее сведения о потребности денежных средств на обеспечение требований пожарной безопасности, в ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Карелия - запрос от 17 июля 2024 г. для технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматических установок пожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации и оповещении людей о пожаре). В заявке ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия на выполнение работ (оказание услуг) в ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Карелия от 16 июля 2024 г. заказчиком указано на необходимость выполнения работ по увеличению уровня звука системы оповещения и управления эвакуации людей в помещениях, указанных в вышеуказанном заключении N 77.
Из акта проверки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия от 17 октября 2024 г., подписанного заместителем Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях П., заместителем начальника ОНД и ПР по Сегежскому, Беломорскому районам ГУ МЧС России по Республике Карелия С.С., начальником пожарной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия К., следует, что в рамках проверки установлено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия устранены следующие нарушения: в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия прибор "Рапан" и "Гранит" расположены на расстоянии более 50 мм (100 мм) друг от друга; настенные звуковые и речевые оповещатели в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия размещены на расстоянии более 2,3 метра от уровня пола и более 150 миллиметров от потолка до верхней части оповещателя. Кроме того, установлено, что остальные пункты, отраженные в исковом заявлении, не устранены. В рамках проверки также установлено, что при имитации "неисправность" на приемно-контрольном приборе управления при пожаре, установленном в дежурной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия не поступил сигнал "исправность" (не было световой и звуковой индикации на панели прибора, имеющем соответствующую индикацию).
В связи с частичным добровольным исполнением требований административного иска административный истец, отказавшись от части требований, уточнил предмет административного иска, сохранив при этом первоначальное основание обращения с исковыми требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в части несоблюдения требований пожарной безопасности нарушает права сотрудников исправительного учреждения и осужденных, отбывающих наказание, создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем признал его незаконным и обязал ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества и производящего, как главный распорядитель средств федерального бюджета, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, устранить допущенные нарушения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно уставу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия (далее - Учреждение) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы (пункт 1.1), функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России, собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункт 1.2); Учреждение находится в ведении ФСИН России (пункт 1.3); Учреждение является некоммерческой организацией (пункт 1.6) и обеспечивает, в частности, в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения (пункт 2.5.1).
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, согласно требованиям пункта 1.4 которых при обеспечении пожарной безопасности учреждений наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 18.06.2003 N 313, другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России, регламентирующими требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), отраслевыми правилами пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 1.6 вышеуказанных Правил пожарной безопасности начальник учреждения и органа ФСИН России обязан, в частности: обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения; принимать меры для улучшения обеспеченности подразделения ВПО пожарно-техническим вооружением, автотранспортом, средствами связи, другим необходимым имуществом, строительства и реконструкции пожарных депо и учебно-тренировочной базы; обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны.
Согласно материалам дела выданное Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях представление от 24 июня 2024 г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в установленным законом порядке не оспаривалось, напротив, по нему были приняты меры привлечения к дисциплинарной ответственности должностного лица, а также меры по устранению выявленных нарушений, часть из которых в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции была устранена.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушения противопожарной безопасности, подлежащие устранению на основании решения суда первой инстанции, были установлены судом не только на основании заключения N 77, составленного старшим инженером ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия Г.Д. и утвержденного 19 июня 2024 г. и.о. начальника ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия Л. (т. 2 л.д. 72 - 77), и представления Карельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 24 июня 2024 г. (т. 2 л.д. 91 - 95), но также на основании иных доказательств по делу в совокупности, в том числе: ответа ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия от 24 сентября 2024 г. (т. 2 л.д. 216 - 220), акта проверки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия от 17 октября 2024 г., подписанного заместителем Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях П., заместителем начальника ОНД и ПР по Сегежскому, Беломорскому районам ГУ МЧС России по Республике Карелия С.С., начальником пожарной части ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия К. (т. 3 л.д. 14), показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля Г.Н. (являющегося старшим мастером ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия и давшего подробные пояснения относительно выявленных нарушений и способа их устранения, т. 3 л.д. 25 - 26).
Доводы административных ответчиков о том, что монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией производился в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия в 2008 - 2009 г.г. не нашли своего подтверждения ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Напротив, согласно договору N 457 на монтаж пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре от 25 ноября 2010 г. (т. 1 л.д. 82) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия поручило, а ЗАО "Нордспецавтоматика" приняло на себя обязательства по монтажным и пусконаладочным работам пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на объектах ФБУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия (6 зданий), срок выполнения работ установлен до 11 декабря 2010 г.
Из вышеуказанного заключения СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Карелия N 77 и показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля Г.Н. следует, что исходя из даты производства ППКУП система противопожарной защиты была смонтирована после 2010 г., в связи с чем указанные в заключении нормы пожарной безопасности подлежат применению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в обязанности государства входит организация пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, а условия эксплуатации помещений, где содержатся лица, лишенные свободы, должны исключать возможность возникновения рисков для них и иных лиц.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что предметом доказывания по настоящему административному делу является не только формальное установление наличия либо отсутствия бездействия должностных лиц ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, а также возникновение риска причинения вреда здоровью подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно руководствовался требованиями норм права, не подлежащих применению, поскольку должны применяться нормы, действовавшие на момент монтажа автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией, что, как уже было указано ранее, не нашло своего подтверждения, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно позиции административных ответчиков до принятия некоторых нормативных правовых актов, указанных в заключении N 77 и положенных в обоснование заявленных административных исковых требований, исходя из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, а также Концепций развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 г. и до 2030 г., утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р и от 29.04.2021 N 1138-р, является обстоятельством, свидетельствующим о наличии объективной необходимости приведения материально-технической базы исправительных учреждений в соответствие с современными требованиями к материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечению соблюдения режимных требований, безопасности проходящего службу в учреждении персонала, в том числе, путем проведения реконструкции, расширения, переоснащения существующих зданий, помещений и сооружений исправительного учреждения либо строительства новых.
Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований правил пожарной безопасности, приводит к нарушению прав сотрудников ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, осужденных и иных лиц, посещающих ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, на обеспечение пожарной безопасности, а именно состояние защищенности личности, гарантированное статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности", ставя при этом в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в которых был произведен до 2010 г., с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, в которых вышеуказанные системы смонтированы после 2010 г., и приведет к нарушению прав осужденных.
При этом, по мнению судебной коллегии, факт монтажа автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не препятствует их замене с целью создания надлежащих условий содержания.
Доказательства, свидетельствующие об устранении в полном объеме выявленных нарушений, административными ответчиками ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции представлены не были.
Таким образом, на день вынесения решения судом первой инстанции указанные в административном иске нарушения пожарной безопасности имели место.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требование прокурора о возложении на административных ответчиков обязанности устранить спорные нарушения противопожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из безусловной обязанности административных ответчиков по обеспечению пожарной безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы устранение части нарушений касается всех зданий ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, о чем отражено как в решении суда, так и в заключении N 77.
Не могут повлечь за собой отмену решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы о вмешательстве суда первой инстанции в компетенцию органа государственной власти.
Согласно мотивировочной части решения суда в требовании прокурора о возложении обязанности на ФСИН России обеспечить финансирование работ, связанных с приведением в исправное состояние системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями нормативной документации по пожарной безопасности отказано, поскольку понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Согласно пункту 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (далее - Положение о ФСИН России), к основным задачам ФСИН России относятся, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
В соответствии с пунктом 7 Положения о ФСИН России в число полномочий, осуществляемых ФСИН России, входит разработка и реализация мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).
В силу пунктов 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что именно ФСИН России осуществляет обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.
Таким образом, возложение судом на ФСИН России обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности, соответствует закону и прав ФСИН России не нарушает.
При этом выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в практике судов кассационной инстанции (кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2023 N 24-КАД23-2-К4, кассационные определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2024 N 88а-4161/2024, от 10.01.2024 N 88а-428/2024).
Отсутствие достаточного финансирования не освобождает административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России от исполнения установленных законом обязанностей, поскольку отсутствие бюджетного финансирования не может быть оценено как уважительная причина, поскольку обеспечение пожарной безопасности, состоящей в прямой причинно-следственной связи с жизнью и здоровьем лиц, находящихся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета и не должно освобождать административных ответчиков от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.
Несогласие административных ответчиков со сроком исполнения решения суда подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Судом первой инстанции установлен срок для исполнения решения суда с учетом обстоятельств дела, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Установленный судом срок исполнения возложенных обязанностей, с учетом значимости регулируемых общественных отношений, необходимости защиты прав неопределенного круга лиц на состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, является разумным и достаточным для исполнения возложенной обязанности, установленным судом первой инстанции с учетом характера подлежащих выполнению мероприятий. При этом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия и ФСИН России вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в процессе рассмотрения дела административный истец изменил и предмет, и основание административного иска, не нашли своего подтверждения. Вопреки утверждениям административных ответчиков нарушений норм процессуального права при принятии уточненных исковых требований судом допущено не было.
В силу части 4 статьи 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключениями, предусмотренными настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Как следует из материалов дела, 9 августа 2024 г. и 26 сентября 2024 г. (т. 2 л.д. 109-116, 124 оборот, 153-161, 225 оборот) административным истцом был изменен предмет административного иска, при этом основания заявленных требований остались прежними, в связи с чем у суда отсутствовали предусмотренные процессуальным законом основания для отказа в принятии уточненных исковых требований.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2024 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.