Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2025 N 88а-13545/2025 (УИД 45RS0025-01-2024-000736-31)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: По результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности составлен акт о невыполнении ранее выданного предписания, а также о выявлении иных нарушений требований пожарной безопасности. Истец считает предписание незаконным, его содержание несоответствующим положениям нормативных правовых актов.
Решение: Отказано.

Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.09.2025 N 88а-13545/2025 (УИД 45RS0025-01-2024-000736-31)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: По результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности составлен акт о невыполнении ранее выданного предписания, а также о выявлении иных нарушений требований пожарной безопасности. Истец считает предписание незаконным, его содержание несоответствующим положениям нормативных правовых актов.
Решение: Отказано.


Содержание


СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2025 г. N 88а-13545/2025
Дело N 2а-23/2025
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В.,
судей Ладейщиковой М.В. и Печенкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 14 мая 2025 года по административному делу N 2а-23/2025 по административному исковому заявлению администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным предписания главного государственного инспектора по пожарному надзору отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Юргамышскому району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
на основании распоряжения от 10 сентября 2024 года в отношении администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области (далее - администрация) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт о невыполнении ранее выданного предписания от 10 июля 2024 года, а также о выявлении иных нарушений требований пожарной безопасности, изложенных в пунктах 1 - 38 акта. Администрации выдано предписание от 15 октября 2025 года N 2409/193-45/44-В/ПВП об устранении в срок до 25 марта 2025 года выявленных нарушений (далее - предписание).
Администрация обратилась в суд с административным иском о признании предписания незаконным, полагая, что его содержание не соответствует положениям нормативных правовых актов, а установленный для устранения нарушений срок является неразумным. Просила исключить из предписания пункты 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 37.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 28 января 2025 года административный иск удовлетворен частично, пункты 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 26 предписания исключены как незаконные. В удовлетворении остальной части требований администрации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 14 мая 2025 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требований о признании незаконными пунктов 7, 8, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 26 и по делу в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении требований администрации о признании незаконными указанных пунктов предписания отказано. В остальной части это решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 13 августа 2025 года) администрации просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, как незаконный.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением МЧС России по Курганской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В статье 2 Устава Юргамышского муниципального округа Курганской области, принятого решением Думы Юргамышского муниципального округа Курганской области от 30 июня 2022 года N 43 закреплено, что муниципальное образование наделено статусом муниципального округа.
В соответствии с Законом Курганской области от 10 декабря 2021 года N 143 все муниципальные образования, входящие в состав Юргамышского района Курганской области объединены во вновь образованное муниципальное образование - Юргамышский муниципальный округ Курганской области.
Административным центром Юргамышского муниципального округа является рабочий поселок Юргамыш, в состав территории Юргамышского муниципального округа входят: деревня Барановка, село Вилкино, деревня Вишневая, деревня Вохменка, село Гагарье, деревня Глубокая, село Горохово, село Губерля, деревня Долгая, деревня Елизаветинка, деревня Ерохина, деревня Ждановка, поселок сельского типа Зырянка, деревня Ик, деревня Ильинка, деревня Камаган, деревня Кандаковка, село Караси, село Кипель, село Кислянское, деревня Колупаевка, поселок сельского типа Кольцевой, деревня Кочегарова, деревня Красикова, деревня Красноборье, село Красный Уралец, деревня Крутоярка, деревня Кулаш, поселок сельского типа Лесные Горки, деревня Лешакова, деревня Ложкина, деревня Луговая, деревня Макаташкина, поселок сельского типа Малобеловодский, село М., деревня Малые Караси, деревня Маяк, поселок сельского типа Нива, деревня Новая Заворина, поселок сельского типа Новый Мир, село Норильное, деревня Окулова, деревня Острова, деревня Падун, деревня Патракова, деревня Пермяковка, село Пески, деревня Пестерева, село Петровское, деревня Пичевка, деревня Плотникова, деревня Постовалова, деревня Раздольная, деревня Редуть, деревня Рождественка, село Скоблино, село Таловка, деревня Токарева, деревня Туманова, деревня Фадюшино, село Чинеево, поселок сельского типа Чинеевский Участок, деревня Шемелино, деревня Щучье и прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения (статья 4 Устава).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимаются реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац 17 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В силу абзаца 5 статьи 21 указанного Закона меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В силу положений пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 статьи 6 Устава Юргамышского муниципального округа, в соответствии с которым обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Юргамышского муниципального округа отнесено к вопросам местного значения Юргамышского муниципального округа.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Судами установлено и из материалов дела следует, что пункты 7, 8, 10, 11, 12, 13, 17, 26 предписания связаны с несвоевременной уборкой сухой растительности, травы и камыша на территориях общего пользования в границах населенных пунктов д. Патракова (вблизи озера Большое Белое), д. Пестерева (вблизи озера Большое Белое), д. Ик (вблизи русла реки Ик), с. Губерля (вблизи озера Титттково), д. Красноборье (между территорией домовладений и водоемов), д. Острова (на въезде в населенный пункт, между территориями домовладений и озером Тишково), с. М. (вблизи озера Белое), д. Ложкина (вблизи территорий домовладений у озера Ложкино),
Пункты 18 - 21 касаются несвоевременного покоса травы на территориях общего пользования в границах населенных пунктов: д. Щучье (на въезде в населенный пункт между минерализованной полосой и территорией домовладений), д. Щучье (ул. Центральная и ул. Озерная), д. Щучье (между ул. Центральная и озером), д. Плотникова (с южной стороны между минерализованной полосой и территориями домовладений).
Как верно заключили суды, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (пункт 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Правила пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что к местам общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Поэтому своевременная уборка сухой растительности, покос травы, камыша в прибрежной зоне озер и рек в границах населенных пунктов на территории общего пользования отнесены к обязанностям администрации.
Пункты 18 - 21 предписания не возлагают на администрацию обязанность по уборке мусора, сухой растительности и покос травы на земельных участках принадлежащих физическим и юридическим лицам.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что администрация не является субъектом исполнения указанных обязанностей, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом акте.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований полагать, что вышеупомянутые обязанности (полномочия) следует отнести к переданным государственным полномочиям, не имеется.
Несогласие административного истца с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 14 мая 2025 года, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационных жалобы, представления исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 08 октября 2025 года.