Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2025 по делу N 88а-18137/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 29.04.2025 N 33а-2394/2025 (УИД 76RS0008-01-2024-001616-39)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия; 2) О возложении обязанности провести служебную проверку; 3) Об обязании направить комплект документов на рассмотрение комиссии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он проходил службу по контракту, был досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, обратился к ответчику с заявлением о проведении служебной проверки, установления причинно-следственной связи получения им заболевания в ходе выполнения служебных обязанностей, однако служебная проверка не проведена.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.


Апелляционное определение Ярославского областного суда от 29.04.2025 N 33а-2394/2025 (УИД 76RS0008-01-2024-001616-39)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия; 2) О возложении обязанности провести служебную проверку; 3) Об обязании направить комплект документов на рассмотрение комиссии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он проходил службу по контракту, был досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, обратился к ответчику с заявлением о проведении служебной проверки, установления причинно-следственной связи получения им заболевания в ходе выполнения служебных обязанностей, однако служебная проверка не проведена.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2025 г. N 33а-2394/2025
Судья Иванова Ю.И.
УИД 76RS0008-01-2024-001616-39
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Емельяновой Ю.В.,
судей Куклевой Ю.В., Сингатулиной И.Г.
при секретаре Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
29 апреля 2025 года
апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 05 декабря 2024 года по административному делу N 2а-1195/2024 по административному исковому заявлению Т.С.Г. к ФГУ "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России", ГУ МЧС России по Ярославской области, МЧС России об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Т.С.Г. обратился в суд с административным иском к ФГУ "Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России" (далее - Рузцентр) о признании незаконным бездействия, допущенного административным ответчиком при рассмотрении его заявления о назначении служебной проверки и направлении комплекта документов в порядке, предусмотренном пунктами 26 - 29 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС России N 280 от 23 апреля 2010 года; возложении обязанности назначить и провести служебную проверку обстоятельств полученного Т.С.Г. заболевания и его причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, а также направить полный комплект документов на рассмотрение комиссии для принятия решения о выплате Т.С.Г. единовременного пособия в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В обоснование требований указано, что в период с 01 ноября 2010 года по 09 марта 2024 года Т.С.Г. проходил службу по контракту в Рузцентре в должности техника отдела обеспечения (модульной группы) подвижного пункта управления. На основании Приказа N 3-ЛС от 28 февраля 2024 года Т.С.Г. досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе"). Заболевание, выявленное у Т.С.Г. в ходе госпитальной военно-врачебной комиссии от 23 ноября 2023 года, как указано в заключении, получено в период военной службы.
17 июня 2024 года Т.С.Н. направил в адрес Рузцентра заявление, в котором просил назначить служебную проверку обстоятельств случившегося (полученного им заболевания) и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, после чего направить полный комплект документов на рассмотрение комиссии для принятия решения о производстве ему соответствующей выплаты - единовременного пособия в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"; о принятом решении сообщить в его адрес.
Заявление Т.С.Г. было получено административным ответчиком 12 июля 2024 года, однако, на дату обращения в суд с настоящим административным иском, служебная проверка по его заявлению не назначена, не проведена, заключение по итогам проведения служебной проверки не составлено и не подписано, на рассмотрение комиссии не направлено.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУ МЧС России по Ярославской области, МЧС России.
Решением Переславского районного суда Ярославской области от 05 декабря 2024 года административный иск удовлетворен в полном объеме по заявленным требованиям.
С вынесенным решением не согласилась административный ответчик.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права, нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя ГУ МЧС России по Ярославской области по доверенности М., представителя МЧС России по доверенности Б., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу положений частей 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия фактических оснований для принятия обжалуемого решения, соответствие содержания решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, лежит на органе, организации, лице, наделенном государственными или иными публичными полномочиями и принявшем оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействия).
Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы Т.С.Г.
С выводом суда об удовлетворении административных исковых требований судебная коллегия не соглашается, находит его неправильным, не соответствующим материалам дела, а также закону.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2011 года N 1265, Рузцентр относится к спасательным воинским формированиям МЧС России. Спасательные воинские формирования образованы на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны.
Согласно пункту 2.1 Устава Рузцентра, утвержденного приказом МЧС России от 17 марта 2022 года N 213, предметом деятельности Учреждения является поддержание пунктов управления МЧС России в постоянной готовности к использованию по предназначению, а также защита населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Учреждение создано в целях выполнения задач по предназначению, определенных Президентом Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что действия и бездействия, а также решения Рузцентра могут быть обжалованы в порядке, установленном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 69-ФЗ сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона N 69-ФЗ установлены страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы.
Кроме того, служебная деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) регламентируется Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее - Правила N 280).
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) регламентирован порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в том числе, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы.
Также служебная деятельность военнослужащих регламентируется Федеральным закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом от 07 ноября 2022 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Таким образом, служебная деятельность военнослужащих Государственной противопожарной службы, а также сотрудников Государственной противопожарной службы, в том числе гарантии их социальной защиты, регламентированы соответствующими ведомственными нормативно-правовыми актами.
Судом установлено, из материалов дела следует, что Т.С.Г. проходил службу по контракту в Рузцентре в должности техника отдела обеспечения (модульной группы) подвижного пункта управления с 01 ноября 2010 года.
На основании Приказа N 3-ЛС от 28 февраля 2024 года Т.С.Г. досрочно уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе").
Заболевание, выявленное у Т.С.Г. в ходе госпитальной военно-врачебной комиссии от 23 ноября 2023 года, как указано в заключении, получено в период военной службы.
17 июня 2024 года Т.С.Н. направил в адрес Рузцентра заявление, в котором просил назначить служебную проверку обстоятельств случившегося (полученного им заболевания) и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, после чего направить полный комплект документов на рассмотрение комиссии для принятия решения о производстве ему единовременного пособия в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 283-ФЗ, о принятом решении сообщить в его адрес.
Заявление Т.С.Г. было получено административным ответчиком 12 июля 2024 года.
В ответе от 05 августа 2024 года за подписью начальника Рузцентра указано, что обращение Т.С.Г. рассмотрено, принято решение об отказе в назначении служебной проверки и направлении полного комплекта документов ввиду нецелесообразности. В обоснование принятого решения указано, что нормы Федерального закона N 283-ФЗ на Т.С.Г. не распространяются, ему надлежит руководствоваться нормами Федерального закона N 52-ФЗ, и при получении Т.С.Г. инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы случай будет являться страховым, что станет основанием для страховой выплаты.
Признавая незаконным указанное решение об отказе в назначении служебной проверки административного ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что правовое регулирование, установленное Правилами N 280, Федеральным законом N 283-ФЗ, не предусматривает такое решение на стадии обращения гражданина с заявлением о назначении выплаты, как признание требования нецелесообразным; фактически руководитель Рузцентра отказал Т.С.Г. в выплате, на которую он претендует, что выходит за пределы полномочий руководителя и нарушает права и законные интересы административного истца, который вправе претендовать на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке и принятие решения по нему уполномоченным органом, то есть комиссией из состава, перечисленного в пункте 6 Правил N 280. В свою очередь, доводы административных ответчиков об отсутствии у Т.С.Г. права на получение выплаты, предусмотренной Федеральным законом N 283-ФЗ, не имеет правового значения при рассмотрении заявленного административного иска. Право административного истца на назначение и проведение в отношении него служебной проверки по его обращению, направление комплекта документов, предусмотренных пунктами 26 - 29 Правил N 280, на рассмотрение комиссии для принятия решения о производстве выплаты, - суд нашел нарушенным и подлежащим защите.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права к спорным правоотношениям сторон.
Как указано выше, положениями Федерального закона N 283-ФЗ регламентированы отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в ФПС ГПС, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в ФПС ГПС, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Положениями Правил N 280 определен порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам ФПС ГПС (далее - сотрудники, работники), проходящим службу (работающим) в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах МЧС России, а также учреждениях и организациях, находящиеся в ведении МЧС России, или членам их семей в целях возмещения вреда, причиненного при исполнении должностных обязанностей, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами МЧС России, в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью; выполнении приказов и распоряжений руководителя органа, учреждения; участии в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем органа, учреждения; следовании к месту службы (командировки) и обратно, нахождении в служебной командировке; организации и осуществлении тушения пожаров, и проведении аварийно-спасательных работ.
Кроме того, указанными Правилами установлены основания и порядок осуществления единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, сумм в возмещение причиненного вреда сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении.
Пунктами 26 - 29 Правил N 280 установлены перечни документов, предоставляемых на рассмотрение комиссии для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника (работника), в случае смерти гражданина Российской Федерации (до истечения одного года со дня увольнения), в случае повреждения здоровья сотрудника (работника), а также для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику (с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц). В числе таких документов указаны копии материалов и заключение служебной проверки, указанной в пункте 9 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 280 по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр), первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра, руководителя структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа МЧС России, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения не позднее 10 дней со дня подачи письменного заявления гражданина (бывшего сотрудника или работника ФПС ГПС, а также членов его семьи, далее - заинтересованные лица) в порядке, установленном приказом МЧС России от 17 октября 2016 года N 550 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", назначается служебная проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей (не требуется установление причинной связи с выполнением служебных обязанностей в случаях: гибели (смерти) сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС; смерти гражданина Российской Федерации (бывшего сотрудника), наступившей в течение одного года после увольнения из ФПС ГПС вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС).
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, Т.С.Г. сотрудником либо работником ФПС ГПС не являлся, с 01 ноября 2010 года проходил службу по контракту в Рузцентре в должности техника отдела обеспечения (модульной группы) подвижного пункта управления; досрочно уволен с военной службы в отставку на основании приказа N 3-ЛС от 28 февраля 2024 года по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Положения нормативно-правовых актов, регулирующих служебную деятельность сотрудников ФПС ГПС, в том числе, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в ФПС ГПС, - к правоотношениям с лицами, проходящим военную службу в спасательных воинских формированиях МЧС России, применению не подлежат.
Как изложено выше, служебная деятельность военнослужащих ФПС ГПС, а также сотрудников ФПС ГПС, в том числе гарантии их социальной защиты, регламентированы самостоятельными ведомственными нормативно-правовыми актами, в том числе, военнослужащих - изложенными выше нормативно-правовыми актами.
Принимая во внимание изложенное в совокупности, при установленных обстоятельствах дела, оснований для назначения и проведения служебной проверки по заявлению Т.С.Г., а также направления комплекта документов в порядке, предусмотренном пунктами 26 - 29 Правил N 280, у административного ответчика не имелось, предоставленный административному истцу ответ от 05 августа 2024 года за подписью начальника Рузцентра соответствует требованиям изложенных выше нормативно-правовых актов, прав административного истца не нарушает. Незаконного бездействия административным ответчиком не допущено. Оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имелось.
Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Т.С.Г. в полном объеме.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Переславского районного суда Ярославской области от 05 декабря 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых Т.С.Г. требований отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.