Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2024 N 88а-6900/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 19.10.2023 по делу N 33а-4354/2023 (УИД 33RS0011-01-2023-001828-12)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 19.10.2023 по делу N 33а-4354/2023 (УИД 33RS0011-01-2023-001828-12)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Решение: Отказано.
ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2023 г. по делу N 33а-4354/2023
Дело N 2а-1569/2023 (1 инстанция)
Дело N 33а-4354/2023 (2 инстанция) Докладчик Емельянова О.И.
Дело N 2а-1569/2023 (1 инстанция) Судья Ким И.Г.
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Морковкина Я.Н.,
судей Семенова А.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 октября 2023 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 15 июня 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области, признано незаконным предписание ГУ МЧС по Владимирской области в лице ОНДиПР по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому району от 27.04.2023 N 29/3 "Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности".
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия
установила:
Администрация Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области обратилась в суд с административным иском к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам Владимирской области о признании недействительными результатов проверки, установленных в акте внеплановой выездной проверки от 27.04.2023 N 29/-/-, признании незаконным предписания от 27.04.2023 N 29/3 "Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности".
В обоснование заявленных требований указано, что в отношении администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Владимирской области проведено контрольно-надзорное мероприятие N 332305596085 по соблюдению правил противопожарного режима в населенных пунктах: п.Малыгино. п.Гигант, с.Большие Всегодичи и д. Пустынка. В ходе контрольно-надзорного мероприятия должностным лицом - инспектором отделения нормативно-технического ОНД и IIP по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской - государственным инспектором г. Коврова. Ковровского и Камешковского районов по пожарному надзору А.Т.Д. составлен акт внеплановой выездной проверки от 27.04.2023 N 29/-/- и вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 27.04.2023 N 29/3 в которых указано, что в ходе проверки выявлены нарушения в д. Пустынка, а именно: противопожарная минерализованная полоса, создающаяся в целях исключения перехода природных пожаров на территорию населенного пункта, подверженного угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров (
Постановление Правительства Владимирской области от 01.03.2023 N 112) до начала пожароопасного сезона, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима выполнена не в полном объеме, чем нарушены обязательные требования
п. 70 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации". На администрацию возложена обязанность устранить вышеуказанные нарушения в срок до 24.06.2023. Администрация Малыгинского сельского поселения считает акт проверки и предписание незаконными, вынесенными с нарушением требований, изложенных в решении Ковровского городского суда и неисполнимыми. К населенным пунктам, подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров
постановлением Правительства Владимирской области от 01.03.2023 N 112 отнесены: п.Малыгино, п.Гигант, с.Большие Всегодичи и д. Пустынка. Одновременно с этим, решением Ковровского городского суда от 16.11.2022 по делу N 2а-2728/2022 на администрацию Малыгинского сельского поселения возложена обязанность в выполнении аналогичных требований, ранее содержавшихся в п. 63. а именно: создать (обновить) вокруг населенных пунктов Малыгинского сельского поселения п.Малыгино, п.Гигант, с.Большие Всегодичи и д. Пустынка противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Но суд указал в своем решении, что минерализованные полосы надлежит создать с учетом особенностей рельефа местности. Администрация Малыгинского сельского поселения во исполнение решения суда создала (обновила) минерализованные полосы вокруг вышеуказанных населенных пунктов с учетом особенностей рельефа местности, в том числе и вокруг д. Пустынка. В частности непосредственно к границам д. Пустынка вплотную, а в некоторых местах и заходя на территорию деревни, расположены земли лесного фонда, занятые лесными насаждениями, осуществлять вырубку которых с целью создания минерализованных полос администрация не имеет никаких законных прав. В то же время со стороны деревни к лесным насаждениям вплотную прилегают частные земельные участки, на которых проводить мероприятия по созданию минерализованных полос администрация также не имеет права. Указали, что администрацией Малыгинского сельского поселения создана (обновлена) минерализованная полоса вокруг д. Пустынка с учетом рельефа местности переменной ширины от 1.5 до 10 метров, с учетом частичного расширения этих полос пролегающими вокруг деревни грунтовыми дорогами шириной около 3 метров. Считают акт внеплановой выездной проверки от 27.04.2023 N 29/-/- и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N от 27.04.2023 N 29/3, вынесенные должностным лицом ОНДиПР, незаконными и противоречащими решению суда.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области по доверенности Т. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Ковровского района Владимирской области по доверенности С. поддержала административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика начальник отделения ОНД и ПР по г. Коврову, Ковровскому и Камешковским районам Б. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Представители заинтересованных лиц ГКУ ВО "Ковровское лесничество", Министерства лесного хозяйства Владимирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили отзывы на административное исковое заявление, в которых указали, что в соответствии со
ст. 53.6 ЛК РФ осуществление рубок лесных насаждений в целях создания противопожарных разрывов допускается на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации. В настоящее время режим ЧС в лесах на территории Владимирской области не вводился и не действует, нормативные документы, регламентирующие рубку лесных насаждений для создания противопожарных разрывов, отсутствуют. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Рубка лесных насаждений на землях лесного фонда без регламентирующих документов будет являться незаконной.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Владимирской области просит решение отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что суд первой инстанции, приходя к выводу о принятии административным истцом исчерпывающих мер по исполнению решения от 16.11.2022 и отсутствию у него полномочий по осуществлению рубки лесного массива, поскольку д. Пустынка не признана зоной ЧС, неправильно применяет нормы материального права. Ссылаясь на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов в редакции от 25.01.2019, абз. 2 ст. 70 ППР в РФ, полагает, что суд первой инстанции ошибочно трактовал действующие нормы ППР в РФ, как возлагающие на администрацию исключительно обязанность по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос, проигнорировав возможность создания иных противопожарных барьеров. Обращает внимание на то, что администрацией Малыгинского сельского поселения не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении административного истца в своих правах на выбор способа, которым будет обеспечена пожарная безопасность, при этом указано на наличие у административного истца права на обращение в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда от 16.11.2022. Ссылаясь на нормы закона, полагает, что суд неправомерно относит к рельефу местности лесные массивы по той причине, что лесные насаждения и лесная подстилка способствуют усилению и развитию горения, но не могут выступать противопожарным барьером, исключающим распространение огня, указывая также на требование о наличии противопожарного расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений сельских населенных пунктов и должно составлять не менее 30 м, от садовых домов и хозяйственных построек - не менее 15 м. Полагает, что при рассмотрении указанного спора суд оставил невыясненными обстоятельства, имеющие существенное значение, а именно: противоправные действия административного истца по установлению границ населенного пункта д. Пустынка, не соответствующим требованиям п. 5 Приложения 1 СНиП 2.07.01-89* "Строительные нормы и правила градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области по доверенности Т. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица администрации Ковровского района Владимирской области по доверенности С. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Владимирской области в лице ОНДиПР по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому району УНДиПР ГУ МЧС по Владимирской области по доверенности Л. доводы жалобы поддержала по изложенным основаниям.
Представители заинтересованных лиц ГКУ ВО "Ковровское лесничество", Министерства лесного хозяйства Владимирской области в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены
статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со
статьей 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу
части 1 статьи 218,
части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке
главы 22 КАС РФ, является несоответствие обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Принимая обжалуемое решение и признавая незаконным предписание ГУ МЧС по Владимирской области в лице ОНДиПР по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому району от 27.04.2023 N 29/3 "Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности", суд первой инстанции, ссылаясь на исполнение решения Ковровского городского суда от 16.11.2022, пришел к выводу о том, что заявителем приняты исчерпывающие меры по исполнению решения суда, при отсутствии полномочий по осуществлению рубки лесного массива, ввиду того, что Малыгинское сельское поселение не признано зоной чрезвычайной ситуации, полагая, что в связи с вышеизложенным, обжалуемое предписание является незаконным.
Судебная коллегия с вышеназванными выводами суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствие с
пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с
преамбулой к Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) указанный Федеральный
закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
Согласно
пункту 90 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Из материалов дела следует, что начальником Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области - главным государственным инспектором по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам по пожарному надзору Ц. издано распоряжение от 31 марта 2023 года N 29 о проведении проверки.
В качестве правового основания для проведения проверки в распоряжении указано: постановление администрации Владимирской области от 01.03.2022 N 112 "Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 г.; протокол оперативного совещания Совета Безопасности РФ по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий" от 08.02.2023, утвержденного Президентом РФ от 14.02.2023 N Пр-267;
ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Положения "О федеральном государственном пожарном надзоре", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290;
ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Сроки проведения проверки данным распоряжением установлены с 17.04.2023 по 17.05.2023.
С копией вышеназванного распоряжения ознакомлен глава администрации Н. 31.03.2023, который также присутствовал в ходе проведения проверки.
27.04.2023 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района с целью проверки соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров.
Составлен акт проверки от 27.04.2023 N 29/-/-.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отделения нормативно-технического Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам А.Т.А. вынесено предписание 27.04.2023 N 29/3 "Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности". Администрации Малыгинского сельского поселения предписано в срок до 24.06.2023 в населенном пункте д. Пустынка устранить нарушения
п. 70 Правил противопожарного режима, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
В предписании указаны выявленные нарушения
п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии вокруг д. Пустынка противопожарной минерализованной полосы, с указанием сроков устранения нарушения - до 24.06.2023. Предписание в тот же день получено главой администрации, о чем свидетельствует его подпись.
Таким образом, основания, предусмотренные законом, для проведения внеплановой выездной проверки имелись. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах установленной законом компетенции, в отсутствие нарушений к порядку и сроку его вынесения.
Согласно
пункту 9 части 1,
части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в
части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с
пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В силу
статьи 6 Закона N 69-ФЗ, государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального
закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального
закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности подразумевает реализацию первичных мер пожарной безопасности на предупреждение пожаров, создание условий для безопасности людей и сохранности имущества от пожаров.
Ответственность за надлежащее исполнение требований пожарной безопасности в силу закон возложена на администрацию Малыгинского сельского поселения.
Таким образом, именно на администрацию Малыгинского сельского поселения Ковровского района (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, что свидетельствует о том, что предписание выдано в отношении надлежащего субъекта.
Правительством Владимирской области принято постановление от 01.03.2023 N 112 "Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году".
Указанным постановлением от 01.03.2023 N 112 в перечень населенных пунктов Владимирской области (г. Ковров и Ковровский район), подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году включен населенный пункт: д. Пустынка.
Приказом Министерства региональной безопасности Владимирской области от 13.04.2023 N 3-н "Об установлении особого противопожарного режима на территории Владимирской области", действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, в границах Владимирской области на период с 13.04.2023 до принятия решения об отмене особого противопожарного режима установлен особый противопожарный режим.
Названный режим с 08.07.2023 отменен приказом Министерства региональной безопасности Владимирской области от 07.07.2023 N 4-н "Об отмене особого противопожарного режима на территории Владимирской области".
Доводы администрации Малыгинского сельского поселения о том, что имеется вступившее в законную силу решение Ковровского городского суда от 16.11.2022, срок исполнения которого на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания не истек, являются не состоятельными, и подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не имеет юридического значения.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885 внесены изменения в
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, вступившие в силу с 01.03.2023, на соответствие которым проведена проверка и вынесено предписание.
Согласно положениям
статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей, защита имущества при пожаре. Такая система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом N 184-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
В силу
пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ к противопожарным преградам, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, относятся, в том числе, противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии с Постановлением Правительства Владимирской области от 01.03.2023 N 112 "Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году" населенные пункты города Ковров Владимирской области и Ковровского района указаны в Приложении N 1 (п. Малыгино, п. Гигант, с. Большие Всегодичи и д. Пустынка Малыгинского сельского поселения).
Пунктом 70 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 в редакции, в ступившей в силу с 01.03.2023 установлено императивное требование, в соответствии с которым в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры
(абзац 2).
Указанную меру законодатель не связывает с палом травы, а также с безусловной обязанностью произвести вырубку лесных насаждений на землях лесного фонда, в связи с чем доводы администрации являются ошибочными.
Устранение указанного в предписании нарушения требований
пункта 70 Правил противопожарного режима по смыслу указанной нормы и требований
статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ допускается путем оборудования иных противопожарных барьеров.
Положения
п. 70 Правил противопожарного режима предъявляют требования к территориям, прилегающим к лесу.
В материалах дела содержатся ссылки на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, в которых указано, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.
Исходя из изложенного, в тех случаях, когда вырубка леса запрещена, предупреждение пожаров может осуществляться путем создания противопожарных минерализованных полос в виде асфальтированных или грунтовых дорог с учетом входящих в них элементов (проезжие части, обочины, водоотводные канавы), железных дорог, а также путем организации иных мер предупреждения пожаров, не связанных со сплошными рубками лесных насаждений.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что у Главного управления МЧС по Владимирской области в лице ОНДиПР по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому району УНД и ПР ГУ МЧС по Владимирской области имелись предусмотренные законом основания и полномочия для вынесения в адрес администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области предписания от 27.04.2023 N 29/3 "Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности".
Оспариваемое предписание от 27.04.2023 N 29/3 отвечает требованиям, указанным в
Правилах противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных администрацией Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской требований не имеется, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области.
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 15 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Владимирской области от 27.04.2023 N 29/3 отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ковровский городской суд Владимирской области.
Председательствующий
Я.Н.МОРКОВКИН
Судьи
А.В.СЕМЕНОВ
О.И.ЕМЕЛЬЯНОВА