Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2024 N 88а-6900/2024 (УИД 33RS0011-01-2023-001828-12)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Решение: Отказано.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2024 N 88а-6900/2024 (УИД 33RS0011-01-2023-001828-12)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Решение: Отказано.


Содержание


ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2024 г. N 88а-6900/2024
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,
судей Смирновой Е.Д., Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 15 февраля 2024 года в суд первой инстанции кассационную жалобу администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 19 октября 2023 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области об оспаривании предписания ГУ МЧС по Владимирской области (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя административного истца администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области ФИО9., судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Владимирской области от 1 марта 2023 года N 112 "Об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров в 2023 году" д. Пустынка включена в перечень соответствующих населенных пунктов.
В период с 13 апреля 2023 года до 8 июля 2023 года в границах Владимирской области действовал особый противопожарный режим (приказы Министерства региональной безопасности Владимирской области от 13 апреля 2023 года N 3-н, 7 июля 2023 года N 4-н).
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области - главного государственного инспектора по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области ФИО5 от 31 марта 2023 года N 29 в отношении администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров.
По результатам проверки составлен акт от 27 апреля 2023 года N, инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области ФИО6 в адрес администрации Малыгинского сельского поселения внесено предписание от 27 апреля 2023 года N об устранении в срок до 24 июня 2023 года нарушения пункта 70 Правил противопожарного режима, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, выразившегося в том, что противопожарная минерализованная полоса выполнена не в полном объеме.
Администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными результатов проверки, установленных в акте внеплановой выездной проверки от 27 апреля 2023 года N предписания ГУ МЧС по Владимирской области от 27 апреля 2023 года N, мотивируя требования тем, что наряду с постановлением Правительства Владимирской области от 1 марта 2023 года N 112 состоялось решение Ковровского городского суда от 16 ноября 2022 года, которым на администрацию возложена обязанность по выполнению аналогичных требований, ранее содержавшихся в пункте 63 Правил, а именно: создать (обновить) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров с учетом особенностей рельефа местности, в том числе вокруг д. Пустынка. Во исполнение указанного решения администрация поселения создала (обновила) минерализованную полосу вокруг д. Пустынка с учетом особенностей рельефа местности переменной ширины от 1,5 до 10 метров, а также путем частичного расширения этих полос прилегающими вокруг деревни грунтовыми дорогами шириной около 3 метров. В то же время, вплотную к границам д. Пустынка, а в некоторых местах и на территории деревни расположены земли лесного фонда, занятые лесными насаждениями, осуществлять вырубку которых с целью создания минерализованных полос администрация не вправе. Также со стороны деревни к лесным насаждениям вплотную прилегают частные земельные участки, право проводить мероприятия по созданию минерализованных полос на которых у администрации отсутствует.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 15 июня 2023 года признано незаконным предписание ГУ МЧС по Владимирской области в лице ОНДиПР по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам от 27 апреля 2023 года N "Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 19 октября 2023 года решение Ковровского городского суда Владимирской области от 15 июня 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области отказано.
В кассационной жалобе администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные минерализованные полосы являются противопожарной преградой.
Абзацем 2 пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (в редакции постановления Правительства РФ от 24 октября 2022 года N 1885) предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В ранее действовавшей до 24 октября 2022 года редакции Правил аналогичное положение содержалось в абзаце 7 пункта 63, согласно которому предусматривалось, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Судами установлено, что вступившим в законную силу 24 декабря 2022 года решением Ковровского городского суда Владимирской области от 16 ноября 2022 года на администрацию Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу создать (обновить) вокруг населенных пунктов поселок Малыгино, поселок Гигант, село Большие Всегодичи, деревня Пустынка Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, с учетом особенностей рельефа местности.
Разрешая требования администрации поселения и признавая оспариваемое предписание незаконным, суд первой инстанции указал, что во исполнение решения Ковровского городского суда от 16 ноября 2022 года администрацией Малыгинского сельского поселения приняты исчерпывающие меры, полномочия по осуществлению рубки лесного массива отсутствуют, поскольку Малыгинское сельское поселение не признано зоной чрезвычайной ситуации.
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении требований администрации поселения, судебная коллегия апелляционной инстанции указала на наличие оснований для вынесения оспариваемого предписания со ссылкой на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов от 25 января 2019 года о том, что в тех случаях, когда вырубка леса запрещена, предупреждение пожаров может осуществляться путем создания противопожарных минерализованных полос в виде асфальтированных или грунтовых дорог с участием входящих в них элементов (проезжие части, обочины, водоотводные канавы), железных дорог, а также путем организации иных мер предупреждения пожаров, не связанных со сплошными рубками лесных насаждений.
В кассационной жалобе административный истец приводит доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, а именно статьи 19 Закона о пожарной безопасности и пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности исключительно в границах населенных пунктов.
Указывает, что в письме Федерального агентства лесного хозяйства не говорится о создании минерализованных полос в виде дорог, а допускается использование уже имеющихся в лесах дорог и просек, не связанных со сплошными рубками;
судами не выяснялось наличие у администрации поселения полномочий по противопожарному обустройству лесов, осуществляемому в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества;
в связи с тем, что территория лесного фонда прилегает к населенному пункту д. Пустынка вокруг него в силу положений статьи 22.1 Закона о пожарной безопасности реализация мер пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года N 1614, а также ГОСТ Р57972-2017;
поскольку администрация поселения обладает полномочиями на проведение противопожарных мероприятий исключительно в пределах населенных пунктов, постольку отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ковров, Ковровскому и Камешковскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области не имел оснований для проведения проверки соблюдения администрацией поселения требований пожарной безопасности вокруг населенного пункта на землях лесного фонда.
В жалобе также содержатся утверждения о неконкретности предписания в той части, в чем именно заключается выполнение требований пожарной безопасности не в полном объеме - в ширине либо длине минерализованной полосы и в каком месте населенного пункта.
Приведенные доводы не влекут отмену состоявшегося судебного акта, как основанные на неправильном толковании и понимании норм материального права.
Пунктом 2 Приказа Министерства региональной безопасности Владимирской области от 13 апреля 2023 года N 3-н органам местного самоуправления муниципальных образований области на период действия особого противопожарного режима на территории области рекомендовано обеспечить создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры.
Данные положения Приказа в совокупности и взаимосвязи с положениями статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, статьи 19 Закона о пожарной безопасности относят к полномочиям органов местного самоуправления выполнение мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности, применительно к рассматриваемому случаю, в том числе на территории, примыкающей к лесу.
Абзац 5 статьи 21 Закона о пожарной безопасности устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке, независимо от конкретизации данных требований по субъекту, который обязан их выполнять.
Что касается непосредственного примыкания земель лесного фонда к землям населенного пункта, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии возможности устройства минерализованной полосы, так как действующее законодательство не содержит норм, исключающих обязанность создания противопожарных минерализованных полос при непосредственном примыкании земель лесного фонда к землям населенного пункта или при расположении земель лесных насаждений на территории населенного пункта.
Относительно неконкретности предписания судебная коллегия также находит доводы жалобы несостоятельными, поскольку при проведении внеплановой выездной проверки был произведен осмотр, в ходе которой осуществлялась фотосъемка, являющаяся приложением к протоколу осмотра (л.д. 10) и позволяющая устранить сомнения в отношении мест, где минерализованная полоса отсутствовала либо не соответствовала установленным размерам.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов суда второй инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене апелляционного определения в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, а также повлиявших на исход административного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Малыгинского сельского поселения Ковровского района Владимирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Е.П.РАХМАНКИНА
Судьи
Е.Д.СМИРНОВА
И.В.ВОЙТА
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 апреля 2024 года