Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2025 N 88а-15093/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 22.01.2025 N 33а-846/2025 (УИД 03RS0053-01-2024-001030-73)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выявлены нарушения требований пожарной безопасности в участковой избирательной комиссии.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 22.01.2025 N 33а-846/2025 (УИД 03RS0053-01-2024-001030-73)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выявлены нарушения требований пожарной безопасности в участковой избирательной комиссии.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2025 г. N 33а-846/2025(33а-23820/2024)
Дело N 2а-831/2024
УИД N 03RS0053-01-2024-001030-73
судья Шахмуратов Р.И.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кужбаевой А.Р.,
судей Гималетдинова А.М., Маркеловой И.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кушнаренковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, муниципальному автономному учреждению культуры Межпоселенческий районный дом культуры муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Кужбаевой А.Р., выслушав объяснения представителя Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора Гриненко Е.С., возражавшую относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
прокурор Кушнаренковского района (далее также - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению культуры межпоселенческий районный дом культуры муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее также - МАУК Кушнаренковский МРДК), Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее также - Администрация МР К.) об обязании МАУК Кушнаренковский МРДК устранить выявленные прокурорской проверкой нарушения в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу; о возложении на Администрацию МР К. в течение 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МАУК Кушнаренковский МРДК на устранение выявленных нарушений.
Требования мотивированы тем, что прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства о выборах в деятельности органа местного самоуправления по соблюдению в местах массового пребывания людей, на избирательных участках требований противопожарного законодательства. Выявлены нарушения требований пожарной безопасности в участковой избирательной комиссии N 24511, расположенной в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>, а именно здание не оснащено системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей.
Аналогичные нарушения выявлены:
- Участковая избирательная комиссия N 2453, расположенная в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2463, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2464, расположенная в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2465, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2466, расположенная в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...> Октября, д. 32;
- Участковая избирательная комиссия N 2467, расположенная в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2463, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2469, расположенная в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2473, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2470, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, Кушнаренковский: район, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2476, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2482, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2480, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2483, расположенная в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2484, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2487, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2483, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2492, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>;
- Участковая избирательная комиссия N 2493, расположенная в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>.
Выявленные проверкой нарушения законодательства об охране жизни и здоровья участников избирательного процесса, в том числе находящихся в учреждениях культуры, могут стать причиной несчастного случая, и как следствие, повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. В качестве заинтересованного лица истцом указано Министерство культуры Республики Башкортостан (л.д. 5-10).
Также в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (л.д. 2).
В судебном заседании 30.09.2024 представитель административного истца пояснил, что в части оборудования системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей в здании сельского клуба по адресу: Республика Башкортостан, <...>, не поддерживает исковые требования (л.д. 91 оборот).
Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30.09.2024 на Администрацию МР Кушнаренковский район РБ возложена обязанность осуществить финансирование мероприятий по закупке и оборудованию системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей объектов культуры: Ахметовский сельский дом культуры, Канлинский сельский клуб, Бакаевский сельский дом культуры, Верхнесаитовский сельский клуб, Иликовский сельский дом культуры, Гумеровский сельский клуб, Саитовский сельский клуб, Карача-Елгинский сельский дом культуры, Тартышевский сельский клуб, Султанаевский сельский дом культуры, Толбазинский сельский дом культуры, Старогумеровский сельский дом культуры, Старокурмашевский сельский дом культуры, Старокамышлинский сельский дом культуры, Новокурмашевский сельский дом культуры, Стартукмаклинский сельский дом культуры, Каратянский сельский дом культуры, Шариповский сельский дом культуры, Мамяковский сельский дом культуры, не позднее 11 месяцев со дня вступления решения в законную силу. На МАУК Кушнаренковский МРДК возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей указанных объектов культуры, не позднее 7 месяцев со дня выделения денежных средств Администрацией МР Кушнаренковский район РБ (л.д. 93-100).
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Администрации МР Кушнаренковский район РБ обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить в части возложения на Администрацию обязанности осуществить финансирование для устранения учреждением нарушений противопожарного законодательства. Указывает, что Администрация МР Кушнаренковский район РБ является главным распорядителем бюджетных средств муниципального района и производит финансирование деятельности этих учреждений. При этом понуждение к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя (л.д. 106-110).
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Как следует из материалов дела, прокурором в ходе проверки исполнения ранее внесенного представления в отношении помещений участковых избирательных комиссий муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно здания объектов культуры не оснащены системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей (л.д. 11-15)
Указанные нарушения выявлены в перечисленных ранее зданиях, занимаемых участковыми избирательными комиссиями, что подтверждается информацией, представленной Дюртюлинским межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, которая получена во исполнение поручения прокурора в рамках проверки исполнения представления в отношении помещений участковых избирательных комиссий муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (л.д. 29-40).
В ответ на представление прокурора Администрация МР Кушнаренковский район РБ ответила, что данные нарушения не устранены ввиду необходимости значительных финансовых (десятки миллионов рублей) и временных затрат. При обращении подведомственных учреждений в Администрацию по вопросу дополнительного финансирования в указанных целях и обоснования суммы для проведения работ Администрация проведет процедуру включения в расходную часть бюджета финансирование данных мероприятий. По мере поступления доходов в бюджет муниципального района будет проводиться работа по внесению изменений в его расходную часть (л.д. 26 - 28).
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что указанные нарушения законодательства создают опасность для жизни и здоровья участников избирательного процесса, в том числе лиц, находящихся в учреждениях культуры, при этом, установив, что здания находятся в муниципальной собственности муниципального района Кушнаренковский район РБ, на праве оперативного управления - у МАУК Кушнаренковский МРДК, пришел к выводу, что указанные недостатки подлежат устранению МАУК Кушнаренковский МРДК после выделения соответствующего финансирования Администрацией МР Кушнаренковский район РБ.
Проверяя законность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по осуществлению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, не допускать их использование не по назначению.
В силу положений ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464 (далее также Требования N 1464), объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3, п. 31 которого предусмотрено, что в зданиях культурно-зрелищного назначения (театры, клубы, концертные и киноконцертные залы, филармонии, дома культуры со сценой и зрительным залом) оборудуются системой пожарной сигнализации.
Согласно п. 8 Требований N 1464 объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5, п. 8 которого предусмотрено, что в зданиях театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других подобных учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Аналогичные требования содержатся в "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009), утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173.
Согласно пункту 2.5 СП 3.13130.2009 под системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) понимается комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре содержатся в разделе 7 СП 3.13130.2009.
В частности, здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
В соответствии с пунктом 6 таблицы 2 СП 3.13130.2009 театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (вместимость зала) от 100 до 300 человек должны быть оснащены СОУЭ 2 типа, вместимостью от 300 до 1500 человек - СОУЭ 3 типа.
Установив, что указанные требования в отношении помещений участковых избирательных комиссий, которые расположены в зданиях объектов культуры (сельских клубов), не выполнены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на МАУК Кушнаренковский МРДК обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности путем оборудования системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей объектов культуры.
Факт наличия нарушений установленных требований подтверждается актами проверки, объяснениями лиц, участвующих в деле, и не оспаривался ответчиками.
Доводы представителя Администрации МР Кушнаренковский район РБ в суде апелляционной инстанции о необоснованности возложения на данный орган обязанности финансирования, поскольку главным распорядителем бюджетных средств по учреждениям культуры муниципального района является МКУК Отдел культуры МР Кушнаренковский район РБ нельзя признать состоятельными.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) предусмотрены следующие понятия:
главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Согласно п. 1 ст. 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
В силу п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 БК РФ).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Администрация МР Кушнаренковский район РБ, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
Соответственно, вывод суда первой инстанции соответствует указанным правовым актам.
Учредителем МКУК Отдел культуры муниципального района Кушнаренковский район РБ (ОГРН <...>), согласно общедоступной информации на сайте ФНС России, является Администрация МР Кушнаренковский район РБ.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что непривлечение к участию в деле подведомственного распорядителя - МКУК Отдел культуры муниципального района Кушнаренковский район РБ - не свидетельствует о том, что затрагиваются права данного лица либо о невозможности исполнения решения суда, возложившего обязанность по финансированию устранения нарушений на главного распорядителя - Администрацию МР Кушнаренковский район РБ.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для изменения либо отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела судебной коллегией не выявлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Р.КУЖБАЕВА
Судьи
А.М.ГИМАЛЕТДИНОВ
И.А.МАРКЕЛОВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 февраля 2025 года