Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.09.01-2025.09.27) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2025 N 88а-15093/2025 (УИД 03RS0053-01-2024-001030-73)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выявлены нарушения требований пожарной безопасности в участковой избирательной комиссии.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2025 N 88а-15093/2025 (УИД 03RS0053-01-2024-001030-73)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выявлены нарушения требований пожарной безопасности в участковой избирательной комиссии.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2025 г. N 88А-15093/2025
Дело N 2а-831/2024
УИД 03RS0053-01-2024-001030-73
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А.,
судей Бритвиной Н.С., Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 22 июля 2025 года кассационную жалобу администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2025 года по административному делу N 2а-831/2024 по административному исковому заявлению прокурора Кушнаренковского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, муниципальному автономному учреждению культуры Межпоселенческий районный дом культуры муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., представляющего прокуратуру Республики Башкортостан, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кушнаренковского района Республики Башкортостан (далее также - административный истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее также - администрация), муниципальному автономному учреждению культуры Межпоселенческий районный дом культуры муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (далее также - МАУК Кушнаренковский МРДК).
В обоснование административного иска указано, что прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства о выборах в деятельности органа местного самоуправления по соблюдению в местах массового пребывания людей, на избирательных участках требований противопожарного законодательства. Выявлены нарушения требований пожарной безопасности в участковой избирательной комиссии N 24511, расположенной в здании сельского дома культуры по адресу: Республика Башкортостан, <...>, а именно здание не оснащено системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей. Аналогичные нарушения выявлены еще в 19 участковых избирательных комиссиях Республики Башкортостан.
Указывая на то, что выявленные нарушения законодательства могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, прокурор просил суд: обязать МАУК Кушнаренковский МРДК устранить выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу; возложить на администрацию обязанность в течение 11 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МАУК Кушнаренковский МРДК на устранение выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Решением Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2025 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены; на администрацию возложена обязанность в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий по закупке и оборудованию системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей указанных прокурором объектов культуры; на МАУК Кушнаренковский МРДК возложена обязанность в срок не позднее 7 месяцев со дня выделения денежных средств администрацией устранить нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей объектов культуры.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ввиду несоответствия выводов судов, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать.
По мнению кассатора, судами не учтено, что финансовые затраты, выделяемые на устранение выявленных нарушений законодательства, являются значительными, в свою очередь понуждение администрации, как главного распорядителя денежных средств, к выделению финансирования, является ограничением ее прав и вмешательством в исключительную компетенцию.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившегося участника, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущены.
Из материалов административного дела следует, что прокурором в ходе проверки исполнения ранее внесенного представления в отношении помещений участковых избирательных комиссий муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно здания объектов культуры не оснащены системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей (л.д. 11-15).
Указанные нарушения выявлены в зданиях, занимаемых участковыми избирательными комиссиями, что подтверждается информацией, представленной Дюртюлинским межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Республике Башкортостан, которая получена во исполнение поручения прокурора в рамках проверки исполнения представления в отношении помещений участковых избирательных комиссий муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан (л.д. 29-40).
В ответ на представление прокурора администрация указала, что нарушения не устранены ввиду необходимости значительных финансовых и временных затрат. При обращении подведомственных учреждений в администрацию по вопросу дополнительного финансирования в указанных целях и обоснования суммы для проведения работ администрация проведет процедуру включения в расходную часть бюджета финансирование данных мероприятий. По мере поступления доходов в бюджет муниципального района будет проводиться работа по внесению изменений в его расходную часть (л.д. 26-28).
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что выявленные прокурором нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников избирательного процесса, в том числе лиц, находящихся в учреждениях культуры.
Суд, установив, что спорные здания находятся в муниципальной собственности муниципального района, и переданы на праве оперативного управления МАУК Кушнаренковский МРДК, пришел к выводу, что нарушения подлежат устранению МАУК Кушнаренковский МРДК за счет выделения соответствующего финансирования администрацией.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, в силу положений статьи 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464 (далее также - Требования N 1464), объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3, пунктом 31 которого предусмотрено, что в зданиях культурно-зрелищного назначения (театры, клубы, концертные и киноконцертные залы, филармонии, дома культуры со сценой и зрительным залом) оборудуются системой пожарной сигнализации.
Согласно пункту 8 Требований N 1464 объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5, п. 8 которого предусмотрено, что в зданиях театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других подобных учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей на открытом воздухе оборудуются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Аналогичные требования содержатся в "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее также - СП 3.13130.2009), утвержденного Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 25 марта 2009 года N 173.
Судами достоверно установлено, что указанные требования в отношении помещений участковых избирательных комиссий, которые расположены в зданиях объектов культуры (сельских клубов), не выполнены, следовательно, на административных ответчиков обосновано возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности путем оборудования системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей объектов культуры.
Вопреки позиции кассатора, статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) установлено, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Согласно пункту 1 статьи 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
В силу пункта 4 статьи 154 БК РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 БК РФ).
Поскольку спорные здания находятся в муниципальной собственности муниципального района и переданы на праве оперативного управления МАУК Кушнаренковский МРДК, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что выявленные прокурором нарушения подлежат устранению МАУК Кушнаренковский МРДК за счет выделения соответствующего финансирования администрацией. Таким образом, материалы дела не подтверждают утверждений подателя жалобы о допущенных судами неправильном применении норм материального, несоответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Вопреки позиции кассатора, обжалуемые судебные акты не ущемляют самостоятельности административных ответчиков в решении вопросов, возложенных на них действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебными актами не определен ни конкретный размер денежных средств, ни источники финансирования для целей устранения нарушений пожарной безопасности, следовательно, администрация не ограничена в самостоятельности решения указанных вопросов местного значения муниципального района.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене обжалуемых судебных актов.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 сентября 2025 года.