Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 по делу N 88-7452/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2025 N 33-1427/2025 (УИД 15RS0011-01-2024-000532-98)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Увольнение истца было произведено с нарушением требований закона.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.06.2025 N 33-1427/2025 (УИД 15RS0011-01-2024-000532-98)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Увольнение истца было произведено с нарушением требований закона.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2025 г. N 33-1427/2025
Дело N 2-1704/2024
Судья Токаева О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего Моргоева Э.Т.
судей Григорян М.А. и Ортабаева М.Б.
при секретаре М.
с участием прокурора Икоева А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... Э.Х. к ГУ МЧС России по РСО-Алания о признании незаконными и отмене представления к увольнению, приказа об увольнении, восстановлении в должности, об обязании приведения контракта о прохождении службы в соответствие с действующим законодательством, взыскании денежного довольствия и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания на решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 29 ноября 2025 года,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Ортабаева М.Б., объяснения представителей ГУ МЧС России по РСО-Алания - ... Н.Р. и ... Д.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение представителя ... Э.Х. - ... М.В. об оставлении решения суда без изменения, заключение прокурора о законности решения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания,
установила:
... Э.Х. обратился в суд с иском, с учетом уточнений в порядке
ст. 39 ГПК РФ, к Главному управлению МЧС России по РСО-Алания о признании незаконными и отмене представления к увольнению, приказа об увольнении, восстановлении в должности, об обязании заключить с ним контракт на неопределенный срок, взыскании денежного довольствия и компенсации морального вреда, в обоснование которого указано следующее.
Согласно приказу с 01.10.2013 на контрактной основе проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ФПС ГПС), специальное звание старший лейтенант внутренней службы. Приказом ГУ МЧС России по РСО - Алания от 15.01.2024 N 3-НС с ним расторгнут контракт о прохождении службы, он уволен по
п. 1 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе...", по истечении срока действия контракта с 15.01.2024. Считает увольнение незаконным, поскольку срок действия заключенного с ним контракта не истек, в связи с чем, отсутствовали основания для его увольнения и, кроме того, ответчиком нарушена процедура увольнения.
В этой связи полагает в иске, что пункт 3 контракта не содержит сведений о том, что он заключается на определенный срок. Контракт от 01.01.2020 заключен до достижения предельного возраста пребывания на службе, а согласно
ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ такой контракт, считается контрактом, заключенным на неопределенный срок. Указанная же в скобках дата "до 15.01.2024 г.", согласно правилу русского языка о скобках как парном знаке препинания, является дополнительной, уточняющей информацией к основному положению. На дату заключения с истцом контракта от 01.01.2020, дата предельного возраста пребывания его на службе составляла 45 лет, достижение же им 45 лет как раз и приходилось на 15.01.2024, поэтому дата, указанная в скобках является уточняющей информацией. С 01.01.2022 предельный возраст пребывания на службе был увеличен до 50 лет, поэтому к дате расторжения с ним контракта, он не достиг предельного возраста пребывания на службе, соответственно и срок действия контракта не истек, поэтому увольнение считает незаконным.
Также излагает в заявлении, что для применения в его случае п. 3 Контракта на
п. 6 ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ, необходимо наличие двух обязательных условий, а именно по данному основанию контракт может быть заключен с сотрудником федеральной противопожарной службы, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта, - на период, определяемый по соглашению сторон. Однако, ранее заключенный с ним контракт от 01.10.2013 из срочного автоматически стал заключенным на неопределенный срок, в связи с тем, что ни одна из сторон не изъявила желание его расторгнуть. К дате окончания срока действия контракта, он был расторгнут только в связи с организационно-штатными мероприятиями в органах ГУ МЧС. Во-вторых он перед заключением контракта от 01.01.2020 не изъявлял желание о заключении с ним срочного контракта, не согласовывал срок действия такового, поскольку не подавал об этом рапорт непосредственному начальнику либо начальнику ГУ МЧС России по РСО-Алания, в связи с чем, отражение в контракте ссылки на
п. 6 ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ не соответствует действительности.
Полагает, что в нарушение норм действующего законодательства он заблаговременно по месту службы не был уведомлен о прекращении контракта и увольнении. Направленные ответчиком 26.12.2023 по почте уведомление о прекращении контракта, представление к увольнению и направление на медицинское освидетельствование получил в почтовом отделении только 17.01.2024. Ранее получить не мог, поскольку не догадывался о том, что ему поступило письмо, так как уведомление о поступлении почтового отправления и необходимости его получения в почтовом отделении по месту жительства ему почтальоном не доставлялось. Об увольнении узнал 12.01.2024 в 15 час. 15 мин., т.е. за один рабочий день до даты увольнения, указав о несогласии.
Просил в иске с учетом уточнения исковых требований признать незаконными и отменить представление к увольнению, приказ об увольнении, восстановить его в должности, обязать ответчика привести контракт в соответствие с требованиями
части 3 статьи 22 Федерального закона от 23.05.2016 года N 141-ФЗ, а именно внести в него изменения, указав на неопределенный срок прохождения службы и исключив указание: "до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ФПС (до 15.01.2024) в соответствии с
п. 6 ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (сотрудником федеральной противопожарной службы, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта - на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год)", взыскать компенсацию денежного довольствия за время вынужденного прогула с 16 января 2024 г. по дату восстановления на службе с указанием суммы из расчета ежемесячного денежного содержания в размере 84.409,88 рублей и компенсацию морального вреда в размере 1.000.000 рублей.
Кроме того, ... Э.Х. в части требований по внесению изменений в служебный контракт в судебном заседании от 29.11.2024 и заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд им приведены письменные доводы о том, что срок им не нарушен ввиду отсутствия сроков наступления обязанности госоргана на внесение изменений в контракт. Указал, что нарушением прав сотрудника является момент, препятствующий ему в дальнейшем прохождению службы. О нарушении права ему стало известно 12.01.2024 г. в день, когда было вручено уведомление о прекращении срочного контракта в связи с истечением срока его действия. Исковое заявление с требованием об обязании ответчика заключить контракт на неопределенный срок подано в суд 29.01.2024, а уточнение этих требований 05.11.2024 путем возложения на ответчика обязанности изменить контракт, указав на неопределенный срок прохождения службы, не изменяет наступивший в связи с предъявлением иска в установленном порядке момент, с которого исковая давность перестает течь.
В судебном заседании истец ... Э.Х. и его представитель - ... М.В., исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме.
Представители ответчика ... Н.Р., ... Д.А., ... В.А. в судебном заседании исковые требования не признали.
Прокурор ... А.Н. в заключении полагала, что исковые требования ... Э.Х. подлежат удовлетворению.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 29 ноября 2024 года постановлено: исковые требования ... Эдуарда ... к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания о признании незаконными и отмене представления к увольнению, приказа об увольнении, восстановлении в должности, об обязании приведения контракта о прохождении службы в соответствие с действующим законодательством, взыскании денежного довольствия и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить представление к увольнению из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по
п. 1 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25.12.2023 в отношении ... Эдуарда ...
Признать незаконным и отменить приказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания от 15.01.2024 N 3-НС "Об увольнении" о расторжении контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и увольнении старшего лейтенанта внутренней службы ... Эдуарда ... с должности инспектора (по боевой и физической подготовке) службы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия - Алания по
пункту 1 части 1 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (по истечении срока действия контракта).
Восстановить ... Эдуарда ... на службе в должности инспектора (по боевой и физической подготовке) службы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия - Алания.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания в пользу ... Эдуарда ... денежное довольствие за время вынужденного прогула: за период с 16 января 2024 года по 31 января 2024 года - ... копейки, за период с 01 февраля 2024 года по 30 апреля 2024 года - ... копейки, за период с 01 мая 2024 года по 29 ноября 2024 года - ... копейки.
Возложить на Главное Управление МЧС России по РСО - Алания обязанность привести контракт от 01.01.2020 года, заключенный между ... Эдуардом ... и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания, в соответствие с требованиями
части 3 статьи 22 Федерального закона от 23.05.2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", а именно: внести в него изменения, указав на неопределенный срок прохождения службы, до достижения предельного возраста пребывания на службе в ФПС, исключив указание: "(до 15.01.2024), в соответствии с
пунктом 6 части 5 статьи 22 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (сотрудником федеральной противопожарной службы, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта - на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год)".
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания в пользу ... Эдуарда ... компенсацию морального вреда в сумме ... рублей.
В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда, сверх взысканной судом суммы, отказать.
Решение суда, в части восстановления ... Эдуарда ... на службе и взыскания с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия - Алания в пользу ... Эдуарда ... денежного довольствия за время вынужденного прогула за период с 01 февраля 2024 года по 30 апреля 2024 года в размере ... копейки, подлежит немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по РСО-Алания просит решение суда отменить, считая его незаконным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с
частью 3 статьи 22 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, кроме случаев, установленных этим Федеральным
законом.
В
части 5 статьи 22 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ перечислены случаи заключения контракта с сотрудником федеральной противопожарной службы на определенный срок (далее - срочный контракт), в том числе с гражданином, впервые поступающим на службу в федеральную противопожарную службу для замещения должности в федеральной противопожарной службе, - на пять лет (пункт 1); с сотрудником федеральной противопожарной службы, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта, - на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год (пункт 6).
Срочный контракт заключается в случаях, если правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в федеральной противопожарной службе или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено данным Федеральным
законом (
ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
В соответствии с
ч. 4 ст. 95 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудники федеральной противопожарной службы, проходившие службу на должностях в федеральной противопожарной службе до дня вступления в силу данного федерального
закона без заключения контракта или на основании контракта, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта в соответствии со
статьями 21 -
23 этого закона. Сотрудники, проходившие службу в федеральной противопожарной службе до дня вступления в силу названного федерального
закона на основании срочного контракта, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со
статьями 21 -
23 Закона. Сотрудники, отказавшиеся оформлять контракт в соответствии с поименованной выше статьей, увольняются со службы в федеральной противопожарной службе по основанию, предусмотренному
п. 3 ч. 2 ст. 83 этого закона.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, а не статьи 82. | |
Таким образом, если сотрудник проходил службу в федеральной противопожарной службе на основании срочного контракта до дня вступления в силу Федерального
закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, то есть до 23 мая 2016 г., такой сотрудник с его согласия проходит службу до окончания действия срочного контракта, заключенного до дня вступления в силу Федерального
закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ. При этом срочный контракт, заключенный до дня вступления в силу Федерального
закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, подлежит переоформлению в соответствии с требованиями
статей 21 -
23 названного закона. Сотрудники, отказавшиеся переоформлять срочный контракт, подлежат увольнению по
п. 3 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ (в связи с изменением условий контракта и отказом сотрудника от продолжения службы в федеральной противопожарной службе).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду часть 8 статьи 22 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ. | |
В соответствии с
ч. 8 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ срочный контракт в случае, предусмотренном
п. 1 ч. 5 настоящей статьи (заключенный с гражданином, впервые поступающим на службу в федеральную противопожарную службу), считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до его окончания стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт.
Аналогичное положение также содержится в
ст. 58 ТК РФ, которой установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ... Э.Х. проходил службу в федеральной противопожарной службе МЧС России на контрактной основе с 01.10.2013.
01.10.2013 с ... Э.Х. впервые был заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в должности инспектора (по боевой и физической подготовке) службы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ Федерального государственного казенного учреждения "Специализированная пожарно-спасательная часть ФПС по РСО-Алания" (далее - ФГКУ СПСЧ ФПС по РСО-Алания), в соответствии с которым срок действия контракта составляет три года, т.е. до 01.10.2016. Пунктом 4.5 установлена обязанность начальника за два месяца до окончания срока Контракта уведомить сотрудника о дате окончания действия Контракта и о дальнейшей его службе.
Согласно представленным в суд материалам к дате окончания срока действия служебного контракта от 01.10.2013, заключенного с ... Э.Х. как впервые поступившим на службу в ФПС, а именно к 01.10.2016 ни одна из сторон не заявила ни о желании заключить новый срочный контракт, ни о расторжении контракта, Б. продолжал службу по указанному контракту до 01.01.2020, в связи с чем условие о срочном характере служебного контракта утратило силу, и он стал заключенным на неопределенный срок.
В октябре 2019 года, в связи с проводимыми в органах ГУ МЧС России по РСО-Алания организационно-штатными мероприятиями ... Э.Х., согласно предложению от 19.11.2019 N..., с 01.01.2020, в связи с ликвидацией ФГКУ "Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по РСО-Алания", в которой он служил (ликвидацией наименования организации) и сокращением в связи с этим его должности, ему была предложена такая же должность, но в ГУ МЧС России по РСО-Алания, а именно должность инспектора (по боевой и физической подготовке) службы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ Специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по РСО-Алания (далее СПСЧ ФПС ГПС ГУ МЧС России по РСО-Алания).
С предложенной должностью ... Э.Х. согласился, о чем свидетельствует его подпись в указанном документе, датированная 16.12.2019. При этом названное предложение от 19.11.2019 N 7-1565 не содержит каких-либо сведений, указывающих на заключение с ... Э.Х. срочного контракта, в том числе сведений о согласовании срока действия нового контракта до 15.01.2024.
Согласие с предложенной должностью ... Э.Х. дополнительно отразил в рапорте от 16.12.2019 на имя начальника ГУ МЧС России по РСО - Алания А.Н. ... (личное дело стр. 26), который также не содержит просьбы о заключении с ним срочного контракта и согласовании срока действия нового контракта до 15.01.2024.
На основании вышеназванного согласия с предложенной должностью 01.01.2020 с ... Э.Х. заключен новый контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы по должности инспектора (по боевой и физической подготовке) службы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ Специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по РСО - Алания (далее - Контракт).
Согласно п. 3 Контракта он заключен до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ФПС (до 15.01.2024) в соответствии с
п. 6 ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (сотрудником федеральной противопожарной службы, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта - на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год).
В соответствии с
формой контракта, утвержденной приказом МЧС России от 06.07.2017 N 285 "Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в ФПС ГПС" и самим приказом, пункт 3 контракта должен содержать сведения о сроке, на который он заключается, а именно на неопределенный срок или определенный срок, при этом необходимо указать продолжительность с указанием обстоятельств (причины), послуживших основанием для заключения срочного контракта в соответствии с
частью 5 статьи 22 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в пункте 3 Контракта отсутствуют однозначные сведения о сроке, на который он заключается, а именно данные о заключении Контракта на неопределенный или определенный срок. При этом указано, что он заключен до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ФПС, дата 15.01.2024 указана в скобках.
То есть, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения дела, необходимо определить на какой срок заключен контракт с ... Э.Х. и каков предельный срок возраст для прохождения им службы, согласно контракту.
При этом, согласно
ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным
законом.
По мнению судебной коллегии, судом обоснованно не принята во внимание ссылка в пункте 3 Контракта после фактического отражения срока его действия, а именно до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе, на
п. 6 ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ, поскольку она противоречит вышеуказанным требованиям и ставилась в зависимость от даты достижения предельного возраста ... Э.Х., а этот возраст изменился согласно внесению изменений.
Таким образом вывод районного суда о том, что в соответствии с
ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ, у ответчика отсутствовали основания для применения в отношении ... Э.Х. указанной нормы закона.
В соответствии с
пунктом 6 части 5 статьи 22 Федерального закона N 141-ФЗ контракт на определенный срок заключается с сотрудником федеральной противопожарной службы, изъявившим желание заключить новый срочный контракт по окончании срока действия предыдущего срочного контракта, - на период, определяемый по соглашению сторон, но не менее чем на один год.
Судом для сравнения истребовались личные дела сотрудников СПСЧ ФПС ГПС ГУ МЧС России по РСО - Алания ... А.К., ... С.Г., ... Р.С., ... Д.В. и ... Т.Н., которым, так же как и ... Э.Х. исполнилось 45 лет после 01.01.2022, т.е. после вступления в силу положений
ч. 1 ст. 90 Федерального закона N 141-ФЗ увеличивших предельный возраст пребывания на службе в ФПС, и которые до настоящего времени продолжают служить в ГУ МЧС России по РСО-Алания.
Указанное свидетельствует о том, что все контракты, заключаемые с вышеуказанными сотрудниками (не менее 4 контрактов с каждым из сотрудников), имели срочный характер, заключению каждого из которых предшествовало волеизъявление сотрудника в виде рапорта на имя начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания с указанием конкретного срока, на который они просили продлить (заключить) контракт.
В соответствии с
ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ срочный контракт заключается в случаях, если правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в федеральной противопожарной службе или условий прохождения службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным
законом.
Вместе с тем, ответчиком не представлены доказательства, которые подтверждали невозможность заключения с ... Э.Х. контракта на неопределенный срок с учетом замещаемой должности и условий прохождения им службы, учитывая, что ранее заключенный контракт стал бессрочным, а новый Контракт от 01.01.2020, заключен для выполнения тех же служебных обязанностей, которые были определены предыдущим контрактом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда об обоснованности требований истца об обязании ответчика привести Контракт в соответствие с требованиями
ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ, указав о заключении контракта на неопределенный срок.
Частью 6 статьи 95 Федерального закона N 141-ФЗ определено, что со дня официального опубликования указанного федерального
закона и до 01 января 2022 г. устанавливается следующий предельный возраст пребывания на службе в федеральной противопожарной службе: для сотрудника, имеющего специальное звание генерал-полковника внутренней службы, - 60 лет (
п. 1 ч. 6 ст. 95 Закона); для сотрудника, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы, - 55 лет (
п. 2 ч. 6 ст. 95 Закона); для сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы, - 50 лет (
п. 3 ч. 6 ст. 95 Закона); для сотрудника, имеющего иное специальное звание, - 45 лет (
п. 4 ч. 6 ст. 95 Закона).
01.01.2022 вступила в силу
часть 1 статьи 90 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, в соответствии с которой предельный возраст пребывания на службе для сотрудника, имеющего специальное звание ниже полковника внутренней службы, составляет уже не 45 лет, а 50 лет.
Судом установлено, что ... Э.Х. родился <...> и с 01.01.2014 ему присвоено специальное звание - старший лейтенант внутренней службы.
Таким образом, на момент заключения вышеуказанного контракта 01.01.2020 предельный возраст пребывания ... Э.Х. на службе составлял 45 лет. При этом, указанная в скобках дата 15.01.2024 соответствует дате достижения ... Э.Х. - 45 лет. Указанное свидетельствует о том, что Контракт от 01.01.2020 заключен на срок - до достижения ... Э.Х. предельного возраста пребывания на службе в ФПС.
В соответствии с
ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 141-ФЗ контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда о том, что Контракт от 01.01.2020 заключен с ... Э.Х. на неопределенный срок, а учитывая, что 15.01.2024 истец не достиг предельного возраста пребывания на службе в ФПС, установленного
ч. 1 ст. 90 Федерального закона N 141-ФЗ, то есть, 50 лет, увольнение его из Государственной противопожарной службы МЧС России по
п. 1 ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ, то есть, по истечение срока действия контракта с 15.01.2024 является незаконным.
Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (
ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
06.10.2017, приказом МЧС России N 430 утверждены
Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы) и Порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - Порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы).
Согласно указанному Порядку, уведомление о прекращении и расторжении контракта должно быть составлено кадровым подразделением не позднее, чем за 30 дней до увольнения, в этот же срок должна быть проведена беседа кадровым подразделением с увольняемым сотрудником.
Судом установлено, что уведомление о прекращении срочного контракта в связи с истечением срока его действия и увольнении с 15.01.2024 составлено ответчиком 25.12.2023 N 7-38-1145 (далее уведомление о прекращении контракта), то есть, за 22 дня до увольнения. При этом, ... Э.Х. по месту службы, не вручено.
26.12.2023 уведомление о прекращении контракта направлено истцу посредством почтовой связи, но до даты увольнения истцом не получено. 12.01.2024 уведомление о прекращении контракта вручено Б. по месту службы.
Как следует из материалов дела, местом прохождения службы ... Э.Х. является Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по РСО-Алания, расположенная по адресу: г..., что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Доказательства того, что ... Э.Х. отказался от получения уведомления о прекращении контракта по месту службы либо отсутствовал по месту службы в период с 25.12.2023 по 12.01.2024 (дата вручения истцу уведомления о прекращении контракта) ответчиком в суду представлены не были.
В качестве обоснования причины направления ... Э.Х. уведомления о прекращении контракта посредством почтовой связи вместо вручения по месту службы, представителем ответчика приведены доводы о том, что истец в своих рапортах, направленных в ГУ МЧС России по РСО - Алания в декабре 2023 года просил направлять все документы для ознакомления ему посредством почтовой связи, а также отказался 13.12.2023 года явиться в ГУ МЧС России по РСО - Алания по вызову заместителя начальника ГУ МЧС России по РСО - Алания.
По мнению судебной коллегии, суд пришел к верному выводу о необоснованности указанных выше доводов ответчика, поскольку данные документы не имеют отношения к рассматриваемому спору, так как они поданы в рамках проводимых ГУ МЧС России по РСО-Алания служебных проверок с участием Б. по причине нарушений, допускаемых в процессе затянувшегося расследования несчастного случая по факту травмы, полученной ... Э.Х., в которых ... Э.Х. просил направлять по почте лишь документы, касающиеся указанных служебных проверок, поскольку устное общение с членами названных комиссий негативно сказывалось на его здоровье вследствие эмоциональных переживаний по причине оказываемого на него психологического давления.
Ссылка ответчика на то, что ... Э.Х. 13.12.2023 не явился в ГУ МЧС России по РСО-Алания по вызову заместителя начальника ГУ МЧС России по РСО - Алания ... В.Н., также правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку, согласно материалам дела, ... В.Н., являясь председателем комиссии по служебной проверке, вызывал ... Э.Х. для ознакомления с заключением служебной проверки, но не для вручения уведомления о прекращении контракта. На дату вызова ... Э.Х. в ГУ МЧС России по РСО - Алания 13.12.2024, уведомление о прекращении контракта еще не было составлено, поскольку оно датировано 25.12.2023, в связи с чем, оно не могло быть вручено ... Э.Х. 13.12.2023 даже в случае его явки в этот день в ГУ МЧС России по РСО - Алания по вызову ... В.Н.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, направленные ... Э.Х. в ГУ МЧС России по РСО-Алания рапорты не освобождали ответчика от обязанности вручить истцу уведомление о прекращении контракта по месту службы. У ответчика имелась реальная возможность в установленном порядке вручить ... Э.Х. уведомление о прекращении контракта по месту службы, однако эта обязанность ответчиком не выполнена, что привело к нарушению права истца на своевременное получение уведомления о прекращении контракта.
Направление ответчиком уведомления о прекращении контракта посредством почтовой связи также не свидетельствует о соблюдении срока, установленного
ч. 1 ст. 88 Федерального закона N 141-ФЗ (не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты прекращения контракта).
Кроме того, судом установлено, что оспариваемым приказом N 3-НС от 15.01.2024 ... Э.Х. уволен из органов МЧС России в третий раз, при этом увольнению предшествовало обжалование военному прокурору Владикавказского гарнизона действий ГУ МЧС России по РСО-Алания, которое в нарушение требований закона отказывалось в течение более 6 месяцев признавать полученную ... Э.Х. травму несчастным случаем при исполнении служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что процедура увольнения ... Э.Х. проведена с изложенными выше нарушениями, не соответствует требованиям Федерального
закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ и имеются основания для признания незаконными и отмены приказа ГУ МЧС России по РСО-Алания об увольнении ... Э.Х.
Согласно
части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В силу
абзаца 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных
частями первой и
второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Разрешая вопрос о пропуске истцом срока на подачу исковых требований в части приведения контракта в соответствие с требованиями
статьи 22 Федерального закона N 141-ФЗ, путем внесения в него изменений, указав на неопределенный срок прохождения службы, районный суд учел, что о нарушении своего права на дальнейшее прохождение службы в ГУ МЧС России по РСО-Алания на основании указанного контракта, истцу стало известно 12.01.2024, исковое заявление с требованием обязать ответчика заключить новый контракт на неопределенный срок, подано 29.01.2024, то есть, в установленный срок, первоначально заявленное требование и уточнение указанного требования имеют одну цель - установить служебные правоотношения на неопределенный срок, а также то, что истец полагал, что по общим правилам увеличения истцом размера исковых требований до принятия судом решения не изменяет наступивший в связи с предъявлением иска в установленном порядке момент, с которого исковая давность перестает течь.
В силу
статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
При таких обстоятельствах, учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ГУ МЧС России ро РСО-Алания в пользу истца денежного довольствия за время вынужденного прогула: за период с 16 января 2024 года по 31 января 2024 года - 43.566 рублей 04 копейки, за период с 01 февраля 2024 года по 30 апреля 2024 года - 253.229 рублей 64 копейки, за период с 01 мая 2024 года по 29 ноября 2024 года - 517.477 рублей 42 копейки, и компенсации морального вреда в сумме 100.000 рублей.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; выводы суда первой инстанции обоснованы и мотивированы, в связи с какими доказательствами суд пришел к таким суждениям, полно изложены в решении и, оснований не соглашаться с ними, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления; фактически повторяют позицию стороны, изложенную в суде первой инстанции, и обсуждались районным судом при разрешении спора.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО - Алания,
определила:
Решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 29 ноября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Э.Т.МОРГОЕВ
Судьи
М.А.ГРИГОРЯН
М.Б.ОРТАБАЕВ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2025 года.