Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 N 88а-7352/2024 данное определение отменено в части.
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2024 по делу N 33а-777/2024 (УИД 86RS0001-01-2023-004674-88)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Администрация полагает спорное предписание незаконным. Полагает, что обеспечение пожарной безопасности на территории, указанной в предписании, осуществляется собственниками территорий. Кроме того, часть товариществ прекратила свою деятельность. На территориях части товариществ имеются естественные водоемы, в связи с чем они могут быть использованы для ликвидации пожаров.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2024 по делу N 33а-777/2024 (УИД 86RS0001-01-2023-004674-88)
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Администрация полагает спорное предписание незаконным. Полагает, что обеспечение пожарной безопасности на территории, указанной в предписании, осуществляется собственниками территорий. Кроме того, часть товариществ прекратила свою деятельность. На территориях части товариществ имеются естественные водоемы, в связи с чем они могут быть использованы для ликвидации пожаров.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание

В этой связи, учитывая, что указанный судом в решении в качестве административного ответчика Отдел надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре юридическим лицом не является и процессуальной дее- и правоспособностью не обладает, то есть не может являться надлежащим административным ответчиком по данному делу, именно ГУ МЧС России по ХМАО - Югре обязано было представить суду доказательства, свидетельствующие о том, что пункты СНиП 30-02-97*, СП 53.13330.2011, указанные в предписании, устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности в отношении приведенных там садоводческих объединений

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2024 г. по делу N 33а-777/2024
Дело N 2а-3853/2023
Судья: Черкашин В.В.
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Симоновича В.Г.,
судей Начарова Д.В., Першакова Д.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 2а-3853/2023 по административному иску администрации города Ханты-Мансийска (далее - Администрация) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ МЧС России по ХМАО - Югре), старшему инспектору отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также старший инспектор госпожнадзора) (ФИО)1 о признании незаконным предписания (номер)-В/ПВП от (дата) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара,
по апелляционной жалобе администрации города Ханты-Мансийска на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата), которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., объяснения представителя ГУ МЧС России по ХМАО - Югре (ФИО)5, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
предписанием старшего инспектора госпожнадзора (ФИО)2 А.П. от (дата) (номер)-В/ПВП (далее - Предписание) на Администрацию возложена обязанность в срок до (дата) устранить нарушения требований пожарной безопасности по 4 пунктам.
Администрация полагает данное предписание незаконным по следующим основаниям.
Первым пунктом установлено, что территории садоводческих (дачных) объединений граждан не обеспечены площадками для разворота пожарной техники размером не менее 12 х 12 м. Однако требования СниП 30-02-97 и СП 53.13330.2019 распространяются только на проектируемые, вновь строящиеся и реконструируемые объекты, а не на уже построенные и существующие объекты. СниП 30-02-97 действовал с 1 января 1986 года по 1 января 1998 года. В этой связи должны применяться требования ВСН 43-85. Территории садоводческих (дачных) объединений граждан переданы до 1 января 1998 года, что подтверждается государственными актами. В силу сложившейся застройки, начиная с 1992 года, в настоящее время не представляется возможным оборудовать площадки для разворота.
В пунктах 2, 3 предписания указывается на отсутствие (не созданы) источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров зданий и сооружений, расположенных на территориях садоводческих коммерческих товариществ, перечисленных в предписании. Полагает, что обеспечение пожарной безопасности на территории указанной в предписании осуществляется собственниками территорий. Кроме того, часть товариществ прекратили свою деятельность. Товарищества, указанные в предписании, не располагают проектами организации и застройки территории, проектами планировки территории и проектами межевания, утвержденными органами местного самоуправления, и в этой связи ориентиром на местности не являются. Кроме того на территориях части товариществ имеются естественные водоемы, в связи с чем они могут быть использованы для ликвидации пожаров.
Согласно пункту 4 предписания на территориях садоводческих некоммерческих товариществ, перечисленных в предписании, не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, для тушения пожаров зданий и сооружений, при этом приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 года N 687 СП 8.13130.2020 в полном объеме включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдении требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в связи с чем, неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может расцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Администрация, полагая незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе просит отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование приводит доводы, аналогичные доводам административного иска. Полагает, что СНиП 30-02-97 не распространяет свое действие на садовые товарищества. Кроме того, суд не учел, что в ряде СОТ имеются естественные источники водоснабжения, расположенные в радиусе менее 200 метров, а некоторые объединения садоводческими не являются.
Возражения на апелляционную жалобу в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не поступили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя Администрации, представителя ГУ МЧС России по ХМАО - Югре, старшего инспектора госпожнадзора (ФИО)2 А.П., извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и обсудив их, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно преамбуле Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Город Ханты-Мансийск в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 года N 63-оз является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наделенным статусом городского округа.
В соответствии с распоряжением начальника Отдела Управления ГУ МЧС России по ХМАО - Югре (ФИО)6 от (дата) (номер)-В Отделом Управления ГУ МЧС России по ХМАО - Югре в период с 5 июля по (дата) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории населенного пункта г. Ханты-Мансийск.
По результатам проверки (дата) должностным лицом Отдела Управления ГУ МЧС России по ХМАО - Югре составлен акт (номер)-В/АВП с выявленными нарушениями, старшим инспектором госпожнадзора (ФИО)2 А.П. в адрес Администрации выдано предписание (номер)-В/ПВП об устранении в срок до (дата) следующих выявленных нарушений.
Так, тупиковые проезды городского округа Ханты-Мансийск, расположенные на территории СОК "Стрижкино" (5 линия), СОК "Строитель" (4 линия), СОТ "Аграрник", ТСН СОНТ "Дорожник -2", СОТ "Поплавок", не обеспечены площадками для разворота пожарной техники размером не менее 12х12 м. Нарушены статьи 19, 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 5.8 СП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений".
Согласно пункту 2 Предписания Администрацией города Ханты-Мансийска не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров зданий и сооружений, расположенных по адресу: (адрес) (производственная база Крокус-ХМ), чем нарушены статьи 19, 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ", пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статья 68 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 75 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Предписания Администрацией города Ханты-Мансийска не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения, для тушения пожаров зданий и сооружений, расположенных на территориях садоводческих некоммерческих товариществ: СОТ "Учитель"; СОК "Лесной"; СОК "Строитель"; СОТ "Аграрник-2; СОТ "Аграрник"; ТСН СОНТ "Дорожник-2"; СОТ "Светлана"; СОТ "Дружба"; ТСН СОНТ "Нептун"; СОТ "Кооператор"; СОТ "Поплавок"; СОТ "Киновидеопредприятие"; СОК "Стрижкино"; СОТ "Рыбник", чем нарушены статьи 19, 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статья 68 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 75 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 Предписания Администрацией города Ханты-Мансийска не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, для тушения пожаров зданий и сооружений, расположенных на территориях садоводческих некоммерческих товариществ СОТ "Киновидеопредприятие"; СОТ "Поплавок"; СОТ "Аграрник"; СОТ "Аграрник-2"; СОК "Строитель"; СОК "Стрижкино", чем нарушены статьи 19, 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статья 68 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пункт 75 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", пункты 10.3, 10.4, 10.8, 10.10 СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности".
Полагая данное предписание по указанным выше основаниям незаконным, Администрация обратилась с настоящим административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным оспариваемого предписания, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание принято в рамках предоставленной административному ответчику компетенции и при соблюдении установленного порядка, основания для его принятия имелись, по своему содержанию оно соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не нарушает прав и законных интересов административного истца, предписание является исполнимым, содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить административному истцу. Кроме того, факт нарушения требований противопожарной безопасности является установленным и может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается в части.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов (статья 19).
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (статья 21).
В силу требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) (в редакции действовавшей в спорный период) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (статья 5).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона (статья 6).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения (пункт 9 части 1 статьи 14).
Из части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: - наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; - водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; - противопожарные резервуары.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Таким образом, создание источников наружного противопожарного водоснабжения, а также создание условий для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, являются обязанностью органов местного самоуправления, при этом определение источника противопожарного водоснабжения, его количества, а также мест их расположения (с учетом соблюдения требований обхвата обслуживаемых зданий, строений) относится к дискреционным полномочиям органа местного самоуправления.
Определение требуемого запаса воды связано с обеспечением первичных мер пожарной безопасности на территории поселения, в конкретном случае в обустройстве источников противопожарного водоснабжения, то есть их количества в зависимости от обхвата обслуживаемых зданий, сооружений, расположенных на территориях садоводческих некоммерческих товариществ.
В соответствии со статьями 21, 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченные государственные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, а также за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (статьи 21, 77).
В силу части 4 статьи 27 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" инспекторы государственных и муниципальных учреждений, наделенных отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, не вправе составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий, выдавать предписания, если иное не установлено федеральными законами о видах контроля, законами субъектов Российской Федерации.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, устанавливающем порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (статья 1), предусмотрено право соответствующих должностных лиц органов государственного пожарного надзора проводить контрольные (надзорные) мероприятия; принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий; рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статьи 4, 8, 10, 12).
Таким образом, в ходе проверки установив, что у здания по (адрес) и на поименованных в акте проверки и предписании садовых товариществах не созданы источники наружного водоснабжения либо не созданы условия для забора воды из имеющихся естественных источников, старший инспектор госпожнадзора (ФИО)2 А.П. правомерно вынес оспариваемое предписание в части пунктов 2 - 4.
Предписание вынесено уполномоченным на то лицом, при наличии к тому установленных законом оснований, с соблюдением предусмотренного порядка его вынесения.
В этой части решение суда судебная коллегия находит законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Довод апелляционной жалобы о том, что некоторые из объединений не являются садовыми товариществами, и имеют схожие исторически сложившиеся названия, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный, поскольку от вышеуказанной обязанности обеспечения источниками водоснабжения и создания условий для забора воды, названное обстоятельство орган местного самоуправления не освобождает. В силу пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 указанная обязанность органов местного самоуправления распространяется на населенные пункты и на прилегающие к ним территории независимо от расположенных на них образованиях и объединениях.
Кроме того, не является основанием для отмены решения суда и довод жалобы о наличии естественных источников водоснабжения в некоторых садовых товариществах, указанных в пунктах 3 и 4 предписания, поскольку из представленных Администрацией актов не усматривается наличие условий для забора воды из этих источников.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о незаконности пункта 1 предписания, обязывающего Администрацию обеспечить площадками для разворота пожарной техники тупиковые проезды садовых товариществ и объединений.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с поименованным законом, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2 статьи 4 Федерального закона N 123).
Своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного федерального закона, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности (пункт 1 части 3 этой же статьи).
Постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 года N 18 - утверждены и введены в действие СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (далее СНиП 30-02-97), которые введены в действие с 1 января 1998 года.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849 утверждены и с 20 мая 2011 года введены в действие СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (далее СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011).
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011, настоящие нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5.8 СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011 тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12 x 12 м. Использование разворотной площадки для стоянки автомобилей не допускается.
СНиП 30-02-97* является переизданием СНиП 30-02-97 с изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстроя России от 12 марта 2001 года N 17 и введенным в действие 1 апреля 2001 года.
В соответствии с приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года N 618/пр "Об утверждении СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" действующий с апреля 2020 года, с момента введения в действие данных Правил СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849 применению не подлежат.
Согласно действующим на момент проведения проверки СП 53.13330.2019 (пункт 5.7) тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 15 x 15 м, которые не должны занимать площадь стоянки автомобилей.
Между тем, как прямо предусмотрено в части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, в случае, если положениями данного федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) предъявляются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих его положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих норм названного закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Таким образом, по общему правилу положения Свода правил 1998 года на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются (названная правовая позиция относительно применения Свода Правил высказана Верховным Судом РФ и 7 Кассационным судом общей юрисдикции: кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2023 года N 85-КАД23-1-К1, кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2023 года N 46-КАД22-17-К6, кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11 июля 2023 года N 88а-10799/2023 и др).
Федеральным законом N 123 разделены нормативные правовые акты по пожарной безопасности на устанавливающие обязательные требования и на те, применение которых обеспечивается на добровольной основе.
В настоящее время СНиП 30-02-97*, СП 53.13330.2011 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 года N 365.
Одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ.
Положениями части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
ВСН 43-85, действующие до СНиП 30-02-97, указанных в предписании требований о разъездных площадках в тупиках и расстоянии от застроек до лесных массивов не предусматривали.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В этой связи, учитывая, что указанный судом в решении в качестве административного ответчика Отдел надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре юридическим лицом не является и процессуальной дее- и правоспособностью не обладает, то есть не может являться надлежащим административным ответчиком по данному делу, именно ГУ МЧС России по ХМАО - Югре обязано было представить суду доказательства, свидетельствующие о том, что пункты СНиП 30-02-97*, СП 53.13330.2011, указанные в предписании, устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности в отношении приведенных там садоводческих объединений.
Однако, такие доказательства в материалах административного дела отсутствуют и суду представлены не были.
Наоборот, согласно представленным Администрацией актам, постановлениям, распоряжениям, земельные участки передавались в собственность лиц и садовых объединений в 1992 - 1994, например: СОК "Стрижкино" 1992 год, СОК "Лесной" 1992 год, СОК "Строитель" 1994 год, СОК "Аграрник-2" 1995 год, СОТ "Аграрник" 1993 год, Дорожник -2, 1994 год, СОТ "Дружба" 1993 год, СОТ "Непутн" 1993 год, СОТ "Кооператор" 1992 год, СОТ "Поплавок" 1992 год, СОТ "Киновидеопредприятие" 1993 год, СОТ "Рыбник" 1993 год.
Кроме того, следует отметить неисполнимость данного пункта, поскольку, как следует из фототаблицы к акту проверки и подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции, указанные в предписании тупиковые проезды садоводческих товариществ по требуемому периметру (12 x 12 м) застроены объектами недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что старший инспектор пожнадзора приведенные обстоятельства не проверял, возможность обустройства тупиковых проездов без ущемления прав собственников земельных участков не устанавливал. Между тем, исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, предписание выносится должностными лицами контролирующего органа в случае установления при проведении проверки нарушений законодательства именно в целях их устранения.
Таким образом, вывод суда о соответствии требованиям закона пункта 1 оспариваемого предписания не основан на обстоятельствах дела и нормах права, вследствие чего, в указанной части решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении данной части иска.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 октября 2023 года в части отказа в удовлетворении требований администрации города Ханты-Мансийска об отмене пункта 1 предписания старшего инспектора отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ФИО)2 А.П. от (дата) (номер)-В/ПВП отменить, и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным пункт 1 предписания старшего инспектора отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Ханты-Мансийску и району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ФИО)2 А.П. от (дата) (номер)-В/ПВП.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
В.Г.СИМОНОВИЧ
Судьи коллегии
Д.В.НАЧАРОВ
Д.А.ПЕРШАКОВ