Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88а-5819/2024 данное определение отменено в части отказа в признании незаконным бездействия по обеспечению лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением, инвентарем и возложении обязанности, в отмененной части оставлено без изменения решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 13.12.2023.
Название документа
Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 05.04.2024 N 33а-54/2024 (УИД 87RS0001-01-2023-000574-44)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов, и мер по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, обязании обеспечить лесопожарные формирования оборудованием, обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения органом исполнительной власти субъекта РФ лесного законодательства установлены факты бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 05.04.2024 N 33а-54/2024 (УИД 87RS0001-01-2023-000574-44)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов, и мер по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, обязании обеспечить лесопожарные формирования оборудованием, обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения органом исполнительной власти субъекта РФ лесного законодательства установлены факты бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах.
Решение: Отказано.
СУД ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2024 г. N 33а-54/2024
Судья суда 1 инстанции Жуков А.Н. | Дело N 2а-466/2023 |
УИД 87RS0001-01-2023-000574-44
Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Зиновьева А.С.,
судей Скляровой Е.В., Малова Д.В.,
при помощнике судьи Р.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Чукотского автономного округа Б.,
представителя административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского АО по доверенности А.,
заинтересованного лица - директора Государственного автономного учреждения Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа на решение Анадырского городского суда от 13 декабря 2023 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа о признании действий (бездействий) незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить в части.
Признать бездействие Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившихся в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации, незаконным.
Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обеспечить на протяжении всего пажароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского автономного округа, готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее, определенной в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанность до начала пажароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского автономного округа, сообщить об исполнении решения суда по данному делу в Анадырский городской суд, прокурору Чукотского автономного округа.
Признать бездействие Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, незаконным.
Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" следующей техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, а именно:
техникой в количестве: ЛМ лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т. с подвесным мотором - 1 ед.;
пожарным оборудованием в количестве: ВО1 установка высокого давления (переносная) в комплекте - 2 шт.; ВО5 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа - 4 шт.;
пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве: К2 тепловизор (портативный) - 8 шт.; К3 метеостанция с анеометром полевая (карманная) - 2 шт.; К5 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) - 4 шт.; К7 комплексы навигационные для летчика-наблюдателей - 2 шт.; СК2 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 2 шт.; СК3 радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи (СК3) в количестве 1 шт.; СК11 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт., в количестве 8 шт.;
противопожарным снаряжением и инвентарем в количестве: ПС4 термоизоляционные коврики (надувной матрас) в количестве 48 шт.; ПС5 палатки для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 48 шт.; ПС7 комплекты для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) в количестве 8 шт.; ПС8 комплекты посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) в количестве 8 шт.; ПС11 комплекты емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) в количестве 16 шт.; ПС13 лодки надувные грузоподъемностью не менее 350 кг в количестве 4 шт.; СО13 весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг в количестве 2 шт.; ДС1 спусковые устройства для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте в количестве 18 шт.; СП 5 комплекты пожаробезопасные емкости для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л., в количестве 24 шт.; СП7 топоры - 32 шт.; СП10 пилы ручные - 8 шт., ЛП6 лопаты лесопожарные - 64 шт.; СП9 ведра емкостью 10-12 л. - 16 шт.
Возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда в данной части в Анадырский городской суд, прокурору Чукотского автономного округа.
В удовлетворении исковых требований прокурора Чукотского автономного округа о возложении обязанности на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" следующей техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, а именно:
ВО7 пожарные емкости закрытого типа объемом свыше 300 литров - 12 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава (метров) - 1200 м; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) - 16 шт.; СК6 радиостанции КВ диапазона стационарная в количестве 2 шт.; СК7 радиостанции КВ диапазона носимая в количестве - 4 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) - 2 шт., отказать".
Заслушав доклад судьи Зиновьева А.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Чукотского автономного округа (далее - прокурор Чукотского АО, прокурор, административный истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (далее - Департамент) о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия, в котором со ссылками на положения лесного законодательства, нормативные акты Правительства Российской Федерации и Правительства Чукотского автономного округа (далее - Чукотский АО), регулирующие данные отношения, указал, что проведенной прокуратурой округа проверкой исполнения Департаментом законодательства в данной области установлены факты бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах.
В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации, незаконным, возложить на Департамент обязанность обеспечить на протяжении всего пажароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского АО, готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее, определенной в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" (далее - Распоряжение N 1605-р).
Признать бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер по обеспечению Государственного автономного учреждения Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" (далее - ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов", ГАУ ЧАО "Авиабаза", Учреждение) пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
Распоряжением N 1605-р, незаконным, возложить на Департамент обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
Распоряжением N 1605-р, а именно:
техникой - ЛМ лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т. с подвесным мотором - 1 ед.;
пожарным оборудованием: ВО1 установка высокого давления (переносная) в комплекте - 2 шт.; ВО5 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа - 4 шт.; ВО7 пожарные емкости закрытого типа объемом свыше 300 литров - 12 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава - 1200 м; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) - 16 шт.; СК6 радиостанции КВ диапазона стационарная - 2 шт.; СК7 радиостанции КВ диапазона носимая - 4 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) - 2 шт.;
пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: К2 тепловизор (портативный) - 8 шт.; К3 метеостанция с анеометром полевая (карманная) - 2 шт.; К5 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) - 4 шт.; К7 комплексы навигационные для летчиков-наблюдателей - 2 шт.; СК2 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 2 шт.; СК3 радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи (СК3) - 1 шт.; СК11 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальные ракеты - 20 шт., - 8 шт.;
противопожарным снаряжением и инвентарем: ПС4 термоизоляционные коврики (надувной матрас) - 48 шт.; ПС5 палатки для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов - 48 шт.; ПС7 комплекты для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) - 8 шт.; ПС8 комплекты посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) - 8 шт.; ПС11 комплекты емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л. (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) - 16 шт.; ПС13 лодки надувные грузоподъемностью не менее 350 кг - 4 шт.; СО13 весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг - 2 шт.; ДС1 спусковые устройства для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте - 18 шт.; СП 5 комплекты пожаробезопасные емкости для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л - 24 шт.; СП7 топоры - 32 шт.; СП10 пилы ручные - 8 шт., ЛП6 лопаты лесопожарные - 64 шт.; СП9 ведра емкостью 10-12 л. - 16 шт.
Определением судьи Анадырского городского суда от 01.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (л.д. 162-165).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Департамент, находя указанное решение незаконным и необоснованным, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит данное решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамента административный истец прокуратура Чукотского АО, указывая на законность решения суда, полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, просит оставить решение в силе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента А. и заинтересованное лицо - директор ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" К. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просили ее удовлетворить.
Представитель административного истца АО Б. в судебном заседании просил оставить решение Анадырского городского суда по данному делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание заинтересованное лицо Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент по ДФО), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение жалобы не явилось, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.
Судебная коллегия, руководствуясь
частью 1 статьи 307,
частью 2 статьи 150 КАС РФ, признавая, что присутствие заинтересованного лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции не является обязательным, провела судебное разбирательство в его отсутствие.
В соответствии с
частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии со
статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь
статьей 9,
частью 1 статьи 42,
статьей 58 Конституции Российской Федерации,
частями 1,
2 статьи 39,
частью 4 статьи 218 КАС РФ, нормами Лесного
кодекса Российской Федерации,
Распоряжением N 1605-р,
пунктом 2.6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского АО от 01.04.2020 N 146 (далее - Положение о Департаменте), Уставом ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов", утвержденным Департаментом 27.11.2015 (далее - Устав, Устав ГАУ ЧАО "Авиабаза"),
постановлением Правительства Чукотского АО от 13.02.2023 N 87 "Об установлении начала пожароопасного сезона и утверждении Перечня населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления Чукотского АО с 01.06.2023" (далее - постановление Правительства Чукотского АО от 13.02.2023 N 87), признав установленным бездействие Департамента по обеспечению в полном объеме мер пожарной безопасности в лесах на территории Чукотского АО, выразившееся в недостаточном контроле со стороны Департамента за подведомственным ему ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" в области поиска необходимых специалистов и укомплектования штата Учреждения до утвержденной численности, в необеспечении ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем с учетом установленного
Распоряжением N 1605-р норматива обеспеченности, признал требования прокурора Чукотского АО о возложении на Департамент обязанности принять соответствующие меры об устранении перечисленных выше нарушений до начала следующего пожароопасного периода в 2024 году подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении части исковых требований прокурора Чукотского АО, суд первой инстанции принял во внимание, что на дату рассмотрения дела административным ответчиком представлены сведения о частичном обеспечении ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, а именно: ВО7 пожарные емкости закрытого типа объемом свыше 300 литров - 12 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава - 1200 м; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) - 16 шт.; СК6 радиостанции КВ диапазона стационарная - 2 шт.; СК7 радиостанции КВ диапазона носимая - 4 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) - 2 шт.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска прокурора не соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что Департаментом приняты все меры в пределах доведенных целевых средств, направленные на выполнение возложенных и переданных государством полномочий, в том числе по доведению численности лесопожарных формирований до установленной соответствующими нормативами, осуществлению надлежащего контроля за деятельностью подведомственного учреждения, - заслуживающими внимания.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГАУ ЧАО "Авиабаза" Департамент от имени Чукотского АО осуществляет полномочия учредителя этого Учреждения, основными целями деятельности которого являются авиационное патрулирование, тушение лесных пожаров, проведение противопожарных мероприятий (л.д. 109-123). При этом к компетенции учредителя относятся установление заданий для Учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, финансовое обеспечение выполнения этого задания, контроль за деятельностью Учреждения (подпункты 2 и 12 пункта 3 Устава).
Как установлено судом первой инстанции, штатным расписанием ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" предусмотрена численность десантников-пожарных и инструкторов парашютно-десантной группы (далее - десантники-пожарные) в количестве 56 человек.
Вместе с тем в период пожароопасного сезона 2023 года, начало которого установлено
постановлением Правительства Чукотского АО от 13.02.2023 N 87 с 1 июня 2023 года, к тушению лесных пожаров было привлечено по срочным трудовым договорам всего 34 десантников-пожарных или 70% от установленного норматива.
Суд первой инстанции согласился с доводами прокуратуры и признал данное обстоятельство нарушением со стороны Департамента требований указанного выше
постановления Правительства Чукотского АО от 13.02.2023 N 87 в части непринятия мер по доведению штатной численности лесопожарных формирований на территории Чукотского АО до установленных нормативов обеспеченности в пожароопасный период 2023 года.
При этом суд необоснованно отклонил доводы Департамента и ГАУ ЧАО "Авиабаза" о том, что в пожароопасный период 2023 года была обеспечена численность лесопожарных формирований ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" путем привлечения на договорной основе 26 десантников-пожарных ФБУ "Авиалесоохрана", на том лишь основании, что они не были приняты на работу по срочным трудовым договорам, посчитав данное обстоятельство нарушением
частей 1 и
3 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ, раздела 3 приложения N 6 к Сводному плану тушения, указывающим на недостаточный контроль Департамента за подведомственным ему Учреждением, что привело к необеспечению укомплектования штата десантников-пожарных как на начало пожароопасного сезона, так и в период его проведения Департаментом и подведомственным ему ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов".
Между тем в
части 1 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ говорится о том, что органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия,
а в
части 3 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ - о том, что сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разделом 3 (таблицы 1, 2, 5) Сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденного временно исполняющим обязанности Губернатора Чукотского АО 20.03.2023 года по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, ГУ МЧС России по Чукотскому АО (далее - Сводный план тушения), определены лесопожарные формирования в составе Билибинского, Марковского авиаотделений ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" численностью не менее 56 десантников-пожарных.
Приложением N 6 к Сводному плану тушения укомплектование штата десантников-пожарных предусмотрено на 100% к началу пожароопасного сезона. Для участия в проведении работ по тушению лесных пожаров по срочным трудовым договорам запланировано привлечение 56 десантников-пожарных, из них 8 руководителей тушения лесных пожаров (инструкторов парашютно-десантной группы).
Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на привлечение десантников-пожарных к работе в пожароопасный сезон на договорной основе, а также учитывая то обстоятельство, что путем привлечения данных специалистов потребность в десантниках-пожарных в пожароопасный сезон 2023 года на территории Чукотского АО была не только обеспечена полностью, но даже превышена, коллегия не может признать отклонение судом первой инстанции вышеуказанных доводов Департамента и ГАУ ЧАО "Авиабаза" обоснованным.
Судебная коллегия при таких обстоятельствах также признает не основанной на законе и ошибочной позицию представителя административного истца в заседании суда апелляционной инстанции, который считает привлечение Учреждением десантников-пожарных на условиях гражданско-правовых договоров не имеющим значения для признания бездействия Департамента незаконным. Коллегия приходит к выводу о том, что в условиях дефицита на территории Чукотского АО специалистов вышеуказанной категории и набора десантников-пожарных на работу не на постоянной основе, а ежегодно только на временной период пожароопасного сезона, действия ГАУ ЧАО "Авиабаза" по привлечению десантников-пожарных на условиях заключения гражданско-правовых договоров являлись верными, в результате чего была достигнута цель эффективной борьбы с пожарами на территории округа в 2023 году.
Кроме того, суд первой инстанции не учел тех обстоятельств, что Учреждение является юридическим лицом и вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в суде (пункты 1.5 и 1.6 Устава), что согласно пунктам 6.1 и 6.5 Устава возглавляющий Учреждение директор утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности и издает приказы, а указания директора обязательны для исполнения всеми работниками Учреждения.
Проанализировав изложенное, судебная коллегия находит доводы Департамента в апелляционной жалобе о том, что он не уполномочен осуществлять набор сотрудников и их трудоустройство в подведомственное ему Учреждение, а также руководство и распределение их по должностям, не может обязать директора Учреждения принять на работу конкретное лицо, обоснованными.
Кроме того, заполнение штатной численности указанных работников зависит, в том числе, от наличия претендентов, их состояния здоровья и квалификации, на что ни административный ответчик, ни заинтересованное лицо повлиять не могут.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рамках осуществления контроля за подведомственным Учреждением Департамент не имеет возможности довести штатную численность ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" до установленных нормативов обеспеченности.
Отсюда следует вывод, что в данной части административное требование прокурора и обжалуемое решение суда первой инстанции являются неисполнимыми.
Судебная коллегия при установленных обстоятельствах дела соглашается с доводом апелляционной жалобы Департамента о том, что административное исковое требование прокурора в данной части предъявлено к ненадлежащему административному ответчику.
Согласно
частям 1 и
2 статьи 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика. О замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим или о привлечении к участию в деле другого надлежащего административного ответчика суд выносит определение.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия признает необоснованными отклонение судом первой инстанции доводов административного ответчика о том, что Департаментом было согласовано штатное расписание Учреждения, состоящее из 48 десантников-пожарных и 8 руководителей тушения лесных пожаров, в полном объеме доведено финансирование, что непосредственное формирование численности пожарных входит в полномочия директора Учреждения, и отказ суда в судебном заседании 12.12.2023 в удовлетворении ходатайства Департамента о привлечении к участию в деле Учреждения в качестве второго административного ответчика (л.д. 208).
В суде же апелляционной инстанции не применяются правила о замене ненадлежащего административного ответчика (
часть 9 статьи 307 КАС РФ).
Рассматривая дело в части недостаточного оснащения административным ответчиком ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, судебная коллегия не может согласиться с отклонением судом первой инстанции довода Департамента об отсутствии надлежащего финансирования для такого оснащения только на том основании, что суду не представлено убедительных доказательств того, что Департаментом были приняты все возможные меры для изыскания финансирования в данной части, а обращения Департамента в Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), по мнению суда, не свидетельствуют о принятии Департаментам всех исчерпывающих мер.
Так, согласно
пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров).
При этом
частью 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления указанных полномочий определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит
часть 3 статьи 42 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", согласно которой финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со
статьями 45 и
46 данного Федерального закона, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Конституционный Суд Российской Федерации в
пункте 3.3 постановления от 26.04.2016 N 13-П дал разъяснение о том, что реализация государственных полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления, может быть обеспечена только при условии выделения на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств и только в пределах этих ресурсов и средств.
В
пункте 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837), указано, что субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно
части 8 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров включают в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) приобретение и содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов; 4) создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
При этом нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (
часть 4 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ).
Реализация распоряжения N 1605-р, утвердившего
нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в силу
пункта 2 указанного распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 14 пункта 2.1 Положения о Департаменте, Департамент является органом исполнительной власти Чукотского АО, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Чукотского автономного округа, реализующим государственную политику, в том числе в сфере сохранения лесов, отдельных полномочий Российской Федерации в данной сфере, главным распорядителем и получателем средств, поступающих в окружной бюджет из федерального бюджета и предусмотренных для реализации отдельных переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений. Как следует из пункта 4.1 Положения, финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств окружного бюджета, в том числе средств субвенций, поступающих в окружной бюджет из федерального бюджета, в том числе для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Таким образом, именно Департамент осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в сфере сохранения лесов, реализуемые в пределах средств, поступающих из федерального бюджета.
При этом в соответствии с
пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ средства на обеспеченность Чукотского АО пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров после их получения в виде субвенций становятся расходным обязательством округа, возникшим при выполнении Департаментом переданных Чукотскому АО полномочий Российской Федерации.
Как установлено по делу, ГАУ ЧАО "Авиабаза" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
Распоряжением N 1605-р, не обеспечено.
В настоящем судебном заседании установлено, что во исполнение
Правил N 837 и ежегодных приказов Рослесхоза, в том числе
приказа Рослесхоза от 28.10.2022 N 915 "О проведении дистанционной защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, осуществляемых за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений, а также поступления в бюджетную систему Российской Федерации доходов в виде платы за использование лесов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", Департамент ежегодно осуществляет защиту бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, определяя и согласовывая направления и объемы расходов бюджета Чукотского АО, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции из федерального бюджета. При этом, вопреки утверждениям представителя административного истца в судебном заседании об обратном, из содержания
пункта 3 Правил N 837 следует, что защита бюджетных проектировок осуществляется только после доведения до субъектов Российской Федерации соответствующих лимитов, и что Департамент не вправе и не имеет возможности увеличить показатели предельных лимитов средств субвенций из федерального бюджета, доведенных Рослесхозом до Чукотского АО в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете.
Департамент также представил в суд доказательства того, что за период с 2020 по 2023 годы при защите Департаментом бюджетных проектировок случаев снижения выделенных государством Чукотскому АО средств субвенций допущено не было, и что доведенные до Чукотского АО денежные средства в виде субвенций в 2021-2023 годах освоены им в полном объеме, документально опровергнув голословные утверждения представителя административного истца об обратном и о том, что Департамент не владеет информацией об объеме денежных средств, необходимых для полного оснащения ГАУ ЧАО "Авиабаза" противопожарным инвентарем.
Результаты согласования бюджетных проектировок в 2020 году (на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов), в 2021 году (на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов), в 2022 году (на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов), отражены в протоколах заседаний Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам от 27.11.2020 N МК-14/627, от 29.11.2021 N ИС-13/191, от 29.11.2022 N ИС-13/244.
Проанализировав вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности того, что Департамент в рамках реализации переданных Российской Федерацией Чукотскому АО полномочий в области лесных отношений принял все необходимые и зависящие от него меры по обеспечению ГАУ ЧАО "Авиабаза" лесопожарной техникой, противопожарным инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для проведения мероприятий по охране лесов от пожаров в соответствии с нормативами обеспеченности, утвержденными Распоряжением N 1605-р, в пределах выделенных на 2021-2023 годы бюджетных ассигнований.
Утверждение административного истца и вывод суда первой инстанции о том, что Департамент в отсутствие достаточного финансирования обязан обеспечить Учреждение лесопожарной техникой и противопожарным инвентарем в количестве, определенном нормативами обеспеченности, не основаны на законе и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Утверждение административного истца о бездействии Департамента, выразившемся в непринятии им мер по обеспечению Учреждения пожарной техникой и оборудованием, опровергается также фактом выделения Правительством Чукотского АО по ходатайству Департамента от 31.08.2022 денежных средств на приобретение моторной лодки в размере 1 639,2 тыс. руб., поскольку выделенных из федерального бюджета средств в сумме 1 184,8 тыс. руб. на покупку лодки не хватало, несмотря на то, что уполномоченным органом Чукотского АО не принят нормативный правовой акт, определяющий расходные обязательства Чукотского АО в целях исполнения
Распоряжения N 1605-р за счет собственных средств и источников финансирования, а также неоднократными обращениями Департамента в Рослесхоз с просьбами о выделении дополнительных денежных средств на приобретение противопожарного инвентаря (письма от 15.12.2021, от 04.02.2022, от 11.04.2022, от 15.04.2022, от 21.04.2022, от 26.04.2022, от 15.12.2022, от 14.06.2023).
Так, 15.12.2022 Департамент проинформировал Рослесхоз о внесенном Департаменту 21.07.2022 представлении прокуратуры Чукотского АО об устранении нарушений законов в лесной сфере, согласно которому Департамент обязан безотлагательно принять конкретные меры по доведению обеспечения ГАУ ЧАО "Авиабаза" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров до нормативов, утвержденных
Распоряжением N 1605-р, а в рамках защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов Департамент запланировал увеличение финансирования по показателю "Приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря" с целью фактического исполнения требований законодательства Российской Федерации и представления в части доведения до Нормативов обеспеченности на общую сумму 2 624,1 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета и выделения дополнительных средств для доведения до Нормативов обеспеченности в количестве 138 единиц на сумму 2 305,7 тыс. рублей (исх. N 02-13/332 от 04.02.2022). Из запрошенной суммы 4 929,8 тыс. руб. Чукотскому АО предоставлено 566 тыс. руб. в 2023 году и 2 530,4 тыс. руб. в 2024 году. Итого 3 096,4 тыс. руб. или 63% от потребности.
Согласно полученному ответу Рослесхоза от 16.02.2023 N АВ-05-27/3421 возможность выделения дополнительного финансирования на приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, не предусмотрена.
Дополнительные средства нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета бюджету Чукотского АО в целях оснащения ГАУ ЧАО "Авиабаза" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с
пунктом 7.3 Правил N 837 в 2022 и 2023 годах не выделялись.
Каких-либо доказательств того, что Департаментом было отказано в финансировании деятельности ГАУ ЧАО "Авиабаза", в том числе в приобретении перечисленного в административном иске и в решении суда первой инстанции оборудования для предотвращения и тушения лесных пожаров, административным истцом в суд не представлено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения административного иска прокурора в данной части.
Анализируя ссылки в настоящем судебном заседании представителя административного истца на предписание Департамента по ДФО от 28.04.2023 (л.д. 67), на представления прокурора Чукотского АО от 21.07.2022 и от 10.07.2023, адресованные Департаменту (л.д. 23-31, 98-100), на решение Арбитражного суда Чукотского АО от 09.10.2023 (л.д. 148-157), на постановления судей Анадырского городского суда от 01.11.2022 и от 16.10.2023 (л.д. 139-147, 133-138), судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 28.04.2023 Департаментом по ДФО на имя начальника Департамента Я. направлено Предписание с требованием в срок до 31.05.2023 принять меры, направленные на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности.
Во исполнение указанного Предписания Я. приказом от 04.05.2023 утвержден План устранения выявленных нарушений, которым поручено принять вышеуказанные меры исполнителям М. и К., являющемуся директором ГАУ ЧАО "Авиабаза" (л.д. 94-95).
До настоящего времени Предписание не исполнено.
21.07.2022 и 10.07.2023 прокуратурой Чукотского АО начальнику Департамента Я. внесены представления об устранении нарушений законов в области организации тушения лесных пожаров, в том числе с требованием принять конкретные меры по обеспечению соблюдения Сводного плана тушения и установленного норматива штатной численности десантников-пожарных в пожароопасные периоды 2022 и 2023 годов, которые в данной части Департаментом отклонены (письма от 19.08.2022 - л.д. 32-40 и от 18.07.2023 - л.д. 101-106).
В представлении от 21.07.2022 прокуратура Чукотского АО также потребовала от Департамента принятия мер по доведению обеспечения ГАУ ЧАО "Авиабаза" противопожарным инвентарем до нормативов, утвержденных
Распоряжением N 1605-р.
Решением Арбитражного суда Чукотского АО от 09.10.2023 в удовлетворении требований Департамента о признании незаконным представления прокуратуры от 10.07.2023, в том числе в части несоблюдения Департаментом требований Сводного плана тушения, выразившегося в необеспечении должного контроля за деятельностью подведомственного Учреждения в сфере укомплектования утвержденной штатной численности единиц десантников-пожарных, отказано.
Постановлением судьи Анадырского городского суда от 01.11.2022 начальник Департамента Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
статьей 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, содержащихся в представлении от 21.07.2022, в том числе по предоставлению информации об исполнении Сводного плана тушения в части принятия мер по доведению штатной численности десантников-пожарных до установленных нормативов, и сведений об организационной работе по обеспечению ГАУ ЧАО "Авиабаза" противопожарным инвентарем до нормативов, утвержденных Распоряжением N 1605-р), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Постановлением судьи Анадырского городского суда от 16.10.2023 врио начальника Департамента Я.. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
статьей 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, содержащихся в представлении от 10.07.2023, по факту недостаточного контроля за подведомственным Учреждением в части принятия мер по доведению штатной численности десантников-пожарных до установленных нормативов), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 500 рублей.
Согласно
части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Частью 3 статьи 64 КАС РФ установлено, что вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Поскольку ни Предписание Департамента по ДФО, ни представления прокурора для суда, рассматривающего дело по существу, преюдициального значения не имеют, ссылки представителя административного истца на указанные акты судебная коллегия во внимание не принимает.
Как усматривается из решения Арбитражного суда Чукотского АО, последним установлено, что нормативная численность ГАУ ЧАО "Авиабаза" не была обеспечена к пожароопасному сезону 2023 года. Арбитражный суд в своем решении указал, что доказательств принятия мер при осуществлении контроля за подведомственным Учреждением в области поиска необходимых специалистов и укомплектования штата Учреждения до утвержденной численности Департаментом не представлено. Однако, поскольку предметом рассмотрения настоящего административного иска является возложение на Департамент обязанности обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее определенной в соответствии с
Распоряжением N 1605-р на протяжении всего пожароопасного периода 2024 года, то есть на другой временной период,
решение Арбитражного суда в данной части преюдициального значения для выводов судов общей юрисдикции, рассматривающих настоящее дело по существу, не имеет, потому что вопрос о достаточности принятых Департаментом мер по осуществлению контроля за ГАУ ЧАО "Авиабаза" при осуществлении полномочий по укомплектованию штата за время, прошедшее с окончания пожароопасного сезона 2023 года, до начала пожароопасного сезона 2024 года, Арбитражным судом не рассматривался.
Более того, поскольку указанный вопрос за предшествующий период времени сам по себе является оценочным выводом Арбитражного суда, он также не может иметь преюдициального значения ввиду того, что преюдициальное значение имеют обстоятельства дела, а не оценка этих обстоятельств судом, рассматривающим дело. Фактические же обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела за предшествующий пожароопасному сезону 2024 года период времени, явившиеся основанием для внесения прокурором представления от 10.07.2023, и Арбитражным судом при рассмотрении иска о признании этого представления прокурора незаконным, являются одинаковыми. Это неукомплектование штата Учреждения до утвержденной численности.
Поскольку рассматриваемое административное дело не является производным от действий начальника Департамента Я. коллегия приходит к выводу о том, что положения
части 3 статьи 64 КАС РФ к нему не применимы, указанные выше постановления судей о привлечении Я. к административной ответственности за неисполнение требований прокурора для настоящего дела преюдициального значения не имеют.
Таким образом, по делу установлено, что ни Предписанием Департамента по ДФО, ни представлениями прокуратуры Чукотского АО, ни привлечением начальника Департамента Я. к административной ответственности за неисполнение требований прокурора, результатов, которых добивается прокуратура, а именно: доведения до нормативов штатной численности десантников-пожарных в ГАУ ЧАО "Авиабаза", доведения до установленных Распоряжением N 1605-р нормативов обеспеченности Учреждения противопожарным инвентарем, до настоящего времени, начиная с 2019 года, не достигнуто, что в свою очередь подтверждает вывод суда апелляционной инстанции о неисполнимости, как требований прокурора, так и обжалуемого решения суда первой инстанции.
В силу
пункта 1 части 2 и
пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
определила:
решение Анадырского городского суда от 13 декабря 2023 года по настоящему административному делу в части удовлетворения административного искового заявления прокурора Чукотского автономного округа о признании бездействий Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа незаконными и возложении на него обязанности совершить определенные действия, а также о возложении на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанности сообщить об исполнении решения суда по данному делу в Анадырский городской суд и прокурору Чукотского автономного округа, отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
о признании бездействия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации, незаконным и о возложении на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанности обеспечить на протяжении всего пожароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского автономного округа, готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее определенной в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р;
о признании бездействия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившегося в непринятии мер по обеспечению ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, незаконным и о возложении на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р,
отказать.
В остальной части решение Анадырского городского суда от 13 декабря 2023 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа удовлетворить.
Настоящее апелляционное определение может быть
обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Анадырский городской суд.
Председательствующий
А.С.ЗИНОВЬЕВ
Судьи
Д.В.МАЛОВ
Е.В.СКЛЯРОВА
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2024 года.