Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88а-5819/2024 (УИД 87RS0001-01-2023-000574-44)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов, а также мер по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, обязании обеспечить лесопожарные формирования оборудованием, обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров.
Обстоятельства: Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности по обеспечению лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарным снаряжением и инвентарем.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 88а-5819/2024 (УИД 87RS0001-01-2023-000574-44)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов, а также мер по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, обязании обеспечить лесопожарные формирования оборудованием, обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров.
Обстоятельства: Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности по обеспечению лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарным снаряжением и инвентарем.
Решение: Удовлетворено в части.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2024 г. N 88а-5819/2024
Дело N 2а-466/2023
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2024 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.,
судей Королевой Е.В., Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Чукотского автономного округа Бурко Д.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 5 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа о признании действий (бездействий) незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Соколовой Л.В., объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Н., поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Чукотского автономного округа обратился с административным исковым заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа о признании незаконным бездействия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (далее - Департамент), выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации, возложении обязанности обеспечить на протяжении всего пожароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского АО, готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее, определенной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" (далее - Распоряжение N 1605-р); признании бездействия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившегося в непринятии мер по обеспечению Государственного автономного учреждения Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" (далее - ГАУ "Авиабаза") пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном Распоряжением N 1605-р, незаконным, возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ "Авиабаза" техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном Распоряжением N 1605-р, перечисленных в административном исковом заявлении.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований лесного законодательства, в результате которой в деятельности Департамента установлены факты бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах. Меры для приведения лесопожарных формирований Чукотского автономного округа в соответствие с Нормативами обеспеченности административным ответчиком в период подготовки к пожароопасному сезону и непосредственно при его наступлении не принимались. Длительное непринятие мер по выполнению переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, обеспечению в необходимом объеме имеющихся на территории Чукотского автономного округа лесопожарных формирований пожарной техники и инвентарем, может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, повлечь общественно-опасные последствия.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.
Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2023 года административные исковые требования прокурора Чукотского автономного округа удовлетворены частично. Признано бездействие Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившееся в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации, незаконным. На Департамент возложена обязанность обеспечить на протяжении всего пожароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского автономного округа, готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее, определенной в соответствии с Распоряжением N 1605-р. На Департамент возложена обязанность до начала пожароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского автономного округа, сообщить об исполнении решения суда по данному делу в Анадырский городской суд, прокурору Чукотского автономного округа. Признано бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер по обеспечению ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном Распоряжением N 1605-р, незаконным. На Департамент возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" следующей техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном Распоряжением N 1605-р, а именно: техникой в количестве: ЛМ лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором - 1 ед.; пожарным оборудованием в количестве: ВО1 установка высокого давления (переносная) в комплекте - 2 шт.; ВО5 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа - 4 шт.; пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве: К2 тепловизор (портативный) - 8 шт.; К3 метеостанция с анеометром полевая (карманная) - 2 шт.; К5 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) - 4 шт.; К7 комплексы навигационные для летчика-наблюдателей - 2 шт.; СК2 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 2 шт.; СК3 радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи (СК3) в количестве 1 шт.; СК11 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 шт., в количестве 8 шт.; противопожарным снаряжением и инвентарем в количестве: ПС4 термоизоляционные коврики (надувной матрас) в количестве 48 шт.; ПС5 палатки для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов в количестве 48 шт.; ПС7 комплекты для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) в количестве 8 шт.; ПС8 комплекты посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) в количестве 8 шт.; ПС11 комплекты емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л. (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги) в количестве 16 шт.; ПС13 лодки надувные грузоподъемностью не менее 350 кг в количестве 4 шт.; СО13 весы напольные грузовые с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг в количестве 2 шт.; ДС1 спусковые устройства для десантирования людей и грузов из вертолетов в режиме висения в комплекте в количестве 18 шт.; СП 5 комплекты пожаробезопасные емкости для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л., в количестве 24 шт.; СП7 топоры - 32 шт.; СП10 пилы ручные - 8 шт., ЛП6 лопаты лесопожарные - 64 шт.; СП9 ведра емкостью 10-12 л. - 16 шт. На Департамент возложена обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда в данной части в Анадырский городской суд, прокурору Чукотского автономного округа.
В удовлетворении исковых требований прокурора Чукотского автономного округа о возложении обязанности на Департамент обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" следующей техникой, инвентарем и оборудованием: ВО7 пожарные емкости закрытого типа объемом свыше 300 литров - 12 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава (метров) - 1200 м; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) - 16 шт.; СК6 радиостанции КВ диапазона стационарная в количестве 2 шт.; СК7 радиостанции КВ диапазона носимая в количестве - 4 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) - 2 шт., отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Чукотского автономного округа от 5 апреля 2024 года решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2023 года отменено в части с принятием нового решения об отказе прокурору в удовлетворении требований о признании бездействия Департамента, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации, незаконным и о возложении на Департамент обязанности обеспечить на протяжении всего пожароопасного периода 2024 года, начало и окончание которого ежегодно определяется Правительством Чукотского автономного округа, готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров численностью не менее определенной в соответствии с Распоряжением N 1605-р; о признании бездействия Департамента, выразившегося в непринятии мер по обеспечению ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном Распоряжением N 1605-р, незаконным и о возложении на Департамент обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном Распоряжением N 1605-р. В остальной части решение оставлено без изменения.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Чукотского автономного округа Бурко Д.В., поданное 17 мая 2024 года через Анадырский городской суд Чукотского автономного округа, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
В кассационном представлении прокурор не согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Департаментом приняты все меры, направленные на выполнение возложенных и переданных государством полномочий, в том числе по доведению численности лесопожарных формирований до установленной соответствующими нормативами, осуществлению надлежащего контроля за деятельностью подведомственного учреждения - ГАУ "Авиабаза". В ходе проверки выявлено нарушение Департаментом данной обязанности, вынесено предписание о принятии до 31 мая 2023 года мер по доведению штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации. В целях исполнения предписания Департаментом 4 мая 2023 года издан приказ, которым определены сроки, исполнители и мероприятия по устранению нарушений, однако меры по его исполнению не приняты, требования федерального органа государственной власти не исполнены. Доказательств по осуществлению контроля за деятельностью ГАУ "Авиабаза" в области поиска необходимых специалистов и укомплектования штата учреждения не представлено. Выводы суда апелляционной инстанции о дефиците на территории Чукотского автономного округа десантников-пожарных и парашютистов-пожарных являются субъективным мнением суда. Вопреки выводам суда апелляционной инстанции, в решении суда первой инстанции не предусмотрено возложение на орган исполнительной власти Чукотского автономного округа обязанности по трудоустройству сотрудников в подведомственное ему учреждение, а определена обязанность обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров. Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Департамент не вправе возлагать на руководителя подведомственного учреждения обязанность по соблюдению уставных целей и доведенного задания, в том числе по укомплектованию лесопожарных формирований, об отсутствии достаточного финансирования для обеспечения ГАУ "Авиабаза" необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также о принятии Департаментом всех зависящих от него мер по обеспечению подведомственного учреждения указанной техникой и инвентарем не обоснованы. Направление отчетной информации в Рослесхоз и Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, в том числе о закупочных процедурах и реализации мероприятий является лишь служебной перепиской с федеральными органами исполнительной власти, осуществляемой за рамками установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837 порядка выделения и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 мая 2024 года кассационное представление прокурора Чукотского автономного округа Бурко Д.В. передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационного представления, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационное представление в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции допущены нарушения, влекущие отмену в кассационном порядке вынесенного по делу судебного акта в части.
Согласно части 1 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие, в том числе перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Департамент является уполномоченным органом государственной власти, на который возложена обязанность организовать на территории Чукотского автономного округа исполнение государственных полномочий в лесной сфере, обеспечить соблюдение нормативов по численности лесопожарных формирований, их укомплектования десантниками-пожарными и парашютистами-пожарными (далее - ПДПС) в количестве не менее 48 человек.
Для выполнения работ по обнаружению лесных пожаров наземным, авиационным, дистанционным способом, их тушению, выполнению мероприятий по доставке людей и средств к месту тушения лесного пожара и обратно Департаментом создано ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов".
В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГАУ ЧАО "Авиабаза" Департамент от имени Чукотского АО осуществляет полномочия учредителя этого Учреждения, основными целями деятельности которого являются авиационное патрулирование, тушение лесных пожаров, проведение противопожарных мероприятий. При этом к компетенции учредителя относятся установление заданий для Учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, финансовое обеспечение выполнения этого задания, контроль за деятельностью Учреждения (подпункты 2 и 12 пункта 3 Устава).
Разделом 3 (таблицы 1, 2, 5) Сводного плана тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденного временно исполняющим обязанности Губернатора Чукотского АО 20 марта 2023 года по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, ГУ МЧС России по Чукотскому АО (далее - Сводный план тушения), определены лесопожарные формирования в составе Билибинского, Марковского авиаотделений ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" численностью не менее 56 десантников-пожарных.
Приложением N 6 к Сводному плану тушения укомплектование штата десантников - пожарных предусмотрено на 100% к началу пожароопасного сезона. Для участия в проведении работ по тушению лесных пожаров по срочным трудовым договорам запланировано привлечение 56 ДПС, из них 8 руководителей тушения лесных пожаров (инструктора парашютно-десантной группы).
Штатное расписание с указанной численностью десантников - пожарных и инструкторов парашютно-десантной группы доведено Департаментом до ГАУ ЧАО "База авиационной охраны лесов" 27 декабря 2022 года.
Начало пожароопасного сезона установлено постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13 февраля 2023 года N 87 "Об установлении начала пожароопасного сезона и утверждении Перечня населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления Чукотского автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров" с 1 июня 2023 года.
Лесопожарные формирования в соответствии с таблицей 5 раздела 3 Сводного плана тушения должны находиться в полной готовности вне независимости от класса пожарной опасности и его уровня.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, 28 апреля 2023 года административному ответчику было выдано предписание N 7/2023 о принятии до 31 мая 2023 года мер по доведению штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации.
11 сентября 2023 года прокурором Чукотского автономного округа принято решение о проведении проверки Департамента в части соблюдения закона в области лесных отношений, организации тушения лесных пожаров, пожаров на оленьих пастбищах.
По результатам проверки, проведенной по решению прокурора Чукотского автономного округа от 11 сентября 2023 года, было установлено бездействие Департамента по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах на территории Чукотского автономного округа, в период пожароопасного сезона 2023 года к тушению лесных пожаров было привлечено 34 ПДПС или 70% от установленного норматива, что подтверждается срочными трудовыми договорами, заключенными ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов"; Департаментом не обеспечено соблюдение требований части 7 статьи 51, части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации по оснащению ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем с учетом установленного Норматива обеспеченности, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров различных видов.
В ходе рассмотрения настоящего дела, согласно оборотно-сальдовым ведомостям 12 декабря 2023 года ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" частично обеспечено лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, а именно: ВО7 пожарные емкости закрытого типа объемом свыше 300 литров - 12 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава (метров) - 1200 м; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) - 16 шт.; СК6 радиостанции КВ диапазона стационарная в количестве 2 шт.; СК7 радиостанции КВ диапазона носимая в количестве - 4 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) - 2 шт.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался статьей 9, частью 1 статьи 42, статьей 58 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 39, частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьями 1, 8, 51, 53, 53.3, 83 Лесного кодекса РФ, Распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", пунктом 2.6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского АО от 1 апреля 2020 года N 146, Уставом ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов", утвержденным Департаментом 27 ноября 2015 года, установил бездействие Департамента по выполнению мер пожарной безопасности в лесах на территории Чукотского АО, выразившееся в недостаточном контроле с его стороны за подведомственным ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" в области поиска необходимых специалистов и укомплектования штата до утвержденной численности, в необеспечении данного учреждения лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем и пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на Департамент обязанности принять соответствующие меры об устранении перечисленных нарушений до начала следующего пожароопасного периода в 2024 году.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части обеспечения ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем (по конкретному перечню, приведенному выше), суд первой инстанции исходил из факта закупки и обеспечения этим имуществом АО "База авиационной охраны лесов".
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, и отказывая в их удовлетворении, суд апелляционной инстанции руководствовался частью 8 статьи 53.1, частями 1, 3, 4 статьи 53.3, пунктом 6 части 1, частью 3, статьи 83 Лесного кодекса РФ, пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ, частью 3 статьи 42 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года N 13-П, пунктом 1.1, подпунктом 14 пункта 2.1 Положения о Департаменте, приказом Рослесхоза от 28 октября 2022 года N 915 "О проведении дистанционной защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, осуществляемых за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений, а также поступления в бюджетную систему Российской Федерации доходов в виде платы за использование лесов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", установил, что штатным расписанием ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" предусмотрена численность десантников-пожарных и инструкторов парашютно-десантной группы в количестве 56 человек, в период пожароопасного сезона 2023 года к тушению лесных пожаров были привлечены по срочным трудовым договорам десантники-пожарные численностью 70% от установленного норматива, согласился с доводом Департамента о том, что он не уполномочен осуществлять набор сотрудников и их трудоустройство в подведомственное ему Учреждение, а также руководство и распределение их по должностям, и пришел к выводу, что потребность в десантниках-пожарных в пожароопасный сезон 2023 года на территории Чукотского АО была обеспечена полностью, в данной части административное требование прокурора и обжалуемое решение суда первой инстанции являются неисполнимыми.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Департамента по не обеспечению АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем и возложения на Департамент соответствующей обязанности, суд апелляционной инстанции установил, что Департамент ежегодно осуществляет защиту бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, определяя и согласовывая направления и объемы расходов бюджета Чукотского АО, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции из федерального бюджета, он не имеет возможности увеличить показатели предельных лимитов средств субвенций из федерального бюджета, доведенных Рослесхозом до Чукотского АО в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете, учел, что Департамент представил в суд доказательства того, что снижения средств субвенций допущено не было, они освоены в полном объеме, принял во внимание факт выделения Правительством Чукотского АО по ходатайству Департамента от 31 августа 2022 года денежных средств на приобретение моторной лодки, неоднократные обращения Департамента в Рослесхоз с 2021 по 2023 годы с просьбами о выделении дополнительных денежных средств на приобретение противопожарного инвентаря, факт информирования Департаментом Рослесхоза о внесенном представлении прокуратуры об устранении нарушений законов в лесной сфере, ответ Рослесхоза от 16 февраля 2023 года N АВ-05-27/3421 о невозможности выделения дополнительного финансирования на приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров, учел, что из запрошенной суммы 4 929,8 тыс. руб. Чукотскому АО предоставлено 566 тыс. руб. в 2023 году и 2 530,4 тыс. руб. в 2024 году, итого 3 096,4 тыс. руб. или 63% от потребности, и пришел к выводу о доказанности того, что Департамент в рамках реализации переданных Российской Федерацией Чукотскому АО полномочий в области лесных отношений принял все необходимые и зависящие от него меры по обеспечению ГАУ ЧАО "Авиабаза" имуществом для проведения мероприятий по охране лесов от пожаров в соответствии с нормативами обеспеченности, утвержденными Распоряжением N 1605-р, в пределах выделенных на 2021-2023 годы бюджетных ассигнований.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об обеспеченности потребности в десантниках-пожарных в пожароопасный сезон 2023 года на территории Чукотского АО и отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии мер, направленных на доведение штатной численности лесопожарных формирований до установленных нормативов обеспеченности и возложении обязанности обеспечить готовность лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции штатным расписанием ГАУ Чукотского АО "База авиационной охраны лесов" предусмотрена численность десантников-пожарных и инструкторов парашютно-десантной группы (далее - десантники-пожарные) в количестве 56 человек, по срочным трудовым договорам привлечено 34 десантников-пожарных или 70% от установленного норматива, на договорной основе привлечено 26 десантников-пожарных ФБУ "Авиалесоохрана", что свидетельствует о том, что потребность в десантниках-пожарных в пожароопасный сезон 2023 года на территории Чукотского АО была не только обеспечена полностью, но даже превышена.
Отклоняя позицию административного истца, полагавшего, что привлечение десантников-пожарных на условиях гражданско-правовых договоров законом не допускается, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в условиях дефицита на территории Чукотского АО специалистов вышеуказанной категории и набора десантников-пожарных на работу не на постоянной основе, а ежегодно только на временной период пожароопасного сезона, действия ГАУ ЧАО "Авиабаза" по привлечению десантников-пожарных на условиях заключения гражданско-правовых договоров являлись верными, в результате чего была достигнута цель эффективной борьбы с пожарами на территории округа в 2023 году.
Данные выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационным представлением административного истца не опровергаются.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части отказа в признании незаконным бездействия Департамента по не обеспечению АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем.
Вывод суда первой инстанции о том, что Департамент в отсутствие достаточного финансирования обязан обеспечить Учреждение лесопожарной техникой и противопожарным инвентарем в количестве, определенном нормативами обеспеченности, является верным, основан на законе и не противоречит установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГАУ ЧАО "Авиабаза" Департамент, являясь учредителем данного учреждения, в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, осуществляет финансовое обеспечение установленных для учреждения заданий.
Судами установлено, сторонами не оспаривалось, что распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" в части обеспечения ГАУ ЧАО "Авиабаза" необходимым имуществом не исполнено.
Суд первой инстанции, сославшись на часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 2.6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 1 апреля 2020 года N 146, согласно которым Департамент исполняет переданные Российской Федерацией полномочия в лесной сфере, осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, обеспечивает меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, пришел к правильному выводу о том, что Департамент, являясь уполномоченным органом государственной власти, обязанным организовать на территории Чукотского автономного округа исполнение государственных полномочий в лесной сфере, допустил нарушение требований Распоряжения N 1605-р, не принял всех возможных мер для изыскания финансирования, при этом обращения Департамента в Федеральное агентство лесного хозяйства не свидетельствуют о принятии Департаментам всех исчерпывающих мер для осуществления в полном объеме возложенных полномочий в области лесных отношений и соблюдению лесного законодательства, в том числе и по обращению в Правительство Чукотского автономного округа.
Отсутствие необходимого имущества, перечень которого определен Правительством РФ, в целях обнаружения лесных пожаров, их тушения, выполнения мероприятий по доставке людей и средств к месту тушения лесного пожара и обратно ставит под угрозу выполнение общественно значимых уставных функций и задач ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов".
Пунктом 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2018 года N 536 "Об утверждении перечня документов, обосновывающих размер запрашиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" предусмотрена возможность направления органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации письменной заявки с указанием размера запрашиваемых средств нераспределенного резерва, причин возникновения дополнительных расходов, в том числе по судебным решениям, суммы средств, направленных на заявленные мероприятия из планового объема субвенций, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от выполнения обязанности обеспечения лесопожарных станций установленными нормами пожарной техники и оборудования, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров и не должны влиять на права неопределенного круга лиц, на безопасность их жизни и здоровья.
Заслуживают внимания и не опровергнутые доводы кассационного представления о том, что Департамент не обладает информацией о необходимом объеме финансирования, требуемого для приобретения пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря с учетом нормативов, утвержденных Распоряжением N 1605-р, что свидетельствует об обоснованности выводов суда первой инстанции о бездействии данного лица.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Департамента по не обеспечению АО "База авиационной охраны лесов" лесопожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем и возложении обязанности подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 5 апреля 2024 год в части отмены решения Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2023 года о признании незаконным бездействия Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, выразившегося в непринятии мер по обеспечению ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, незаконным и возложении обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования ГАУ Чукотского автономного округа "База авиационной охраны лесов" следующей техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, отменить.
Решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2023 года в указанной части оставить без изменения.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 5 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационное представление Прокурора Чукотского автономного округа Бурко Д.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.