Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2024 N 88-19802/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 26.06.2024 N 33-993/2024 по делу N 2-1518/2024 (УИД 53RS0022-01-2023-012353-43)
Категория спора: 1) Пенсионное обеспечение; 2) Компенсации.
Требования: Об обязании произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации, осуществить выплату пенсии и компенсации.
Обстоятельства: В случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Новгородского областного суда от 26.06.2024 N 33-993/2024 по делу N 2-1518/2024 (УИД 53RS0022-01-2023-012353-43)
Категория спора: 1) Пенсионное обеспечение; 2) Компенсации.
Требования: Об обязании произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации, осуществить выплату пенсии и компенсации.
Обстоятельства: В случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Решение: Удовлетворено в части.

НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2024 г. по делу N 2-1518/2024-33-993/2024
УИД 53RS0022-01-2023-012353-43
Судья - Галкина Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.,
судей Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года по иску Э. к УФСИН России по Новгородской области об обязании произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации,
установила:
Э. обратился в суд с вышеуказанным иском к УФСИН России по Новгородской области (далее - Управление). Требования мотивированы тем, что в период с августа 1993 года по 31.10.2004 года истец проходил военную службу в системе Управления Министерства юстиции по Новгородской области. <...> им была получена военная травма, в связи с чем 12.10.2004 года на основании заключения ВВК он был признан ограничено годным к военной службе, 31.01.2004 года уволен с военной службы, 10.08.2005 года признан инвалидом 3 группы и ему назначена пенсия по инвалидности. В соответствии с решением Новгородского городского суда от 26.04.2006 года ответчик производит выплату истцу ежемесячно денежной компенсации (далее - ЕДК) в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, в виде утраченного заработка в размере 80%. В нарушение законодательства ответчик не производит перерасчет ЕДК в связи с повышением оклада денежного содержания. Кроме того, из выплачиваемой ЕДК Управление вычитает размер назначенной пенсии по инвалидности со всеми надбавками. Нарушения, допущенные ответчиком при исчислении ЕДК, лишает истца, как ветерана боевых действий, права на получение установленных государством социальных гарантий. В связи с изложенным, Э. просит обязать Управление произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ЕДК с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством, и без учета сумм повышения пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 3 ст. 24, п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в период с 08.11.2016 года по настоящее время; обязать Управление осуществить выплаты суммы положенной пенсии по инвалидности и ЕДК с учетом увеличения окладов денежного содержания за указанный период; обязать Управление в дальнейшем производить выплаты пенсии по инвалидности и ЕДК в соответствии с законодательством.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года исковые требования Э. удовлетворены частично, на УФСИН России по Новгородской области возложена обязанность произвести с 08.11.2016 года Э. перерасчет ежемесячной денежной компенсации, установленной по правилам, действующим до дня вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и выплатить причитающуюся Э. в результате перерасчета сумму ежемесячной денежной компенсации. Перерасчет ежемесячной денежной компенсации произвести без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы". Выплату ежемесячной денежной компенсации в таком размере производить до дня возникновения у Э. в соответствии с законодательством Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Новгородской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований отменить и принять новое об отказе в иске в полном объеме. Также полагает неверным вывод суда о том, что истцом при обращении в суд с заявленными требованиями срок исковой давности не пропущен.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Э. указывает на несостоятельность приведенных ответчиком доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Новгородской области Т. апелляционную жалобу поддержал, Э. просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы и изученным материала дела имеются.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с августа 1993 года по 31.10.2004 года Э. проходил службу в Управлении исполнения наказаний по Новгородской области (далее - УИН по Новгородской области).
16.03.2000 года в период нахождения Э. в служебной командировке в Чеченской Республике при выполнении боевого задания в результате разрыва мины получил черепно-мозговую травму.
По заключению ВВК от 12.10.2004 года N<...> Э. признан ограниченного годным к прохождению военной службы.
На основании приказа УИН по Новгородской области от 26.10.2004 года N<...> Э. уволен 31.10.2004 года с должности <...> по ст. 58 п. "з" по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет Э. на дату увольнения составила в календарном исчислении 15 лет 08 мес. 14 дней, в льготном исчислении 21 год 00 мес. 2 дня.
10.08.2005 года по заключению Бюро МСЭ N 2 ФГУ "ГБ МСЭ по Новгородской области" Э. признан инвалидом III группы с установлением причины инвалидности - военная травма.
Решением Новгородского городского суда Новгородской области от 26.04.2006 года по делу N<...> удовлетворен иск Э. и постановлено:
взыскать с Управления исполнения наказаний по Новгородской области в пользу Э. в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья (утраченный заработок), единовременно за период с 01.11.2004 года по апрель 2006 года (включительно) 124 758,14 руб.;
обязать Управление исполнения наказаний по Новгородской области, начиная с мая 2006 года по апрель 2008 года (включительно), ежемесячно выплачивать в пользу Э. в счет возмещения утраченного заработка по 6 931 руб. с перерасчетом данной суммы с учетом индекса инфляции, установленного для данного вида выплат на 2006 год, а также последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено указанным решением, по заключению судебно-медицинской экспертизы от 18.04.2006 ГУЗ "Новгородское бюро МСЭ" утрата профессиональной трудоспособности Э. на момент увольнения и на дату принятия решения составляет 80%.
Приказом УФСИН России по Новгородской области от 11.04.2016 года N<...> установлена Э. выплата ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с 01.04.2016 года (до изменения условий выплат) в сумме 28 480,55 руб.
Приказом УФСИН России по Новгородской области от 08.11.2016 года N<...> постановлено сохранить Э. выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в размере 28 480,55 руб. до дня возникновения у него права на получение ЕДК в большем размере.
В спорный период истицу выплачивалась ЕДК, принимаемая к исчислению с учетом утраты трудоспособности, за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, размер которой определен с учетом надбавок и повышений, предусмотренных ч. 3 ст. 24 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, а также за вычетом ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 руб., установленного гражданам Российской Федерации, признанным инвалидами вследствие военной травмы, на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.08.2005 года N 887.
Согласно информационной справке от 10.08.2023 года N<...>, представленной УФСИН России по Новгородской области по пенсионному делу Э. N<...>, размер его оклада месячного денежного содержания ежегодно повышается, однако перерасчет выплачиваемой ЕДК не производится. Из выплачиваемой истцу ЕДК в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы, вычитается размер назначенной ему пенсии по инвалидности со всеми надбавками.
23.08.2023 года Э. обратился в УФСИН России по Новгородской области с заявлением о перерасчете ЕДК с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания без учета вычета сумм повышения пенсии по инвалидности.
Письмом УФСИН России по Новгородской области от 19.09.2023 года N<...> в перерасчете ЕДК истцу отказано.
Считая данный отказ незаконным, ухудшающим его социальное положение, Э. обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом приведенных положений материального закона пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения в части перерасчета ЕДК с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, а также без учета вычета сумм ЕДО, установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы".
Судебная коллегия с выводом суда о необходимости перерасчета получаемого истцом ЕДК с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников согласиться не может по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Осуществляя предоставленные полномочия, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 закрепил порядок увеличения пенсии за выслугу лет лицам, которым установлена инвалидность (статья 16), расчета размера пенсии по инвалидности (статья 22) и начисления надбавок к пенсии по инвалидности (статья 24), устанавливаемых данной категории граждан; порядок определения расчетного размера пенсии и правила начисления надбавок к пенсиям (статья 46). Указанные нормы являются элементом правового механизма реализации права на пенсионное обеспечение указанной категории граждан.
В соответствии с п. "а" ст. 16 Закона Российской Федерации N 4468-I лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ставшими инвалидами III группы вследствие военной травмы, пенсии за выслугу лет увеличиваются на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом "а" статьи 22 Закона Российской Федерации N 4468-I лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами III группы вследствие военной травмы, пенсия по инвалидности устанавливается в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
В силу ч. 3 ст. 24 Закона Российской Федерации N 4468-I лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, по достижении ими 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 46 названного Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру (часть 4 статьи 46).
При наличии права на получение одновременно двух пенсий в соответствии со статьей 7 настоящего Закона надбавки и повышения соответственно начисляются и устанавливаются к одной пенсии (часть 6 статьи 46).
В соответствии с пунктом 2 Правил выплаты единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, утвержденными приказом ФСИН от 05.10.2022 N 617, при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах УИС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах УИС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, регламентирован положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.05.2016 N 125-ФЗ, вступившим в силу с 12.05.2016, часть 5 статьи 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
- в отношении инвалида I группы - 1;
- в отношении инвалида II группы - 0,5;
- в отношении инвалида III группы - 0,3.
При этом статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 12 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений правовое регулирование вопроса возмещения вреда здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы, действовавшее до 12.05.2016, связывало возможность выплаты ЕДК с назначением уволенному сотруднику пенсии по инвалидности и определяло размер ЕДК в виде разницы между денежным довольствием и назначенной пенсией по инвалидности (а в период с 11.07.2014 - еще и с учетом степени стойкой утраты трудоспособности в процентах), предусматривая пересмотр размера ЕДК с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С 12.05.2016 выплата ЕДК не зависит от вида назначенной уволенному сотруднику уголовно-исполнительной системы пенсии, размер ЕДК определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициентов в зависимости от группы инвалидности, и также подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Установление порядка, условий и критериев индексации компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, или их изменение является прерогативой законодателя и определяется федеральными законами. В отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы такой механизм увеличения (индексации) компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей, предусматривает увеличение размера ЕДК в зависимости от увеличения (повышения) окладов денежного содержания, но при этом до 12.05.2016 размер ЕДК зависел от двух величин: денежного содержания сотрудника и назначенной данному лицу пенсии по инвалидности. Соответственно, возможность применения указанного механизма увеличения (индексации) ЕДК до 12.05.2016 была напрямую связана с фактом получения бывшим сотрудником пенсии по инвалидности.
Как видно из материалов дела, истицу Э. в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, действовавшей в редакции до вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия 80% по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, размер которой определен с учетом надбавки, предусмотренной ч. 3 ст. 24 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также за вычетом ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 руб., установленного гражданам Российской Федерации, признанным инвалидами вследствие военной травмы, на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.08.2005 года N 887.
При этом, как правильно указано судом, ответчик обоснованно при расчете ежемесячной денежной выплаты Э. вычитал из размера утраченного денежного довольствия размер назначенной пенсии по инвалидности с учетом надбавки к ней, предусмотренной частью 3 статьей 24 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1.
По состоянию на момент вступления в действие новой редакции части 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой Э., составлял 28 480 руб. 55 коп., что значительно превышало размер ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с названной нормой.
Поскольку размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с действующей частью 5 статьи 12 Федерального закона от <...> года N 283-ФЗ, был меньше ранее назначенной, то приказом УФСИН России по Новгородской области от 08.11.2016 года N <...> было постановлено сохранить выплату ЕДК в возмещение вреда здоровью в размере 28 480 руб. 55 коп., которая выплачивалась ему до вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 года N 125-ФЗ, до дня возникновения у него права на получение ЕДК в большем размере.
После 12.05.2016 года, в связи с изменением порядка определения ЕДК, установленный ч. 6 ст. 12 Закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ механизм индексации мог быть применен только по отношению к выплате, установленной в соответствии с частью 5 статьи 12 названного закона в редакции Федерального закона от 01.05.2016 года N 125-ФЗ.
Таким образом, правовых оснований для применения индексации исходя из увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников при определении ЕДК, исчисленной в размере, который причитался ему до вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 года N 125-ФЗ, не имеется, а поэтому решение суда в части возложения на ответчика обязанности произвести такой перерасчет является незаконным.
Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в этой части.
В то же время, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит правильным решение суда в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы".
Принимая такое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предусмотренных законом оснований для уменьшения в период с 08.11.2016 по 28.02.2023 ЕДК на сумму ежемесячного дополнительного материального обеспечения в размере 1 000 руб., установленного указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", не имелось, поскольку данная выплата не входит в состав пенсии по инвалидности.
Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства было указано на пропуск срока исковой давности для предъявления Э. заявленных исковых требований.
Суд первой инстанции доводы ответчика о пропуске срока исковой давности признал несостоятельными.
Судебная коллегия соглашается с указанной позицией районного суда.
Так, в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Вместе с тем, согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В данном случае спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям. Такой вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.07.2007 года N 41-В07-25.
При таком положении сумма ЕДК, уменьшенная на сумму ежемесячного дополнительного обеспечения в размере 1 000 руб., установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887, неполученная Э. за период с 08.11.2016 по 28.02.2023 по вине ответчика, подлежит выплате за этот период без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет ЕДК без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", является законным и обоснованным.
Вместе с тем, учитывая, что резолютивная часть решения суда в части удовлетворения данного искового требования не содержит указания на период перерасчета и обязанность выплаты причитающейся истцу в результате перерасчета суммы ежемесячной денежной компенсации, судебная коллегия в целях исключения возможной неясности при исполнении решения суда в этой части считает необходимым решение суда в этой части изменить.
Как видно из материалов дела, решением комиссии УФСИН России по Новгородской области по вопросам выплат единовременных пособий, денежных компенсаций сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а также членам их семей и иждивенцам от 13 октября 2023 года на основании разъяснений ФСИН России от 28.04.2023 Nисх-16-34587 и от 30.06.2023 N исх-16-53767 постановлено произвести Э. выплату материального обеспечения в сумме 1 000 руб., предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887, ранее вычитаемого из суммы компенсации вреда здоровью, с 01 марта 2023 года. Следовательно, выплата ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", должна быть произведена ответчиком за период с 08.11.2016 по 28.02.2023.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу УФСИН России по Новгородской области удовлетворить частично.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года в части возложения на УФСИН России по Новгородской области обязанности произвести с 08.11.2016 Э. перерасчет ежемесячной денежной компенсации, установленной по правилам, действующим до дня вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и выплатить причитающуюся Э. в результате перерасчета сумму ежемесячной денежной компенсации отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Э. отказать.
Это же решение в части перерасчета ежемесячной денежной выплаты без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения изменить.
Обязать УФСИН России по Новгородской области произвести Э. перерасчет ежемесячной денежной компенсации без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", за период с 08.11.2016 года по 28.02.2023 года и выплатить причитающуюся в результате перерасчета сумму ежемесячной денежной компенсации.
В остальной части решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.06.2024 г.