Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2024 N 88-19802/2024 (УИД 53RS0022-01-2023-012353-43)
Категория спора: 1) Пенсионное обеспечение; 2) Компенсации.
Требования: Об обязании произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации, осуществить выплату пенсии и компенсации.
Обстоятельства: В случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2024 N 88-19802/2024 (УИД 53RS0022-01-2023-012353-43)
Категория спора: 1) Пенсионное обеспечение; 2) Компенсации.
Требования: Об обязании произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации, осуществить выплату пенсии и компенсации.
Обстоятельства: В случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2024 г. N 88-19802/2024
53RS0022-01-2023-012353-43
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Смирновой О.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1518/2024 по иску Р. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации по кассационной жалобе УФСИН России по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., объяснения представителя УФСИН России по Новгородской области Т., действующего по доверенности от 21 июля 2023 г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Р. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Новгородской области (далее - УФСИН России по Новгородской области, Управление), просил возложить на Управление обязанность произвести перерасчет пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством, без учета сумм повышения пенсии по инвалидности в соответствии с
частью 3 статьи 24,
пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) в период с 8 ноября 2016 г. по настоящее время; осуществить выплату пенсии по инвалидности и ежемесячную денежную компенсацию с учетом увеличения окладов денежного содержания за указанный период; производить в дальнейшем указанные выплаты в соответствии с законодательством.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 г. исковые требования Р. удовлетворены частично, на УФСИН России по Новгородской области возложена обязанность произвести с 8 ноября 2016 г. Р. перерасчет ежемесячной денежной компенсации, установленной по правилам, действующим до дня вступления в силу Федерального
закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ), с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и выплатить причитающуюся Р. в результате перерасчета сумму ежемесячной денежной компенсации.
Перерасчет ежемесячной денежной компенсации произвести без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного
Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887).
Выплату ежемесячной денежной компенсации в таком размере производить до дня возникновения у Р. в соответствии с законодательством Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 июня 2024 г. решение суда первой инстанции в части возложения на УФСИН России по Новгородской области обязанности произвести перерасчет и выплатить ежемесячную денежную компенсацию отменено, в отмененной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Р. отказано.
Решение суда первой инстанции в части перерасчета ежемесячной денежной компенсации без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного
Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887, изменено, указан период перерасчета - с 8 ноября 2016 г. по 28 февраля 2023 г. с возложением обязанности произвести перерасчет.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФСИН России по Новгородской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие Р. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с августа 1993 г. по 31 октября 2004 г. Р. проходил службу в УИН по Новгородской области.
16 марта 2000 г. в период нахождения Р. в служебной командировке в Чеченской Республике при выполнении боевого задания в результате разрыва мины получил <данные изъяты> травму. По заключению ВВК от 12 октября 2004 г. N 269 истец признан ограниченно годным к прохождению военной службы.
На основании приказа УИН по Новгородской области от 26 октября 2004 г. N 369 л/с Р. уволен 31 октября 2004 г. с должности начальника медицинской группы - врача отдела специального назначения по статье 58 пункта "з", по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет Р. на дату увольнения составила в календарном исчислении 15 лет 08 мес. 14 дней, в льготном исчислении 21 год 00 мес. 2 дня.
10 августа 2005 г. по заключению Бюро МСЭ N 2 ФГУ "ГБ МСЭ по Новгородской области" Р. признан инвалидом <данные изъяты> группы с установлением причины инвалидности - военная травма.
Решением Новгородского городского суда Новгородской области от 26 апреля 2006 г. по делу N 2-871/2006 с УИН по Новгородской области в пользу Р. взыскано в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья (утраченный заработок), единовременно за период с 1 ноября 2004 г. по апрель 2006 г. (включительно) 124 758 руб. 14 коп.; на Управление возложена обязанность, начиная с мая 2006 г. по апрель 2008 г. (включительно), ежемесячно выплачивать в пользу Р. в счет возмещения утраченного заработка по 6 931 руб. с перерасчетом данной суммы с учетом индекса инфляции, установленного для данного вида выплат на 2006 г., а также последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 18 апреля 2006 г. ГУЗ "Новгородское бюро МСЭ" утрата профессиональной трудоспособности Р. на момент увольнения и на дату принятия решения судом составляла 80 процентов.
Приказом УФСИН России по Новгородской области от 11 апреля 2016 г. N 136 л/с установлена Р. выплата ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с 1 апреля 2016 г. (до изменения условий выплат) в размере 28 480 руб. 55 коп.
Приказом УФСИН России по Новгородской области от 8 ноября 2016 г. N 419 л/с постановлено сохранить Р. выплату ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в размере 28 480 руб. 55 коп. до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
В спорный период истцу выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, принимаемая к исчислению с учетом утраты трудоспособности, за вычетом назначенной пенсии по инвалидности, размер которой определен с учетом надбавок и повышений, предусмотренных
части 3 статьи 24 Закона Российской Федерацииот 12 февраля 1993 г. N 4468-1, а также ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 руб., установленного гражданам Российской Федерации, признанным инвалидами вследствие военной травмы, на основании
Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887.
Согласно информационной справке от 10 августа 2023 г. N 54/ТО/7-41/351, представленной УФСИН России по Новгородской области по пенсионному делу Р., размер его оклада месячного денежного содержания ежегодно повышается, однако перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации не производится. Из выплачиваемой истцу ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы, вычитается размер назначенной ему пенсии по инвалидности со всеми надбавками.
23 августа 2023 г. Р. обратился в УФСИН России по Новгородской области с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания без учета вычета сумм повышения пенсии по инвалидности, оставленное без удовлетворения.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта "а" статьи 6, пункта "а" статьи 22, частью 3 статьи 24, частями 1, 4, 6 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1,
частями 5 и
6 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавшей после вступления в силу Федерального
закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ,
статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ, пунктом 2 Правил выплаты единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, утвержденными приказом ФСИН от 5 октября 2022 г. N 617, исходил из того, что изменение с 12 мая 2016 г. нормативно-правового регулирования порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренного
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, влечет перерасчет ежемесячной денежной компенсации, поскольку предусматривает иной правовой механизм установления выплаты отличный от действовавшего до 12 мая 2016 г., который зависел от денежного содержания сотрудника на день увольнения со службы в учреждениях и органах и назначенной ему пенсии по инвалидности, предусматривающей ее пересмотр с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы (
часть 6 статьи 12 того же Закона).
Проверяя обоснованность вычитания из ежемесячной денежной компенсации ежемесячного материального обеспечения, установленного гражданам Российской Федерации, признанным инвалидами вследствие военной травмы, на основании
Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887, суд указал, что поскольку выплата не входит в состав пенсии по инвалидности оснований для уменьшения ежемесячной денежной компенсации согласно
части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ не имелось.
Отказывая в применении срока исковой давности, заявленного ответчиком, суд первой инстанции, руководствуясь
пунктами 1,
3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям.
С выводами суда первой инстанции о перерасчете и выплате ежемесячной денежной компенсации по правилам, действующим после 12 мая 2016 г., не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что начиная с 12 мая 2016 г. установление ежемесячной денежной компенсации не поставлено в зависимость от вида назначенной уволенному сотруднику уголовно-исполнительной системы пенсии, ранее это была только пенсия по инвалидности.
Размер ежемесячной денежной компенсации определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии, с применением коэффициентов в зависимости от группы инвалидности, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что истец являлся получателем пенсии по инвалидности, при исчислении ежемесячной денежной компенсации ему обоснованно осуществлялось вычитание из размера утраченного денежного довольствия размера назначенной пенсии по инвалидности с учетом надбавки к ней, предусмотренной
частью 3 статьей 24 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
С учетом изменения законодательства размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с
частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, у истца стал меньше ранее назначенной, вследствие чего приказом УФСИН России по Новгородской области от 8 ноября 2016 г. N 419 л/с было постановлено сохранить выплату в возмещение вреда здоровью в прежнем размере (28 480 руб. 55 коп.), выплачиваемом до вступления в силу Федерального
закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ.
Учитывая, что после 12 мая 2016 г., в связи с изменением порядка определения ежемесячной денежной компенсации, установленный
частью 6 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ механизм индексации мог быть применен только по отношению к выплате, установленной в соответствии с
частью 5 статьи 12 названного закона в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Изменяя решение суда первой инстанции в части указания периода перерасчета ежемесячной денежной компенсации, подлежавшей выплате без учета вычета сумм ежемесячного дополнительного обеспечения, установленного
Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887, а также возложения на ответчика обязанности по перерасчету выплаты, суд апелляционной инстанции признал выводы суда соответствующие закону, принимая во внимание, что с 1 марта 2023 г. истцу осуществляется выплата материального обеспечения в размере 1 000 руб. по
Указу Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887, ранее вычитаемая из суммы компенсации вреда здоровью.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения во времени.
Доводы кассационной жалобы о правомерности вычитания из ежемесячной денежной компенсации ежемесячного материального обеспечения, установленного гражданам Российской Федерации, признанным инвалидами вследствие военной травмы, на основании
Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права -
части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в редакции закона до 12 мая 2016 г., согласно которой в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Ежемесячное материальное обеспечение согласно
Указу Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 является дополнительной выплатой определенной инвалидам вследствие военной травмы, не входит в состав пенсии по инвалидности.
Довод кассационной жалобы о необоснованном не применении к спорным отношениям срока исковой давности признается несостоятельным, основанным на применении
статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации без учета положений
пунктов 1,
3 статьи 2 того же Кодекса, подлежащие толкованию в системной связи и не предусматривающие применение института исковой давности к спорам вытекающим из законодательства о социальном обеспечении, которые носят публично-правовой характер.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 марта 2024 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Новгородской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 18 сентября 2024 г.