Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2025 по делу N 88-22364/2025 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 28.01.2025 N 33-1212/2025 (УИД 52RS0012-01-2023-000071-02)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании недействительной выписки из протокола, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцом были представлены все необходимые для постановки на учет документы.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 28.01.2025 N 33-1212/2025 (УИД 52RS0012-01-2023-000071-02)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании недействительной выписки из протокола, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцом были представлены все необходимые для постановки на учет документы.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2025 г. N 33-1212/2025
УИД 52RS0012-01-2023-000071-02
Судья Сочнева К.А.
Дело N 2-1037/2024
Мотивированное определение изготовлено 30 января 2025 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Винокуровой Н.С.,
судей Карпова Д.В., Сивохиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России
на решение Борского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2024 года
по иску К. к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о признании недействительной выписки из протокола от [дата] года, о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В.,
установила:
Первоначально К. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о признании недействительной выписки из протокола от [дата], о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, имел специальное звание майор внутренней службы. Общая продолжительность службы в учреждениях и органах системы исполнения наказаний в календарном исчислении составляет более 25 лет, состав семьи - 1 человек.
[дата] К. подал заявление [номер] о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением документов, указанных в постановлении Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от [дата] [номер], К. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с [дата].
[дата] К. стало известно, что решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокола [номер] от [дата]) ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2013 года N 369, а именно отсутствуют: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника в периоды: с [дата] по [дата], с [дата] по [дата] и с [дата] по [дата]; не представлены выписка из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов и правоустанавливающий документ по адресу: [адрес]. [дата] комиссией также принято решение о признании недействительной выписки из протокола комиссии от [дата] [номер] о постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Указанные выписки из протоколов заседания комиссии были направлены К. по [адрес], по которому он никогда не прибывал и не проживал. Данное решение комиссии истец считает незаконным, поскольку вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты были представлены все документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2013 г. N 369.
09 августа 2023 года Борским городским судом Нижегородской области принято определение о переходе к рассмотрению искового заявления К. к ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконными решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о признании недействительной выписки из протокола от [дата], о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по правилам гражданского судопроизводства.
В период рассмотрения дела истец изменил исковые требования и окончательно просил суд признать незаконным решение комиссии о рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от [дата] об отказе К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным решение комиссии от [дата] о признании недействительной выписки из протокола от [дата] [номер] в отношении К.; признать за К. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ГУФСИН России по Нижегородской области поставить К. с составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с [дата].
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2024 года иск удовлетворен.
Признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от [дата] об отказе К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом [номер] от [дата].
Признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от [дата] о признании недействительной выписки из протокола от [дата] [номер] в отношении К., оформленное протоколом [номер] от [дата].
Признано за К. право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На ГУФСИН России по Нижегородской области возложена обязанность поставить К. с составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента его первоначального обращения с заявлением (рапортом) - с [дата].
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
К. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 4 указанного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что к заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в качестве жилищной гарантии сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предусматривает такой вид обеспечения жильем, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Наличие правовых оснований для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и заверенных в установленном порядке. Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и требования к оформлению этих документов.
Пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с пунктом 15 указанных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил). Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом начальника ГУФСИН России по Нижегородской области от [дата] [номер] создана комиссия по рассмотрению вопросов по предоставлению сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также утверждено Положение о комиссии (т. 2 л.д. 71-74).
Положением о комиссии предусмотрено, что комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом при ГУФСИН России по Нижегородской области. Комиссия осуществляет принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. Комиссия принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. О дате приема рапортов, заявлений о постановке на учет для получения единовременной выплаты, а также документов для получения единовременной выплаты сотрудникам и гражданам выдается справка (т. 2 л.д. 75-87).
Таким образом, при рассмотрении заявлений (рапортов) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссия принимает одно из коллегиальных решений - о постановке на учет для получения единовременной выплаты либо об отказе в указанной постановке на учет. А в случаях, предусмотренных п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с указанного учета. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос о рассмотрении указанных заявлений, не наделяют комиссию полномочиями принимать иные решения.
Доказательствами по делу подтверждается, что К., [дата] года рождения, проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
Приказом начальника ГУФСИН России по Нижегородской области [номер]-лс от [дата] с К. прекращен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ, и он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ с должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с [дата] по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 84 Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе) (т. 1 л.д. 217, 218).
Выслуга лет по состоянию на [дата] составила в календарном исчислении 28 лет 01 месяц 21 день, в льготном исчислении - 41 год 01 месяц 25 дней (т. 1 л.д. 217-218).
К. состоял в зарегистрированном браке с ФИО7 На основании решения мирового судьи судебного участка N [адрес] от [дата] брак между К. и ФИО7 прекращен [дата] (т. 1 л.д. 171).
У К. имеются дети: ФИО16 ФИО8, [дата] года рождения, ФИО17 ФИО8, [дата] года рождения (т. 1 л.д. 168, 172, 173).
[дата] К. обратился в территориальную комиссию ГУФСИН России по Нижегородской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением (рапортом), в котором просил принять его с составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (т. 1 л.д. 158-159).
К указанному заявлению К. приложил документы, поименованные в постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
В соответствии со справкой секретаря комиссии документы, необходимые при рассмотрении вышеуказанного заявления, были приняты [дата] (т. 1 л.д. 68, 213).
Решением комиссии от [дата], оформленным протоколом [номер] заседания комиссии (т. 1 л.д. 9-10, 214-215), К. (состав семьи 1 человек) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с [дата].
При принятии решения от [дата] о постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты комиссией исследовался вопрос о периоде временной регистрации истца по месту пребывания по адресу: [адрес] по адресу: [адрес], а также правоустанавливающие документы на указанные жилые помещения, и сведения и полнота представленных документов позволила комиссии прийти к выводу о нуждаемости К. в жилом помещении, а также о том, что К. не совершено действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
[дата] на заседании комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области было повторно рассмотрено заявление К. от [дата] о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии от [дата], оформленным протоколом [номер] от [дата] (т. 1 л.д. 34-35, 144-145, 221-222), К. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, а именно: отсутствовали копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника в период с [дата] по [дата], с [дата] по [дата] и с [дата] по [дата] (пп. "б" п. 5 Правил); не предоставлены выписка из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов и правоустанавливающий документ по адресу: [адрес] (пп. "з" п. 5 Правил).
Как следует из объяснений представителя ответчиков и представленной выписки из протокола от [дата], поводом для повторного рассмотрения заявления К. от [дата] послужили обстоятельства, выявленные в рамках проведенной служебной проверки от [дата], о ненадлежащем хранении, учете учетных дел, протоколов заседаний комиссии и об утере сотрудниками жилищной комиссии ряда документов.
[дата] состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопроса о признании недействительной выписки из протокола комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения от [дата] [номер] о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты К.
Решением комиссии от [дата], оформленным протоколом [номер] (т. 1 л.д. 32-33, 223-224), признана недействительной выписка из протокола комиссии от [дата] [номер] о постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты, ввиду того, что комиссией принято новое решение по заявлению К. от [дата], которым отказано К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ранее единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения истцу не предоставлялось, доказательств улучшения истцом жилищных условий, в результате которого были бы утрачены основания для предоставления единовременной социальной выплаты, не представлено. Напротив, как следует из представленных в материалы дела договоров найма жилого помещения, сведений из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, у ФИО1 до настоящего времени жилищные условия не изменились, свое жилье отсутствует.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства, исходя из того, что представленные К. документы с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условий для постановки на учет и получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; несмотря на это, а также то, что по заявлению (рапорту) К. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты принято положительное решение и при наличии такого решения повторное рассмотрение заявления (рапорта) К. не предусмотрено нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, комиссия по истечении около двух лет с момента подачи истцом заявления вновь рассмотрела заявление К. от [дата] и приняла новое решение об отказе К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании непредставления им документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно информации о временной регистрации по месту пребывания в жилых помещениях и правоустанавливающие документы этих помещений, хотя на заседании комиссии от [дата] указанные документы были предметом изучения комиссии и доказательств того, что отсутствие этих документов в личном учетном жилищном деле истца, произошло по вине К., в материалах дела не имеется, пришел к выводу, что оспариваемое решение комиссии от [дата] [номер] об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения и решение комиссии от [дата] [номер] о признании недействительной выписки из протокола комиссии от [дата] [номер], приняты с нарушением норм, регулирующих спорные правоотношения, и прав истца К.
Суд первой инстанции отклонил как неубедительные доводы представителя ГУФСИН России по Нижегородской области об отсутствии указанных документов при повторном рассмотрении заявления К. со ссылкой на материалы служебной проверки, учитывая, что заслуживают внимания доводы истца и его представителя, которые в ходе судебного разбирательства выражали недоверие к заключению служебной проверки ввиду невозможности ее проверить на предмет достоверности, поскольку данная проверка проводилась самим же ответчиком ГУФСИН России по Нижегородской области.
Суд первой инстанции правильно отметил, что последующее поведение ответчика не отвечает требованиям добросовестности. Перед повторным заседанием комиссии истец К. об утрате (отсутствии) документов и необходимости их предоставление для повторного рассмотрения заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты не уведомлялся и не имел возможности восстановить недостающие документы К. О принятых решениях от [дата] [номер] и от [дата] К. не был извещен надлежащим образом, поскольку уведомления об указанных решениях были направлены К. по адресу: [адрес] (т. 1 л.д. 153-154, 219-220), по которому, как следует из материалов дела, К. никогда не проживал, сведений о данном адресе ответчику не сообщал. Такой подход ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области к разрешению вопроса о реализации социальной гарантии К. на обеспечение жильем нельзя признать справедливым.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П и определении от 7 декабря 2017 года N 2794-О сформулировал принцип правовой определенности при реализации социальных гарантий сотрудников и граждан, уволенных, в том числе из органов уголовно-исполнительной системы, который направлен на поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Основываясь на совокупности приведенных доказательств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также учитывая, что территориальная комиссия не наделена полномочиями по признанию недействительными выписок из протокола по ранее принятому решению о постановке сотрудника на учет, а также полномочиями по пересмотру своего решения о постановке сотрудника на учет в отсутствие сведений об утрате оснований для предоставления единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение от [дата] об отказе в постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и решение о признании недействительной выписки из протокола комиссии от [дата] [номер] не соответствуют требованиям закона, ограничивает его право как бывшего сотрудника ГУФСИН России по Нижегородской области на улучшение жилищных условий и удовлетворил требования К., признав за К. право на постановку на учет для получения спорной единовременной социальной выплаты, и возложив на ГУФСИН России по Нижегородской области обязанность поставить истца на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом 1 человек на основании его заявления (рапорта) от [дата] с момента его первоначальной подачи.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что сам К. не предоставил в [дата] году обязательные для представления документы противоречат результатам служебной проверки от [дата], согласно которым, напротив, выявлена несохранность документов по вине ответственных должностных лиц.
С целью проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией истребована и исследована выписка из ЕГРН от [дата] N[номер] о переходе прав на объект недвижимости - здание по адресу: [адрес], где имел в юридически значимый период регистрацию истец по делу. Согласно указанной выписке, ни К., ни его бывшая супруга и дети прав на указанный объект не имеют и никогда не имели.
В свою очередь, отсутствие документов о регистрации по месту пребывания в краткосрочные отрезки юридически значимого периода истцом не отрицается, однако, в силу вышеуказанных Правил таковое допускается, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, что свидетельствует о признании Комиссией соответствующих причин уважительными и не зависящими от сотрудника.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для решения вопроса постановки на учет необходимо установить наличие права истца на получение единовременной выплаты, что входит исключительно в полномочие соответствующих комиссий, не свидетельствует о нарушении судом принципа разделения властей, поскольку в силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку право истца на получение единовременной выплаты оспаривается ответчиками, именно суд, в соответствии со ст. ст. 10, 46 Конституции России обязан в пределах своей компетенции разрешить данный спор в установленном законом юридикционном порядке и признать наличие или отсутствие у истца оспариваемого права.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.