Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 29.09.2025 по 01.11.2025) // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 N 88а-7065/2024 данное определение отменено в части отказа в удовлетворении административного искового заявления, в отмененной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26.10.2023 по данному делу оставлено в силе.
Название документа
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 19.02.2024 N 33а-79/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-000500-52)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности лесов.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности. В целях контроля за исполнением предписания был осуществлен осмотр лесопожарной станции, в ходе которого установлено, что до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, техника, предназначенная для тушения лесных пожаров, хранится вне крытых стоянок для автотранспорта, тракторов и иных машин. Вместимость гаражей не позволяет разместить всю технику лесопожарной станции.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Магаданского областного суда от 19.02.2024 N 33а-79/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-000500-52)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности лесов.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности. В целях контроля за исполнением предписания был осуществлен осмотр лесопожарной станции, в ходе которого установлено, что до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, техника, предназначенная для тушения лесных пожаров, хранится вне крытых стоянок для автотранспорта, тракторов и иных машин. Вместимость гаражей не позволяет разместить всю технику лесопожарной станции.
Решение: Удовлетворено в части.
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2024 г. N 33а-79/2024
Судья Вигуль Н.Е. | Дело N 2а-3277/2023 |
УИД 49RS0001-01-2023-000500-52
Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Баюры Л.Н.,
судей Адаркина И.А., Морозовой Л.С.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" о возложении обязанности совершить определенные действия и устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности лесов
по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., выслушав пояснения представителей административных ответчиков К., А.А., К.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Е. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
установила:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Минприроды Магаданской области, Министерство) о возложении обязанности привести в соответствие с действующим законодательством места для хранения техники, предназначенной для тушения пожаров, указав в обоснование, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения на территории региона требований законодательства при хранении специализированной техники, приобретенной в рамках национального проекта "Экология", выявлены нарушения, допущенные Магаданским областным государственным бюджетным учреждением "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - МОГБУ "Авиалесоохрана", Учреждение).
Так, в ходе осмотра 10 ноября 2022 года Магаданской лесопожарной станции установлено, что автоцистерны размещены вне отапливаемого гаража, тракторы, приобретенные в 2022 году, хранятся вне специально оборудованных мест.
Несоблюдение условий хранения техники, приобретенной в рамках национального проекта "Экология", может привести к снижению эффективности реализации на территории Магаданской области названной программы, может повлечь повреждение и приведение в негодность техники, предназначенной для тушения пожаров на территории Магаданской области.
Техника передана Минприроды Магаданской области в МОГБУ МОГБУ "Авиалесоохрана", однако контроль за должностными лицами Учреждения не осуществлялся, оценка условиям и порядку хранения техники не давалась.
Факты нарушений федерального законодательства послужили основанием для внесения представлений министру природных ресурсов и экологии Магаданской области и начальнику МОГБУ "Авиалесоохрана", которые рассмотрены и удовлетворены.
В целях контроля за исполнением актов прокурорского реагирования 31 января 2023 года осуществлен осмотр Магаданской лесопожарной станции (МЛС), в ходе которого установлено, что до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, техника, предназначенная для тушения лесных пожаров, хранится вне крытых стоянок для автотранспорта, тракторов и иных машин. Вместимость гаражей не позволяет разместить всю технику Магаданской лесопожарной станции.
Ссылаясь на положения
статей 51,
53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации",
приказа Рослесхоза от 19 декабря 1997 года N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях",
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, противопожарным инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" и недостаточную обеспеченность МОГБУ "Авиалесоохрана" снаряжением, инвентарем и техникой, просил суд с учетом изменения исковых требований:
- возложить на МОГБУ "Авиалесоохрана" обязанность в течение месяца организовать работу по обустройству мест хранения лесопожарной техники на территории Магаданской лесопожарной станции, а также оснастить снаряжением и инвентарем, необходимым для предупреждения и тушения лесных пожаров;
- обязать Минприроды Магаданской области обеспечить в течение месяца финансированием подведомственный орган - МОГБУ "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" по организации работ обустройства мест хранения лесопожарной техники;
- обязать Минприроды Магаданской области в течение трех месяцев обеспечить подведомственный орган - МОГБУ "Авиалесоохрана" техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-Р.
Определением Магаданского городского суда от 22 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГУ МЧС России по Магаданской области.
Определением Магаданского городского суда от 29 марта 2023 года МОГБУ "Авиалесоохрана" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 20 апреля 2023 года исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.
На МОГБУ "Авиалесоохрана" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по обустройству мест хранения лесопожарной техники на территории Магаданской лесопожарной станции, а также оснастить снаряжением и инвентарем, необходимым для предупреждения и тушения лесных пожаров. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С МОГБУ "Авиалесоохрана" в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, Магаданский межрайонный природоохранный прокурор подал апелляционное представление, Минприроды Магаданской области, МОГБУ "Авиалесоохрана" - апелляционные жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 15 августа 2023 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 5 сентября 2023 года решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 апреля 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела судом природоохранный прокурор изменил административные исковые требования и просил суд:
- возложить на МОГБУ "Авиалесоохрана" в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения в сфере пожарной безопасности: заменить электропровода с видимыми нарушениями изоляции в гараже N 1, гараже N 2 здания Магаданской ЛПС; обеспечить гараж N 1, гараж N 2 Магаданской ЛПС знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, а также места размещения ручных пожарных извещателей и огнетушителей; устранить прокладку электропроводки по горючему основанию в гараже N 2 Магаданской ЛПС; устранить неисправность светового оповещателя "Выход" в помещении N 2 котельной гаража N 1 Магаданской ЛПС; демонтировать самовольно возведенные перегородки из горючих материалов в гараже N 1 Магаданской ЛПС; провести заделку негорючими материалами отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами в гараже N 2 Магаданской ЛПС; обеспечить эксплуатацию светильников колпаками (рассеивателями) в помещениях гаража N 1, гаража N 2 Магаданской ЛПС; произвести замену электророзеток с выявленными повреждениями в гараже N 1, гараже N 2;
- возложить на Минприроды Магаданской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность обеспечить лесопожарные формирования Магаданской области следующей техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2019 года N 1605-р, в том числе: 10 автомобилей грузовых на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т.; 13 вездеходов (мотовездеходов) возимых (авиатранспортабельных) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом; 3 трактора универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси; 9 прицепных модулей - прицепного оборудования для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров; 4 автобуса общей массой менее 3,5 т, предназначенных для перевозки людей не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением; 14 зажигательных аппаратов; 40 индивидуальных моторизованных средств пожаротушения (воздуходувок, ручных моторизованных лесных огнетушителей, ручных моторизованных грунтометов, ручных моторизованных полосопрокладывателей, экзоскелетов (пассивного или активного типа), мотокусторезов и др.); 40 комплектов пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л.; 17 топоров; 125 ручных комбинированных лесопожарных орудий типа топор-мотыга (пуласки), лесопожарных граблей, хлопушек (жестокого или мягкого типа, кусторезов, секаторов или аналогов); 13 пил ручных; 17 установок высокого давления (переносимых) в комплекте; 56 пожарных емкостей закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналогов); 25 стволов пожарных; 6440 метров напорных пожарных рукавов; 26 тепловизоров; 13 метеостанций с анемометром полевым (карманных); 17 комплектов мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС); 41 прибор спутниковой навигации (навигаторов); 4 комплекта навигационных для летчиков наблюдателей; 6 радиостанций УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи; 13 радиостанций УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 19 радиостанций УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 8 радиостанций УКВ диапазона носимая авиационного канала связи; 68 радиостанций УКВ диапазона носимая наземного канала связи; 5 терминалов спутниковой связи; 13 звуковещательных устройств (переносных); 23 комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет; 135 средств индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи; 42 индивидуальных полевых (тактических) рюкзака или индивидуальных разгрузочных систем; 52 спальных мешка; 108 палаток для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов; 8 тентов бивуачных; 24 комплекта посуды для приготовления пищи в полевых условиях (группового); 14 контейнеров съемных для транспортировки группового полевого снаряжения; 24 контейнеров съемных для перевозки пожарного инвентаря; 3 комплекта емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги); 48 прожекторов переносных световой силой не менее 1000 люмен; 12 металлических шкафов или сейфов; 13 комплектов слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного инвентаря и оборудования - слесарных инструментов, точильных станков электрических, станков для заточки пильных цепей и др.; 17 комплектов сигнальных лент и флажков (знаков); 200 пристрелочных лент или крепированной бумаги для изготовления соответствующего количества лент; 80 вымпелов; 3 ветроуказателя; 16 укладочных полотнищ парашюта - полотнище из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4?4 метра, предназначенной для укладки парашютной системы или подготовке к работе спускового устройства; 4 комплекта для укладки парашютных систем; 3 швейные машины; 4 весов напольных грузовых с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг; 36 транспортных грузовых контейнеров (десантных) в комплекте; 8 сетей грузовых для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета.
Решением Магаданского городского суда от 26 октября 2023 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично.
На МОГБУ "Авиалесоохрана" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: заменить электропровода с видимыми нарушениями изоляции в гараже N 1, гараже N 2 здания Магаданской ЛПС; обеспечить гараж N 1, гараж N 2 Магаданской ЛПС знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, а также места размещения ручных пожарных извещателей и огнетушителей; устранить прокладку электропроводки по горючему основанию в гараже N 2 Магаданской ЛПС; устранить неисправность светового оповещателя "Выход" в помещении N 2 и котельной гаража N 1 Магаданской ЛПС; демонтировать самовольно возведенные перегородки из горючих материалов в гараже N 1 Магаданской ЛПС; провести заделку негорючими материалами отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами в гараже N 2 Магаданской ЛПС; обеспечить эксплуатацию светильников колпаками (рассеивателями) в помещениях гаража N 1, гаража N 2 Магаданской ЛПС; произвести замену электророзеток с выявленными повреждениями в гараже N 1, гараже N 2.
На Минприроды Магаданской области возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, в том числе: 9 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т; 11 вездеходами (мотовездеходами) возимыми (авиатранспортабельными) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом; 3 тракторами универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси; 2 прицепными модулями - прицепным оборудованием для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенными для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров; 4 автобусами общей массой менее 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением; 14 зажигательными аппаратами; 40 индивидуальными моторизованными средствами пожаротушения (воздуходувки, ручные моторизованные лесные огнетушители, ручные моторизованные грунтометы, ручные моторизованные полосопрокладыватели, экзоскелеты (пассивного или активного типа), мотокусторезы и др.); 40 комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки горючесмазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л.; 17 топорами; 125 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа топор-мотыга (пуласки), лесопожарными граблями, хлопушками (жесткого, или мягкого типа, кусторезы, секторы, или аналоги); 13 пилами ручными; 17 установками высокого давления (переносимыми) в комплекте; 56 пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги); 25 стволами пожарными; 899 метрами напорных пожарных рукавов; 26 тепловизорами; 13 метеостанциями с анемометром полевым (карманными); 17 комплектами мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системы (БАС); 41 прибором спутниковой навигации (навигаторы); 4 комплектами навигационными для летчиков наблюдателей; 6 радиостанциями УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи; 13 радиостанциями УКВ диапазона стационарная наземного канала связи; 19 радиостанциями УКВ диапазона возимая наземного канала связи; 8 радиостанциями УКВ диапазона носимая авиационного канала связи; 68 радиостанциями УКВ диапазона носимая наземного канала связи; 5 терминалами спутниковой связи; 13 звуковещательными устройствами (переносными); 23 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет; 135 средствами индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи; 42 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 52 спальными мешками; 108 палатками для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов; 8 тентами бивуачными; 24 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповыми); 14 контейнерами съемными для транспортировки группового полевого снаряжения; 24 контейнерами съемными для перевозки пожарного инвентаря; 3 комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги); 48 прожекторами переносными световыми силой не менее 1000 люмен; 12 металлическими шкафами или сейфами; 13 комплектами слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарных инструментов, точильных станков электрических, станков для заточки пильных цепей и др; 17 комплектами сигнальных лент и флажков (знаков); 200 пристрелочными лентами или крепированной бумагой для изготовления соответствующего количества лент; 80 вымпелами; 3 ветроуказателями; 16 укладочными полотнищами парашюта - полотнище из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4 x 4 метра, предназначенное для укладки парашютной системы или подготовки к работе спускового устройства; 4 комплектами для укладки парашютных систем; 3 швейными машинами; 4 весами напольными грузовыми с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг; 36 транспортными грузовыми контейнерами (десантными) в комплекте; 8 сетями грузовыми для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Минприроды Магаданской области, не согласившись с судебным актом, ставит вопрос о его отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Обращает внимание, что в силу действующих норм бюджетного законодательства Министерство не является органом государственной власти, уполномоченным финансировать, обеспечивать приобретение техники и оборудования для лесопожарных формирований Магаданской области, поскольку выделяемые Магаданской области субвенций являются частью федерального бюджета, утверждение которого не входит в полномочия Министерства, в связи с чем дополнительное финансирование полномочий в области лесных отношений за счет средств федерального бюджета при отсутствии в нем запланированных средств на субвенции исключено.
Ссылаясь на
пункт 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года N 13-П, полагает, что реализация государственных полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления, может быть обеспечена только при условии выделения на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств и только в пределах этих ресурсов и средств.
Считает возложение судом на Министерство обязанности, которая не возникла до согласования Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленном бюджетным законодательством порядке целевых прогнозных показателей на определенный период и соответствующих мероприятий, направленных на их достижение, неправомерным.
Судом не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам отсутствия у Министерства соответствующего финансирования расходов на обеспечение МОГБУ "Авиалесоохрана" пожарной техникой, инвентарем и оборудованием.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, указывает о неисполнимости решения суда.
Считает, что административным истцом при изменении административных исковых требований в нарушение требований
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменены основание и предмет иска.
В дополнении к апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Лесного
кодекса Российской Федерации, указывает, что средства на осуществление полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе полномочия по выполнению мер пожарной безопасности в лесах, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета в порядке и по методике, определенным Правительством Российской Федерации, исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов.
Субъекты Российской Федерации с целью осуществления переданных им Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений ежегодно по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции из федерального бюджета, и объемы этих расходов.
Приводя положения
Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837 (далее - Правила N 837),
приказа Рослесхоза от 28 октября 2022 года N 915 "О проведении дистанционной защиты бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, осуществляемых за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений, а также поступления в бюджетную систему Российской Федерации доходов в виде платы за использование лесов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", отмечает, что Министерство при защите бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, то есть, определяя и согласовывая в соответствии с
пунктом 3 Правил N 837 направления и объемы расходов бюджета Магаданской области, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции из федерального бюджета, не вправе и не имеет возможности вносить показатели, превышающие предельные лимиты средств субвенций из федерального бюджета, доведенные Рослесхозом до субъектов Российской Федерации в соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете.
При этом защита бюджетных проектировок в соответствии с пунктом 3 Порядка N 837 осуществляется только после доведения до субъектов Российской Федерации соответствующих лимитов.
С учетом данных требований Министерством как в 2022 году, так и в 2023 году согласовывались направления и объемы расходов бюджета, однако такое согласование осуществлялось в пределах лимитов средств субвенций из федерального бюджета, доведенных Рослесхозом до Магаданской области.
Результат согласования бюджетных проектировок в 2002 году (на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов) отражен в протоколе заседания Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам от 29 ноября 2022 года N ИС-13/232.
Обращает внимание, что доведенные до Минприроды Магаданской области денежные средства в 2022 году и 2023 году освоены им в полном объеме.
Считает, что прокурор с требованиями о возложении обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, обратился к ненадлежащему административному ответчику.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Административный ответчик МОГБУ "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов", заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании положений
статьи 150,
части 6 статьи 226,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с
частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным
Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно
пункту "в" статьи 14 названного Федерального закона организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в РФ) установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 35 Правил противопожарного режима в РФ запрещено эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
В соответствии с
пунктом 37 названных Правил запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.
На основании
пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения.
Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (
пункт 54 Правил противопожарного режима в РФ).
Материалами дела подтверждается, что МОГБУ "Авиалесоохрана" является специализированным учреждением, создано в целях выполнения работы по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (пункт 3.1 Устава) (т. 1 л.д. 69).
Одним из видов деятельности Учреждения в силу пункта 3.2.1 Устава является охрана лесов от пожаров на землях лесного фонда в Магаданской области. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными Уставом в соответствии с лесным кодексом Российской Федерации (пункт 1.6).
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Магаданской области осуществляет Минприроды Магаданской области (пункт 1.4 Устава).
В силу положений пункта 5.1 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью Магаданской области и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.
При осуществлении права оперативного управления Учреждение обязано: обеспечивать сохранность и использование строго по назначению, не допускать ухудшение технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (пункт 5.6 Устава).
Согласно распоряжениям комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области от 26 февраля 2008 года N 50, от 3 июня 2009 года N 49 за МОГБУ "Авиалесоохрана" на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество: нежилое здание пожарно-химической станции, площадью 200,6 кв. м (т. 3 л.д. 221), гараж, назначение нежилое, площадью 685,1 кв. м, (т. 3 л.д. 222), склад, назначение нежилое, площадью 271,2 кв. м, (т. 3 л.д. 224), нежилое строение, общей площадью 41,1 кв. м (т. 3 л.д. 225), расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с планом расположения объектов в Магаданской лесопожарной станции (ранее пожарно-химической станции) имеются: здание Магаданского авиаотделения, включающее помещения для работников, склад, стояночные боксы вместимостью 14 единиц техники; здание лесопожарной станции, включающее слесарное помещение (помещение для ремонта техники), склад, помещение для работников, бытовое помещение, гараж вместимостью 4 единицы техники; холодный склад, который планируется переоборудовать для хранения техники под навесом (планируемая вместимость - 11 единиц техники).
Как установлено судом и следует из материалов дела, природоохранным прокурором в адрес МОГБУ "Авиалесоохрана" неоднократно вносились представления об устранении нарушений и соблюдения требований законодательства об охране лесов от пожаров.
С целью проверки соблюдения требований законодательства об охране лесов от пожаров, правил хранения лесопожарной техники Магаданским межрайонным природоохранным прокурором в отношении Учреждения проведена проверка (решение от 5 октября 2023 года N 49) (т. 3 л.д. 200) с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Магаданской области, в ходе которой выявлено, что на территории Магаданской ЛПС (<адрес>), расположены: 2 гаража, в которых осуществляется хранение 4 единиц техники (пожарные автомобильные цистерны (далее - АЦ). В нарушение положений
статей 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в помещениях гаража N 1 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. В помещении гаража N 2, в котором осуществляется хранение АЦ, с регистрационным номером В431КВ49, имеется отопление, сигнализация находится в исправном состоянии. В нарушение
пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ в помещениях Магаданской лесопожарной станции используются электропровода с видимыми нарушениями изоляции (акт проверки от 6 октября 2023 года) (т. 3 л.д. 201).
Согласно акту от 11 января 2023 года в результате повторного осмотра здания Магаданской лесопожарной станции в целях проверки соблюдения МОГБУ "Авиалесоохрана" требований законодательства при хранении специализированной лесопожарной техники, установлено, что в помещении N 1 проведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых уменьшается зона действия систем противопожарной защиты, возведены перегородки, разделяющие помещение, которые отсутствуют в проекте. Не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазопроницаемости образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологичными коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями (т. 3 л.д. 216).
Из справки старшего инспектора ОНД и ПР по г. Магадану УНД и ПР Главного управления МЧС России по Магаданской области С., привлеченной в качестве специалиста, в рамках проведения совместной проверки с Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой, в ходе обследования помещений, предназначенных для хранения пожарной техники Магаданской лесопожарной станции на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности 6 октября 2023 года, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: электропровода эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (помещение гаражного бокса N 1; комната отдыха; помещение котельной) (
подпункт "а" пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ); не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих, в том числе, пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения ручных пожарных извещателей и огнетушителей (
пункт 36 Правил противопожарного режима в РФ); эксплуатируется розетка с повреждением (оплавлением) (помещение гаражного бокса N 2; здание ЛПС) (
подпункт "б" пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ); электропроводка проложена по горючему основанию (здание ЛПС) (
подпункт "з" пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ); эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (здание ЛПС) (
подпункт "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ); световой оповещатель (табло "Выход") в неисправном состоянии (здание ЛПС) (
пункт 37 Правил противопожарного режима в РФ) (т. 3 л.д. 214-215).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, установив незаконное бездействие МОГБУ "Авиалесоохрана" по несоблюдению правил пожарной безопасности, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на данного административного ответчика соответствующей обязанности по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности.
При этом суд исходил из того, что бездействие Учреждения противоречит закону, нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился с иском прокурор.
Данные выводы основаны на правильном применении норм материального права с учетом всех установленных по делу юридически значимых обстоятельств, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Между тем с выводами суда относительно незаконного бездействия Минприроды Магаданской области, выразившегося в необеспечении МОГБУ "Авиалесоохрана" необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно
статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров
(часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования
(часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным
Кодексом, другими федеральными законами
(часть 7).
В силу положений
части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем управление ими и их охрана отнесены к введению Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
При этом средства на осуществление переданных в соответствии с
частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с
частью 1 названной статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (
часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация).
Аналогичные положения содержит
часть 3 статьи 42 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", согласно которой финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со
статьями 45 и
46 названного Федерального закона, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, за исключением случаев, указанных в
части 7 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837 утверждены
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В
пункте 2 названных Правил указано, что субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно
части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
В свою очередь, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров включают в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) приобретение и содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов; 4) создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (
часть 8 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация).
Согласно
части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Реализация указанного
распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (
пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р).
Таким образом, средства на обеспеченность субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров являются расходным обязательством Российской Федерации, возникшим в результате принятия федерального закона и нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.
Как установлено по делу, МОГБУ "Авиалесоохрана" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, не обеспечено.
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Магаданской области осуществляет Минприроды Магаданской области, которое в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года N 17-пп (далее - Положение), является органом исполнительной власти Магаданской области, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Магаданской области, реализующим государственную политику, в том числе в сфере сохранения лесов, отдельных полномочий Российской Федерации в данной сфере (пункт 1.1 Положения), главным распорядителем и получателем средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета и предусмотренных для реализации отдельных переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений (пункт 3.23 Положения).
Как следует из пункта из 1.4 Положения, финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе средств субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в том числе для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Таким образом, Минприроды Магаданской области осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в сфере сохранения лесов, реализуемые в пределах средств, поступающих из федерального бюджета.
При этом в соответствии с
пунктом 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства на обеспеченность Магаданской области пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров после их получения в виде субвенций становятся расходным обязательством Магаданской области, возникшим при выполнении Минприроды Магаданской области переданных Магаданской области полномочий Российской Федерации.
Согласно письму Федерального агентства Лесного хозяйства (Рослесхоз) от 30 января 2024 года N АВ-05-28/2108 объем средств федерального бюджета, предусмотренных Магаданской области на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров составил: 12180,5 тыс. руб. в 2022 году в рамках федерального бюджета на 2022 год (Федеральный
закон от 6 декабря 2021 года N 390-ФЗ), 6246,2 тыс. руб. в 2023 году в рамках федерального бюджета на 2023 год (Федеральный
закон от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ), 12455,6 тыс. руб. в 2024 году в рамках федерального бюджета на 2024 год (Федеральный
закон от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ).
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере 12180,5 тыс. руб. на 2022 год доведены Минприроды Магаданской области согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях от 30 декабря 2022 года N 614/270 (т. 4 л.д. 219) и израсходованы в полном объеме на приобретение:
гусеничного трактора по государственному контракту от 4 мая 2022 года N 0023/ЭА-2022 стоимостью 12119597 руб. 50 коп. (т. 4 л.д. 201, 211,212, 213) емкости прямоугольной по счет-фактуре и счету от 25 октября 2022 года N ЦБ-1706 стоимостью 60902 руб. 50 коп. (т. 4 л.д. 198, 199, 200).
Денежные средства в размере 6246,2 тыс. руб. на 2023 год доведены Минприроды Магаданской области согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях от 30 декабря 2022 года N 614/270 (т. 2 л.д. 212) и израсходованы в полном объеме на приобретение:
автомобиля грузового бортового ГАЗ-С42А43 по государственному контракту от 27 марта 2023 года N 0847500000923000177 стоимостью 5769000 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 221, 228);
резервуаров для воды РДВ-100 и РДВ-300 согласно дополнительному соглашению N 1 от 14 ноября 2023 года к государственному контракту от 10 ноября 2023 года N 0847500000923001748 на общую сумму 371345 руб. 00 коп. (т. 4 л.д. 195, 197);
резервуаров для воды РДВ-100 согласно дополнительному соглашению N 1 от 11 декабря 2023 года к государственному контракту от 11 декабря 2023 года N 0847500000923001896 на общую сумму 96070 руб. 00 коп. (т. 4 л.д. 184, 185);
шлангов напорных (рукавов пожарных) "Умница" ШП-1д-10 Бар по счету-оферте от 21 декабря 2023 года N ГЛ-8251 на общую сумму 9785 руб. 00 коп. (т. 4 л.д. 222, 223).
Указанное имущество передано МОГБУ "Авиалесоохрана" и закреплено за ним на праве оперативного управления (т. 1 л.д. 112-113, 114-115, 116).
Как установлено судом, дополнительные средства нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета бюджету Магаданской области в целях оснащения МОГБУ "Авиалесоохрана" пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с
пунктом 7.3 Правил N 837 в 2022 и 2023 годах не выделялись.
Как следует из письма Федерального агентства Лесного хозяйства от 15 февраля 2024 года N ВС-02-28/3557, в связи со сложной лесопожарной обстановкой в соответствии с
абзацем 2 пункта 7.3. Правил N 837 Магаданской области в 2022 и 2023 годах в приоритетном порядке выделялись средства нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета только на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и тушением лесных пожаров.
Таким образом, Минприроды Магаданской области в рамках реализации отдельных переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений осуществило обеспечение МОГБУ "Авиалесоохрана" лесопожарной техникой, противопожарным инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для проведения мероприятий по охране лесов от пожаров в соответствии с нормативами обеспеченности, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, в пределах доведенных 2022 и 2023 годах до Министерства бюджетных ассигнований, что согласуется с требованиями бюджетного законодательства (
пункт 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и прямо предусмотрено
пунктом 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации.
Утверждение административного истца о том, что Министерство в отсутствие достаточного финансирования обязано обеспечить Учреждение лесопожарной техникой и противопожарным инвентарем в количестве, определенном нормативами обеспеченности, не может быть принято во внимание, поскольку оно не основано на законе и противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Также судебная коллегия отмечает, что на территории Магаданской области уполномоченным органом субъекта не принят нормативный правовой акт, определяющий расходные обязательства Магаданской области в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р за счет собственных средств и источников финансирования дефицита бюджета Магаданской области (
часть 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия Минприроды Магаданской области, выразившегося в не обеспечении МОГБУ "Авиалесоохрана" необходимой пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, и, как следствие, отсутствии оснований для возложения на административного ответчика соответствующей обязанности.
Доводы представителя административного истца в суде апелляционной инстанции о том, что Министерство длительное время бездействовало, не обращаясь в уполномоченный орган с просьбами о выделении средств нераспределенного резерва в порядке, предусмотренном
Правилами N 837, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку как указано выше, средства нераспределенного резерва выделялись Магаданской области в 2022 и 2023 годах в приоритетном порядке только на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и тушением лесных пожаров. При этом в силу положений
части 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации указанные средства не могли быть использованы на другие цели.
Кроме того, лимиты бюджетных ассигнований на обеспечение пожарных формирований Магаданской области специальной техникой и оборудованием доведены до Министерства в 2022 году только 30 декабря 2022 года, что исключало возможность административного ответчика в связи с недостаточным финансированием обратиться в Рослесхоз с заявкой на выделение дополнительного финансирования за счет средств нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года (
пункт 7.4 Правил N 837).
В 2023 году Министерство, в установленный
пунктом 7.4 Правил N 837 срок, обратилось в Рослесхоз с заявкой на выделение средств из нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета в размере 168008, 07 тыс. руб. на приобретение пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря с целью обеспечения Учреждения данной техникой и инвентарем в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
Учитывая, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (
статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации), оснований для утверждения о наличии незаконного бездействия административного ответчика, выразившегося в не обращении в уполномоченный орган с просьбами о выделении средств нераспределенного резерва в порядке, предусмотренном
Правилами N 837, не имеется.
Из содержания
пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий (бездействия), решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечет отказ в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам административного истца совокупность правовых условий, влекущих возможность удовлетворения требований административного истца к Минприроды Магаданской области о возложении обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, по делу не установлена.
При таком положении решение Магаданского городского суда от 26 октября 2023 года в части удовлетворения требований к Минприроды Магаданской области о возложении обязанности основано на неправильном применении норм материального права, что в силу
пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его отмены, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь
пунктом 2 статьи 309,
статьями 310,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 октября 2023 года в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области о возложении обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, в том числе: 9 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т; 11 вездеходами (мотовездеходами) возимыми (авиатранспортабельными) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом; 3 тракторами универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси; 2 прицепными модулями - прицепным оборудованием для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенными для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров; 4 автобусами общей массой менее 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением; 14 зажигательными аппаратами; 40 индивидуальными моторизованными средствами пожаротушения (воздуходувок, ручных моторизованных лесных огнетушителей, ручных моторизованных грунтометов, ручных моторизованных полосопрокладывателей, экзоскелетов (пассивного или активного типа), мотокусторезов и др.); 40 комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки горючесмазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л.; 17 топорами; 125 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа топор-мотыга (пуласки), лесопожарными граблями, хлопушками (жесткого, или мягкого типа, кусторезы, секторы, или аналоги); 13 пилами ручными; 17 установками высокого давления (переносимыми) в комплекте; 56 пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналогами); 25 стволами пожарными; 899 метрами напорных пожарных рукавов; 26 тепловизорами; 13 метеостанциями с анемометром полевым (карманными); 17 комплектами мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системы (БАС); 41 прибором спутниковой навигации (навигатором); 4 комплектами навигационными для летчиков наблюдателей; 6 радиостанциями УКВ диапазона стационарными авиационного канала связи; 13 радиостанциями УКВ диапазона стационарными наземного канала связи; 19 радиостанциями УКВ диапазона возимыми наземного канала связи; 8 радиостанциями УКВ диапазона носимыми авиационного канала связи; 68 радиостанциями УКВ диапазона носимыми наземного канала связи; 5 терминалами спутниковой связи; 13 звуковещательными устройствами (переносными); 23 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет; 135 средствами индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи; 42 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 52 спальными мешками; 108 палатками для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов; 8 тентами бивуачными; 24 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповыми); 14 контейнерами съемными для транспортировки группового полевого снаряжения; 24 контейнерами съемными для перевозки пожарного инвентаря; 3 комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги); 48 прожекторами переносными световой силой не менее 1000 люмен; 12 металлическими шкафами или сейфами; 13 комплектами слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарных инструментов, точильных станков электрических, станков для заточки пильных цепей и др; 17 комплектами сигнальных лент и флажков (знаков); 200 пристрелочными лентами или крепированной бумагой для изготовления соответствующего количества лент; 80 вымпелами; 3 ветроуказателями; 16 укладочными полотнищами парашюта - полотнище из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4 x 4 метра, предназначенное для укладки парашютной системы или подготовки к работе спускового устройства; 4 комплектами для укладки парашютных систем; 3 швейными машинами; 4 весами напольными грузовыми с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг; 36 транспортными грузовыми контейнерами (десантными) в комплекте; 8 сетями грузовыми для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета, отказать.
В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 октября 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение по административному делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть
обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 4 марта 2024 года.