Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 N 88а-7065/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-000500-52)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, обеспечить лесопожарные формирования области техникой, инвентарем и оборудованием.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлены факты нарушений требований действующего лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности со стороны Ответчика-1, которым не принимается необходимых мер для обеспечения лесопожарных формирований техникой, инвентарем и оборудованием, а также со стороны Ответчика-2, которым не обеспечивается необходимое противопожарное обустройство мест хранения лесопожарной техники.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 N 88а-7065/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-000500-52)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, обеспечить лесопожарные формирования области техникой, инвентарем и оборудованием.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлены факты нарушений требований действующего лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности со стороны Ответчика-1, которым не принимается необходимых мер для обеспечения лесопожарных формирований техникой, инвентарем и оборудованием, а также со стороны Ответчика-2, которым не обеспечивается необходимое противопожарное обустройство мест хранения лесопожарной техники.
Решение: Удовлетворено в части.
Содержание
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права; и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2024 г. N 88а-7065/2024
Дело N 2а-3277/2023
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Магаданской области ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения представителей министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области ФИО4 и ФИО5 на кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Министерство), Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению "Северо-Восточная база авиационной и наземной охраны лесов" (далее - МОГБУ "Авиалесоохрана"), в котором (с учетом последующего изменения заявленных требований) просил:
- возложить на МОГБУ "Авиалесоохрана" обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения в сфере пожарной безопасности: заменить электропровода с видимыми нарушениями изоляции в гараже N 1, гараже N 2 здания Магаданской лесопожарной станции (далее - Магаданская ЛПС); обеспечить гараж N 1, гараж N 2 Магаданской ЛПС знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, а также места размещения ручных пожарных извещателей и огнетушителей; устранить прокладку электропроводки по горючему основанию в гараже N 2 Магаданской ЛПС; устранить неисправность светового оповещателя "Выход" в помещении N 2 котельной гаража N 1 Магаданской ЛПС; демонтировать самовольно возведенные перегородки из горючих материалов в гараже N 1 Магаданской ЛПС; провести заделку негорючими материалами отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами в гараже N 2 Магаданской ЛПС; обеспечить эксплуатацию светильников колпаками (рассеивателями) в помещениях гаража N 1, гаража N 2 Магаданской ЛПС; произвести замену электророзеток с выявленными повреждениями в гараже N 1, гараже N 2;
- возложить на Министерство обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования Магаданской области следующей техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р), в том числе: 10 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т; 13 вездеходами (мотовездеходами) возимыми (авиатранспортабельными) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом; тремя тракторами универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси; девятью прицепными модулями - прицепным оборудованием для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенным для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров; четырьмя автобусами общей массой менее 3,5 т, предназначенных для перевозки людей не менее девяти человек с индивидуальным снаряжением; 14 зажигательными аппаратами; 40 индивидуальными моторизованными средствами пожаротушения (воздуходувки, ручные моторизованные лесные огнетушители, ручные моторизованные грунтометы, ручные моторизованные полосопрокладыватели, экзоскелеты (пассивного или активного типа), мотокусторезы и др.); 40 комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л; 17 топорами; 125 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа топор-мотыга (пуласки), лесопожарными граблями, хлопушками (жестокого или мягкого типа, кусторезов, секаторов или аналогов); 13 пилами ручными; 17 установками высокого давления (переносимыми) в комплекте; 56 пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналогов); 25 стволами пожарными; 6440 метрами напорных пожарных рукавов; 26 тепловизорами; 13 метеостанциями с анемометрами полевыми (карманными); 17 комплектами мониторинга с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) и (или) беспилотными авиационными системами (БАС); 41 прибором спутниковой навигации (навигаторами); четырьмя комплектами навигационными для летчиков-наблюдателей; шестью радиостанциями УКВ диапазона стационарного авиационного канала связи; 13 радиостанциями УКВ диапазона стационарного наземного канала связи; 19 радиостанциями УКВ диапазона возимыми наземного канала связи; восьмью радиостанциями УКВ диапазона носимыми авиационного канала связи; 68 радиостанциями УКВ диапазона носимыми наземного канала связи; пятью терминалами спутниковой связи; 13 звуковещательными устройствами (переносными); 23 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет; 135 средствами индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте (защитная одежда из огнестойкой ткани, предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров, ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи); 42 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 52 спальными мешками; 108 палатками для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов; восьмью тентами бивуачными; 24 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповыми); 14 контейнерами съемными для транспортировки группового полевого снаряжения; 24 контейнерами съемными для перевозки пожарного инвентаря; тремя комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги); 48 прожекторами переносными световыми силой не менее 1000 люмен; 12 металлическими шкафами или сейфами; 13 комплектами слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного инвентаря и оборудования - слесарными инструментами, точильными станками электрическими, станками для заточки пильных цепей и др.; 17 комплектами сигнальных лент и флажков (знаков); 200 пристрелочными лентами или крепированной бумагой для изготовления соответствующего количества лент; 80 вымпелами; тремя ветроуказателями; 16 укладочными полотнищами парашюта (полотнища из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4?4 метра, предназначенной для укладки парашютной системы или для подготовки к работе спускового устройства); четырьмя комплектами для укладки парашютных систем; тремя швейными машинами; четырьмя весами напольными грузовыми с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг; 36 транспортными грузовыми контейнерами (десантными) в комплекте; восемью сетями грузовыми для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета.
В обоснование заявленных требований специализированный прокурор указал, что ходе проведенной проверки выявлены факты нарушений требований действующего лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности со стороны Министерства, которым не принимается необходимых мер для обеспечения лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием согласно Нормативам обеспеченности, которые утверждены
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р; а также со стороны МОГБУ "Авиалесоохрана", которым не обеспечивается необходимое противопожарное обустройство мест хранения лесопожарной техники на территории Магаданской ЛПС. Допущенное Министерством и МОГБУ "Авиалесоохрана" бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
20 апреля 2023 года Магаданским городским судом Магаданской области по делу принималось решение о частичном удовлетворении заявленных Магаданским межрайонным природоохранным прокурором требований, которое было отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 5 сентября 2023 года с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Магаданского городского суда от 26 октября 2023 года по результатам нового рассмотрения административного дела административные исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены частично:
- на МОГБУ "Авиалесоохрана" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: заменить электропровода с видимыми нарушениями изоляции в гараже N 1, гараже N 2 здания Магаданской ЛПС; обеспечить гараж N 1, гараж N 2 Магаданской ЛПС знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, а также места размещения ручных пожарных извещателей и огнетушителей; устранить прокладку электропроводки по горючему основанию в гараже N 2 Магаданской ЛПС; устранить неисправность светового оповещателя "Выход" в помещении N 2 и котельной гаража N 1 Магаданской ЛПС; демонтировать самовольно возведенные перегородки из горючих материалов в гараже N 1 Магаданской ЛПС; провести заделку негорючими материалами отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами в гараже N 2 Магаданской ЛПС; обеспечить эксплуатацию светильников колпаками (рассеивателями) в помещениях гаража N 1, гаража N 2 Магаданской ЛПС; произвести замену электророзеток с выявленными повреждениями в гараже N 1, гараже N 2;
- на Министерство возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, в том числе: девятью автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т; 11 вездеходами (мотовездеходами) возимыми (авиатранспортабельными) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом; тремя тракторами универсального или общего назначения на гусеничном или колесном шасси; двумя прицепными модулями - прицепным оборудованием для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенными для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров; четырьмя автобусами общей массой менее 3,5 т, предназначенными для перевозки людей в количестве не менее девяти человек с индивидуальным снаряжением; 14 зажигательными аппаратами; 40 индивидуальными моторизованными средствами пожаротушения (воздуходувки, ручные моторизованные лесные огнетушители, ручные моторизованные грунтометы, ручные моторизованные полосопрокладыватели, экзоскелеты (пассивного или активного типа), мотокусторезы и др.); 40 комплектами пожаробезопасных емкостей для транспортировки горючесмазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л; 17 топорами; 125 ручными комбинированными лесопожарными орудиями типа топор-мотыга (пуласки), лесопожарными граблями, хлопушками (жесткого, или мягкого типа, кусторезы, секторы, или аналоги); 13 пилами ручными; 17 установками высокого давления (переносимыми) в комплекте; 56 пожарными емкостями закрытого типа объемом до 300 л (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги); 25 стволами пожарными; 899 метрами напорных пожарных рукавов; 26 тепловизорами; 13 метеостанциями с анемометром полевым (карманными); 17 комплектами мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системы (БАС); 41 прибором спутниковой навигации (навигаторы); четырьмя комплектами навигационными для летчиков наблюдателей; шестью радиостанциями УКВ диапазона стационарными авиационного канала связи; 13 радиостанциями УКВ диапазона стационарными наземного канала связи; 19 радиостанциями УКВ диапазона возимыми наземного канала связи; 8 радиостанциями УКВ диапазона носимыми авиационного канала связи; 68 радиостанциями УКВ диапазона носимыми наземного канала связи; пятью терминалами спутниковой связи; 13 звуковещательными устройствами (переносными); 23 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы или сигнального устройства, сигнальных ракет; 135 средствами индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи; 42 индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами; 52 спальными мешками; 108 палатками для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов; восемью тентами бивуачными; 24 комплектами посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповыми); 14 контейнерами съемными для транспортировки группового полевого снаряжения; 24 контейнерами съемными для перевозки пожарного инвентаря; тремя комплектами емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л (канистра, бидон, контейнер, индивидуальные носимые емкости "мягкого" типа или аналоги); 48 прожекторами переносными световыми силой не менее 1000 люмен; 12 металлическими шкафами или сейфами; 13 комплектами слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарных инструментов, точильных станков электрических, станков для заточки пильных цепей и др.; 17 комплектами сигнальных лент и флажков (знаков); 200 пристрелочными лентами или крепированной бумагой для изготовления соответствующего количества лент; 80 вымпелами; 3 ветроуказателями; 16 укладочными полотнищами парашюта - полотнище из хлопчатобумажной или иной ткани размером не менее 4?4 метра, предназначенное для укладки парашютной системы или подготовки к работе спускового устройства; четырьмя комплектами для укладки парашютных систем; тремя швейными машинами; четырьмя весами напольными грузовыми с возможностью измерения массы десантного имущества не менее 120 кг; 36 транспортными грузовыми контейнерами (десантными) в комплекте; восемью сетями грузовыми для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года решение Магаданского городского суда от 26 октября 2023 года в части возложения на Министерство обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, отменено. По делу в данной части принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
26 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Магаданской области ФИО3, поданное через Магаданский городской суд Магаданской области 14 июня 2024 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По существу в кассационном представлении приведены доводы о незаконности и необоснованности апелляционного определения только в той части, в которой суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении административных исковых требований природоохранного прокурора к Министерству и принял новое решение об отказе в их удовлетворении.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора и представителей Министерства, представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь
статьей 150,
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с
частями 2 и
3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в
части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения.
Исходя из содержания
статей 21,
35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений
частей 1,
2 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным
законом, а также при выполнении требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в
пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, к числу которых отнесены национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности,
пункт 54 которых предусматривает, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.
Из содержания
пунктов 35,
36,
37 Правил противопожарного режима следует, что запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами. Руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Запрещается закрывать и ухудшать видимость световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы, и эвакуационных знаков пожарной безопасности. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения знаками или окраской.
В соответствии со
статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров
(часть 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров
(часть 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами
(часть 7).
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (
часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Вместе с тем Российская Федерация вправе в установленном законом порядке передать осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Средства на осуществление переданных в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров
(пункт 1); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
(пункт 2); разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров
(пункт 3); иные меры пожарной безопасности в лесах
(пункт 4).
В соответствии с
частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах
(пункт 1); перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах
(пункт 2); мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров
(пункт 3); меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов
(пункт 4); иные мероприятия
(пункт 5).
Из содержания
части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Соответствующие нормативы устанавливают для субъектов Российской Федерации минимальное количество лесопожарных формирований и их минимальную численность, минимальное количество лесопожарных станций (по типам) и авиаотделений, а также минимальное обеспечение пожарной техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем (по типам).
Как уже указывалось выше, Нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров утверждены
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
При этом,
пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р предусмотрено, что его реализация осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно (
часть 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 597, в
пункте 3 определяет, что организация авиационных работ по охране лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса на организацию охраны лесов, включая осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах.
Согласно пункту 3.8.6 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года N 17-пп (далее - Положение о Министерстве), Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе функции по охране лесов на землях лесного фонда (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.
Министерство осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через подведомственные государственные учреждения (пункт 1.3 Положения о Министерстве).
Приказом Министерства от 15 января 2021 года N 5/21 утвержден Устав МОГБУ "Авиалесоохрана" (далее - Устав), из содержания пункта 3.1 которого следует, что МОГБУ "Авиалесоохрана" является специализированным бюджетным учреждением, созданным в Магаданской области для целей выполнения работ по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров). Функции и полномочия учредителя МОГБУ "Авиалесоохрана" от имени Магаданской области осуществляет Министерство (пункт 1.4 Устава).
При осуществлении права оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, находящегося в государственной собственности Магаданской области, МОГБУ "Авиалесоохрана" обязано обеспечивать сохранность такого имущества, не допускать ухудшения его технического состояния, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (пункты 5.1, 5.6 Устава).
Как следует из материалов административного дела, Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенных проверок установлено, что МОГБУ "Авиалесоохрана" допускаются нарушения требований пожарной безопасности на объектах Магаданской ЛПС, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Кроме того, лесопожарные формирования Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в соответствии с нормативами, предусмотренными
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, не обеспечены.
Частично удовлетворяя заявленные специализированным прокурором административные исковые требования, Магаданский городской суд Магаданской области, проанализировав положения Лесного
кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ,
Правил противопожарного режима,
распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р,
Положения о Министерстве, Устава, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал в решении, что со стороны МОГБУ "Авиалесоохрана" допущено незаконное бездействие, которое выражается в длительном неустранении имеющихся нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях и объектах Магаданской ЛПС и которое создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством не принимаются предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на укомплектование лесопожарных формирований Магаданской области необходимыми и в нужном количестве пожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативами, определенными
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р. Допущенное Министерством незаконное бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия по административных делам Магаданского областного суда, согласившись с выводами Магаданского городского суда Магаданской области в части наличия оснований для возложения на МОГБУ "Авиалесоохрана" обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отменила решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, приняв в данной части по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований. Не оспаривая вывод Магаданского городского суда Магаданской области о необеспечении лесопожарных формирований Магаданской области необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, суд апелляционной инстанции указал в апелляционном определении, что со стороны Министерства не было допущено незаконного бездействия, поскольку соответствующее обеспечение в силу прямого указания действующего законодательства должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете. Объем денежных средств федерального бюджета, предусмотренный для Магаданской области на оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения мероприятий по охране лесов от пожаров, составил: в 2022 году <данные изъяты> рублей, в 2023 году - <данные изъяты> рублей. Данные денежные средства поступили в Магаданскую область и были полностью израсходованы на соответствующие цели, тогда как дополнительные средства нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета бюджету Магаданской области не выделялись.
Поскольку кассационное представление не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия прокурора Магаданской области с обжалуемым судебным актом в той части, в которой суд апелляционной инстанции оставил решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 октября 2023 года без изменения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов судебной коллегии по административных делам Магаданского областного суда об отказе в удовлетворении заявленных Магаданским межрайонным природоохранным прокурором административных исковых требований к Министерству, то с ними судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может по следующим основаниям.
В
пунктах 2 и
3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права; и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из содержания
пунктов 5,
9 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). При предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (
статья 124 КАС РФ).
Указывая в апелляционном определении на отсутствие незаконного бездействия со стороны Министерства, поскольку все выделенные из федерального бюджета в 2022, 2023 годах денежные средства, предусмотренные для Магаданской области на оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием, для проведения мероприятий по охране лесов от пожаров, были освоены, суд апелляционной инстанции не учел, что действующее законодательство предусматривает механизм дополнительного финансирования осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений, предусмотренных
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае недостаточности предусмотренных в федеральном бюджете средств.
Так, согласно
пунктам 7.4,
7.5 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, при недостаточности субвенций исполнительные органы субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств). Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 3 июля 2018 года N 536 "Об утверждении перечня документов, обосновывающих размер запрашиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" предусмотрена возможность направления органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации письменной заявки с указанием размера запрашиваемых средств нераспределенного резерва, причин возникновения дополнительных расходов, в том числе по судебным решениям, суммы средств, направленных на заявленные мероприятия из планового объема субвенций, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, Министерство не принимало всех предусмотренных действующим законодательством мер для изыскания дополнительного финансирования, необходимого для укомплектования лесопожарных формирований Магаданской области необходимыми и в нужном количестве пожарной техникой, оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативами, определенными
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р.
В свою очередь, отсутствие у лесопожарных формирований Магаданской области имущества, необходимого для обнаружения лесных пожаров, их тушения, выполнения мероприятий по доставке людей и средств борьбы с огнем к месту тушения лесного пожара и обратно ставит под угрозу выполнение общественно значимой функции по охране лесов, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
То обстоятельство, что Министерство 15 ноября 2023 года (то есть после принятия Магаданским городским судом Магаданской области решения от 26 октября 2023 года) направило в Федеральное агентство лесного хозяйства заявку N 11910/12-66 на дополнительное финансирование из нераспределенного резерва субвенций из федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей, не свидетельствует о полноте и своевременности принятых административным ответчиком мер в рамках возложенных на него действующим законодательством полномочий по охране лесов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает верными выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, о наличии оснований для возложения на Министерство обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р, тогда как допущенные судом апелляционной инстанции нарушения при применении норм материального права и при установлении имеющих значения для разрешения административного спора обстоятельств являются существенными, они повлекли принятие незаконного и необоснованного апелляционного определения.
В силу положений
пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области о возложении обязанности организовать обеспечение лесопожарных формирований Магаданской области техникой, инвентарем и оборудованием в количестве, предусмотренном
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров", оставив в указанной части в силе
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 октября 2023 года.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 19 февраля 2024 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.